Работа над орфоэпически правильным чтением и чтением с правильной постановкой ударения. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Работа над орфоэпически правильным чтением и чтением с правильной постановкой ударения.

2021-12-07 25
Работа над орфоэпически правильным чтением и чтением с правильной постановкой ударения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В старших классах, педагог стремится к тому, чтобы учащиеся читали текст с соблюдением норм литературного произношения и орфоэпии. Слова подбираются из текста изучаемого произведения с учётом трудности их прочтения и количества ошибок, допускаемых в этих словах умственно отсталыми старшеклассниками. Слова могут группироваться по определенному принципу (х о р о шо, п о года, м о л о дец или ч то, ч тобы, ску ч но); или это может быть свободная группировка слов (ч то, ду б, ло ж ка, р о дной или б о я ться, к о не ч но, м о ро з, к о тор ого, в прав о).

Для отработки правильного ударения также в ходе проведения речевой разминки педагог выбирает из читаемого текста слова или цепочки слов. Совместно с учащимися разбирается значение слов и ставится ударение в них. Например: снег – снега́ми; корм – корму́шка; сто́роны – сторо́нушка; тёплый – тепле́ет; ве́сел – весела́ – ве́село – веселы́; молоде́ц – молода́ – мо́лод – мо́лоды; го́лоден – голодна́ – го́лодно – го́лодны.

Многократность прочтения текста со сменой заданий.

Некоторые приёмы, помогающие сохранить интерес учащихся к чтению при неоднократном возвращении к тексту, заложены в методический аппарат учебников:

§ чтение «по цепочке»;

§ чтение абзацами;

§ чтение с «эстафетой»;

§ нахождение в тексте ответа на вопрос;

§ чтение отрывка, описывающего иллюстрацию;

§ выборочное чтение;

§ чтение с заданием;

§ чтение по ролям.

Работа над выборочным чтением.

Выборочное чтение используется на всех этапах работы над текстом и может быть разной степени сложности. Этот вид работы даёт педагогу большие возможности в варьировании заданий. Выборочное чтение позволяет эффективно сочетать работу над формированием навыков сознательного и выразительного чтения и умений работать с текстом. Оно также влияет на развитие творческого воображения, речи и памяти. В связи с этим выборочное чтение применяется при составлении плана, иллюстрировании, составлении характеристики героя, раскрытии идеи произведения и т. д. Методический аппарат каждого учебника линии изобилует разнообразными вариантами заданий, связанных с выборочным чтением. Практически на каждом уроке учитель предлагает учащимся выборочно прочитать какой-либо отрывок произведения по заданию. Предлагая задания для выборочного чтения, не стоит забывать о том, что после прочтения нужного отрывка можно спросить детей об их личном отношении к поступку героя, к событиям, описанным в отрывке, и т. п. При таком выполнении задания по выборочному чтению будут направлены ещё и на развитие связной устной речи учащихся.

Педагог может предложить старшеклассникам следующие варианты заданий:

1. Чтение отрывка с указанием страницы, абзаца или главы.

2. Чтение отрывка с ориентировкой на иллюстрацию.

- Рассмотри рисунок. Подбери к нему строчки из рассказа.

- Найдите ту часть рассказа, которая подходит к данному рисунку (рисунки могут быть сделаны самими учащимися). Прочитайте эту часть.

- Выберите рисунок, подходящий к строчке стихотворения, начинающейся со слов… (отрывку рассказа, начинающегося словами…). Найдите и прочитайте эту строчку (отрывок).

3. Чтение отрывка с ориентировкой на вопрос учителя.

- Как выглядит лес после первого снега? Прочитай этот отрывок ещё раз.

4. Чтение по конкретному заданию.

- Прочитай последние строчки из сказки и запомни их.

- Прочитайте слова, которые говорил главный герой, когда…

5. Чтение с доказательством.

- Найдите в тексте и прочитайте слова, подтверждающие…

- Найди в тексте и прочитай доказательство того, что…

- Прочитайте отрывки, которые доказывают, что…

 

Осознанное чтение

Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, так как если человек не понимает того, о чём читает, то теряется весь смысл процесса чтения. Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения умственно отсталых школьников. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т. п.

Задача учителя – помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы. В старших классах продолжает оставаться актуальным проверка первичного восприятия текста после его прочтения педагогом и содержательный анализ текста, проводимый параллельно с его первичным прочтением школьниками.

