Общие представления о личности в классическом психоанализе (Фрейд, Юнг, Адлер). — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие представления о личности в классическом психоанализе (Фрейд, Юнг, Адлер).

2021-11-24 36
Общие представления о личности в классическом психоанализе (Фрейд, Юнг, Адлер). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие представления о личности в классическом психоанализе (Фрейд, Юнг, Адлер).

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939)

Общее представление Фрейда о личности:

● Человек иррационален.

● Гомеостатическая теория – разрядка энергии.

● Поведение человека строго детерминировано (инстинктами и всеми этими внутренними энергиями).

● Формирование личности завершается на генитальной стадии (в возрасте 18 лет).

● Личность нельзя изменить, т.к. она сформировалась еще в детстве (детские конфликты определяют всю сущность дальнейшего развития личности).

Топографическая модель организации личности

Сознание – мысли, чувства, память, которые занимают незначительную часть и регулируются внешними стимулами.

Предсознательное – «доступная память».

●   Бессознательное – хранилище примитивных инстинктов; неосознаваемое.

Структурная модель психической жизни

Ид aka «Оно». Находится целиком в бессознательном, руководствуется принципом удовольствия. Это посредник между соматическими и психическими процессами в организме. Сюда относятся первичные процессы (помогают снять напряжение).

Эго aka «Я». Отвечает за принятие решений (“исполнительный” орган личности), выражает желания Ид в соответствии с внешними ограничениями, руководствуется принципом реальности. Сюда относятся вторичные процессы (сила логического мышления).

Суперэго aka «Сверх-Я». Система ценностей, норм, этики, принятая в окружении; приобретается в процессе социализации (интернализации общественных норм). Руководствуется принципом самоконтроля.

Совесть – приобретается посредством родительских наказаний.

Эго-идеал – формируется из того, что родители высоко одобряют.

Инстинкты по Фрейду

Инстинкты – движущая сила поведения; это психические образы потребностей, выраженные в виде желания.

●   Инстинкты жизни (эрос) – продолжение рода, самосохранение, энергия либидо.

Инстинкты смерти (танатос).

Характеристики инстинкта:

1) Источник – потребность.

2) Цель – устранение возбуждения, вызванного потребностью.

3) Объект.

4) Стимул – количество энергии, необходимое для удовлетворения инстинкта.

  Стадии психосексуального развития по Фрейду

1. Оральная (0-18 мес.). Удовольствие – в области рта (сосание, кусание, глотание).

2. Анальная (18 мес. – 3 года). Удовольствие от задерживания фекалий.

3. Фаллическая (3 – 5-6 лет). Удовольствие в области гениталий. Тут появляется Эдипов комплекс (комплекс Электры).

4. Латентный период (не считается отдельной стадией).

5. Генитальная (12-18 лет). Генитальный тип личности – самый зрелый.

АЛЬФРЕД АДЛЕР (1870-1937)

Теория индивидуальной психологии

●  Индивидуум – неделимое целое.

● Человеку присуще активное стремление к совершенству.

● Люди – не просто результат наследственности и среды, они обладают еще и созидательной (творческой) силой. Человек – хозяин судьбы.

● Человек – скорее рациональное существо.

● Гетеростатическая теория.

  Чувство неполноценности и компенсации

Чувство неполноценности развивается из собственного психологического или социального бессилия либо вследствие неполноценности органа (врожденного дефекта). Люди стремятся компенсировать неполноценность.

Комплекс превосходства – образуется вследствие гиперкомпенсации; это тенденция преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности.

  Стремление к превосходству – главный мотив человека (по Адлеру)

Негативное (деструктивное) превосходство – достижение личной славы.

Позитивное (конструктивное) превосходство – соотнесение с благополучием других.

Стиль жизни

Стиль жизни – структура самосогласующейся и единой личности; уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые определяют неповторимую картину существования индивидуума. Формируется к 5 годам и сохраняется на всю жизнь.

Типы личности

Типы личности делятся по 2 параметрам: социальный интерес (чувство эмпатии) и степень активности.

Управляющий тип. Активны, но не в социальном плане; установка превосходства над внешним миром.

Берущий тип. «Паразиты», низкая степень активности, нет социального интереса.

Избегающий тип. Нет социального интереса, низкая степень активности, избегают неудачи (бегство от решения жизненных задач).

Социально-полезный тип. Зрелый тип. Высокий социальный интерес, высокий уровень активности.

Социальный интерес – врожденный социальный инстинкт, который заставляет отказаться от эгоистических целей ради целей общества.

Порядок рождения

Первенец – получает безграничную любовь родителей

Единственный ребенок – особая чувствительность к любви (отец – соперник в достижении любви матери), эгоцентризм, зависимость.

Второй (средний) ребенок – преобладает мотивация достижения, т.к. старший ребенок задает ему темп развития.

