Методика работы над стихотворением — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Методика работы над стихотворением

2021-12-07 34
Методика работы над стихотворением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стихотворение – это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру.

В учебниках чтения присутствует достаточно большое количество лирико-эпических и лирических стихотворений. В стихотворениях эпического (повествовательного) характера обязателен сюжет. Это делает их похожими на рассказ. Например, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» (7 класс). Эпические стихотворения могут включать в себя лирические фрагменты, содержащие описание природы или черт характера персонажа. Например, в стихотворении И. В. Никитина «Утро на берегу реки» (8 класс), помимо рассказа о рыбной ловле, даётся описание летнего утра.

Методика чтения эпических стихотворений во многом совпадает с методикой чтения рассказов: выясняется сюжет, раскрываются характеры действующих лиц, идея произведения. Так, например, после прочтения стихотворения С. Михалкова «Будь человеком» (5 класс) учащимся предлагается дать оценку поступков героя. В ходе этой работы педагог обращается к личному опыту учащихся, выслушивает их мнение. Так же, как в работе с рассказом, учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнести строчки стихотворения с картинками или кадрами диафильма. Следует отметить, что особенности стихотворной формы предполагают и некоторую специфику в работе. Прежде всего это касается формирования навыка выразительного чтения у старшеклассников на материале стихотворений, связанного с работой над образными средствами языка.

В книгах по чтению для старших классов присутствует большое количество лирических стихотворений. Это такие произведения, как «Чародейкою зимою…» Ф. И. Тютчева (5 класс), «Весна без вещуньи-кукушки…» Н. И. Рыленкова (7 класс), «Это утро, радость эта…» А. А. Фета (9 класс) и др. В лирических стихотворениях нет развёрнутого сюжета, законченных характеров, поступков. В них описываются чувства и переживания человека, его настроения и мысли. Чтение стихотворений лирического характера вызывает у умственно отсталых старшеклассников ряд трудностей. Это связано с повышенной эмоциональностью текстов лирических стихотворений и особенностями поэтической речи: обилием метафор, эпитетов, сравнений и других выразительных средств языка. Также умственно отсталые старшеклассники испытывают сложности при чтении лирических стихотворений русских классиков, так как в них присутствует большое количество устаревших слов и выражений, описывается та эпоха, в которой жил поэт.

Чтобы учащиеся максимально поняли текст стихотворения, педагогу необходимо правильно организовать работу на уроке. Особенно это касается этапа подготовки к усвоению материала. Перед чтением стихотворения учитель организовывает беседу, подкрепляя её наглядным материалом: репродукциями картин, иллюстрациями, рисунками учащихся, натуральными предметами, презентацией, видеоматериалом, аудиоматериалом. Беседа проходит с опорой на жизненный опыт школьников; на знания учащихся о поэте, исторических событиях; на те явления природы, которые в данный момент происходят; на впечатления, полученные школьниками во время предварительно проведённой экскурсии и т. п. После подготовительной работы, выразительного чтения стихотворения учителем (или прослушивания аудиозаписи) организуется чтение стихотворения учащимися с параллельным разбором содержания и пояснением незнакомых и трудных для понимания слов и выражений. После разбора и чтения стихотворения начинается работа над формированием навыка выразительного чтения. В зависимости от объёма и содержания текста стихотворения работа может быть организована разными способами:

§  прослушивание аудиозаписи и копирование выразительного чтения профессионального чтеца;

§  чтение строк (или четверостиший) с соответствующей интонацией;

§  использование приёма нотирования. Учащимся раздаются листы, на которых написан текст стихотворения. По мере чтения и разбора каждой строки учащиеся ставят соответствующие знаки, обозначающие паузы, логические ударения, повышение и понижение интонации.

Достаточно большое количество заданий к стихотворениям в методических аппаратах учебных книг предполагает выборочное чтение и нацеливает учителя на активизацию внимания школьников к авторскому слову. Так, например, при изучении стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем расписной…» (6 класс) предлагается найти и выделить из текста образные выражения, раскрывающие картины родной природы. Этот вид работы учитель подкрепляет иллюстративным материалом, комбинирует со словесным рисованием, объяснением значения слов и выражений.

В методический аппарат учебников заложены и задания, которые предполагают организацию конкурса чтецов, прослушивание песен и романсов на стихи, инсценировку и драматизацию, словесное рисование, создание иллюстраций и другие творческие задания.

