Когнитивное дистанцирование для лечения тревоги — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Когнитивное дистанцирование для лечения тревоги

2022-08-21 38
Когнитивное дистанцирование для лечения тревоги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вторая из этих двух фундаментальных техник закрепления внутреннего спокойствия известна нам как когнитивное дистанцирование. Мы можем применять ее в реальных ситуациях или во время погружения в воображаемые обстоятельства, как было описано выше. И хотя мы знаем, что тревога имеет свойство проходить естественным образом после многократного погружения в стрессовую ситуацию, а стоики, должно быть, наблюдали что‑то подобное во время своих регулярных практик предвосхищения несчастий, их истинной целью было изменение наших мнений о внешних событиях, а не только наших чувств.

В каком‑то смысле достижение когнитивного дистанцирования является самым важным аспектом Стоицизма в борьбе с тревогой. Это то, что Марк подразумевал под фразой «жизнь – это мнение»: то есть качество нашей жизни определяется нашими оценочными суждениями, поскольку они формируют наши эмоции. Когда мы специально напоминаем себе, что проецируем наши ценности на внешние события и что именно наши оценки этих событий расстраивают нас, мы добиваемся когнитивного дистанцирования и возвращаем себе внутреннее спокойствие.

 

Декатастрофизация и размышления о непостоянстве сущего

 

Первая базовая техника обретения внутреннего мира, описанная Марком выше, называется декатастрофизацией, или умением понижать градус тяжести воспринимаемой угрозы от тотальной катастрофы до более реалистичного уровня. Здесь тоже декатастрофизация может применяться как в реальных ситуациях, так и при погружении в воображаемые ситуации во время практики предвосхищения неприятностей. Представим, например, что вы обеспокоены возможным провалом важного экзамена и поэтому начинаете сильно тревожиться, представляя, что ваш провал окажется концом света или тотальной катастрофой. Декатастрофизация предполагает переоценку ситуации в более спокойных тонах, чтобы она не казалась такой непреодолимой и вы могли найти возможные пути с ней справиться. Более реалистичный и сдержанный взгляд на вещи позволяет снизить уровень тревоги. Конечно, на этом пути возможны неудачи, но говорить, что это конец света, – явное преувеличение.

Как оказалось, большинству людей легче визуализировать ту или иную сцену, если они сначала опишут ее на листе бумаги, а потом периодически будут возвращаться к этому описанию. Например, вы можете написать страницу текста о том, как вы теряете работу: как все началось, как вам сообщили неприятную новость и что за этим последовало. Многие замечают, что, прочитав свое описание вслух несколько раз, они проясняют детали и могут затем визуализировать сцену более ярко. Ну и лучше оставить за кадром эмоциональные формулировки: «Они меня просто выкинули, как мусор на помойку». И оценочные суждения: «Это крайне несправедливо!» Просто придерживайтесь фактов, рассуждая как можно более точно и объективно.

Периодически спрашивая: «Что дальше?», вы сможете сместить фокус внимания с наиболее тяжелого момента и двинуться дальше, отчего он уже не будет казаться таким катастрофичным. Например: «Что случится после того, как я потеряю работу?» Поначалу будет трудно, но в конце концов вы найдете что‑то другое, и жизнь продолжится. Еще одна простая и эффективная техника – спросить себя, какие чувства вызвала бы у вас беспокоящая ситуация через десять или двадцать лет, то есть посмотреть на нее из отдаленного будущего. Это пример более общей стратегии, известной как «временная проекция». Другими словами, вы можете помочь себе выработать философское отношение к неприятностям, каждый раз спрашивая себя: «Если эта ситуация покажется мне пустяковой через много лет, почему бы мне не смотреть на нее как на пустяк сегодня, вместо того чтобы беспокоиться о ней, словно это вселенская катастрофа?» Вы заметите, что временной сдвиг вашего видения ситуации позволит вам изменить к ней отношение, так что она не будет казаться такой катастрофичной.

