Занятие 9. Церковь и государство в Римской империи — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Занятие 9. Церковь и государство в Римской империи

2022-07-03 35
Занятие 9. Церковь и государство в Римской империи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

9.1.1. Определение. Описание Приступая к изучению настоящей темы, мы для начала должны обратиться к императору Диоклетиану и его реформам. «Империя была смыслом жизни Диоклетиана, – указывает петербургский историк Ю.А. Соколов, – в её укреплении он видел смысл своей судьбы». Для этого он предпринял реформу системы управления. Он упразднил Принципат с остатками республиканского строя и установил что-то вроде восточной деспотии с обожествлением монархической власти – Доминат; абсолютная неограниченная власть императора была оформлена de jure. Результат его реформы имеет устоявшееся название – «тетрархия Диоклетиана». Единую империю он разделил в плане административного управления на две половины – Западную и Восточную. Административно-территориальное разделение государства было и на более низком уровне: было создано около 100 провинций, 12 диоцезов, а несколько позже, император Константин объединил их в 4 префектуры. Реформы принесли свои результаты, государство в целом и его границы в частности были укреплены. В 285 году соправителем с титулом августа он назначил своего друга Максимиана Геркулия. Максимиан Марк Валерий Гаркулий уступал старшему коллеге умом, но был известен свирепостью; по свидетельству античных источников отличался необузданностью нрава, распущенностью, корыстолюбием и тупостью, был склонен к коварству, но при этом был умелым и отважным воином. В 293 г. (1 марта) были избраны ещё два императора-помощника с титулом цезарь: Констанцй Хлор и Галерий. Цезари также имели собственную территориальную юрисдикцию. Теоретически отношения между старшими императорами определялись как «братские», они были официально определены как практически равноправные. Но на практике Диоклетиан сохранил, как и прежде, самый высокий ранг и директивные компетенции по всей Империи (только в его титуле была приставка «доминус» – Господин наш). Иерархическую связь между августами и цезарями по «семейной» парадигме можно описать, как отношения отца с сыном. Стоит упомянуть и о том, что цезари для укрепления связи между императорами были вынуждены расторгнуть браки со своими женами и жениться вновь: Галерий на Валерии (дочери Диоклетиана), а Констанций на падчерице Макимиана Феодоре. Система тетрархии, правления четырех императоров, соединила в своей конструкции элементы как рациональной, так и династической политики. Цезари, как и августы отныне обладали юрисдикцией над собственной частью империи. По рангу цезари отличались от августов более низким статусом. Территориальные границы полномочий тетрархов выглядели примерно так: Максимиан Геркул – август Запада осуществлял контроль над Италией, Испанией и Африкой, Констанцию Хлору – цезарю Западной империи были подчинены Галлия и Британия. Восточный август Диоклетиана властвовал на Ближнем Востоке, в Малой Азии и Египет. Галерий –Восточный цезарь занимался дунайским регионом от Норика до устья Дуная. Но этот раздел обязанностей не был окончательным разделом Империи, оба августа неоднократно вмешивались в сферы компетенции своих цезарей, а в исторической перспективе тетрархи вели вооруженные конфликты за территории. Эта система власти четырех императоров выражалась в том, что каждый из них был признан по всей Империи, законы и указы издавались от имен их всех, при императорских жертвоприношениях ставились изображения всех четырех правителей, монеты чеканились для всех четырех. При сохранении номинальной столицей Империи Рима, ставками тетрархов были их военные штабы в следующих городах: 1) у Восточного августа – Никомедия (Малая Азия, сейчас Измит на северном побережье Мраморного моря в Турции), 2) у Восточного цезаря – Сирмий (сейчас Сремска-Митровица в районе Воеводина современной Сербии, около Белграда), 3) у Западного августа – Медиолан (сейчас Милан, город в северной Италии, центр области Ломбардия) и 4) у Западного цезаря – Трир (город на Западе современной ФРГ в земле РейнландПфальц).