Программа и методический аппарат учебников предполагает, что ряд стихотворений (или отрывков) заучивается старшеклассниками наизусть. Умственно отсталые старшеклассники должны знать наизусть от шести стихотворений в 5 классе до десяти стихотворений в 9 классе. Заучивание наизусть представляет трудность для большинства школьников с умственной отсталостью. Психофизической основой заучивания стихотворения является взаимосвязанная деятельность речеслухового и речедвигательного анализаторов при высокой активности основных процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения словесного материала. Процесс разучивания стихотворений развивает память, активизирует слуховое внимание, увеличивает объём импрессивной речи (восприятие и понимание), приучает к чистому говорению, выразительному интонированию, создаёт благоприятные условия для преодоления речевой замкнутости. Для облегчения процесса запоминания педагог может воспользоваться рядом методических приёмов, основанных на принципах мнемонического запоминания.

1) В записанном на доске стихотворении, приготовленном для заучивания, постепенно стирают отдельные слова. Учащиеся восстанавливают их по памяти при повторном чтении. К концу работы на доске остаются лишь начальные слова (или последние слова) каждой строчки, которые и служат ориентиром для их воспроизведения. Также стихотворение может быть дано с пропусками некоторых слов по тексту в каждой строке. Слова могут заменяться рисунками, символами, также могут быть использованы слова, союзы, предлоги, частицы и иллюстрации.

а) По мере заучивания стихотворения на доске остаются первые слова из каждой строчки.

б) По мере заучивания стихотворения слова из каждой строчки стираются, остаются только последние слова из каждой строчки, которые и служат подсказкой при рассказывании стихотворения наизусть.

в) Составление мнемонических таблиц.

2) Заучивание стихотворения с использованием приёма нотирования и интонированной разметки.

3) Заучивание по плану:

§ Словесно-иллюстративный план. К каждой строчке стихотворения подбирается слово и иллюстрация, это служит опорой при заучивании, а затем и при рассказывании стихотворения наизусть.

§ Действенный план. Данный план предполагает совершение игровых действий с фигурками персонажей из стихотворения и предметов, о которых говорится в стихотворении.

§ Картинно-предметный план. Создаётся по мере заучивания частей стихотворения, если каждая часть начинается с существительного или устойчивого выражения. Каждая строка обозначается картинкой с изображением предмета, а при возможности натуральным предметом.

§ Картинно-ситуационный план. Этот вид плана составляется из ситуационных картинок. Такой вид плана может быть использован в стихотворениях, где есть сюжет и действия персонажей могут быть проиллюстрированы. В качестве опоры для заучивания используется серия сюжетных картинок (слайды презентации, кадры диафильма, иллюстрации учащихся).

§ Символический план. Этот вид плана представлен в виде разных геометрических фигур, одной и той же фигурой разного цвета, различных символов. Напротив каждой строчки ставится символ, который будет ассоциироваться с содержанием этой строки и способствовать её запоминанию.

§ Комбинированный план. В этом виде плана в разных строчках могут использоваться разные виды планов.

 


Примерные конспекты уроков чтения

 

Тема: Русская народная сказка «Журавль и Цапля» (7 класс).

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

образовательные:

- закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;

- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;

- отрабатывать навык выразительного чтения произведения.

коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся при работе с пословицами, заданиями по карточкам;

- пополнять активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;

- развивать связную устную речь семиклассников в процессе ответов на вопросы и составления высказываний.

воспитательные:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству;

- воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации к сказке, записи на доске, толковые словари.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

2. Повторение пройденного материала.

а) Актуализация знаний учащихся (беседа, работа по карточкам).

- Ребята, мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.

- Кроме народной, какой ещё может быть сказка? (Авторская или литературная.)

- Возьмите карточку № 1, которая лежит у вас на краю парты. Покажите стрелочкой, какая сказка является народной, а какая авторской (литературной).

Карточка № 1 «Сивка-бурка» «Морозко» народная                  «Снежная королева»            авторская                 «Два мороза»                     «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 

- Вспомните, о чём рассказывалось в сказке «Морозко». Чему учит эта сказка?

- Кто написал сказку «Снежная королева»? Чему учит эта сказка? Какие ещё сказки этого писателя вы помните?