 

Откладывание беспокойства

 

В последние десятилетия исследователи и клиницисты стали лучше понимать механизм, который превращает избыточное беспокойство в хроническую тревогу. Под «беспокойством» они понимают вполне конкретные вещи: процесс тревоги, демонстрирующий определенный стиль мышления. Беспокоящееся мышление является хроническим – оно не может прекратиться само по себе. Как правило, в его основе лежит вопрос: «Что, если?» То есть мысли о пугающих катастрофах: «Что, если они так разозлятся, что уволят меня? Что, если я не смогу найти другую работу? Как я буду оплачивать учебу детей в колледже?» Кажется, что на эти вопросы нет ответов. Один логически ведет к следующему в виде цепной реакции, подогревая нашу тревогу. Сильное беспокойство, как правило, грозит потерей контроля над ситуацией, но, как ни странно, это на самом деле отчасти бессознательный и произвольный тип мышления. Очень часто люди даже не осознают, что охвачены беспокойством. Мы можем путать его с решением проблем, думая, что занимаемся поиском решения, когда на самом деле ходим по кругу, усугубляя свою тревогу.

Как ни странно, борясь с тревогой, люди склонны прилагать слишком много усилий для контроля непроизвольных аспектов этой эмоции и оставлять без внимания ее произвольные аспекты. Мы уже говорили о том, что, по мнению стоиков, наши первоначальные эмоциональные реакции часто бывают автоматическими. Нам следует признать, что таково естественное положение вещей – смотреть на них с безразличием и принимать их без внутренней борьбы, то есть не пытаться их подавлять. С другой стороны, мы должны учиться отслеживать спонтанные мысли, возникающие как реакция на эти первоначальные чувства, и ситуации, которые их провоцируют. В случае с беспокойством, как ни странно, обычно достаточно заметить его и перестать беспокоиться. Один из ведущих исследователей в психологии беспокойства Томас Борковец провел революционное исследование на тему «откладывание беспокойства». Он попросил группу студентов колледжа на протяжении четырехнедельного периода отмечать время, когда они начинают беспокоиться о чем‑нибудь, а затем откладывать обдумывание тревожащей ситуации до следующего «времени беспокойства». Используя эту нехитрую технику, студенты смогли сократить почти наполовину время беспокойства, при этом также уменьшились другие симптомы тревоги. Техника откладывания беспокойства является центральной в большинстве протоколов КПТ для лечения генерализованного тревожного расстройства (ГТР), психического расстройства, характеризуемого сильным патологическим беспокойством[169]. Однако мы можем применить тот же подход к обычным повседневным тревогам, как те студенты в исследовании.

Общая схема того, как работает техника откладывания беспокойства, должна быть вам уже известна.

1. Наблюдайте за собой. Будьте начеку и отслеживайте первые предупреждающие сигналы беспокойства, например вы начинаете хмуриться или проявлять нетерпение – одно осознание этих признаков зачастую может разрушить привычку тревожиться.

2. Если вы не в состоянии сразу справиться со своей тревогой с помощью стоических техник, отложите обдумывание беспокоящей ситуации, пока ваши чувства не улягутся сами собой, и вернитесь к проблеме в назначенное вами «время для беспокойства».

3. Отпустите мысли, не пытаясь активно их подавлять – вместо этого просто скажите себе, что вы временно их откладываете, чтобы позже вернуться к ним в отведенное для этого время и в соответствующем месте. Здесь тоже может помочь техника когнитивного дистанцирования. Вы можете также записать на листе бумаги напоминание о том, что вас беспокоит, затем свернуть листок и, положив в карман, забыть до следующего раза.

4. Сосредоточьте свое внимание на том, что происходит здесь и сейчас, расширяя состояние осознанности с помощью своего тела и окружающих предметов и стараясь замечать мельчайшие детали, которые вы не улавливали раньше. Беспокойство гонится за будущими катастрофами, поэтому старается отвлечь ваше внимание от настоящего момента. Поэтому необходимо мысленно зацепиться за здесь и сейчас: «Освободи свой ум и соприкоснись со своими чувствами!»[170]

5. Позже, когда вы вернетесь к беспокоящим мыслям, то обнаружите, что они уже не имеют такого значения. В этом случае вы сможете просто забыть об этой ситуации. Если же беспокойство не проходит, визуализируйте наихудший вариант развития событий или пугающий исход, которые вызывают вашу тревогу, используя технику погружения в воображаемую ситуацию или предвосхищения неприятностей.

6. Примените технику когнитивного дистанцирования, говоря себе: «Меня расстраивают не вещи, а мои суждения о них». Также можно применить метод декатастрофизации, описав пугающее событие объективным языком без эмоциональных формулировок или оценочных суждений. Напоминайте себе о временном характере события, задавая вопрос «что дальше?» и представляя его в динамике.