9.1.2. Новые правители империи 1 мая 305г. Диоклетиан и Максимиан Геркулий в торжественной обстановке отреклись от власти. Прежние цезари стали августами, и назначили себе новых цезарей. Галерий назначил своего племянника Максимина (Гай Галерий Валерий Максимин Даза), а Констанций Хлор Севера (Флавия Валерия Сервера). В 306 г. произошла еще одна перемена в управлении империей, особенно важная для христиан. Констанций Хлор умер, и императором-августом на Западе британские легионы провозглашают (путем аккламации) его сына Константина (Флавий Валерий Константин), благосклонного к христианам по примеру отца. Британские легионы были поддержаны германскими и альпийскими, поэтому Галерий, не находивший возможным развязывать гражданскую войну признал Константина цезарем, поскольку августом должен стать прежний цезарь; под юрисдикцией Константина оказались Галлия и Британия. Августом Запада Галерий назначает Севера (юрисдикция: Италия, Испания, Африка). В это же время Максенций (Марк Аврелий Валерий Максенций), сын Максимиана, брат Фаусты, жены Константина, муж дочери Галерия Максимиллы, не захотел быть исключённым из императорской корпорации и в ходе военного столкновения, пользуясь народным недовольством налоговой политикой Севера, одержал над ним победу и заставил отречься от трона; бунт Максенция поддержал отец – ушедший в отставку Максимиан. Затем в 307 году Максенций приказал убить Севера. И Максенций, и Максимиан провозгласили себя августами. В 307 году появляется новая фигура во власти, Галерий назначает себе еще одного цезаря для управления Иллириком и Фракией – Лициния (Флавий Галерий Валерий Лициниан Лициний). В конце 307 года Галерий назначает Лициния августом Запада, но фактически ему там подчинялась только Паннония. Максенций контролировал Италию, Испанию и Африку. Таким образом, образовавшаяся к 308 году очередь притязающих на императорское достоинство грозила серьезной смутой, ситуация требовала принятия решительных действий. В 308 г. Галерий вместе с ушедшим на покой Диоклетианом и, притязающим на возвращение во власть Максимианом, созвали конференцию императоров в Карнунтуме на Дунае, где было решено, что августом на Западе станет Лициний, а его цезарем Константин. На Востоке, августом останется Галерий, а его цезарем Максимин. Максимиан должен был уйти от дел, а Максенция объявили узурпатором. Это соглашение не привело к конструктивному разрешению кризиса – к 308 году Максенций, лишённый имперского престола, всё равно был фактическим правителем Италии и Африки. Кроме того, ни Константин, ни Максимин не были готовы терпеть назначение Лициния на позицию августа (в 309 г. их тоже признали августами). Между 309 и 313 гг. большинство претендентов на имперские посты умерли или были убиты во внутренних распрях. Константин, за покушение на себя, приказал казнить Максимиана в 310 году. Галерий умер от естественных причин в 311 году. После смерти Галерия Константин чудесным образом одержал победу над Максенцием в битве у Мильвийского (Мульвиева) моста в 312 году (Максенций погиб в ходе этого столкновения). Максимин покончил с собой в Тарсе в 313 году, потерпев поражение от Лициния. Итак, в 313 году осталось два императора-августа: Лициний – единый правитель Восточной империи и Константин – единый правитель Западной империи. Практически сразу между императорами возникли неприязненные отношения, которые в конце 313 года переросли в очередную гражданскую войну. Лициний подозревал своих подданных – христиан Восточной части империи в сочувствии к Константину, поэтому начал их притеснять. Временное перемирие 317 года было нарушено через шесть лет. В бою под Адрианополем 3 июля 324 года Константин победил Лициния (а старший сын Константина Крисп разгромил на море флот Лициния). Так Константин стал единодержавным императором. Тетрархия завершилась

9.1.4. Дозволенная религия В апреле (30) 311 года страдающий от неизлечимой болезни император Галерий, впервые в истории Рима издал совместно с императорами Константином и Лицинием Никомидийский эдикт о веротерпимости. Этот акт остановил преследование христиан «за само имя». Власть говорит о правомерности бывших ранее преследований отступников от религии предков, однако по мотивам гуманности христианам дается прощение. В эдикте говорилось: «Увидев, что многие, пребывая в своем безумии, не воздают подобающего поклонения ни богам небесным, ни Богу христиан, мы, по нашему человеколюбию и неизменной привычке даровать всем прощение, решили незамедлительно распространить наше снисхождение и на христиан: пусть они остаются христианами, пусть строят дома для своих собраний, не нарушая только общественного порядка. …. И в соответствии с этим разрешением христиане должны молиться своему Богу о благоденствии нашем, всего государства и своем собственном: да будет все хорошо в государстве, и да смогут они спокойно жить у своего очага». Этот указ говорит о том, что государство христиан видит бунтарями и нарушителями законов, но готово их терпеть как «необходимое зло», он дарует последователям Христа жизнь и право строить храмы с условием «чтобы они ничего не делали против общественного порядка». В правовом смысле этот эдикт очень серьезный шаг по отношению империи к христианам. По сути, он делает христианство «терпимой» религией. Галерий с соправителями отменяют по букве и по сути Трояново законодательство, определявшее эту часть религиозной политики последние столетия.

