Занятие 13. Ересь Ария и первые два вселенских собора — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Занятие 13. Ересь Ария и первые два вселенских собора

2022-07-03 38
Занятие 13. Ересь Ария и первые два вселенских собора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Никейский Сoбop осудил и уничтожил арианскую ересь. Ариане, притворно подписавшие соборные определения и высланные со своих кафедр, продолжали волновать Церковь. Путем придворной интриги и клеветы были возвращены из ссылки осужденные еретики и в их числе сам Арий. Они сумели приобрести доверие правительства и получили свои кафедры. Православные епископы были изгнаны. Среди них Антиохийский епископ Евстафий, ревностно боровшийся с еретиками на Соборе и после него. Особую ненависть ариан вызвал святитель Афанасий Александрийский, вступивший на кафедру по смерти епископа Александра в 326 г. Святитель Афанасий решительно противился восстановлению Ария и других еретиков. После десятилетних ожесточенных интриг и явной клеветы удалось добиться временного удаления св. Афанасия с кафедры в Галлию. Однако Бог не допустил торжества еретиков. Арий так и не был принят в общение с Церковью, он умер в Константинополе по дороге в храм, где должно было произойти его принятие. После смерти императора Константина Великого, который в значительной мере сдерживал деятельность еретиков, при его сыновьях ариане получили полную свободу. В Константинополе, в Антиохии и в Палестине главные кафедры были в руках ариан. Святитель Афанасий еще четыре раза по причинам происков ариан был изгоняем с кафедры. Его епископство продолжалось 47 лет, двадцать из которых проведены в изгнании (ум. в 373 г.). Особую роль в истории Церкви этого периода наряду со святым Афанасием сыграл святитель Василий Великий (330-379 гг.). Прославленный ученостью и святостью подвижнической жизни святитель Василий был возведен на кафедру Кесарии Каппадокийской (370 г.) в самое трудное для Православной Церкви время. Большинство восточных кафедр занимали еретики. Православных было немного, да и то, выступая на борьбу с арианами, подозревали друг друга в не православии. На западе считали, что православие Восточной Церкви уничтожено совершенно. Отношение ариан к святителю Василию было враждебным. Они сознавали его силу, основанную на всеобщем к нему уважении, и потому всеми мерами старались его удалить. Они оклеветали его перед императором и распространяли нелепые слухи о его не православии среди православного духовенства и народа. Святой Василий мужественно выступил в защиту Церкви. Он сплотил православных и установил дипломатические отношения с правительством. Через епископа Афанасия он вступил в диалог с Западной Церковью и убедил ее, что православие на Востоке живо и борется с ересью. По смерти святителя Афанасия он остался единственным защитником Православия на Востоке. Святитель Василий деятельно подготавливал Второй Вселенский Собор, но не дождался плодов своей деятельности. Он умер в 379 г. В отличие от восточных церквей, церкви Запада меньше потерпели от арианства. Это объясняется тем, что на Западе интереса к отвлеченным богословским вопросам было меньше, и споры с арианами там были непонятны. Однако, сосланные на Запад ариане проповедовали там свое учение, и арианство просуществовало у готов до V века.