Стоики советуют нам постоянно проявлять осознанность в отношении своих действий и следить за появлением беспокоящих впечатлений, автоматических мыслей или образов, которые всплывают в потоке нашего сознания. Мы не должны давать свое согласие на то, чтобы они влияли на нас и захватили нас, погрузив в панику, напротив, мы должны внушать себе, что это всего лишь впечатления, а не вещи, которые они якобы обозначают. Таким образом мы сможем дистанцироваться от них и отложить их оценку до тех пор, пока не почувствуем себя готовыми с ними разобраться. Как известно, Хрисипп говорил, что со временем эмоциональное воспаление проходит и, когда к нам возвращается способность мыслить здраво, мы можем обнаружить иррациональную природу наших страстей.

В данной главе мы рассмотрели способы, с помощью которых стоики преодолевали беспокойство и тревогу: действие с оговоркой наперед и предвосхищение неприятностей. Многие другие техники, которые мы упоминали в предыдущих главах, тоже эффективны в борьбе с тревогой, но Марк обращает особое внимание на две техники, которые позволяют осознать временность беспокоящих событий: когнитивное дистанцирование и декатастрофизацию. Кроме того, мы видели, что научно‑обоснованная в современной психотерапии техника откладывания беспокойства напоминает стратегии преодоления, описанные античными стоиками.

И действительно, Стоицизм предлагает ряд эффективных способов преодоления страха и тревоги, которые схожи с техниками, получившими одобрение в ходе исследований для использования в современной КПТ. Сосредоточение на настоящем моменте, отслеживание первых признаков беспокойства и достижение когнитивного дистанцирования от беспокоящих мыслей – здоровые и эффективные методы преодоления этих проблем. Мы также можем извлечь пользу из естественного процесса эмоционального привыкания, если будем терпеливо прокручивать пугающие ситуации на мысленном экране, но достаточно долго, чтобы тревога полностью прошла. Польза от схожей стоической техники предвосхищения неприятностей очевидна, но того же эффекта можно добиться, применяя вербальную декатастрофизацию пугающего события и описывая его спокойным и объективным языком, воздерживаясь от оценочных суждений, которые заставляют нас страдать.

После того как Марк в течение десятилетий практиковался в этих и других стоических техниках, он смог спокойно и уверенно встать на защиту империи. Большинство людей в Риме были полностью охвачены паникой, испугавшись надвигающейся катастрофы со стороны варварских орд, которые вторглись в Италию с севера. Как императора Марка преследовала неудача за неудачей, и можно представить, как он чувствовал себя в это время. Тем не менее он со спокойной уверенностью продолжал делать свое дело перед лицом серьезной беды. Постепенно, получая поддержку своих верных полководцев Помпеяна и Пертинакса, Марк начал одерживать верх над северными племенами.

Вождя языгов Банадаспа заменил более воинственный царь Зантик, но когда поворот в войне оказался не в его пользу, он сдался и в июне 175 года н. э. просил о заключении мира. Вскоре после этого Марк был провозглашен императором в восьмой раз и получил титул Сарматика, победителя сарматов. В результате этой победы были освобождены 100 тысяч римских невольников. Марк расселил тысячи германцев, включая женщин, в Италии. Такое решение он нашел предпочтительнее истребления людей или обращения в рабство, хоть этот выбор и не увенчался полностью успехом. Но с кочевыми племенами и воинственными сарматами это было неосуществимо. С ними Марк поступил по‑другому – он мобилизовал восемь тысяч всадников в римскую армию, в результате чего сформировал дополнительный элитарный кавалерийский отряд, большая часть которого заняла римские форты в Британии. В своих заметках он писал, что люди, которые гордятся тем, что захватили сарматов словно рыбу в невод, сами не лучше воров или грабителей[171].

Однако Марку пришлось поторопиться завершить Первую маркоманскую войну и провести переговоры о мире с сарматами, потому что на горизонте внезапно замаячила более серьезная угроза. Марку снова предстояло испытать стоические принципы и практики, которые он отрабатывал во время Первой маркоманской войны. Далеко на востоке его соперник выдвинул свои притязания на имперский трон, а это могло означать только одно: назревала гражданская война, которая могла расколоть империю и разделить римлян.