9.1.5. Миланский эдикт В начале 313 года, воспользовавшись празднованием бракосочетания сводной сестры Константина Констанции с Лицинием, названные императоры собрались в Медиолане (Милане) для обсуждения актуальных вопросов управления империей. Судя по всему, они обсуждали территориальные границы своих владений и план действий в отношении Максимина. Наряду с указанными вопросами Константин предложил урегулировать вопрос правового положения христиан и их общин в империи. Результатом этого собеседования стал правовой акт известный нам под именем Миланского эдикта. Вероятно, он был составлен в феврале 313 года. Подлинник не сохранился. Текст Миланского эдикта дошел до нас лишь в цитации – в указе Лициния, данном наместнику провинции Вифиния для обнародования в Никомедии 13-го июня 313 года. Приведем текст эдикта, согласно редакции епископа Евсевия Кесарийского. «С давних пор, считая, что не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественными предметами по собственному выбору, мы издали повеление как всем другим, так и христианам хранить свою веру и свое богопочитание. Но так как в указе, содержавшем это разрешение, были упомянуты неопределенно многие и различные вероисповедания, то, возможно, некоторые вскоре лишились возможности хранить свою веру. Когда же я, Константин август, и я, Лициний август, благополучно прибыли в Медиолан и обсуждали всё, что относится к общей пользе и благополучию, то среди прочего, что сочли мы во многих отношениях полезным для всех, решили прежде всего издать постановление, которое поддерживало бы страх Божий и благоговение, то есть даровать и христианам, и всем свободно, по своему собственному желанию выбирать веру, дабы небесное Божество, как бы Его ни называли, относилось благосклонно и к нам, и к подданным нашим. Итак, руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит, дабы Божество ниспосылало нам во всех случаях скорую помощь и всякое благо. Угодно нам совершенно отменить посланные прежде твоему благочестию распоряжения относительно христиан, весьма нелепые и несовместимые с нашей кротостью. Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без какой бы то ни было помехи. Мы решили обстоятельно изъяснить это твоей попечительности, дабы ты знал, что мы даровали христианам полное право совершать богослужение. Поскольку же им даруется неограниченная свобода, то твоей чести должно быть понятно, что дается свобода и другим, по желанию, соблюдать свою веру, что и соответствует нашему мирному времени: пусть каждый свободно, по своему желанию избирает себе веру. Так определено нами, дабы не казалось, будто мы умаляем достоинство какой-либо веры. Кроме того, касательно христиан мы постановляем следующее: если места, в которых они раньше собирались и о которых в прежде присланной твоей чести грамоте предписано совершенно иначе, куплены у нашей казны или у коголибо, то пусть их вернут христианам безвозмездно, без возврата заплаченной за них суммы, немедленно и беспрекословно. Равным образом получившие такие места в дар должны немедленно вернуть их христианам. И если купившие эти места или получившие их в дар хотят просить за них от нашей доброты вознаграждения, то пусть обратятся в суд к нашему правителю, и наша милость не оставит их просьбы без внимания. Все это твоей заботливостью должно быть возвращено христианскому обществу без промедления. И так как христианам принадлежали не только те места, где они обычно собирались, но и другие, составлявшие собственность не только частных лиц, а целого общества, то согласно закону, только что нами изложенному, ты распорядишься без всякого промедления вернуть их христианам, т.