(Аналогичные вопросы задаются и по другим сказкам, указанным в карточке № 1.)

- Какие ещё русские народные сказки вы помните? Коротко расскажите о них.

- Можете ли вы вспомнить сказки других народов, которые изучали в предыдущих классах?

- Вы уже знаете, что сказки можно поделить на три группы, в соответствии с их содержанием: бытовые, волшебные и сказки о животных. Возьмите конверт, который лежит у каждого на краю парты, в конверте находятся полоски с названиями сказок и три полоски с надписями «сказки о животных», «бытовые сказки», «волшебные сказки». Ваша задача – распределить данные сказки в три столбика и доказать, почему именно в этот столбик вы поместили ту или иную сказку.

(Названия сказок: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Золотые руки», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Репка», «Лиса и волк».)

- Скажите, есть ли у вас любимая сказка? Почему именно эта сказка вам нравится?

- Сказка отличается своеобразной речью, словами, выражениями. Сейчас я буду называть вам слово или выражение, а вы должны его продолжить и предположить, в какой сказке оно может встречаться.

Жили-были …

Ждёт-пождёт …

Жить-поживать …

Добрый молодец …

Красна-девица …

За тридевять земель …

Оценка работы учащихся с комментариями.

3. Изучение нового материала.

а) Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными сказками. Мы будем учиться читать новую сказку по ролям, попробуем сочинить её продолжение.

- Посмотрите на доску. Кто изображён на этих иллюстрациях? (Птицы – журавль и цапля.)

- Сказка, которую мы будем сегодня читать, именно об этих двух птицах, и называется она «Журавль и Цапля». Как вы думаете, к какой группе сказок можно отнести сказку с таким названием? Правы вы или нет, мы узнаем, когда познакомимся с этой сказкой.

б) Чтение сказки учителем. Проверка восприятия.

- Напомните, к какой группе вы отнесли эту сказку? Докажите свою точку зрения.

- Какой показалась вам эта сказка: грустной, весёлой, какой-то незаконченной?

в) Речевая разминка.

- Попробуем сказать быстро: «Это присказка, а не сказка, сказка будет впереди. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

- Объясните, как вы понимаете эти выражения.

г) Объяснение значения непонятных слов из сказки.

- Ребята, в сказке вам встретятся такие слова, как:

сватовство (посвататься) и верста (семь вёрст). (Слова записаны на карточках и прикреплены к магнитной доске.)

- Как вы думаете, что такое «сватовство»? Если не знаете, то попробуйте спросить у соседа по парте.

- Для подтверждения или опровержения ответа посмотрите значение слова в толковом словаре.

- Как вы думаете, это слово устарело или встречается и сейчас в нашей речи?

- А что значит «посвататься»? Объясните значение этого слова.

- Найдите в толковом словаре значение слова «верста».

- Употребляют ли сейчас это слово? В каких единицах мы измеряем сейчас расстояние?

д) Чтение сказки учащимися по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов в контексте. Вопросы учителя по содержанию сказки:

- Прочитайте первый абзац сказки. Как называется такое начало?

- Как называется начало сказки? Оно связано со сказкой?

- Как вы думаете, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит эти присказки?

- Чем Журавль не понравился Цапле?

- Обидел ли Журавля отказ Цапли? Почему?

- Как повел себя Журавль, когда Цапля сама пришла к нему? Объясните, почему.

Слабоуспевающим школьникам предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом ответа на вопрос:

Журавль не понравился Цапле тем, что у него …

Цаплю очень обидел отказ Журавля, она …

- Вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Почему это происходит?

- Попробуем составить рассуждение с опорой на алгоритм.

Карточка с алгоритмом рассуждения прикрепляется на магнитную доску. Учащиеся составляют различные варианты рассуждений. Рассуждения коллективно обсуждаются. Школьники доказывают правильность своей точки зрения.

 

- Какие качества птиц показаны нам в этой сказке?

- Как вы думаете, кто должен был первым согласиться, пойти на встречу и примириться? Почему?

- Объясните значение выражения «несолоно хлебавши». Попробуйте заменить это выражение другим, но с тем же смыслом.

Слабоуспевающим школьникам предлагаются на выбор на карточках варианты: ничего не съел, ничего не добился, съел несоленую пищу.

4. Закрепление изученного материала.