 

Временное помешательство

 

Май 175 года н. э. Гонец, явно нервничая, передает письмо главнокомандующему сирийскими легионами и губернатору восточных провинций Гаю Авидию Кассию. Письмо содержит одно‑единственное греческое слово, которое вызывает ужас у читающего. Это слово – emanes («Ты – безумец, ты сошел с ума»).

Кассий приходит в ярость и разрывает письмо на клочки. С кем с кем, а с ним шутки плохи. Ведь именно жестокость прославила Кассия. Методы расправы с неповинными внушали ужас: он связывал несколько человек вместе цепью и топил посередине реки. Ходили даже слухи, что однажды он привязал дюжину вражеских пленников к шесту высотой двести футов и поджег его, так что вся округа видела за несколько миль от того места, как те горели живьем. Даже по суровым меркам римской армии такие наказания считались неслыханной жестокостью. Среди своих войск он славился тем, что устанавливал строгую дисциплину, доходящую до дикости. Дезертирам он отрубал руки или ломал ноги, оставляя их на всю жизнь калеками. Обрекая их на страдания, он хотел устрашить других, чтобы те не посмели ослушаться его приказов. Вместе с тем Кассий был выдающимся военным деятелем. После императора он был вторым по важности главнокомандующим римской армией, возможно, даже вторым по важности человеком во всей империи.

Легендарная железная хватка Кассия в отношении своих солдат делала его незаменимым человеком для Рима. Марк и Кассий были давними друзьями, хотя ходили слухи, что Кассий критически отзывался об императоре за его спиной. Марк, бывало, говорил своим придворным: «Нельзя всех переделывать под себя, мы должны принимать людей такими, какие они есть». Он славился милосердием и великодушием, что было полной противоположностью жестокости Кассия. Но, несмотря на противоположные характеры, Марк доверял Кассию как полководцу. Во время Парфянской войны, пока Луций Вер предавался порокам на безопасном расстоянии от военных действий, Кассий одерживал одну ошеломительную победу за другой, безжалостно преследуя царя Вологаза и загоняя его вглубь парфянской территории. Он стремительно набирал вес как полководец и вскоре стал вторым главнокомандующим Луция. Ближе к концу войны, однако, он позволил своим солдатам разграбить двойной город Ктесифон‑Селевкию на реке Тигр, где, как утверждается, они заразились чумой. Возвращаясь домой, солдаты принесли ее с собой в легионерские базы в своих провинциях, откуда разрушительная болезнь распространилась по всей империи. Правда, за то, что Кассий выгнал парфян из Сирии, он был назначен имперским легатом (губернатором с функциями высшего главнокомандующего) провинции, который отчитывался непосредственно императорам. Несколько лет спустя, в 169 году н. э. после безвременной кончины императора Луция императорский трон освободился и ждал преемника.

В 172 году н. э. во время военных кампаний Марка на северной границе в Первой маркоманской войне племя по имени буколы, или «пастухи», пришедшее из самой северной точки дельты Нила близ Александрии, подняло мятеж против римских властей. Ситуация была критической, и Кассий отправился в Египет с двумя своими сирийскими легионами. Это означало, что он получит империум (imperium), то есть верховную военную власть, равную императорской в отсутствие последнего. Египетский народ находился под гнетом сильно возросших налогов, которые шли на финансирование войны на севере. В результате все больше и больше египтян становились бандитами и в итоге, находясь в отчаянном положении, сформировали армию, которую возглавил молодой харизматичный воин‑священник по имени Исидор. Говорят, что кучка этих вояк, переодетых в женские платья, пошла к римскому центуриону якобы заплатить ему выкуп золотом за своих пленных мужей. Напав на него, они потом захватили еще одного офицера и, по слухам, прочитав клятву над его окровавленными внутренностями, стали их есть в качестве обряда жертвоприношения. Весть об этом быстро обошла весь Египет, что повлекло за собой восстание.

Буколы быстро обрели поддержку со стороны других племен, чтобы окружить и атаковать Александрию. Когда египетский легион столкнулся в генеральном сражении с сильно превосходящим его по численности войском племен, римляне потерпели унизительное поражение. Буколы и их союзники держали осаду Александрии в течение нескольких месяцев, пока в городе свирепствовали голод и чума. Они бы разграбили и опустошили Александрию, если бы Кассий и его войска не были вызваны из Сирии для освобождения Александрийского гарнизона и подавления восстания. Правда, увидев несметное количество воинов противника, Кассий не посмел сразу перейти в контратаку, несмотря на то что под его командованием было три легиона. Вместо этого он решил дожидаться благоприятного момента, сея раздор между племенами и подстрекая их к стычкам, пока наконец не смог применить стратегию «разделяй и властвуй». В награду Кассий смог сохранить империум на территории восточных провинций, получив уникальный статус и ряд полномочий, которые угрожающе приближались к императорским.

