Тема: В. А. Жуковский «Жаворонок» (6 класс). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема: В. А. Жуковский «Жаворонок» (6 класс).

2021-12-07 35
Тема: В. А. Жуковский «Жаворонок» (6 класс). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

образовательные:

- уточнить и расширить знания и представления детей о признаках весны, опираясь на изучаемые произведения;

- познакомить учащихся со стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок»;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, используя приём нотирования.

коррекционно-развивающие:

- обогащать активный словарный запас учащихся путём ввода в него новых слов из стихотворения;

- развивать слуховое внимание учащихся при прослушивании стихотворения;

- развивать воображение при словесном описании картин природы, представленных в стихотворении.

воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе родного края; чувство прекрасного; чувство радостного ожидания прихода весны.

Оборудование: учебники, иллюстрация жаворонка, иллюстрации весенней природы, индивидуальные карточки с текстом стихотворения, таблица с условными обозначениями, аудиозапись романса М. Глинки «Жаворонок», толковые словари.

Ход урока

1. Организация начала урока. Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос, краткий пересказ сказки.

- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Весенняя песня».)

- Кто автор этой сказки? (Г. Скребицкий.)

- О каком времени года идёт речь в сказке?

- С кем ведёт диалог Весна?

- Почему это произведение назвали сказкой, что в нем сказочного?

- Вспомним, как развивались события в сказке. Расставьте пункты плана правильно. Коротко расскажите о событиях, происходивших на каждом из этих этапов.

Уход Зимы.

Пение птиц.

Звенящая песнь жаворонка.

Хитрая Зима.

Оживление животных.

- Какие птицы помогали Весне?

- Смогли они ей помочь? Почему?

- Чья песня помогла прогнать Зиму?

- Как можно назвать песню жаворонка?

3. Знакомство с новым материалом.

а) Вступительная беседа учителя, подключение к беседе учащихся, показ иллюстраций и картин с изображением ранней весны, жаворонка.

- В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. Ни одного времени года мы не ждём с таким нетерпением, как весну. Ребята, а вы ждёте весну? Почему? Все мы устали от снега, зимнего холода, тёплой одежды. Все мы ждём первых признаков появления весны. Вспомним, какие это признаки: звон первой капели, более яркие и тёплые лучи солнца, первые проталины, звонкое чириканье воробьёв. (Показ картин и иллюстраций, беседа по ним.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок» (на доске запись темы урока, иллюстрация с изображением жаворонка).

б)Первичное прочтение стихотворения учителем, проверка восприятия.

- О каком времени года идёт речь в стихотворении?

- Кто принёс песню о весне?

Прослушивание романса М. Глинки «Жаворонок» (беседа о настроении и чувствах, которые вызывает этот романс).

в) Работа над трудночитаемыми и сложными для понимания словами и словосочетаниями.

- Прежде чем вы будете читать стихотворение, разберём некоторые слова и словосочетания из него. Автор стихотворения жил более ста лет назад и люди тогда говорили несколько иначе, чем сейчас, поэтому не всё нам может быть понятно.

Слова и словосочетания написаны на карточках и находятся на доске, в них поставлено ударение. Для работы также используется толковый словарь.

Лес зарде́л

- Кто-нибудь из вас видел восход солнца? Какого цвета оно бывает, когда всходит?

- Зардел – это значит, что лес, ещё не одетый в зелень листвы, окрашен в красный цвет от лучей восходящего солнца.

Доли́на

- Как вы думаете, что такое долина? Почитайте объяснение этого слова в толковом словаре. Кто был ближе всего к правильному ответу? Посмотрите, как пишется это слово, как можно его проверить?

Пар беле́ет то́нкий

- Как вы думаете, почему возникает пар?

- Когда лучи солнца пригревают влажную землю, то вода испаряется и появляется пар или туман.

-  Кто-нибудь из вас видел утром пар, туман? Какого он цвета, можно ли его взять руками? Поэтому и говорят – белый, тонкий.

В лазу́ри

- Какого цвета бывает небо весной?

- Посмотрим в толковом словаре объяснение этого слова. Лазурный – светло-синий. Автор говорит о лазурном небе. Замените слово «лазурь» на слово из толкового словаря. Что получилось? (Светло-синее небо.) Сравним эти два словосочетания: «лазурное небо» и «светло-синее небо». Какое из них вам нравится больше? Почему?

г) Физминутка.

4. Работа с новым материалом.

а) Чтение стихотворения учителем и детьми с использованием приёма нотирования.

