Социализация личности. Три грани социализации личности (по Асмолову). — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Социализация личности. Три грани социализации личности (по Асмолову).

2021-11-24 39
Социализация личности. Три грани социализации личности (по Асмолову). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

● От социогенеза — к персоногенезу. Основной задачей историко-эволюционного подхода к изучению личности является задача выявления закономерностей развития изменяющегося человека в изменяющемся мире. Mobile in Mobiles.

● В основе преобразования социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности лежит механизм интериоризации-экстериоризации, функционирующий в процессе совместной деятельности.

● В понятии «интериоризация» необходимо выделить три различные грани.

 

  1. Социализация как индивидуализация.
    1. Л.С.Выготский: основной генетический закон культурного развития - от интерпсихического к интрапсихическому. Превращение внешней социальной речи, «речи-для-других», во внутреннюю речь — «речь-для-себя».
    2. В психологии личности это: анализ интериоризации социальных отношений (и норм) в процессе совместной деятельности. Исследование В.В.Абраменковой: как возникают и проявляются гуманные отношения к сверстнику у дошкольников в совместной деятельности. Вначале совместная деятельность, предполагающая кооперацию у детей, порождает и полностью определяет гуманные отношения. Затем гуманные отношения, интериоризуясь в ходе совместной деятельности, фиксируются в гуманных смысловых установках личности ребенка (сорадование и сострадание к удачам и неудачам других). В онтогенезе взаимосвязи между гуманными (межличностными) отношениями, преобразованными в установки личности, и совместной деятельностью как бы «переворачиваются»: если у детей совместная деятельность непосредственно порождает и опосредствует гуманные отношения, то у взрослых гуманные отношения, фиксируясь в установках личности, опосредствуют и даже определяют выбор тех или иных мотивов конкретной деятельности.
  2. Социализация как интимизация.
    1. Переход от «МЫ» к «Я»=«интимизация» (И. С.Кон). При изучении этой грани разрабатываются проблемы самосознания личности.
    2. Наблюдения С.Л.Рубинштейна: начало осознания детьми своего «Я», когда после называния двухлетними детьми себя в третьем лице (Петя, Ваня, то есть так, как их зовут другие люди), наступает называние в первом лице («Я»).
  3. Социализация как производство внутреннего плана сознания.
    1. =производство внутреннего плана сознания (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина).
    2. Это не просто перенос внешнего, материального во внутреннее, идеальное. Превращение социальной речи, «речи-для-других», в «речь-для-себя» радикально изменяет грамматическую и семантическую структуру внутренней речи. Главный критерий — фокусировка на мотивах общающихся людей. Во внутренней речи человек на осознаваемом или неосознаваемом уровне знает мотивы собеседника, так как в качестве собеседника выступает он сам, его «Я». Отсюда и предельная индивидуализированность внутренней речи, проявляющаяся в редуцированности ее фонетических моментов, фрагментности, предикативности и интонационной окраске. Для семантики внутренней речи характерны такие особенности, как преобладание смысла над значением, слияние смыслов, идиоматичность, агглютинация («Мой-додыр» и «Айболит») семантических единиц.
    3. Идиоматизмы, непереводимые на язык внешней речи предельно индивидуализированные значения, — это индикаторы растущей интимизации самосознания личности.
    4. Еще одна особенность — это преобладание смысла над значением.
    5. Вливание смыслов друг в друга.
    6. Все эти черты могут проявляться не только во внутреннем, но и во внешнем «открытом» диалогическом общении людей, за которым стоят личностно-смысловые отношения.

 

 

Содействие как основа социализации личности. Феномен «психологического симбиоза» (по Асмолову).

В антропоцентрическом подходе ребенок находится под влиянием социума как внешнего фактора, соответственно, социализация - это принуждение. Но такое бывает только в неестественных ситуациях (новый коллектив или незнакомый взрослый).

Харре опирается на идеи Выготского и говорит, что координату "внешнее-внутренне" надо отменить. Он рисует вот такую кривульку:

Индивид не противопоставлен социальной группе, а неразрывно связан с ней процессом "осуществления" (ось индивидуальное-коллективное) ©Харре

Преобразование социального в индивидуальное (интериоризация) происходит в сотрудничестве ребенка со взрослым и сверстниками - это содействие является основой социализации личности ©Выг

 

Содействие как основа социализации личности ярко проявляется в феномене "психологического симбиоза" - его открыли Шоттер и Ньюсон на магнитофонных записях разговоров матери с новорожденным: это диада "мать-ребенок" (Катя, привет хд), в которой мать наделяет ребенка определенными мыслями и чувствами и общается с ним так, словно он ими реально обладает. Диады, по мнению Харре, присутствуют в каждом межличностном общении (например, муж-жена).

 

Черты содействия ребенка с матерью (Коул):

● мать инициирует поведение ребенка (побуждает акты действия, которые лежат в основе психологических диад)

● мать решает вместе с ребенком задачи разного уровня сложности, подбирая те, что ему по плечу (зона ближайшего развития где-то тут пробежала)

● отбирается культурно предпочитаемая стратегия решения задачи (приобщение к культуре выкручено на максимум)

 

!!!!!!!!!Приобщение к культуре вырастает из процесса содействия ребенка со взрослым, в котором происходит преобразование культурно предпочитаемых стратегий решения задач в индивидуальные стратегии решения!!!!!!! ©Асмолов


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.