Император Феодосий Великий исполнил задушевное желание Василия Великого относительно Вселенского Собора. Ко времени вступления его на императорский престол (379 г.) арианство все еще волновало Церковь, несмотря на то, что было ослаблено борьбой партий. Особенно много страдала от еретиков Константинопольская Церковь. Здесь, после смерти православного Александра (338 г.) епископская кафедра постоянно находилась в руках ариан. При вступлении Феодосия на престол, арианским епископом был Демофил, но это был последний арианский епископ Константинополя. Прибыв в Константинополь в 379 году, Феодосий предложил арианскому епископу Демофилу или принять Никейское исповедание, или оставить кафедру, и когда тот выбрал последнее, передал все константинопольские церкви Григорию Богослову. Затем Феодосий решился торжественно восстановить православное учение. В 381 год император Феодосий созвал в Константинополе собор епископов, который был назван Вторым Вселенским Собором. На этом Соборе было 150 православных отцов. Между ними особенно замечательны были: Григорий Богослов, Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др. Прежде всего Собор отцов решился устроить дела Константинопольской кафедры. Григорий Богослов был признан ими Константинопольским епископом и, по всей вероятности, после этого он занял на Соборе председательское место. Затем начались рассуждения о вере. Отцы Второго Вселенского Собора, рассмотрев в совокупности все ереси, как отрасли арианства, так и возникшие в связи с ним, определили предать их анафеме. Именно, анафеме преданы ереси евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, аполлинариев и проч. Что касается православного учения, которое извращали поименованные еретики, то Собор прежде всего подтвердил Никейский Символ, запретив отменять его. Потом, так как в Никейском Символе учение о Святом Духе было раскрыто не вполне, именно в нем сказано только: «и во Святого Духа» (т.е. веруем), Собор продолжил его. Догматическое определение Константинопольского II Вселенского Собора известно в таком виде: Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца – неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, свет от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, через которого всё произошло; – для нас человеков и для нашего спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося; – распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по писаниям, – и восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца, – и опять имеющего прийти со славою – судить живых и мертвых, –которого царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, животворящего, исходящего от Отца, вместе с Отцом и Сыном покланяемого и славимого, изрекавшего через пророков. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь; исповедуем одно крещение в отпущение грехов. Ожидаем воскресения мертвых, – и жизни будущего века. Аминь. Этим добавлением к Никейскому Символу утвержден был догмат о равенстве и единосущии Святого Духа с Отцом и Сыном. Кроме того, Второй Вселенский Собор внес в Символ и последующие члены о Церкви, крещении и будущей жизни. Таким образом, составился полный Символ Никеоцареградский, существующий в Церкви до настоящего времени в том самом виде, как он изложен был Отцами Второго Вселенского Собора. На одном из заседаний Собора свт. Григорий Богослов просил отпустить его с престола константинопольского и избрать на его место другого. Отцы Собора исполнили желание свт. Григория и на Константинопольскую кафедру избрали сенатора Нектария. В заключение своих совещаний Собор постановил 7 правил, которые касались преимущественно прав епископов, но в некоторых правилах упомянуто было и о предшествовавших действиях Собора: о Никейском Символе, анафеме на еретиков. Все постановления Собора, подписанные отцами, были утверждены императором Феодосием. Немедленно же после Собора Феодосий издал строгий указ, которым повелевалось всех епископов, не принимавших Никео-Константинопольского Символа, лишать кафедр и на место их поставлять православных.

Список рекомендуемой литературы В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Списки дополнительной литературы, рекомендованной к изучению будут приведены отдельно к каждому самостоятельному занятию.

Список дополнительной литературы Акимов В.В. История Христианской Церкви в доникейский период. – Минск: Ковчег, 2012. – 266 с. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М. 1994. – Т. 2. Гонения на христиан в Римской империи/И.О. Князький, Э.П.Г., А.В. Храпов//Православная Энциклопедия. – М.: ЦНЦ ПЭ, 2006. – Т. 12. – С. 50-69. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. Дюшен Л. История Древней Церкви. – М., 1912. – Т. 1-2. Евсевий Памфил. Церковная история/Евсевий Памфил; предисл., коммент. С. Ершова. – СПб.: Амфора, 2007. – 491 с. История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Лашкарев П. Отношение Римского государства к религии вообще и к христианству в особенности, до Константина Великого включительно. – Киев, 1876. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. – М., 1994. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. – М.: Христианская Россия, 1999. – Т. 1. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с Соколов Ю.А. Империя и христианство. Римский мир на рубеже III-IV веков: последние гонения на христиан и Миланский эдикт. – СПб.: Издательство СПбПДА, 2014. – 136 с. Федосик В.А. Мученичество в раннем христианстве: очерк исторического восприятия. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. – 255 с. Цыпин В., прот. Эпоха гонений. Очерки по истории Древней Церкви. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 304 с. Шафф Ф. История Христианской Церкви. – СПб., 2010. – Т. 2. Шмеман А. прот. Исторический путь православия (любое издание).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.