Ожидать, что другие будут совершенными, – безумие — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Ожидать, что другие будут совершенными, – безумие

2022-08-21 43
Ожидать, что другие будут совершенными, – безумие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первые пять стратегий, которые Марк описывает как дары муз Аполлона, мы должны серьезно обдумать. Он дает еще один совет от Вождя Муз самому себе: ожидать, что дурные люди не будут совершать дурных поступков, – безумие, потому что это все равно что желать невозможного. Еще более глупо и безрассудно допускать, что они могут причинять зло другим, и в то же время ожидать, что вас они не тронут.

Эта последняя стратегия связана с детерминизмом стоиков: мудрый человек, который смотрит на мир разумно, ничему в жизни не удивляется. Это еще один типичный аргумент стоиков. Мы уже знаем, что в мире есть хорошие и плохие люди. Плохие люди неизбежно совершают плохие поступки. Поэтому ожидать от них чего‑то другого было бы неразумно. «Стремиться к невозможному – безумие, потому что злые люди не могут поступать иначе». Желать, чтобы плохие люди никогда не творили зла, так же глупо, как желать, чтобы малые детки никогда не плакали, и сердиться на них, если они заплачут[192]. Мы можем легко представить, что Марк подготовился таким образом к предательству Кассия. Сенат был повергнут в шок и застигнут врасплох, а их торопливость только увеличила вероятность гражданской войны. Марк же, напротив, отреагировал спокойно и уверенно, словно ожидал, что когда‑нибудь это произойдет.

Когда люди расстроены, они часто причитают: «Просто не верится!» При этом, как правило, рассказывают о том, что случается сплошь и рядом, например о предательстве, обмане или оскорблении. Стоики понимали, что в этом смысле их удивление не совсем искренне и без всякой надобности раздувает из мухи слона. И наоборот, человек с более философским отношением мог бы сказать: «Ничего удивительного, это должно было случиться». Марк говорит себе: «Все, что случается, привычно и знакомо, как цветение весной или созревание фруктов летом», включая клевету и измену. Когда мы удивляемся, что дурной человек поступает дурно, мы виновны в том, что ожидаем чего‑то невозможного[193]. Мы легко представляем себе, какие гадости могут делать люди, во всяком случае в общих чертах, но когда это на самом деле происходит, делаем вид, что это нас шокирует. Необходимо взять за правило тут же задавать себе следующий риторический вопрос, как только вас обидит чей‑то бессовестный поступок: «Разве возможно, чтобы на свете не существовало скверных людей?» Конечно нет. Поэтому не забывайте, что мы не должны требовать невозможного, и применяйте эту технику во всех случаях несправедливости. По мнению Марка, вы сможете проявлять доброту по отношению к другим людям, если не будете разыгрывать потрясение, а примените более философское отношение к их порокам.

Марк использует эти десять даров Аполлона для борьбы с гневом. На протяжении всех «Размышлений» он снова и снова возвращается к этому списку:

 

Странно устроен человек – он может любить даже тех, кто причиняет ему зло. Это происходит потому, что, когда они совершают дурной поступок, вы вдруг понимаете, что они ваши братья и что ведут они себя так из‑за собственного невежества и без злого умысла, и вообще не за горами момент, когда вы оба умрете; и что главное, злоумышленник не причинил вам вреда, потому что не испортил ваш характер[194].

 

Вне всякого сомнения, это тактики, заимствованные от даров Аполлона, а именно:

 

Что вызывает ваше недовольство? Злонамеренность людей? Серьезно обдумайте и примите истину, что разумные существа созданы друг для друга; что во имя справедливости мы должны быть снисходительными; что зло не совершают по доброй воле; и подумайте, сколько людей, существовавших до вас и проводивших свою жизнь в непримиримой вражде, подозрениях, ненависти и «на ножах» друг с другом, плохо кончили и сгорели дотла – подумайте об этом, еще раз говорю, и перестаньте наконец беспокоиться об этом[195].