В возрасте сорока пяти лет Кассий стал героем своего народа благодаря выдающимся военным победам. Его авторитет подкреплялся еще и благородным происхождением: его мать Юлия Кассия Александрия была из древнего римского рода Кассиев (Cassii), который славился своей старомодной закалкой. Она носила титул принцессы – со стороны отца мать Кассия происходила от царя Ирода Великого Иудейского, а со стороны матери – от Августа, первого римского императора. Она также притязала на наличие родственных связей с зависимым от Рима царем Антиохом IV Эпифаном Коммагенским, что делало Кассия членом имперской династии Селевкидов.

Одним словом, Кассий был рожден править. Учитывая его благородную родословную и славные военные победы, вне всякого сомнения, он видел себя естественным преемником императора Луция Вера. Однако далеко на севере Марк выдвинул другого сирийского полководца, Клавдия Помпеяна, чье происхождение было более скромным. Помпеян уже сумел отличиться во время Парфянской войны и после этого женился на дочери Марка Луцилле, вдове Луция Вера. Он служил старшим главнокомандующим на северной границе во время Маркоманской войны и стал правой рукой императора. Ходили даже слухи, что Марк предложил Помпеяну титул Цезаря, но тот по неизвестным причинам отклонил его предложение. Неудивительно, что Кассий не мог перенести мысль о том, что какой‑то простолюдин из его же страны будет занимать более высокое положение.

Со дня смерти императора Луция Кассий неуклонно поднимался по служебной лестнице. И в 175 году н. э. Кассий уже три года обладает полномочиями императора на востоке. Ему осталось подняться всего на одну ступеньку, и Марк Аврелий был единственным человеком, стоящим на его пути. То письмо с единственным словом (emanes), которое он держит в руках, написано Геродом Аттиком, софистом, обучавшим юного Марка древнегреческой риторике. Герод славился своим красноречием, своими великолепными ораторскими выступлениями, но это письмо было словно лаконичный удар, более типичный для стоиков, чем для софистов. Ему хватило одного слова, чтобы донести свою мысль. Ведомый жаждой абсолютной власти, Кассий опрометчиво развязал гражданскую войну, грозившую расколоть империю надвое и залить ее кровью миллионов людей.

На другом конце империи, за пятнадцать сотен миль, в военный лагерь в Сирмии, столице Нижней Паннонии (современная Сербия), добирается усталый гонец. Встречающие его солдаты спешат в резиденцию императора, которая находится в центре лагеря. За десять дней, благодаря налаженной системе экстренной связи, эта весть прошла с востока через Рим и достигла северной границы. Гонец не сразу заговорил. Новость настолько ошеломила его, что он с трудом мог в это поверить: «Мой господин Цезарь, полководец Авидий Кассий предал вас… Египетский легион провозгласил его императором!»

У гонца с собой письмо от Сената с подтверждением этой вести: 3 мая 175 года н. э. Авидий Кассий был провозглашен императором Рима египетским легионом в Александрии. «Мой господин, они всем говорят, что вы умерли», – объясняет посланник. Весть пришла от Публия Марция Вера, губернатора римской провинции в Каппадокии (современная Турция). Он был выдающимся полководцем, участвовавшим вместе с Кассием и Помпеяном в Парфянской войне. Важно отметить, что вместе с этой тревожной новостью Марций Вер заверил Марка, что он и три легиона под его командованием заявили о своей непоколебимой преданности Марку. Однако, как известно, Кассий обеспечил поддержку своего восстания в областях, лежащих к югу от Таврских гор, по грубым подсчетам, у половины восточных провинций империи. Ряд сенаторов в Риме, которые выступали против маркоманской кампании, ухватились за возможность поддержать Кассия. Но в целом пока Сенат был на стороне Марка. Тем не менее Кассий – очень искусный полководец с семью легионами под его командованием. Он контролировал также Египет, житницу империи и самую богатую провинцию на востоке. Ее столица Александрия – второй по величине город и крупнейший порт империи. Если перекроют границы Египта, в Риме закончится хлеб, что приведет к беспорядкам и грабежам. Таким образом, судьба империи оказалась подвешенной на весах.