е. всему их обществу и каждому собранию, соблюдая, конечно, и упомянутое указание о том, чтобы вернувшие те места безвозмездно рассчитывали на вознаграждение от нашей доброты. Во всем этом ты должен оказать вышеупомянутому обществу христиан всяческое содействие, дабы наше распоряжение осуществилось как можно скорее и проявилась наша забота об общем народном спокойствии. За такие дела, как сказано выше, благоволение Божие, испытанное уже нами во многих случаях, да пребудет с нами во все времена. А чтобы закон этот, свидетельствующий о нашем благожелательстве, был доведен до сведения всех, распорядись написанное нами обнародовать всюду и сообщить всем, дабы закон, данный по нашей доброте, оказался всем известен». Миланский эдикт – новое слово в идеологии Римского государства. Теперь подданным была дарована полная вероисповедная свобода. Но, несмотря на задекларированные свободу и равноправие религий, закон носит явный прохристианский характер. В первую очередь можно указать на мотивировочную часть тезиса о свободе выбора веры, где Божество упоминается в монотеистическом ключе. Затем, нельзя не заметить, что любое упоминание равенства религий и свободе при их выборе сопровождается оговоркой, что это распространяется и на христиан. Немаловажна и отдельно оговоренная отмена прежних «нелепых» актов, издававшихся против христиан. И наконец, значительную часть эдикта составляют «имущественные» положения. Важно то, что у Церкви, у христианских общин появилось право владения имуществом. Фактически, закон признает христианские общины дозволенными (licita) коллегиями с правом юридического лица. Местным властям поручалось «без промедления» вернуть христианам (общинам и частным лицам) отобранные храмы и другое недвижимое имущество. Не забыли императоры и о добросовестных приобретателях конфиската – им была обещана компенсация. Миланский эдикт – акт, разграничивающий эпохи. От него мы начинаем отсчитывать историю христианской империи, сменившую период государственного политеизма, хотя фактически эдикт говорит о свободе выбора веры и уравнивает христианство с другими религиями.

  9.2.1. Жизнь. Приход к власти Гай Флавий Валерий Константин (274-337 гг.) родился в семье наместника провинции Дакия Констанция Хлора и его супруги Елены в городе Наиссе (Нише). Происхождение отца было, скорее всего, иллирийское (верхняя Мёзия, центр - Наисс); он профессиональный военный, семья принадлежала к провинциальной элите, некоторые древние писатели считают его родственником императора Клавдия II. Мать – Елена, по сведениям еп. Евсевия Кесарийского была обращена в христианство самим Константином. Более определенно, как о христианке или симпатизировавшей христианам, говорят о второй жене Констанция Феодоре. Сам же Константин, как и Констанций Хлор, был, повидимому, почитателем греко-римского культа Аполлона. Сведения о симпатиях Константина к солнечным культам имеют некоторую вариативность: кроме культа Аполлона упоминают монотеистическую религию бога Митры. Мать, возможно, происходила из Вифинии (есть версии, что из Трира или английского Колчестера). Источники говорят о низком социальном статусе Елены – её называют стабулярией, что значит, хозяйка постоялого двора или служанка при конюшне. Амвросий Медиоланский по этому вопросу говорит: «Христос возвысил её из навоза до царской власти». Характер связи с Констанцием до конца не известен: спектр мнений историков колеблется от законной жены до наложницы, но скорее всего брак был неофициальным, что-то вроде современного сожительства или гражданского брака. В 303 году Константин женился на Минерви́не, от этого брака родился сын Крисп (цезарь в 317-326 гг.). После добровольной отставки в 305 году императоров первой генерации – Диоклетиана и Максимиана августами стали на Востоке Галерий и Констанций на Западе, цезарями стали креатуры Галерия – Север и Максимин. На следующий год (306) Констанций умер в Британии, и войска аккламировали императором его сына Константина. Нужно сделать оговорку, что в 293-306 годах Константин был почетным заложником восточных августов. С учетом этого обстоятельства не вызывает удивления детективная история поездки Константина к умирающему отцу. Константин вынудил Галерия признать его цезарем – правителем Галлии, Испании, Британии. В это же время в Риме вспыхнул бунт, результатом которого стало свержение Севера и провозглашение императором Максенция, сына Максимиана, который также вернулся к делам правления в Италии и Африке. В 307 году Константин вступил в новый брак с дочерью имп. Максимиана Фаустой, от этого брака родились Константин II, Констанций II и Констант. 