На уроке педагог предлагает разнообразные варианты заданий, направленные на понимание и осознание прочитанного, комбинирует эти задания. Прежде всего, это работа над лексическим значением слов, так как именно она обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведёт к невозможности понять более глубокий смысл произведения. На каждом уроке на различных этапах изучения художественного произведения проводится работа с незнакомыми или трудными для понимания словами, словосочетаниями и выражениями. Учитель может ограничиться устным объяснением значения слова, познакомить школьников со сноской, данной в конце текста. Самым важным в этой работе является привлечение учащихся к самостоятельному поиску значения слова. Педагог может попросить учащихся сказать, какое слово им непонятно, предположить, что оно значит, предложит им спросить о его значении у одноклассников, у учителя, посмотреть значение слова в толковом словаре. Проработка трудных и незнакомых слов играет большую роль не только в совершенствовании механизма чтения, предупреждении различных ошибок при чтении, но также и для успешного введения новых слов в активный словарь школьников. Работа над незнакомыми словами может проходить как перед чтением текста, так и в процессе чтения текста произведения.

В своей работе педагогу следует использовать разнообразные приёмы объяснения значения новых слов и выражений:

§ Выяснение значения слова (выражения)по контексту.

- Какое слово или выражение не понятно вам в этом предложении?

- Как вы думаете, можно ли о значении слова догадаться по окружающему его тексту?

- Попробуйте догадаться о значении непонятного вам слова, ещё раз прочитав предложение.

- Выскажите свои предположения. Объясните значение этого слова.

§ Самостоятельноевыяснение значения слова (выражения).

Учитель просит объяснить, как дети понимают выбранное им слово (выражение). Учитель выслушивает мнения школьников, просит высказаться тех, кто имеет иную точку зрения, аргументировав её. Проанализировав ответы учащихся, педагог должен подвести класс к правильному выводу.

§ Поиск значения слова в толковом или этимологическом словаре.

§ Выяснение значения слова (выражения) у одноклассников, чтение сносок.

- Знаете ли вы значение этого слова (выражения)?

- Спросите значение этого слова (выражения) у товарища.

- Прочитайте сноску в конце текста.

- Поднимите руку те, чей ответ был ближе всего к правильному.

§ Объяснение слов через показ предмета или действия, обозначаемого непонятным словом.

Это может быть иллюстрация, рисунок, натуральный предмет; прослушивание аудиозаписи; просмотр видеозаписи, слайда. В ряде случаев необходим показ действия учителем: например, при объяснении слова «похаживает». Учитель может сам продемонстрировать это либо попросить кого-то из детей. (Русская народная сказка «Морозко», 5 класс.)

§ Объяснение слов через подстановку синонима.

Например: нежила, голубила – любила, жалела; стужа – холод; справила – сделала. (Русская народная сказка «Морозко», 5 класс.)

Работа с синонимами и объяснение слов с их помощью требует определённого методического подхода. Дело в том, что синонимы не всегда тождественны, каждый из них обладает различиями как в значениях, так и в оттенках. В этом случае слово должно сопровождаться дополнительным пояснением учителя и словами текста. Например, в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкин (9 класс) называет мисс Жаксон «чопорной». Это слово требует дополнительного пояснения для умственно отсталых школьников.

- Как вы понимаете слово «чопорная»?

- Выскажете свои предположения.

- Почему вы так думаете?

- Посмотрите в толковом словаре значение этого слова. Чопорный – строгий – слишком правильный. Являются ли эти слова абсолютно одинаковыми по значению?

- Объясните, как вы понимаете каждое из этих слов.

- К какому человеку больше подойдут слова: «строгий», «слишком правильный»?

- Составьте словосочетания с этими словами.

- Есть ли среди ваших знакомых такие люди? Коротко расскажите о них.

- Прочитайте, как А. С. Пушкин пишет о мисс Жаксон. Докажите, что именно слово «чопорная» выразительнее и ярче показывает нам образ этой дамы.

- Дополните портрет мисс Жаксон своими словами. Попробуйте изобразить её.

§ Подведение слова под ближайший род и выделение видовых признаков.

Например: черника, брусника, ежевика, голубика, земляника – ягоды.

§ Развёрнутое описание слова (выражения).

Например, для словосочетания «поедом ела». Это устаревшее выражение, которое значит, что один человек постоянно изводит другого, попрекает его, ругает и оскорбляет. (Русская сказка «Морозко», 5 класс.)

§ Объяснение слов через антоним.

Например: ленивица – труженица. (Русская сказка «Морозко», 5 класс.)

§ Объяснение слова через анализ морфологической структуры и словообразования.

Например: ельничек – от слова «ель», так называют лес, где растут ели; березничек – от слова «берёза», т.е. берёзовый лес, берёзовая роща. (Русская сказка «Морозко», 5 класс.)

 

Большое внимание в методических аппаратах учебников уделяется работе с синонимами и антонимами. Это разбор значений слов-синонимов, разбор и сопоставление со словами из читаемого произведения, самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом, подбор антонимов, составление с этими словами словосочетаний, предложений и т. п.

Вот лишь некоторые фрагменты подобного рода работы на уроках чтения в старших классах:

1. Объяснение значения нескольких синонимов, заранее выбранных учителем из текста читаемого произведения с опорой на словарь.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.