Марк только‑только оправился от болезни, которая чуть не унесла его жизнь. В пятьдесят четыре года его немощность и слабое здоровье стали поводом для сплетен в Риме. Жена Марка Фаустина несколько месяцев назад вернулась в Рим. По слухам, она была напугана приближающейся кончиной Марка и стала торопить Кассия заявить свои притязания на трон. Единственному выжившему сыну Марка Коммоду было тринадцать лет, но он отдавал себе отчет в том, что, если отец умрет и трон захватят до наступления его совершеннолетия, его жизнь окажется в серьезной опасности. Замысел Фаустины якобы состоял в том, что Кассий должен успеть до смерти Марка избавиться от других претендентов на трон и, возможно, даже обеспечить преемственность Коммоду, женившись на ней. По другим сведениям, Кассий действовал по собственной инициативе и умышленно распространял ложные слухи о смерти Марка, чтобы захватить власть. Вполне возможно, что он просто поторопился и не задумывал никакой государственной измены, попавшись в ловушку обмана ложной разведки, которая доложила ему о том, что император мертв или умирает. Однако эта новость встревожила Сенат, и он тут же объявил Кассия публичным врагом (hostis publicus), наложив арест на его имущество и имущество его семьи. Это обстоятельство только обострило конфликт. По всей видимости, Кассий чувствовал, что ситуация выходит из‑под контроля. Он никак не мог идти на попятную. В таких обстоятельствах гражданская война была просто неизбежна.

Какими бы ни были мотивы Кассия, Марк в этот момент переживал самый серьезный кризис в своем правлении. Едва оправившись от последнего приступа болезни, он спешит отреагировать на государственный переворот. Марк вглядывается в лица своих полководцев. Они уже знают, что ему предстоит покинуть северную границу и спешно вести армию на восток. Кассий со своими легионами может напасть на Рим, чтобы закрепить свои притязания на имперский трон. Эта нависшая угроза спровоцировала в городе тотальную панику и дала больше оснований для критики Марка в Сенате. Несмотря на это Марк со своими могущественными легионами, которые преданно служили ему на Дунае, закрепил за собой репутацию, которую трудно было поколебать.

На следующее утро Марк по пути отправляет гонца в Рим с письмами Сенату, его союзнику Марцию Веру в Каппадокии и, что важнее всего, Кассию в Египте. Его послание предельно ясно: «Император подтверждает, что жив, находится в добром здравии и вскоре возвращается». Теперь он должен как можно быстрее заключить мир на севере, чтобы отправиться на юго‑восток для подкрепления сил своих верноподданных в Каппадокии и лично навести порядок. Но посвящать своих солдат во все обстоятельства будет преждевременно, он сначала должен удостовериться, что гражданская война неизбежна. Среди северных племен все еще возникают очаги сопротивления, которые им приходится подавлять, и он не хочет, чтобы варвары, рассредоточенные вдоль Дуная, пронюхали о кризисе, пока ведутся переговоры о мире.

Наедине с собой он продолжает размышлять о своей реакции на новость. Самое тяжелое – это неопределенность ситуации. Марк предполагает, что в каком‑то смысле Кассий считает, что поступает правильно: виной тому его абсолютное невежество относительно того, что правильно, а что неправильно, потому как Сократ и стоики учили, что нет такого человека, который бы осознанно совершал ошибку. Разумеется, именно за это философское отношение Кассий так не любит Марка, потому что считает великодушие признаком слабости. Это и привело к конфликту между их личностями, двумя способами правления и двумя философиями жизни: одна жестокая, другая великодушная.

После получения Марком послания от Сената о событиях в Египте прошло несколько недель. Как только он получил весть о восстании, Марк отвез своего тринадцатилетнего сына Коммода в Сирмий, где тот облачился в тогу зрелости (toga virilis) и был официально признан совершеннолетним римским гражданином и теперь мог готовиться к восхождению на трон. Он был отрекомендован легионам как прямой наследник Марка, с тем чтобы лишить Кассия притязаний на трон. Должно быть, Кассий узнал, что император жив, но о его отступлении не было и речи. Однако то обстоятельство, что весть о неудавшемся перевороте Кассия распространилась за пределы Таврских гор в Каппадокию, означало, что у него недостаточно войск, чтобы Сирия могла выдержать массированный удар от армии верноподданных Марка. Тем не менее в лагере императора было неспокойно – ходили разные слухи, и царил хаос. Но вот настал момент, когда император обратился к своим солдатам и объявил, что они отправляются на юго‑восток, чтобы объединиться с силами Марция Вера в Каппадокии и ударить по главной армии Кассия в Сирии.

