Социальный характер (определение по Фромму) и характер индивидуальности. Их соотношение. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Социальный характер (определение по Фромму) и характер индивидуальности. Их соотношение.

2021-11-24 32
Социальный характер (определение по Фромму) и характер индивидуальности. Их соотношение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальный характер - совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и которая возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.

Индивидуальный характер: совокупность черт, формирующих структуру личности индивида.

Социальный характер менее специфичен, нежели характер индивидуальный.

Характер - это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе. Характер определяет мысли, чувства и действия индивида.

Функции социального характера в общественном процессе: приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. Психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества. Пример с интенсивностью труда: энергия человека приобретает формы, побуждающие его действовать в соответствии со специфическими требованиями экономики. Вместо подчинения открытой власти человек создал в себе внутреннюю власть - совесть или долг.

Как мы+ видели, если в характере уже развились определенные потребности, то соответствующее этим потребностям поведение одновременно дает и психологическое удовлетворение, и практическую пользу в плане материального успеха. Пока и поскольку общество обеспечивает индивиду удовлетворение в обеих этих сферах одновременно, налицо ситуация, в которой психологические силы цементируют социальную структуру.

Роль воспитания в формировании социального характера. С точки зрения социального процесса, воспитание должно подготовить индивида к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе (воспитание должно сформировать характер так, чтобы он приближался к социальному характеру, чтобы собственные стремления индивида совпадали с требованиями его социальной роли). Методы воспитания не являются причиной формирования определенного социального характера, но они служат одним из механизмов, формирующих этот характер. Решающее влияние на формирование личности оказывают самые ранние переживания ребенка (Фрейд). Родители не только применяют шаблоны воспитания, принятые в обществе, но и собственной личностью представляют социальный характер своего общества или класса.

Человек меняется в связи с потребностями экономической и социальной структуры общества, но его приспособляемость не безгранична. Кроме физиологических потребностей, существуют еще и психологические свойства человека, которые также нуждаются в удовлетворении, фрустрация которых вызывает соответствующие реакции. Эти свойства: тенденция к росту, развитию, реализации способностей, возникших у человека в ходе истории, например способности к творческому и критическому мышлению, "тонким" эмоциональным и чувственным переживаниям. Каждая из этих способностей имеет собственную динамику. Эти тенденции могут фрустрироваться и подавляться, но такое подавление приводит к новым реакциям, в частности к появлению разрушительных и симбиотических стремлений. Стремление к свободе и ненависть к угнетению (свобода - основное условие любого роста).

Стремление к справедливости и правде – неотъемлемое свойство человеческой природы, хотя оно может быть подавлено и извращено, как и стремление к свободе. В состоянии бессилия (в детстве) возникают такие черты, как чувство справедливости и правды, превращаясь в потенциальную способность.

Фромм считает человеческую природу обусловленной главным образом исторически, хотя и не преуменьшает значения биологических факторов (нельзя просто противопоставить биологические и культурные факторы).

Основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, другим людям, природе и к себе самому. Человек изначально есть социальное существо (Фрейд: человек – существо самодостаточное, но есть вторичная потребность в других людях ради удовлетворения своих инстинктивных потребностей). Фромм: в основе индивидуальной психологии лежит психология социальная, ключевая проблема психологии: отношение индивида к миру. Что происходит с инстинктивными стремлениями человека — это лишь часть общей проблемы его взаимосвязи с миром.

Фромм: идеологии и культура вообще коренятся в социальном характере; сам социальный характер формируется образом жизни данного общества, но доминантные черты этого характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Крушение средневекового общества угрожало среднему классу; эта угроза вызвала чувство изоляции, бессилия и сомнения. Что обусловило притягательность доктрин Лютера и Кальвина (протестанство и кальвинизм). Эти доктрины усилили и закрепили изменения в структуре личности и что развившиеся новые черты личности стали эффективными силами развития капитализма, который в свою очередь возник в результате экономических и политических перемен.

Мы видим, что экономические, психологические и идеологические факторы взаимодействуют: человек реагирует на изменения внешней обстановки тем, что меняется сам, а эти психологические факторы в свою очередь способствуют дальнейшему развитию экономического и социального процесса. Несмотря на взаимозависимость экономических, психологических и идеологических факторов, каждый из них обладает и некоторой самостоятельностью. Особенно это касается экономического развития, которое происходит по собственным законам. Психологические силы: определяются внешними условиями жизни, но имеют и свою собственную динамику, то есть они являются проявлением человеческих потребностей, которые могут быть как-то видоизменены, но уничтожены быть не могут. Идеология: автономию, которая связана с законами логики и с традицией научного познания, сложившейся в ходе истории.

Социальный характер — это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Изменения социальных условий приводят к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог. Эти новые потребности порождают новые идеи, в то же время подготавливая людей к их восприятию. Новые идеи в свою очередь укрепляют и усиливают новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

Социальные условия влияют на идеологические явления через социальный характер. Социальный характер - это результат динамической адаптации на основе неотъемлемых свойств человеческой природы, заложенных биологически либо возникших в ходе истории.

Типология социальных характеров Э. Фромма (разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы).

I. Непродуктивные (нездоровые) типы:

Рецептивные типы. Они убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи, думают, что их основная задача в жизни – быть любимыми, а не любить. Пассивные, доверчивые и сентиментальные. Если отбросить крайности, то такие люди могут быть оптимистичными и идеалистичными.

Эксплуатирующие типы. Они берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Их негативные черты: агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. Положительные черты: уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы. Они пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, “накопители” тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Положительные черты: предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип. Они исходят из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Они заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — “Я такой, каким вы хотите меня видеть”. Предельная отстраненность. Черты характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Положительные качества: открытость, любознательность и щедрость. “Рыночная” личность – продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

II. Продуктивные (здоровые) типы.

Продуктивный характер. Конечная цель в развитии человека. Независимые, честные, спокойные, любящие, творческие и совершающие социально-полезные поступки. Эта ориентация как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. Способны к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Любовь (по Фромму): забота, ответственность, уважение и знание. Продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

Продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма – идеальное состояние человека. Фромм считал, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом. Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.