Занятие 11. Ересь Ария и первые два вселенских собор — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Занятие 11. Ересь Ария и первые два вселенских собор

2022-07-03 36
Занятие 11. Ересь Ария и первые два вселенских собор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приступая к изучению нового тематического модуля «Вселенские Соборы» необходимо для начала определиться со значением основного термина. Развитие и централизация церковной структуры поставили во главе иерархической вертикали коллегиальные епископские организации – Соборы. Церковь в доконстантиновскую эпоху знала провинциальные и диоцезальные Соборы. Никейский Собор 325 года упорядочил практику таких местных Соборов. Легализованная и наделенная императором Константином законными правами Церковь теперь имела возможность устроить собрание делегатов с представительством бо́льших, нежели ранее территорий.Нам нужно определиться с пониманием термина «Вселенский Собор». Такие Соборы, как правило, были экстренным явлением и обсуждали вопросы, касающиеся всей Церкви. Но только ли география участников может сообщить собранию епископов такой авторитетный статус? Вселенский Собор, как сказано выше, не был явлением регулярным, Церковь обращалась к такой форме представительного управления лишь в особенно сложных ситуациях для разрешения догматических разногласий. Экстраординарность Вселенских Соборов, а также уверенность Восточной Церкви, что эта высшая церковная инстанция направляется в своих действиях Духом Святым, вылилась, между прочим, в отсутствие канонических норм, регламентирующих периодичность, состав, полномочия, условия и обладателя прав для созыва таких собраний

Несмотря на отсутствие канонических определений, о признаках и основных чертах Вселенского Собора можно говорить, опираясь на общепризнанные исторические прецеденты и обобщая известные данные о состоявшихся Соборах. Итак, 1) все Вселенские Соборы были созваны императорами; 2) полноправными участниками таких Соборов были епископы, другие клирики или миряне могли присутствовать в качестве представителей своих епископов, либо экспертов; 3) признание Собора Вселенским не зависело от пропорциональности количества представителей от Поместных Церквей; 4) Вселенскому Собору принадлежит преимущественное и безапелляционное право разрешения догматических вопросов, в оросах этих Соборов изложено целостное тринитарное и христологическое учение Церкви, догматические определения Вселенских Соборов признаются непогрешимыми, что отражает истину о непогрешимости Церкви; 5) Вселенские Соборы создавали и изменяли ранее принятые каноны; 6) Судебная власть Соборов распространялась на всю иерархию, в том числе на предстоятелей Поместных Церквей, соборным судом анафематствовались еретики и лжеучители; 7) Вселенскому Собору принадлежит право определять границы и статус Поместных Церквей; 8) «Исторически окончательное признание Собора Вселенским, – пишет в «Каноническом праве» протоиерей Владислав Цыпин, – принадлежало последующему Собору такого же статуса, а VII Собор признан Вселенским на Поместном Константинопольском Соборе 879 г.».

Если же попытаться от пространной описательной характеристики перейти к сосредоточенному смысловому определению интересующего нас термина, то мы придем к следующей формуле. Вселенский Собор – высшая институциональная ступень власти в земной Церкви, обладающая высочайшим и непререкаемым авторитетом в вопросах законодательства, суда и вероучения, руководимая в своих действиях Духом Святым. Безусловно признаваемых всей Церковью Вселенских Соборов насчитывается семь: I-й состоялся в 325 г. в Никее, II-й в 381 г. в восточной столице – городе Константинополе, III-й в 431 г. в Эфесе, IV-й в 451 г. в Халкидоне, V-й вновь был созван в Константинополе в 553 г., VI-й Вселенский собор работал в 680-681 г. также в Константинополе, VII-й прошел в 787 г. в Никее. Высокий авторитет решений Вселенского Собора имеют и каноны Трулльского (Константинопольского) Собора, проходившего в 691-692 годах; этот Собор в историографии называют Шестым или ПятоШестым Вселенским. Прообразом – образцом разрешения проблем в Церкви считают Иерусалимский Апостольский Собор, определивший отношение христиан к Ветхозаветному законодательству.

Список рекомендуемой литературы В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Списки дополнительной литературы, рекомендованной к изучению будут приведены отдельно к каждому самостоятельному занятию

Список дополнительной литературы ü Акимов В.В. История Христианской Церкви в доникейский период. – Минск: Ковчег, 2012. – 266 с. ü Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М. 1994. – Т. 2. ü Гонения на христиан в Римской империи/И.О. Князький, Э.П.Г., А.В. Храпов//Православная Энциклопедия. – М.: ЦНЦ ПЭ, 2006. – Т. 12. – С. 50- 69. ü Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. üДюшен Л. История Древней Церкви. – М., 1912. – Т. 1- 2. ü Евсевий Памфил. Церковная история/Евсевий Памфил; предисл., коммент. С. Ершова. – СПб.: Амфора, 2007. – 491 с. ü История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. ü Лашкарев П. Отношение Римского государства к религии вообще и к христианству в особенности, до Константина Великого включительно. – Киев, 1876. ü Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. – М., 1994. ü Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. – М.: Христианская Россия, 1999. – Т. 1. ü Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. ü Соколов Ю.А. Империя и христианство. Римский мир на рубеже III-IV веков: последние гонения на христиан и Миланский эдикт. – СПб.: Издательство СПбПДА, 2014. – 136 с. ü Федосик В.А. Мученичество в раннем христианстве: очерк исторического восприятия. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. – 255 с. ü Цыпин В., прот. Эпоха гонений. Очерки по истории Древней Церкви. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 304 с. ü Шафф Ф. История Христианской Церкви. – СПб., 2010. – Т. 2. ü Шмеман А. прот. Исторический путь православия (любое издание).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.