5 мая 311 года умер имп. Галерий. Начинается новый виток борьбы императоров и узурпаторов за власть. Восточный правитель Максимин вступает в союз с Максенцием, а Константин с Лицинием, претендовавшим на европейские провинции покойного. Столкновение с узурпатором Максенцием было для Константина неизбежным. Обращение императора Константина к христианству обычно связывают с его победой над Максенцием в 312 году, когда Константин с армией, в разы меньшей, чем у противника смог одержать победу у стен Рима. Очевидные ошибки в военной стратегии Максенция, а также удачные решения самого Константина принесли ему победу в битве у Мильвийского моста. Исход столкновения был далеко не очевиден, что убеждало победителя в благорасположения к нему Божества. Евсевий епископ Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина» передает рассказ императора о видении, бывшем у него до столкновения с Максенцием: «"Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу", – говорил василевс, – "я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: "сим побеждай!" Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: "что бы значило такое явление?" Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов. Встав вместе с наступлением дня, Константин рассказал друзьям свою тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал, в подражание ему, сделать такое же из золота и драгоценных камней. Это знамя некогда случалось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из середины которых выходило «ρ». Эти буквы василевс впоследствии имел обычай носить и на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат – царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивыми, вися на рее, он имел одинаковую ширину и длину. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение боголюбивого василевса и его детей. Этимто спасительным знаменем, как оборонительным оружием, всегда пользовался василевс, для преодоления противной и враждебной силы, и приказал во всех войсках носить подобные ему». Так, одержав победу над узурпатором, Константин стал правителем большей части Западных провинций, он контролировал Британию, Галлию, Германию, Италию, Испанию и Африку, Лициний владел центральной Европой и Балканами. Римский сенат построил в честь этой победы триумфальную арку, на которой изображены тонущие в Тибре войска Максенция, и сделана надпись гласящая, что Константин победил с помощью непобедимого солнца. Христиане воспринимали победу Константина, как дар и помощь Господа Иисуса Христа. После этой славной победы, Константин совместно с Лицинием, в ходе переговоров с последним, принял обессмертивший его имя Миланский эдикт 313 года (о нём выше уже шла речь). Со временем отношения между императорами испортились, и их напряженность неоднократно перерастала в военные действия. В ходе войны 324 года Константин одержал победу, Лициний сдался. Через некоторое время Лициний был казнен, такая же участь постигла и его сынаподростка Лициниана. Так, устранив последнего представителя тетрархии, император Константин объединил под своей властью всю Римскую империю. Победы над симпатизировавшим язычеству Лицинием войска Константина одерживали под новым знаменем – лабарумом, христианским стягом, подробно описанным Евсевием Кесарийским (смотри выше); эти победы рассматривались как знак превосходства христианского Бога над языческими. Среди великих дел Константина необходимо назвать созыв первого Вселенского Собора и строительство новой христианской столицы империи. Император регулярно проявлял заботу о мир, спокойствии и единстве Церкви. Для этого он использовал свое положение и ресурсы государства; разномыслящие призывались к диалогу и согласию, упорствующие, раскольники и еретики преследовались силами государства. В этом же русле стоит рассматривать и I Вселенский Собор, созванный императором в 325 году для разрешения масштабного догматического спора. Строительство новой столицы – Константинополя на европейском берегу Босфора зачастую связывают с глухим сопротивлением элит древней столицы новому религиозному курсу императора. Весьма вероятно, что именно эта языческая фронда побудила Константина перенести административный центр империи из Италии на Восток. Как закладка города, так и его освящение, сопровождавшее перенос столицы в 330 году напутствовались христианским богослужением. Несмотря не симпатии к христианам и заботы о Церкви Константин принял крещение только на смертном одре в 337 году. Таинство было совершено собором епископов во главе с Евсевием Никомидийским. После смерти римский сенат объявил Константина божеством.