 

Однако стратегия, на которую больше всего опирается Марк в борьбе с гневом, – это первый дар от Аполлона и его муз: он напоминает себе смотреть на других людей как на своих братьев или сестер и что Природой задумано, чтобы люди сотрудничали друг с другом. Мы должны даже своих врагов рассматривать как членов семьи. Наш долг научиться жить в гармонии с ними, чтобы ничто не препятствовало нашим целям, даже если они попытаются нам помешать.

Перечислив десять даров Аполлона, Марк наказывает себе всегда обращаться к этому правилу, как только почувствует, что готов сорваться: «Мужчине не пристало гневаться, ему больше подойдет мягкое и деликатное обхождение, потому что это человечнее». Это поразительное наблюдение, так как мы видели, что Кассий постоянно обзывал его «философствующей старушкой». Этим он хотел дать понять, что Марк был слаб. Император, напротив, считал, что тот, кто способен проявить мягкость и доброту и не ответить на провокацию, сильнее и мужественнее того, кто поддается своему гневу, как Кассий. Стоики считали признаком слабости, когда люди вроде Кассия часто принимали необузданный гнев за проявление силы. Вернемся к нашей истории: каков же был исход гражданской войны между ястребом Кассием и голубем Марком?

 

Поход на юго‑восток и смерть Кассия

 

С помощью ежедневных размышлений Марку удавалось сохранить свою знаменитую невозмутимость в условиях восстания Кассия. Философия научила его спокойно предвосхищать события, поэтому он был готов к появлению будущего узурпатора. Теперь, когда он стал стоиком, пришло время не только принимать события такими, какие они есть, но и начинать действовать, а именно, отправиться в далекий путь на другую войну. Его солдаты постепенно проникались благоговением перед ним, приписывая ему божественную силу. Они искренне преклонялись перед его спокойной манерой, с которой он встречал любую неприятность, включая это одно из самых больших предательств.

Получив новость о мятеже, устроенном Кассием, Рим впал в состояние истерии, которую усугубила необдуманная импульсивная реакция Сената. Люди боялись, что Кассий нападет в отсутствие Марка и в порыве мести разграбит город. Один из самых опытных офицеров императора на северной границе Марк Валерий Максимиан был в срочном порядке отправлен наперерез легионам Кассия в Сирии с кавалерийским полком, насчитывающим двадцать тысяч воинов. Кроме того, Марк отправил выдающегося военачальника Ветия Сабиана с отрядом из Паннонии для защиты Рима, в случае если вражеские легионы проникнут в Италию и начнут наступление.

Поначалу Кассий, казалось, занимал сильную позицию. Имея под своим командованием сирийские легионы и житницу империи, Египет, который тоже вступал в войну, он постепенно объединяет все больше сил на своей стороне. Однако северная часть Сирии отказывается его поддержать. Легионы Каппадокии и Вифинии сохраняют решительную преданность Марку Аврелию. Марк также заручается абсолютной поддержкой Римского сената. Под командованием Кассия остаются семь легионов: три в Сирии, два в Римской Иудее, один в Аравии и один в Египте. Однако их численность не превышала трети войск, которые находились под командованием Марка на остальной территории империи. Кроме того, северные легионы Марка состояли из опытных и вымуштрованных ветеранов, в то время как легионы Кассия считались слабыми, несмотря на его драконовские методы наведения дисциплины.

И вот, спустя ровно три месяца и шесть дней после того, как Кассий был провозглашен императором и главная армия Марка начала свой поход в Сирию, прибывает гонец с неожиданными известиями: когда Кассий совершал обход своего лагеря, его атаковал верхом на лошади центурион по имени Антоний. Проезжая мимо, он полоснул его ножом но шее. Кассий был тяжело ранен и чудом остался жив. Но следом младший офицер кавалерии присоединился к нападению, и оба офицера отсекли новому императору голову и повезли ее в мешке Марку.

