Как научиться переносить боль — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Как научиться переносить боль

2022-08-21 34
Как научиться переносить боль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Совершенно естественно считать боль чем‑то плохим по сути, но стоики использовали веские аргументы, чтобы убедить своих последователей в том, что боль и удовольствие не являются ни плохими, ни хорошими. Доказательством того, что это категория безразличного, служит тот факт, что боль можно использовать безрассудно или с умом, с добрым или злым умыслом. Например, спортсмен может научиться терпеть боль и дискомфорт от чрезмерных физических нагрузок. В данном случае намеренное истязание себя тренировками до боли или как минимум ощутимого дискомфорта может иметь очевидную пользу, поскольку способствует развитию выносливости. Разумеется, те, кто избегает любого дискомфорта, не будут изнурять себя такими нагрузками. Боль и дискомфорт станут нашими преимуществами, если мы будем к ним относиться как к возможностям развить силу характера. Иногда даже обычные люди перед лицом опасности забывают о боли, когда стоит вопрос жизни и смерти. Есть и такие, которые получают удовольствие от боли, – мазохисты. Боль – это всего лишь ощущение, и важно то, как мы на нее реагируем.

В своих «Беседах» Эпиктет не раз рассказывает своим ученикам, как справляться с болью. Как и Эпикур до него, он верил, что жалобы и постоянные разговоры о болячках только усугубляют наше состояние, но что еще хуже, они портят наш характер. Марк тоже считал, что всеобщее нытье вредит душе. «Пусть не увлекает тебя ни чужое отчаяние, ни ликование»[126][127]. Современные специалисты по когнитивно‑поведенческой терапии также считают, что состояние дистресса только нарастает, когда люди говорят себе: «Я не справлюсь». Их состояние значительно улучшается, когда они начинают смотреть на ситуацию более рационально и объективно, а также допускают, что существует несколько способов справиться с ней или с подобным они уже справлялись в прошлом. В этой части мы рассуждаем о риторике боли. Нам должно абсолютно надоесть постоянно твердить: «Это невыносимо!» и т. п., потому что это просто гипербола, которая только усугубляет чувство отчаянья.

Как говорит Эпиктет, одно дело – когда болит ухо или голова, другое – когда мы драматизируем эту ситуацию и восклицаем: «Ох, у меня болит голова – какое несчастье!» Не нужно делать вид, что боль – это какая‑то катастрофа. Он объясняет, что никого не лишает права постонать, просто мы не должны внутренне проникаться состоянием своей несчастности. Не следует вопить и изводить себя жалобами: «Все ненавидят меня!», только потому что ваш раб мешкает и не несет перевязочный материал. «Да кто не возненавидит такого?» – добавляет он язвительно. В качестве краткого практического руководства он советует своим ученикам реагировать на неприятные события или ощущения фразой «мне все нипочем». Возможно, это преувеличение. Стоики все же по возможности предпочтут избегать боли и болезней. Но раз уж это случилось, они постараются принять сей факт с безразличием.

В дополнение к афоризму Эпикура Марк упоминает множество стоических стратегий, которые помогают переносить боль и болезни с подчеркнутым равнодушием. Большинство из этих стратегий возникли под влиянием «Бесед» Эпиктета.

1. Отделите свои мысли от ощущений тела, что я называю когнитивным дистанцированием, и напомните себе, что нас расстраивают не вещи или ощущения, а наши суждения и мысли о них.

2. Помните, что страх боли причиняет больше вреда, чем сама боль, или примените любую другую форму функционального анализа для оценки последствий страха боли в сравнении с последствиями ее принятия.

3. Смотрите на ощущения своего тела, применяя технику объективного представления (phantasia kataleptike), вместо того чтобы излишне эмоционировать по этому поводу: «Я чувствую давление в области лба» вместо «Кажется, я умираю – по моей голове будто слон топчется!»

4. Разбейте ощущения на составляющие и проанализируйте, локализовав их в конкретном участке тела. Затем примените технику обесценивания с помощью анализа, которую мы разбирали в предыдущей главе, когда речь шла о борьбе с нездоровыми желаниями и пристрастиями. Вместо «Это сущая пытка» скажите себе: «В моем ухе какая‑то пульсация, которая то нарастает, то исчезает».