а) Повторное чтение сказки учащимися, работа над развитием навыка выразительного чтения.

Учитель обращает внимание школьников на тон голоса каждой из птиц, когда она просит и когда отказывает.

б) Анализ содержания сказки, работа с пословицами.

- Приготовьте карточку № 2, она лежит у вас на краю парты. Сейчас вы будете работать совместно с соседом по парте. На карточке записаны три пословицы. Нужно подобрать правильный вариант окончания пословицы, объяснить ее смысл и определить подходит ли она к сказке.

Карточка № 2

Семь раз отмерь, …                    и семь раз отрежь.

                                           один раз отрежь.

 

Сначала думай, …                      потом говори.

                                           потом делай.

 

От одного слова …                     никогда не будет ссоры.

                                           да навек ссора.

- В какой из пословиц возможно два варианта продолжения. Докажите, что оба варианта правильные.

- Какие характерные особенности сказок вы можете отметить в этой сказке?

- Какую мысль пытается донести до нас народ в этой сказке?

в) Чтение сказки по ролям с предварительным разбором и элементами драматизации.

- Как вы думаете, какой характер был у Цапли? Как меняется её настроение и манера поведения от ситуации, в которой она оказывается? Попробуем показать, как она ходит, смотрит, когда она сама идет к Журавлю свататься, и когда даёт ему отказ, используя мимику, жест, взгляд.

- А теперь давайте подумаем, какой по характеру был Журавль. Покажем, как он ходит, смотрит и т. п.

- Сейчас мы попробуем прочитать сказку по ролям. Постарайтесь голосом передать характер персонажа, его манеры, то есть всё то, что вы сейчас показывали с помощью мимики и жестов, но без слов. Не забудьте изменять тон вашего голоса в зависимости от ситуации, в которой оказывается персонаж.

г) Самостоятельное придумывание продолжения сказки и её рассказывание.

- Ребята, мы с вами уже сказали, что в этой сказке как будто нет конца, она заканчивается тем, что Журавль и Цапля, так и ходят по болоту друг к другу свататься и никак не могут договориться. Попробуем изменить концовку этой сказки, придумать своё продолжение.

Более сильным учащимся даётся свобода для творчества, слабоуспевающим школьникам предлагаются опорные слова типа: «согласие Цапли», «подлость Лисы», «храбрость Журавля», «свадьба».

5. Подведение итогов урока.

а) Вопросы учителя.

- Ребята, что бы вы посоветовали героям этой сказки?

- Чему учит нас эта сказка?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни? В какой ситуации?

б) Коллективное выставление оценок с комментариями.

в) Объяснение и запись домашнего задания.

Тема: О. Бондарчук «Слепой домик» (5 класс).

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

образовательные:

- познакомить учащихся с новым художественным произведением;

- отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; готовить учащихся к чтению целым словом сложных по структуре слов;

- работать над пересказом произведения.

коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать воображение учащихся в процессе инсценировки;

- развивать эмоциональность школьников при ответах на вопросы;

- развивать связную устную речь пятиклассников в ходе обсуждения читаемого произведения.

воспитательные:

- воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.

Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрация к произведению, записи на доске.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сядем прямо, не согнёмся,

За работу все возьмёмся.

2. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

а) Разбор и инсценировка ситуаций с опорой на иллюстрации.

- Представьте себе, что вы едете в автобусе. На остановке в автобус заходит пожилая женщина. Как вы поступите? Объясните и докажите правильность своего поступка.

- Представьте себе, что вы идёте по улице, а впереди вас идёт пожилой сосед из вашего дома с тяжёлой сумкой. Как вы поступите?

- Представьте себе, что ваша соседка по лестничной площадке очень старенькая и очень одинокая бабушка. Раньше вы встречали её каждый день, а тут уже два дня не видели. Каковы ваши действия в такой ситуации?

(Сюжет ситуации и количество ситуаций учитель определяет на своё усмотрение. Возможна инсценировка ситуации, она может быть подготовлена как во внеурочное время, так и на уроке.)

После анализа и инсценировки ситуаций учитель подводит школьников к выводу о взаимоотношениях и поведении с пожилыми людьми. Школьники высказывают свою точку зрения, приводят примеры из своего жизненного опыта.

б) Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ об отношении к пожилым людям. Автор этого рассказа – О. Бондарчук, название рассказа написано на доске. Прочитайте его.