Последний ребенок – нет зависимости, но сильное чувство неполноценности.

  Фикционный финализм: поведение человека подчинено намеченным им целям в отношении будущего. Фиктивные цели являются ориентиром по жизни.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961)

Роджерс

Теория личности Роджерса родилась из его личного опыта.

Основополагающим всех его трудов является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая собственный опыт, познает самого себя.

“Я” как процесс.

«Я» — это организованный последовательный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования и преобразования по мере изменения ситуаций.

«Я» нельзя уловить или сфотографировать как на фотоснимке, потому что оно представляет меняющуюся, неустойчивую сущность.»

«Согласно теории Роджерса, «я» означает процесс, систему, которая по определению является меняющейся, непостоянной. В своих рассуждениях Роджерс опирается именно на эту разницу, делает акцент на изменчивости и гибкости «я». Опираясь на понятие изменчивого «я» Роджерс сформулировал теорию о том, что люди не просто способны к личностному развитию и росту, — такая тенденция является для них естественной и преобладающей. «Я» или «я» — концепция (self concept) — это понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах на будущее»

“Я”-идеальное.

Я» — идеальное — это «я» — концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать.

«Я» — идеальное представляет собой структуру, которая также постоянно трансформируется и меняет свое определение… Если у человека «я» — идеальное сильно отличается от «я» — реального, он чувствует психологический дискомфорт, неудовлетворенность, у него может развиться невроз. Признаком психического здоровья является способность адекватно воспринимать себя и чувствовать себя комфортно. «Я» — идеальное — это идеальная модель, к которой человек стремится. И наоборот, если «я» — идеальное сильно отличается от реального поведения человека и его системы ценностей, то оно может стать препятствием на пути к личностному развитию.

Значение личности.

Оно относится к «локусу силы принятия решений: тот, кто принимает решения, сознательно или бессознательно регулирует мысли, чувства или поведение других людей и самого себя… В целом это процесс приобретения, использования, разделения или отказа от власти, контроля и принятия решений.

В антропоцентрическом подходе ребенок находится под влиянием социума как внешнего фактора, соответственно, социализация - это принуждение. Но такое бывает только в неестественных ситуациях (новый коллектив или незнакомый взрослый).

Харре опирается на идеи Выготского и говорит, что координату "внешнее-внутренне" надо отменить. Он рисует вот такую кривульку:

Индивид не противопоставлен социальной группе, а неразрывно связан с ней процессом "осуществления" (ось индивидуальное-коллективное) ©Харре

Преобразование социального в индивидуальное (интериоризация) происходит в сотрудничестве ребенка со взрослым и сверстниками - это содействие является основой социализации личности ©Выг

 

Содействие как основа социализации личности ярко проявляется в феномене "психологического симбиоза" - его открыли Шоттер и Ньюсон на магнитофонных записях разговоров матери с новорожденным: это диада "мать-ребенок" (Катя, привет хд), в которой мать наделяет ребенка определенными мыслями и чувствами и общается с ним так, словно он ими реально обладает. Диады, по мнению Харре, присутствуют в каждом межличностном общении (например, муж-жена).

 

Черты содействия ребенка с матерью (Коул):

● мать инициирует поведение ребенка (побуждает акты действия, которые лежат в основе психологических диад)

● мать решает вместе с ребенком задачи разного уровня сложности, подбирая те, что ему по плечу (зона ближайшего развития где-то тут пробежала)

● отбирается культурно предпочитаемая стратегия решения задачи (приобщение к культуре выкручено на максимум)

 

!!!!!!!!!Приобщение к культуре вырастает из процесса содействия ребенка со взрослым, в котором происходит преобразование культурно предпочитаемых стратегий решения задач в индивидуальные стратегии решения!!!!!!! ©Асмолов

В пяти очерченных стратегиях изучения психологической организации личности при всём отличии стоящих за ними теоретических позиций выбора «элементов» построения организации личности, методов диагностики черт, мотивов, темперамента, то есть разных подструктур личности, проявляется общая тенденция размещать «индивидные» свойства человека в основе организации личности, характеризовать их как базовый или базальный уровень организации человека.

ГАННУШКИН

Различительным признаком в этой типологии выступает специфика поведенческих проявлений психопатических черт индивида. Эти черты определяют его психический облик.

I. Группа циклоидов:

• Конституционно-депрессивные. Интеллектуально развиты хорошо, но умственная работа для них окрашена в негатив. Иногда встречаются «тугодумы».

• Конституционно-возбужденные. Очень одаренные, умные (часто в сторону художественного творчества), но ленивые, невнимательные.

II. Группа шизоидов. Преобладает аутистическое мышление; вообще, эмоции шизоидов негативно влияют на интеллектуальную деятельность. Сложные, насыщенные символикой логические построения и комбинации.

