Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-11-24 | 42 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
A. Я-концепция как совокупность установок "на себя"
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
l Когнитивная составляющая Я-концепции
Особенности самоописания и описания другого человека: использование абстрактных характеристик, которые не связаны с конкретным событием или ситуацией->отражают 1) устойчивые тенденции в поведении человека; 2) избирательность восприятия
l Оценочная составляющая Я-концепции
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными + присутствует сильный личностный, оценочный момент-> Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. (Например, рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным.)
Многие характеристики содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества и социальное обстоятельство. Когнитивная составляющая аффективной составляющей установки не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
По Бернсу, термины "образ Я" или "картина Я", которые нередко употребляются как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе. Бернс предпочитает употреблять их для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я-концепции, чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей, большинство авторов прибегают к термину "самооценка".
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Она всегда носит субъективный характер
Три момента, существенных для понимания самооценки:
1) Сопоставление образа реального Я с образом идеального Я (то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть). Совпадение этих двух образов свидетельствует о высокой степени самооценки. (Джемс: САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ)
2) Интериоризация социальных реакций на данного индивида. (Кули, Мид)
3) Индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.
l Поведенческая составляющая Я-концепции
Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. (Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю.) Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки.
Функции:
1) Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности
Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.
Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация.
2) Я-концепция как интерпретация опыта, действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.
3) Я-концепция как совокупность ожиданий (т. е. представления о том, что должно произойти)
Я-концепция в различных психологических теориях
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект).
По мысли Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.
Постулат Уильяма Джемса. Наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Самооценка повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать.
Кули и Мид предложил новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.
Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является.
Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. В результате в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Me, понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми.
Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self).
Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Эго-идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие
Феноменалистический подход в понимании Я-концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях:
● поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия; этот ракурс по своей природе субъективен;
● Всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция,
● Я-концепция — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение,
● Соответственно Я-концепция регулирует поведение;
● Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;
● Расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;
● Главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.
Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности.
Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!