- Как вы думаете, что значит «слепой домик»?

- Скажите, рассказ с таким названием будет грустным или весёлым?

- Как развивались события в рассказе, кто его герои, грустный или веселый это рассказ мы узнаем, когда прочитаем его.

3. Знакомство с новым материалом.

а) Чтение рассказа учителем.

б) Проверка первичного восприятия произведения.

- Какое настроение возникло у вас после чтения рассказа? Почему? Попробуйте объяснить своё состояние и чувства.

- Назовите героев этого рассказа. Понравились ли вам герои? Если понравились, то объясните чем.

4. Изучение нового материала.

а) Речевая разминка.

Школьникам раздаются карточки с трудночитаемыми словами из текста. Работа проводится фронтально, отрабатывается слитное и орфоэпически правильное чтение каждого слова, в словах ставиться ударение.

 

Карточка № 1

знаком – знакомил – знакомился – познакомился

сосед – соседские

кирпич – кирпичный

рас + кры + ва + лись = раскрывались

 

пять                                                       разный

      пятиэтажный                                                 разноцветный

этаж                                                       цвет

 

б) Работа с новыми, непонятными словами и выражениями.

- В рассказе встретилось слово «ставни». Как вы думаете, что такое «ставни»? Видел ли кто-нибудь из вас ставни?

Учитель выслушивает ответы пятиклассников, затем демонстрирует иллюстрацию с изображением дома с окнами, на которых есть ставни, и ещё раз объясняет, что ставни – это створки из досок или железа для прикрытия окон.

- Прочитайте словосочетания, записанные на доске: ставни на окнах, оконные ставни, резные ставни.

- Какое словосочетание вам непонятно? (Резные ставни.) Спросите о значении этого словосочетания у соседа по парте, у учителя.

- Запомните новое слово и словосочетания с этим словом.

в) Чтение рассказа учащимися по абзацам, ответы на вопросы по содержанию каждого абзаца.

- Как проводил всё своё свободное время Рома?

- С чем автор сравнивает окна домов? Почему?

- Кто жил в слепом домике?

- Почему Рома решил войти в калитку дома?

- Как объяснил старик то, что ставни на окнах его дома все время закрыты?

- Как подействовал рассказ старика на Рому?

- Какие изменения произошли в жизни старика с момента его знакомства с Ромой?

5. Закрепление изученного материала.

а) Повторное чтение рассказа учащимися. Вопросы по содержанию текста.

- Как вы думаете, почему автор назвал домик «слепым»? А как бы вы назвали этот домик?

- Как вы думаете, почему люди не обращали внимания на слепой домик? Можно ли их осуждать за это?

- Почему Рома решил помогать старику, ведь на игры с друзьями у него стало намного меньше времени?

- Каким стал домик с появлением Ромы?

б) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает старика, которого Рома увидел через щель в заборе.

- Как вы понимаете слово «поёжился»? Попробуйте показать это состояние.

- Как автор показывает нам, что старик болен и немощен?

- Какое чувство вызвало у вас описание старика?

в) Чтение по ролям. Отработка навыка выразительного чтения диалога Ромы с дедушкой.

- Попробуем прочитать по ролям разговор, который произошёл между дедушкой и Ромой.

- Каким голосом и с какой интонацией нужно читать слова Ромы?

- Как вы будете читать слова дедушки? Почему?

Оценка чтения учеников.

г) Пересказ текста по плану.

План.

1. Жизнь Ромы у тёти.

2. Знакомство со стариком.

3. Помощь старику.

Учащиеся совместно с педагогом составляют план для пересказа текста. План записывается на доске. Далее текст пересказывается по каждому пункту плана поочередно несколькими учащимися. Каждого отвечающего школьника учитель спрашивает о его личном отношении к людям, которые не замечали одинокого старика; к жизни дедушки; к поступку Ромы и т. п.

(Количество заданий на этапе закрепления изученного материла, может быть сокращено по усмотрению учителя.)

6. Подведение итогов урока.

а) Вопросы учителя.

- Ребята, является ли для вас Рома примером для подражания? Обоснуйте свой ответ.

- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ?

б) Оценка работы школьников с комментарием педагога.

в) Объяснение и запись домашнего задания (чтение текста и подготовка пересказа по плану).

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.