- Мы должны научиться читать это стихотворение выразительно, показывая голосом настроение, которое хотел передать нам В. А. Жуковский, соблюдая паузы. Для этого нам понадобятся некоторые условные обозначения.

На доске висит таблица с условными обозначениями (на партах у каждого ребёнка аналогичные индивидуальные таблички). Повторяются все знаки, необходимые для нотирования. Текст стихотворения написан на доске и у каждого учащегося на индивидуальной карточке.

¾¾ Главное слово
­ Повышение голоса
¯ Понижение голоса
| Короткая пауза
|| Длинная пауза

 

- Прочитайте первые две строчки стихотворения.

- О чём в них говориться? (Лес зардел, пар белеет.)

- Это главные слова в этих строчках. Как их нужно подчеркнуть? Подчёркиваем. (Учитель на доске, дети на своих карточках.)

- Послушайте первую строчку стихотворения. На каком слове я повышаю голос? (Солнце.) Поставим нужный знак.

- Что происходит с моим голосом в конце строки? Послушайте. Поставим нужный знак.

- Послушайте, где при чтении этих строчек я делаю паузы. Отметим паузы условными обозначениями.

- Каким тоном мы читаем эти строки? (Спокойно, плавно.) Какое чувство возникает при чтении этих строк? (Чувство спокойствия.) Отметим в скобочках интонацию, с которой будем читать первые две строчки.

- А теперь попробуем прочитать первые две строчки, используя знаки, которые мы поставили и нужную интонацию.

- Послушайте следующие две строчки стихотворения.

- Кого ждала природа? (Жаворонка.) Это главное слово, подчеркнём его.

- Что происходит с голосом при чтении этих строчек? (Он повышается.) Обозначим это в тексте.

- Послушайте, где при чтении этих строчек я делаю паузы. Отметим паузы условными обозначениями.

- С какой интонацией необходимо читать эти строки? (Радостно, бодро, весело.) Отметим это в тексте.

- Прочитайте эти строки, обращая внимание на расставленные нами обозначения и интонацию.

- Прочитайте первое четверостишие, соблюдая условные обозначения и интонацию.

- Послушайте строчки из второго четверостишия, определите, где в них главные слова. Подчеркнём их.

- Определим, на каких словах повышается и понижается голос. Подчеркнём в тексте.

- Послушайте, где при чтении этих строчек я делаю паузы. Отметим паузы условными обозначениями.

- С каким настроением нужно читать эти строчки? (Радостно, игриво.)

- Прочитайте первые две строчки второго четверостишия выразительно.

- Послушайте последние строчки стихотворения. Определите, где здесь главные слова, где идёт повышение и понижение голоса. Отметим это в тексте.

- Послушайте, где при чтении этих строчек я делаю паузы. Отметим паузы условными обозначениями.

- Каким голосом нужно читать эти строчки? Прочитайте.

(По окончании этой работы перед учащимися находится пронотированный текст стихотворения.)

4. Закрепление изученного материала.

Чтение стихотворения детьми с использованием приёма нотирования, заучивание первого четверостишия наизусть.

- Прочитайте первое четверостишие.

- Прочитайте второе четверостишие.

- Прочитайте стихотворение целиком.

- Попробуем выучить первое четверостишие наизусть.

Сначала заучивается первая строчка, дети повторяют её хором, по одному, с закрытыми глазами. Аналогично проходит работа над второй сточкой, затем первые две строчки повторяются вместе. Далее аналогично идёт работа над следующими двумя строчками стихотворения. После этого первое четверостишие наизусть читают более сильные учащиеся, более слабые могут прочитать две или одну строчку (сколько запомнили).

5. Подведение итогов урока.

- С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

- Кто автор этого стихотворения?

- Как мы учились читать это стихотворение?

- Какое настроение у вас после нашего урока? Что повлияло на ваше настроение?

- Дома вы должны будете выучить стихотворение наизусть.

Выставление оценок за урок с комментарием учителя.


ПРИМЕР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 5 классе

Личностные результаты

- развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т. п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;

- понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность её выполнять;

- способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;

- способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

- умение строить сообщения в устной форме;

- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- умение формулировать собственное мнение;

- способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

- умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

- умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

- умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения);

- способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т. п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям);

- способность выделять главную мысль произведения;

- способность участвовать в беседе;

- умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;

- способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам,

- способность заучивать стихотворения наизусть;

- способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки.

 

Содержание учебного предмета «Чтение» в 5 классе

Примерная тематика чтения:

Устное народное творчество

Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы.

Сказки. Представления о добре и зле.

Картины родной природы

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

О животных

Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Из прошлого нашего народа

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

Спешите делать добро

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.