III. Группа параноиков. Мышление незрелое, неглубокое, похоже на детское; субъективное, аффективно окрашенное.

IV. Группа истериков. Главная особенность – страсть к рисовке, часто искажение реальности. Пр.: патологические лгуны. Мышление поверхностное, нет глубины, серьезности. Часто говорят неправду, выдавая ее за научную истину путем высокохудожественных научных оборотов.

V. Группа конституционно-глупых. Учатся хорошо, но реально в социуме не ориентируются, плохо применяют имеющиеся знания.

 

Из учения Ганнушкина вырастают современные представления и об акцентуированных личностях К.Леонгарда, и о типах акцентуаций характера в подростковом возрасте А.Е.Личко.

 

Мы должны уметь отличить психопатии от акцентуаций характера (т.е. от нормы). Для этого есть три критерии психопатий по Ганнушкину:

1. Стабильность

2. Тотальность

3. Социальная дезадаптация

 

Вытеснение

● Вытеснение из сознания какого-то события, которое может вызвать тревогу, тем самым препятствуя любому способу его разрешения

○ Изгоняется из сознания и держится на определенной дистанции

● Вытесненный элемент продолжает оставаться частью психики, хотя человек этого и не осознает и сохраняет активность

● Истерические симптомы являются следствием вытеснения, имевшего место ранее

 

Отрицание

● Нежелание признавать событие, которое беспокоит эго

○ “Делать вид, что ничего не произошло”

● Частая форма отрицания - неверное припоминание событий

 

Рационализация

● Процесс поиска допустимых причин для недопустимых мыслей или действий

○ Человек находит объяснение, которое является либо этически допустимым для других, либо логически согласующимся с какой-то установкой, действием, идеей или чувством, которые происходят из других мотивационных источников

● Используем, чтобы оправдать свое поведение, когда в действительности причины наших действий не заслуживают одобрения или даже понимания нами

● Рационализация — это способ выдержать давление со стороны супер-эго;

○ Маскирует наши мотивы

 

Реактивное образование

● Заменяет модели поведения или чувства такими, которые диаметрально противоположны подлинному желанию;

○ Обычно бессознательная инверсия желания.

● Появляется в детские годы

● Могут повредить соц. отношениям

● Главные идентифицирующие характеристики - его избыточность, устойчивость и вычурность.

○ Отрицаемое влечение должно постоянно замаскировываться

● могут присутствовать в любых избыточных действиях

● Затушевывает отдельные стороны личности и ограничивает способность человека реагировать на события

○ Личность может утратить свою гибкость.

 

Проекция

● Приписывание другому лицу, животному или предмету качеств, чувств или намерений, которые коренятся в самом человеке

● Аспекты личности человека извлекаются из него и переносятся на внешнее окружение

○ Человек может иметь дело с реальными чувствами, но не признавать или не осознавать, что пугающая его идея или действие принадлежат ему самому

● Важнейшая характеристика - мы не видим в себе чего-то, представляющегося нам ярким и заметным в других

 

Изоляция

● Операция расчленения, в результате которой с событием остается связанной в лучшем случае незначительная часть эмоциональных реакций

● Человек может все больше и больше предаваться отвлеченным идеям, утрачивая контакт со своими чувствами

○ “Хорошая” и “плохая” личность

● Нормальным прототипом изоляции является логическое мышление, при котором также делается попытка отстранить содержание от эмоциональной ситуации, в которой оно себя обнаруживает.

○ Изоляция становится защитным механизмом только тогда, когда она используется для недопущения того, чтобы эго признало какие-то вызывающие тревогу аспекты ситуации или взаимоотношений

Регрессия

● Возврат к более раннему уровню развития или к более упрощенной, более ребячливой манере самовыражения.

● Является способом уменьшения тревоги путем отказа от реалистичного мышления в пользу действий, которые уменьшали тревогу в прошлом

● Примитивный способ преодоления трудностей.

○ Уменьшает тревогу, но часто оставляет источник беспокойства нетронутым

 

Сублимация

● Процесс, посредством которого энергия, первоначально направляемая на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется на новые цели, часто имеющие художественный, интеллектуальный или культурный характер.

● “Успешная защита” - действительно снимает и полностью устраняет напряжение

 

Каждый механизм защиты отбирает психологическую энергию у какой-то более продуктивной деятельности эго.

Неопределенность стимуляции

Общие представления о личности в классическом психоанализе (Фрейд, Юнг, Адлер).

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939)

Общее представление Фрейда о личности:

● Человек иррационален.

● Гомеостатическая теория – разрядка энергии.

● Поведение человека строго детерминировано (инстинктами и всеми этими внутренними энергиями).

● Формирование личности завершается на генитальной стадии (в возрасте 18 лет).

● Личность нельзя изменить, т.к. она сформировалась еще в детстве (детские конфликты определяют всю сущность дальнейшего развития личности).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.