9.2.2. Религиозная политика императора Константина Великого В религиозной политике император Константин Великий выступает как защитник и покровитель христианской Церкви, называет себя «епископом внешних». Важным сигналом в этой области послужило то, что своим детям император дает христианское воспитание. Христиане становятся не просто терпимыми нарушителями традиционного религиозного уклада, но легальной коллегией с правами юридического лица. Заметно меняется по отношению к ним тон официальных документов: теперь характеристики прядка «грубое суеверие» сменились определениями «священнейший закон» и «святейшая кафолическая вера». Безусловно, на подконтрольных Константину территориях исполняются все, в том числе и материальные положения Миланского эдикта. Сам Константин эпизодически оказывает материальную помощь духовенству, как из государственных, так и из личных средств (известны такие его благодеяния африканским Церквам). Клирики (в первую очередь это касается епископов) были освобождены от общественных обязанностей «дабы не были они отвлекаемы от служения Богу какимнибудь обманом или святотатственным поползновением». Заботился император и об авторитете Церкви, её единстве и сохранности чистоты веры для чего было приказано преследовать людей желающих «отвратить народ от святейшей кафолической Церкви лживыми и постыдными наставлениями». После победы над Лицинием Константин выпускает указ для Восточной части империи, которыми определялось вернуть Церкви как коллегии и отдельным подданным-христианам «дома, поля или сады», которых они лишились при императорах Максимине и Лициние. В этом же эдикте была объявлена отмена всех прежних наказаний для христиан. Также Церковь как юридическое лицо получила право наследования имущества частных лиц. Такое право наступало в случае кончины христиан, не оставивших прямых наследников. При Константине епископы были наделены судебными полномочиями. Любое гражданское дело могло быть передано по согласию сторон на суд епископа. Со временем решения епископского суда стали рассматриваться как окончательные, а согласие всех участников процесса не требовалось. Под влиянием христианской этики были смягчены некоторые нормы наказания и запрещены такие обычаи, как похищение невест. Были предприняты шаги для облегчения участи рабов: начали преследовать за их пытки и убийство, было запрещено разлучать семьи рабов при продаже, иудеям запретили иметь рабовхристиан и т.д. Церковь хранит память и об активном храмостроительстве Константина, особенно в Палестине и новой имперской столице – Константинополе. Несмотря на приверженность Константина Миланскому документу и его принципам религиозной свободы, император не скрывает своего нерасположения к языческим культам. Одновременно с усилиями по утверждению в «роде человеческом» христианской веры и построением христианских храмов, предпринимались некоторые шаги ограничивающие деятельность языческих культов. По-видимому, было запрещено возводить новые языческие храмы и совершать частные обряды и жертвоприношения. При этом не предполагалось каких-либо силовых мер воздействия на приверженцев древних языческих верований, склонение их к истинной вере должно было осуществляться путем убеждения. Симпатии к христианству не мешали Константину держаться установлений равенства культов в религиозной политике, он пишет: «Никто да не притесняет другого; каждый пусть содержит то, чего хочет душа его». Не стоит забывать и тот факт, что император Константин не счел нужным сложить с себя звание верховного жреца.

Список рекомендуемой литературы В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Списки дополнительной литературы, рекомендованной к изучению будут приведены отдельно к каждому самостоятельному занятию.

Список дополнительной литературы ü Акимов В.В. История Христианской Церкви в доникейский период. – Минск: Ковчег, 2012. – 266 с. ü Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М. 1994. – Т. 2. ü Гонения на христиан в Римской империи/И.О. Князький, Э.П.Г., А.В. Храпов//Православная Энциклопедия. – М.: ЦНЦ ПЭ, 2006. – Т. 12. – С. 50- 69. ü Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. üДюшен Л. История Древней Церкви. – М., 1912. – Т. 1- 2. ü Евсевий Памфил. Церковная история/Евсевий Памфил; предисл., коммент. С. Ершова. – СПб.: Амфора, 2007. – 491 с. ü История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. ü Лашкарев П. Отношение Римского государства к религии вообще и к христианству в особенности, до Константина Великого включительно. – Киев, 1876. ü Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. – М., 1994. ü Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. – М.: Христианская Россия, 1999. – Т. 1. ü Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. ü Соколов Ю.А. Империя и христианство. Римский мир на рубеже III-IV веков: последние гонения на христиан и Миланский эдикт. – СПб.: Издательство СПбПДА, 2014. – 136 с. ü Федосик В.А. Мученичество в раннем христианстве: очерк исторического восприятия. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. – 255 с. ü Цыпин В., прот. Эпоха гонений. Очерки по истории Древней Церкви. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 304 с. ü Шафф Ф. История Христианской Церкви. – СПб., 2010. – Т. 2. ü Шмеман А. прот. Исторический путь православия (любое издание)-


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.