5. Рассматривайте ощущения как ограниченные во времени, переменчивые и преходящие или поразмышляйте о непостоянстве сущего: «Это ощущение достигает пика всего на несколько секунд и затем ослабевает; возможно, оно пройдет совсем через пару дней». Например, когда вы чувствуете острую зубную боль, которой не было много лет, и вы уже забыли, каково это. Если боль хроническая, например при радикулите, вы знаете, что временами она обостряется, а временами вполне терпима. Вам станет намного легче, если вы сосредоточитесь на том, что боль пройдет.

6. Перестаньте бороться с неприятными ощущениями и примите их как естественные и безразличные, что называется «стоическим принятием». Однако это не значит, что не нужно предпринимать практических шагов для их преодоления, например принимать обезболивающие средства, но вы должны научиться жить с этой болью без отвращения и внутренней борьбы.

7. Напоминайте себе, что Природа снабдила вас мужеством и выносливостью, которые позволят вам возвыситься над болью, и что эти добродетели восхищают вас в других людях, – к слову о размышлении и моделировании добродетелей. Все эти стратегии мы рассмотрим по очереди.

 

КОГНИТИВНОЕ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ

 

Самая важная стратегия преодоления боли, упоминаемая Эпиктетом и Марком Аврелием. Ее суть сводится к одной фразе, уже известной вам: «Нас расстраивают не события, но наши суждения о них»[128]. Ту же концепцию можно применить к боли: нас расстраивает не боль, а наше суждение о ней. Если мы перестанем выносить оценочные суждения в отношении боли, это значительно облегчит наши страдания. И это всегда в нашей власти в любой ситуации – только от нас зависит, какое значение мы придаем телесным ощущениям.

Избегание оценочных суждений Марк называет отдалением, отделением или очищением (katharsis) ума в данном случае от телесных ощущений боли и болезней. Объясняя это понятие, он также говорит, что боль и удовольствие должны оставаться там, где им положено быть, в тех частях тела, к которым они относятся. Даже если тело, ближайший спутник ума, «поранится или обожжется, а то и начнет разлагаться или гнить», мы сможем сохранить спокойствие и свое руководящее начало, если воздержимся от оценки телесных ощущений как хороших или плохих по сути[129].

Марк также называет это «безразлично относиться к вещам безразличным»[130]. В «Размышлениях» есть отрывок, где он как раз объясняет нюансы стоической психологии в этом отношении[131]. Мы должны стараться, чтобы руководящее начало не волновало внешние явления, включая телесные ощущения боли и наслаждения. По его словам, это значит не сливаться с ними, а, наоборот, проводить черту между собой и ощущениями тела и мысленно устанавливать границы, как если бы вы смотрели на них издалека. С другой стороны, если мы позволяем себе жесткие оценочные суждения о таких внешних ощущениях, как боль, мы мысленно сливаемся с ними, и тогда страдание поглощает нас.

Здесь важно отметить, что Марк не заставляет нас отрицать тот факт, что боль (или удовольствие, если уж на то пошло) является частью жизни, даже мудрого стоика. Он отмечает, что боль и удовольствие неизбежно проникнут в наше сознание благодаря естественной связи между разумом и телом. Он подчеркивает, что мы не должны пытаться подавлять ощущения, поскольку они естественны, но нам не следует давать им оценку, как положительную, так и отрицательную, считать их вредными или полезными. Этот тонкий баланс занимает центральное положение в техниках осознанности и принятия современной когнитивно‑поведенческой терапии, которая считает, что не нужно подавлять неприятные чувства, но и не нужно излишне о них беспокоиться. Вместо этого вы должны научиться их принимать, оставаясь отделенными от них.

Главное, считает Марк, перестать смотреть на болезнь и страдания через призму вреда. Эти суждения рождаются внутри нас и проецируются вовне на ощущения тела и другие внешние события. Важно помнить, что наш взгляд на вещи как на вредные или полезные полностью зависит от наших целей. Большинство людей не подвергают сомнению свои убеждения относительно целей в жизни, поэтому они редко их осознают. Если главное для меня – выглядеть красиво и я вдруг ломаю нос, то я обязательно буду считать это скорее вредом, чем пользой. Но если моя заветная цель – выжить и я сломаю нос, но избегу смерти, то, скорее всего, я буду смотреть на это обстоятельство относительно спокойно. Стоики считают, что мы должны претерпеть радикальные внутренние изменения в отношении наших ценностей и сделать своей целью стремление к мудрости и добродетели. Они учат нас относиться к физической боли и травмам с безразличием. На самом деле несчастья зачастую дают нам возможность обрести еще большую мудрость и силу характера. Марк говорит себе:

 

«Устрани убеждение, устранится и жалоба на вред. Устрани жалобу на вред, устранится и самый вред»[132][133].