Утро. Марк готовится к предстоящему дню, размышляя о действиях Кассия и сенаторов, которые объединились против него. Как всегда, Марк предупреждает себя, что должен быть готов к встрече с назойливыми, неблагодарными, жестокими, вероломными и завистливыми людьми[172]. Согласно стоикам, люди склонны совершать нравственные ошибки, потому что большинство не может постичь истинную природу добра и зла. Человек не рождается мудрецом, но мы должны стремиться стать такими с помощью образования и обучения. Марк считает, что философия научила его отличать добро от зла и наделила способностью понимать натуру таких людей, как Кассий, который поступает крайне несправедливо. Он напоминает себе, что даже противники являются его братьями, пусть не кровными, а скорее его согражданами во вселенной, которые разделяют с ним возможности обретения мудрости и добродетели. И хотя они порой поступают несправедливо, они не могут причинить ему настоящего вреда, потому что их действия не могут запятнать его характер. Понимая это, Марк не может на них злиться или их ненавидеть. Его противники призваны сотрудничать с ним, говорит он, равносильно тому, как верхний и нижний ряды зубов совместно трудятся над пережевыванием пищи. Восстать против такого человека, как Кассий, когда он разъярен, или даже отвернуться от него – значит противоречить здравому смыслу и законам природы. Марк напоминает себе, что не должен относиться к повстанцам как к врагам, ему следует смотреть на них благодушно, как смотрит врач на своих пациентов. Он не торопит события и уединяется для размышлений – он знает, как важно сохранять здравое состояние ума перед лицом опасности, особенно учитывая ту огромную власть, которой наделил его римский народ. Покончив с размышлениями, Марк облачается в военный плащ. За дверью его встречают Помпеян и несколько других советников. Настал момент обратиться с речью к рядам легионеров, собравшихся в центре лагеря.

Марк приветствует их как соратников. Он говорит, что смысла в том, чтобы жаловаться и горевать по поводу мятежа на востоке, нет. Он принимает все, что ему посылает судьба, как волю Зевса. Он просит их не гневаться на провидение и уверяет в своем искреннем сожалении о том, что им приходится без отдыха участвовать то в одной войне, то в другой. Он хотел, чтобы Кассий сначала обратился к нему и заявил о своих притязаниях перед армией и Сенатом. Поразительно, но Марк обещает им, что он сложит свои полномочия и откажется от имперского титула без борьбы, если его убедят, что это необходимо для всеобщего блага. Однако уже поздновато для таких рассуждений, потому что война началась.

Он напоминает своим войскам, что их слава далеко превосходит репутацию восточных легионов, поэтому у них есть все причины для оптимизма. И хотя Кассий – один из самых почитаемых полководцев, Марк говорит, что им не стоит бояться «орла во главе галок» – это замечание вызывает несколько мрачных смешков. В конце концов, ведь не Кассий добился этих славных побед, а простые солдаты, которые сейчас стоят напротив него. К тому же скоро к ним присоединится преданный ему Марций Вер, не менее искусный полководец, чем Авидий Кассий. Марк надеется, что Кассий раскается в своих действиях, узнав, что император жив. Он должен верить, что, только ошибочно полагая, что Марк мертв, прежде преданный ему военачальник мог так его предать. Если же Кассий будет упорствовать и продолжит сопротивление, ему придется еще раз хорошенько подумать, когда он узнает, что Марк Аврелий идет на него во главе такой многочисленной армии опытных ветеранов с севера (римский историк Кассий Дион представляет здесь якобы оригинальный текст его великолепной речи).

Собравшиеся перед Марком легионеры отлично знают, что их любимый государь и военачальник – философ‑стоик. Тем не менее их просто ошеломило то, что последовало дальше. Марк убеждает их, что больше всего он желает проявить милосердие.

