Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-12-07 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты — внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества.
Русская литература XIX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов.)
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их общественной значимости для времени.)
Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, А. А. Платонова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения.
Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в остальных случаях — после анализа.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом
Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их мотивы. Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с позиции его нравственной ценности.
|
Составление характеристики героя (с помощью учителя).
Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление воображаемых диалогов главных действующих лиц.
Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.
Различение частей текста описательного и повествовательного характера.
Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми словами, развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка, их использование в пересказе.
Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора.
Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов. Обсуждение прочитанных книг. Составление отзывов. Ведение коллективных дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
Основные требования к умениям учащихся
Й уровень (минимальный)
- читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
- читать про себя проанализированные ранее тексты;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображённым событиям;
- высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
- выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
- учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Й уровень (достаточный)
- читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
- читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержанию тексты;
|
- выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
- формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
- делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
- характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
- выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
- соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью учителя);
- выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.
Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 7 классе (136 ч.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Виды работ |
1 | 2 | Жанры устного народного творчества | Выявление знаний школьников по данной теме. Работа над пониманием фольклорного текста, изучение жанров народного творчества, понимание происхождения устного народного творчества. Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах |
2 | 3 | Русская народная сказка «Сивка - бурка» | Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений |
3 | 1 | Русская народная сказка «Журавль и Цапля» | Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц и поговорок с текстом сказки. Работа над образами персонажей сказки. Работа с иллюстративным материалам. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений |
4 | 1 | Русская народная сказка «Умный мужик» | Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков бытовой сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц и поговорок с текстом сказки. Работа над описанием героев сказки, их характерами и поступками. Работа с иллюстративным материалом. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений |
5 | 2 | Былина «Три поездки Ильи Муромца» | Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ былины по вопросам учителя. Работа над выяснением идеи былины, признаков былины. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц и поговорок с текстом сказки. Работа над составлением характеристики главного героя. Работа с иллюстративным материалом |
6 | 1 | Народные песни | Работа над выразительным чтением. Анализ народных песен с опорой на вопросы учителя, музыку, произведения искусства. Работа над особенностями текста фольклорной песни |
7 | 1 | Пословицы и загадки | Работа над особенностями народных произведений малых форм. Работа над смысловым значением пословиц. Подбор пословиц по разной тематике. Отгадывание загадок. Самостоятельное составление загадок. Проведение конкурсов и викторин. Работа в парах и группах |
8 | 1 | Внеклассное чтение. «Русские народные сказки» | Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа над пониманием особенностей жанра сказки, видами сказок (волшебные, бытовые, о животных). Проведение конкурса, викторины, соревнования по знаниям сказок. Работа в парах, группах |
9 | 1 | А. С. Пушкин. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. С. Пушкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А. С. Пушкина |
10 | 6 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» | Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалам. Работа над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из сказки |
11 | 1 | А. С. Пушкин «Зимний вечер» | Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Составление образа няни. Работа с трудными для понимания словами и выражениями. Разучивание стихотворения наизусть |
12 | 1 | А. С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Выборочное чтение. Работа с трудными для понимания словами и выражениями |
13 | 1 | Внеклассное чтение. Чтение произведений А. С. Пушкина (выбор произведений на усмотрение педагога) | Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения |
14 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества М. Ю. Лермонтова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту |
15 | 4 | М. Ю. Лермонтов «Бородино» | Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Составление образа солдата. Работа с трудными для понимания словами и выражениями. Определение главной мысли (идеи) стихотворения. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения |
16 | 1 | И. А. Крылов. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества И. А. Крылова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях И. А. Крылова |
17 | 4 | И. А. Крылов, басни. «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська» | Повторение особенностей басни как жанра литературы. Работа над выборочным чтением. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Анализ произведений по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Нахождение общего и различий между сказкой и басней. Использование элементов драматизации. Определение морали басен. Заучивание басни наизусть |
18 | 1 | Внеклассное чтение «О чём рассказывают басни» | Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения |
19 | 1 | Н. А. Некрасов. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н. А. Некрасова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Н. А. Некрасова |
20 | 1 | Н. А. Некрасов «Несжатая полоса» | Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Работа над средствами выразительности в стихотворении. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями |
21 | 3 | Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин» | Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Работа над средствами выразительности в стихотворении. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Характеристика персонажей |
22 | 1 | Л. Н. Толстой. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Л. Н. Толстого. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Л. Н. Толстого |
23 | 11 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика главных действующих лиц. Коллективное обсуждение, высказывание собственной точки зрения. Деление текста на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом содержания прочитанного |
24 | 1 | Внеклассное чтение. Чтение произведений о силе человеческого характера, о смелых и красивых поступках людей (выбор авторов и произведений на усмотрение педагога) | Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения |
25 | 1 | А. П. Чехов. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. П. Чехова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А. П. Чехова |
26 | 2 | А. П. Чехов «Хамелеон» | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика главных действующих лиц. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Коллективное обсуждение, высказывание собственной точки зрения |
27 | 1 | Внеклассное чтение. Чтение юмористических рассказов (выбор авторов и произведений на усмотрение педагога) | Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения |
28 | 1 | В. Г. Короленко. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. Г. Короленко. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту |
29 | 9 | В. Г. Короленко «Дети подземелья» | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над характеристикой героев повести. Сравнение взаимоотношений Валика и Васи с сёстрами. Работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном |
30 | 1 | Внеклассное чтение. Чтение произведений русских писатели XIX века (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) | Анализ прочитанных произведений. Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения |
31 | 1 | А. М. Горький. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. М. Горького. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту |
32 | 7 | А. М. Горький «Детство» | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Чтение по ролям. Работа над характеристикой героев повести. Работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном |
33 | 5 | А. М. Горький «В людях» | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над характеристикой героев повести. Озаглавливание частей текста, работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном |
34 | 2 | М. В. Исаковский «Детство» | Знакомство с биографией и основными этапами творчества М. В. Исаковского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над выразительным чтением. Сравнительный анализ произведений М. Горького и стихотворения М. Исаковского. Уметь выразительно читать по ролям стихотворение |
35 | 2 | М. В. Исаковский «Ветер», «Весна» | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Анализ стихотворений по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть |
36 | 1 | К. Г. Паустовский Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. Г. Паустовского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях К. Г. Паустовского |
37 | 5 | К. Г. Паустовский «Последний чёрт» | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над просторечными словами и выражениями. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над рассказом-описанием. Работа над характеристикой героев. Высказывание своего мнения о прочитанном |
38 | 1 | М. М. Зощенко. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества М. М. Зощенко. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М. М. Зощенко |
39 | 4 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Высказывание своего мнения о прочитанном |
40 | 1 | К. М. Симонов. Биография | Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. М. Симонова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту |
41 | 4 | К. М. Симонов «Сын артиллериста» (отрывки) | Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Определение главной мысли произведения. Соотнесение пословиц с содержанием текста. Высказывание своего мнения о прочитанном. Разучивание наизусть отрывка стихотворения |
42 | 3 | В. П. Катаев. Биография. «Флаг» | Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. П. Катаева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Определение главной мысли произведения. Составление рассказа по прочитанному. Сравнение стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста» и рассказа В. Катаева «Флаг». Высказывание своего мнения о прочитанном. |
43 | 1 | Н. И. Рыленков. Биография «Деревья» | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н. И. Рыленкова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над характеристикой героя. Определение главной мысли стихотворения. Сравнение стихотворения М. Исаковского «Детство» и стихотворения Н. Рыленкова «Деревья». Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения |
44 | 2 | Н. И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки …», «Всё в тающей дымке…» | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Выразительное чтение стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка. Разучивание стихотворения наизусть |
45 | 1 | Внеклассное чтение. Поэты о русской природе | Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное рисование. Работа с уголком внеклассного чтения, читательскими дневниками |
46 | 5 | Ю. И. Коваль. Биография. «Капитан Клюквин» | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю. И. Коваля. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики клеста по данному плану. Характеристика рассказчика истории по опорным словам. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение |
47 | 5 | Ю. И. Коваль «Картофельная собака» | Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выделение комического в рассказе. Составление характеристики собаки Тузика Характеристика рассказчика истории по опорным словам. Работа с иллюстративным материалом. Описание собаки по плану. Составление рассказа от первого лица |
48 | 5 | Ю. Я. Яковлев. Биография. «Багульник» | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю. Я. Яковлева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о породах собак с опорой на иллюстрации и знания учащихся. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Составление рассказа от первого лица. Составление рассказа по данному плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение |
49 | 1 | Внеклассное чтение. Чтение произведений о взаимоотношениях человека с животными. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) | Анализ прочитанных произведений. Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения |
50 | 5 | Р. П. Погодин. Биография. «Время говорит - пора» | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Р. П. Погодина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение |
51 | 4 | А. Г. Алексин. Биография. «Двадцать девятое февраля» | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. Г. Алексина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Сопоставление пословицы с текстом произведения. Работа над описанием внешнего вида Лили Тарасовой. Характеристика героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части по данному плану, пересказ по плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение |
52 | 1 | К. Я. Ваншенкин. Биография. «Мальчишка» | Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. Я. Ваншенкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики героев стихотворения. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли стихотворения. Коллективное обсуждение |
53 | 1 | К. Я. Ваншенкин «Снежки» | Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Выделение главной мысли стихотворения. Коллективное обсуждение |
54 | 2 | Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей (выбор авторов и произведений на усмотрение педагога) | Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения |
Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 8 классе
|
|
|
Личностные результаты
- развивать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;
- развивать способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности (чувство ответственности, сострадание, взаимовыручка, чувство долга и т. п.);
- развивать умение грамотно, точно, ясно излагать свои мысли в устной форме;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения, в случае необходимости вносить в них коррективы;
- слушать одноклассников, понимать позицию другого человека;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Предметные результаты
- совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении сюжет, композицию, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- формулировать собственное отношение к произведениям и их героям;
- понимать авторскую позицию и высказывать своёотношение к ней;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка, цитат из текста;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать собственные вопросы;
- создавать устные монологические высказывания разного типа;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
- понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- совершенствовать умение пользоваться библиотекой, самостоятельно выбирать книги для досугового чтения.
Содержание учебного предмета «Чтение» в 8 классе
Примерная тематика чтения
Устное народное творчество
Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.
Былины, исторические песни, предания, сказки.
Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья — учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д.
Народная точка зрения на добро и зло.
Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX века
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса.)
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, К. Пруткова, И. С. Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса.)
Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, И. А. Бунина, А. Н. Толстого, А. А. Платонова, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, К. Г. Паустовского, Н. М. Рубцова, Ф. А. Абрамова, В. М. Шукшина, Р. П. Погодина, Ю. М. Нагибина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, К. Булычёва, Ф. А. Искандера.
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа над текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нём нравственных истин.
Составление характеристики героев путём отбора соответствующих мест текста для подтверждения определённых черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.
Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употреблённых в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
Основные требования к умениям учащихся
Й уровень (минимальный)
- читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
- читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
- пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
- выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
- находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
- учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Й уровень (достаточный)
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- читать про себя доступные по содержанию тексты;
- выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);
- определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним (с помощью учителя);
- самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
- отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
- пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
- ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
- выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
- заучить наизусть 10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 8 классе (102 ч.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Виды работ |
1 | 3 | Устное народное творч |
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!