 

Но разве стоики совсем не заботятся о физическом здоровье? Нет, заботятся. Они это относят к категории предпочтительного безразличного. Для нас естественно и разумно предпочитать здоровье болезни. Физическое здоровье дает нам больше возможностей для того, чтобы проявить нашу волю и оказать влияние на внешние события жизни. Само по себе здоровье ни плохо и ни хорошо. Это что‑то вроде возможности. Глупый человек расточает свое здоровье, окунаясь в пучину греха. Мудрый и добрый человек, напротив, использует здоровье и болезни как возможности для обретения добродетели. Была ли сломанная нога вредом для Эпиктета, если предположить, что это событие, наряду с другими, сделало его великим философом? Он сказал бы, что главное – это вред, который мы наносим своему характеру. По сравнению с этим, покалеченная нога – пустяк.

Если мы научимся воздерживаться от оценок, что боль ужасна или вредна, мы сумеем сорвать с нее маску ужасности и она больше не будет казаться нам таковой[134]. Нам остается только банальное наблюдение: наша плоть испытывает резкое движение, как любил говаривать Эпиктет. Это всего лишь ощущение. Оценивая боль как плохую, невыносимую или катастрофическую, мы раздуваем обычное ощущение телесной боли до такой степени, что внутри у нас возникает хаос эмоциональной муки. Например, Марк в одной из глав «Размышлений» показывает, как справляется со своими впечатлениями и телесными ощущениями, применяя технику апострофизации. Он говорит:

 

Уйди же, ради богов, так же как и пришло, ты не нужно мне! Явилось же ты в силу застарелой привычки. Я не гневаюсь на тебя, только уйди[135][136].

 

«Я не гневаюсь на тебя», – говорит он боли, потому что не воспринимает ее как плохую или вредную. Ощущение боли проникает в наш разум через естественные физиологические процессы, сформировавшиеся у нас много веков назад – это то, что роднит нас с животными. Как ни странно, вам даже не придется подавлять или противиться неприятным чувствам, как только вы перестанете считать их плохими. Если вы примете их с безразличием, они больше не причинят вам вреда. Когда ваше сознание, ваше руководящее начало, придает слишком большое значение телесным ощущениям, оно сливается с ними и становится подобно марионетке, которую тело дергает за ниточки[137]. Но у вас всегда есть силы подняться над физическими ощущениями и смотреть на них с подчеркнутым равнодушием.

 

Функциональный анализ

 

Как только вы освоите технику когнитивного дистанцирования, вы сможете лучше оценивать последствия своих оценочных суждений (проводить функциональный анализ). Учитывая, что мы страдаем из‑за своих оценочных суждений, стоики говорят, что страх боли причиняет нам куда больше вреда, чем сама боль, потому что он портит наш характер. Сама же боль безвредна, если только вы научитесь принимать ее с безразличием. По этому поводу очень точно выразился Эпиктет: «Страшное ведь это не смерть или страдание, а страх перед страданием или смертью»[138]. Как сегодня говорят, чтобы жить полной жизнью, нужно выйти из своей зоны комфорта. Страх боли делает из нас трусов и ограничивает нашу жизнь.

Если мы хотим измениться, очень важно четко усвоить негативные последствия того или иного поведения. Например, люди, боящиеся крови, с трудом сдают медицинские анализы, а для некоторых женщин эта боязнь может стать препятствием для рождения ребенка. И в самом деле, большинство людей испытывают страх перед болью и болезнями в разной степени. Осознание того, что страх боли причиняет больше вреда, чем сама боль, может стать стартом для практики психологического навыка преодоления нетерпимости боли и дискомфорта.

 

Объективное представление

 

Марк также научился описывать внешние события и телесные ощущения как естественные процессы, применяя терминологию объективного представления. Как отмечалось ранее, мы можем сравнить это с нейтральным и бесстрастным отношением врача, который фиксирует симптомы болезни пациента. Эпиктет и Марк поступают аналогичным образом, называя болезненные и неприятные ощущения всего лишь резкими движениями или волнениями плоти.

 

Подобные мысли проникают в суть вещей и позволяют нам зрить в корень, что называется, то есть видеть вещи такими, какие они есть[139].

 

Когда мы применяем объективность и отстраненность, это похоже на то, как если бы мы описывали проблемы другого человека. Например, я могу сказать себе: «Стоматолог лечит Дональду зубы», таким образом относясь к этому мероприятию бесстрастно, с позиции третьего лица.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.