Объяснительное и литературное чтение в старших классах — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Объяснительное и литературное чтение в старших классах

2021-12-07 27
Объяснительное и литературное чтение в старших классах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обучение чтению старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью включает в себя два этапа:

– объяснительное чтение (5 – 6 (7) класс);

– литературное чтение (7 (8) – 11(13) класс)[1].

Объяснительное чтение

Данный этап начинается во 2 классе начальной школы и имеет продолжение в старшей школе в 5 и 6 (7) классах. Структура учебников на этапе объяснительного чтения соответствует тематическому принципу: сезонные изменения в природе, дружба, повадки животных, игры и занятия детей и т. п. Объяснение содержания произведения и его разбор опирается на имеющийся у детей опыт и на те явления, которые проходят в данный момент перед их глазами. Начиная с 5 класса в учебники включаются произведения, тематика которых и их последующее чтение и анализ будут опираться на знания детей в области природоведения, географии, естествознания, истории. Учебники 5 и 6 класса состоят из произведений малых форм. Это небольшие рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы. Тексты, используемые на этом этапе, небольшие по объёму, соответствуют интересам, опыту и возможностям в чтении умственно отсталых школьников. Включённые в учебники тексты призваны расширять опыт детей, а также постепенно давать новые знания. На этапе объяснительного чтения в учебники включаются произведения малых форм, классиков русской литературы, современных отечественных и зарубежных авторов. Большое внимание уделяется изучению народного творчества – это сказки, загадки, пословицы, поговорки русского народа и других народов. Каждый раздел заканчивается подведением итогов, обобщением изученного материала. Для этого выделяются самостоятельные рубрики, например, «Повторяем изученное» или «Вспоминаем прочитанное», которые помогают учителю в организации завершающего урока в работе над определённым этапом.

Тематика и структура учебника для 5 класса соответствует этапу объяснительного чтения. Тексты учебной книги объединены по тематическому принципу, предусмотрены вопросы и задания для обобщения по каждой теме. В учебник включено 11 разделов. Вошедшие в разделы тексты интересны и познавательны. Они посвящены как традиционным темам («Картины родной природы. Лето. Осень», «О друзьях-товарищах», «Спешите делать добро» и др.), так и менее знакомым для учащихся вопросам, например: «Из прошлого нашего народа», «Из произведений зарубежных писателей». Такая рубрикация способствует повышению интереса пятиклассников к работе с данной книгой.

Принцип размещения художественных произведений в учебной книге для 6 класса имеет оригинальную структуру по сравнению с другими учебниками, обеспечивающими этап объяснительного чтения. Как уже было сказано ранее, объяснительное чтение предполагает компоновку текстов по тематическому принципу, что, в частности, создаёт основу для проведения обобщающих уроков, которые в методических аппаратах традиционных учебников обеспечиваются соответствующими вопросами и заданиями. В данном учебнике авторы выбрали другой принцип компоновки текстов. Это 4 раздела, условно разделённые только в оглавлении. Разделы включают тематически разнообразные произведения: о сезонных изменениях в природе, о красоте родной природы, о дружбе и забавах детей и многие другие. Каждый раздел предваряется стихотворным эпиграфом. После прочтения нескольких произведений одной тематики предлагается обобщающее задание.

На этапе объяснительного чтения в старших классах большое внимание продолжает уделяться отработке техники чтения. Закрепляются и совершенствуются навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. Школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ прочитанного текста. Постепенно учащиеся подводятся к беглому чтению (начиная с 6 класса рекомендуется предъявлять требования к этому навыку чтения. См. «Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта», авторы А. К. Аксёнова, С. Ю. Ильина, М.: Просвещение, 2011).

Помимо заданий, связанных с формированием различных качеств чтения, в методический аппарат на этапе объяснительного чтения постепенно начинают включать задания, ориентированные на работу над содержательной и смысловой сторонами произведения, содержащие проблемы для дискуссий и творчества старшеклассников. Основное внимание здесь и в последующих классах уделяется осознанию читаемого. Отрабатывается умение выделять в прочитанном тексте главную мысль; выявлять своё отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику; находить средства языковой выразительности; пересказывать текст с изменением лица рассказчика; делить произведение на части и озаглавливать их.

 

Литературное чтение

Произведения в учебниках 7–9 классов на данном этапе чтения имеют монографический принцип расположения (хронологический). На изучение творчества одного писателя отводится несколько уроков. Знакомство с новым произведением предваряет краткая биографическая справка об авторе, работу над которой необходимо разнообразить при помощи различных демонстрационных средств. Более глубокому усвоению темы будут способствовать аудио- и видеоматериалы, показ репродукций картин, знакомство с портретом автора. Также уместно будет организовать выставку книг, экскурсию в музей, библиотеку, посещение театра и т.п. На этапе литературного чтения даётся характеристика различных жанров: сказка, колыбельная, былина, баллада и т. п. При изучении художественных произведений педагог опирается как на опыт школьников, так и на имеющиеся у них знания. В связи с этим в методическом аппарате учебников прослеживаются межпредметные связи с другими школьными дисциплинами. Заданий, направленных на развитие техники чтения, становится всё меньше. Методический аппарат учебных книг представлен заданиями, которые ориентируют старшеклассников на анализ художественного произведения, на обсуждение текстов, на творческую работу, на самостоятельную работу с текстами, развивающими речевые и коммуникативные возможности школьников. Для этапа литературного чтения свойственно постепенное усложнение характера вопросов и заданий из класса в класс, преемственность этих заданий. Вопросов по содержанию прочитанного становится меньше, а вопросов по реконструкции текста, анализу персонажей и произведения в целом, собственной оценки прочитанного – всё больше. На этом этапе школьники учатся элементарному анализу литературного произведения; им показывают специфические особенности разных литературных жанров; взаимодействие литературы с другими видами искусства; воспитывают художественный вкус. На этапе литературного чтения уроки главным образом должны быть построены на работе с текстом с точки зрения его понимания, осознания и анализа.

Также на этапе литературного чтения школьники учатся пересказывать тексты по разным видам планов; самостоятельно составлять простой план для пересказа; выделять главные мысли, делать краткий, подробный и выборочный пересказ; анализировать текст; заучивать наизусть и рассказывать стихотворные отрывки.

Несмотря на то, что на этапе литературного чтения на первый план выходит работа с текстом, работа по развитию навыков правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения не исключается. Задания, направленные на развитие техники чтения, их содержание и объём на уроке, определяются учителем в зависимости от возраста учащихся и состава класса.

В процессе обучения чтению в старших классах реализуются основные дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности обучения, наглядности в обучении, доступности и прочности сообщаемых знаний, научности материала и систематичности его изложения, а также принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Помимо основных дидактических принципов, на уроках чтения в старших классах реализуются и методические принципы. Это принцип коммуникативной направленности обучения; принцип единства в реализации двух направлений работы (развития речи и мышления), принцип подчинённости изучения теоретического материала задачам речевого развития и принцип взаимосвязи устной и письменной форм речи в процессе их развития. Методический аппарат учебников чтения для старших классов способствует реализации всех вышеперечисленных принципов.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.