Вот так внезапно завершилось восстание Кассия, как только его легионы узнали, что Марк жив и идет походом против них. Прошло несколько дней, и Антоний со своим товарищем прибыли и предъявили Марку страшное доказательство кончины узурпатора. Марк прогоняет их, отказываясь смотреть на обезображенную голову человека, который когда‑то был его другом и союзником. Он приказывает им закопать ее. Марк не разделяет восторга своих солдат. Простив легионы повстанцев, он неосознанно подписал Кассию смертный приговор. У людей Кассия просто не осталось повода воевать против превосходящей их армии, которая надвигалась на них с севера. Единственным препятствием к их помилованию был Кассий, который отказался отступить, и его судьба была решена.

К июлю 175 года н. э. Марк снова был признан единоличным императором. Кассий прославился своей жестокостью, переменчивостью и вероломностью – в итоге его подданные расправились с ним так же сурово, как он поступал с ними на протяжении многих лет. История доказала, что его авторитарный подход в итоге сработал против него. Марк же, напротив, был знаменит своим постоянством и искренностью, и когда его легионы в Каппадокии отплатили ему своей неизменной преданностью, это предопределило исход войны и их победу. Марк дал своему Двенадцатому легиону, известному еще под названием «Молниеносный», прозвище «Безусловно постоянный» (Certa Constans), а Пятнадцатому, легиону Аполлона – «Преданный и верный» (Pia Fidelis). В отличие от Марка Кассий силой и запугиванием принуждал своих людей рисковать жизнью. Неудивительно, что при первых признаках опасности они отвернулись от него.

После гражданской войны в Сирии Марк не стал применять суровых мер против семьи и союзников Кассия. Он только отдал приказ казнить кучку заговорщиков, на совести которых были и другие преступления. Он сдержал свое обещание и не стал наказывать легионеров под командованием Кассия, а отправил их назад на свои военные посты. Он также помиловал города, которые перешли на сторону Кассия. Марк и правда написал письмо отцам‑сенаторам с прошением проявить милосердие к участникам восстания, устроенного Кассием. Он попросил не наказывать ни одного сенатора, не казнить ни одного человека благородного происхождения, позволить изгнанникам вернуться домой и вернуть конфискованные товары тем, кому они принадлежали. Он требовал защиты для сообщников Кассия от любого наказания или причинения вреда. «О, если бы я мог еще воскресить казненных!» – воскликнул он. Дети Кассия тоже были помилованы, а также его жена и зять, поскольку они не сделали ничего дурного. Более того, Марк распорядился, чтобы члены семьи Кассия жили под его защитой и покровительством, могли свободно путешествовать, куда захотят, а добро Кассия было поделено поровну между ними. Он пожелал, чтобы число жертв ограничилось погибшими во время восстания: никаких преследований или карательных мер впоследствии. Коммод последовал за ним в Сирию и Египет и был отрекомендован Марком легионам в качестве его официального наследника, после чего они вернулись в Рим.

Вне всякого сомнения, Марк хотел как можно быстрее восстановить мир в Риме, чтобы он мог вернуться на северную границу, где ему предстояло проделать еще много работы, поэтому он проявил благоразумие и отнесся милосердно к сенаторам, которые поддерживали Кассия. Правда, сначала он счел необходимым посетить восточные провинции и навести порядок там. Как следствие, его популярность на востоке резко возросла, и даже известно, что народ пожелал принять философию стоиков.

Императрица Фаустина умерла весной 176 года н. э., спустя примерно полгода после подавления восстания. Ходили слухи, что она покончила с собой из‑за своего пособничества Авидию Кассию. Однако Марк относился к ней с высоким почтением, а после смерти она была обожествлена. Фаустина являлась невероятно популярной личностью, несмотря на все сплетни о ее предполагаемых заговорах. Вскоре после ее смерти Коммод был назначен консулом и следом, в 177 году н. э., соправителем Марка. А после смерти своего отца Коммод, вопреки его приказам о милосердии, устроил травлю на потомков Кассия и сжег их заживо как предателей.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.