 

Простить человека, который его обидел, остаться другом тому, кто втоптал его дружбу в грязь, сохранить преданность тому, кто проявил вероломство. То, что я здесь говорю, может вам показаться неслыханным, но вы не должны сомневаться. Я твердо уверен, что доброта еще не совсем умерла в сердцах людей и что в нас еще остались следы античной добродетели. И даже если кто‑то засомневается в этом, это только укрепит мое желание дать людям увидеть собственными глазами то, в возможность чего мало кто верит. Ибо это единственная награда за мои страдания. Если бы я мог положить конец всему этому с честью и показать всему миру, что есть способ даже гражданскую войну разрешить достойно.

 

Другими словами, не такое уж это несчастье, а скорее счастливая возможность с достоинством вынести это. Чему‑то подобному учили его Рустик и другие стоики, когда он еще был мальчишкой. В словах Марка нет и следа гнева, несмотря на то что новость о восстании Кассия перевернула Рим и повергла всю империю в хаос. Солдаты, служившие под командованием Марка и знавшие его достаточно хорошо, ожидали, что он отреагирует с присущими ему спокойствием и достоинством даже на такое шокирующее предательство. Но все же обычному легионеру, покрытому дорожной грязью, было удивительно слышать, как император Марк Аврелий прощает не только этого узурпатора, но и всех тех, кто выступал против него.

Закончив свое выступление, Марк наказывает секретарю послать копию этой речи Сенату. Он еще раз удаляется в свои покои, закрывает глаза и продолжает размышлять о том, как ему лучше справиться с возникшим кризисом, обращаясь за помощью к своей философии.

 

Как победить гнев

 

Нельзя сказать, что у Марка был абсолютно бесстрастный характер. Ему пришлось поработать над собой, чтобы преодолеть вспыльчивость. В первом предложении «Размышлений» он восхваляет своего деда за спокойный нрав и мягкие манеры и на протяжении всей книги постоянно возвращается к проблеме управления гневом[173]. Со слов Марка мы знаем, что он боролся с гневом и работал над тем, чтобы стать более спокойным и рассудительным человеком. Первую книгу «Размышлений» он заканчивает благодарностью богам за то, что ни разу не опустился до того, чтобы обидеть своих друзей, членов семьи или учителей, несмотря на то что временами был склонен выходить из себя. Люди, страдающие от усталости и хронических болей, часто поддаются раздражению и гневу. Нас не должно удивлять то, что немощный мужчина, который страдал бессонницей и жестокими болями в груди и животе, раздражался на бесчисленное количество людей, которые пытались манипулировать им и обманывать его. Для стоиков крайнее проявление гнева считается неразумной и нездоровой страстью, которой мы не должны поддаваться. Но, как мы убедились, для человека естественно порой автоматически испытывать раздражение как реакцию на жизненные проблемы. Стоики считают первострасти неизбежными и принимают их с безразличием. Конечно, стоик предпочел бы, чтобы люди вели себя иначе. Он может даже постараться остановить их решительным поступком, как это сделал Марк, когда мобилизовал армию против Авидия Кассия. Быть стоиком не означает быть пассивным и бесхребетным человеком. Тем не менее мудрый человек не станет расстраиваться из‑за вещей, которые не находятся в его власти, как, например, поступки других людей. Поэтому у стоиков есть целый набор психологических техник, которые они применяют для борьбы с гневом и замены его более ровным, но не менее решительным отношением.

Работа с гневом с помощью развития у себя большей эмпатии и понимания чувств других людей – постоянно повторяющаяся тема в «Размышлениях». Если современная психотерапия больше сосредоточена на таких проблемах, как тревога и депрессия, стоиков больше заботила проблема гнева. И в самом деле, Сенека целую книгу посвятил этой теме. Его сочинение «О гневе» дошло до наших дней, в нем подробно описаны теория стоиков и их методы лечения этой страсти.

Как во многих других жизненных аспектах, главной ролевой моделью в преодолении гнева для Марка был его приемный отец. Прежде всего от императора Антонина он перенял кротость и мягкость характера. Антонин был снисходителен и терпим к людям, которые подвергали суровой критике его осторожное обращение с ресурсами империи. Марк, в частности, вспоминает случай, когда его приемный отец с присущей ему вежливостью принял извинения таможенника в Тускулуме, и это было характерно для его мягкого нрава. В отличие от своего предшественника Адриана, Антонин никогда не был грубым, заносчивым или жестоким, более того, он никогда не терял самообладания. К каждой си


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.