Занятие 16. Христологические споры. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Занятие 16. Христологические споры.

2022-07-03 66
Занятие 16. Христологические споры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

IV вселенский собор Во время несторианских споров некоторые из защитников Нестория подозревали св. Кирилла Александрийского в аполлинарианской ереси. Такого рода упреки по отношению к Кириллу били несправедливы. Но между приверженцами Кирилла, действительно, еще во время несторианских споров, была радикальная партия, развивавшая учение о соединении в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств, в смысле совершенно противоположном несторианскому и также еретическом. После смерти свт. Кирилла (444 г.) наиболее радикальные его последователи в ходе полемики с несторианами, развивая христологическую концепцию на основе формулы Аполлинария Лаодикийского «Единая природа Бога Слова воплощённая», пришли к новому еретическому учению о полном слиянии в Иисусе Христе Божественной и человеческой природы с поглощением последней первою или даже учению об одной Божественной природе в Иисусе Христе. Отсюда такое учение получило наименование монофизитства, а лица, развивавшие его – еретиками монофизитами, то есть допускавшими в Иисусе Христе лишь одну Божественную природу. Евтихианством, или ересью Евтихия, монофизитство называется потому, что первым в Константинополе начал распространять это учение известный архимандрит монастыря Иова, расположенного в юго-западном предместье столицы, Евтихий, положивший тем самым начало монофизитским спорам. Монофизитские споры начались в Церкви вслед за несторианскими. На александрийскую кафедру после св. Кирилла вступил Диоскор (с 444 г.). Он разделял монофизитские воззрения и даже стал во главе александрийских монофизитов, между тем как в Константинополе главой их был престарелый архимандрит Евтихий, активный в прошлом участник борьбы с несторианской ересью. Сильны позиции монофизитов были и в восточных провинциях; в Сирии таких взглядов придерживались многочисленные монахи, которые (во главе с Варсумой) терроризировали местных епископов, которых подозревали в несторианстве. Патриархом Константинопольским в то время был Флавиан. Под его председательством в 448 году в Константинополе состоялся Собор из тридцати епископов константинопольского округа. Евсевий, епископ Дорилейский, присутствовавший здесь, доложил собору, что константинопольский архимандрит Евтихий распространяет еретическое учение, а именно, говорит, что после соединения в Иисусе Христе Божества и человечества, человечество превратилось в Божество, а потому тело Христово не единосущно нашему телу. Собор пригласил для объяснения Евтихия, который явился только после третьего вызова. Его дерзкие объяснения подтвердили только то, что он действительно распространяет ересь. Учение Евтихия было осуждено, как ересь. Поэтому Собор лишил его сана и отлучил от общения Церковного. Но Евтихий не принял соборное осуждение и обратился с жалобой на Собор к императору Феодосию II. Поддержал мятежного архимандрита и архиеп. Диоскор Александрийский. Сильная придворная партия во главе с императрицей Евдоксией была на стороне Евтихия, мнимого последователя Кирилла. Поэтому Феодосий II принял жалобу благосклонно и приказал тому же Собору, под председательством Фалассия, епископа Кесарии Капподокийской, пересмотреть дело Евтихия. Но и на этот раз Евтихий был осужден. Тогда Евтихий, согласно желаниям придворной партии, перенес свое дело на суд Церквей Римской и Александрийской, представляя себя защитником православного учения, а Флавиана и Евсевия – несторианами. Папа Лев Великий, после того, как Флавнан объяснил ему сущность ереси Евтихия, согласился на его осуждение и написал Флавиану послание, в котором изложил православное учение о соединении в Иисусе Христе двух естеств; Римский святитель четко обозначил «две полные природы, способные каждая в своей области к действию, но в единстве одного лица». Но Диоскор Александрийский принял сторону Евтихия. Он просил даже императора назначить Вселенский Собор для утверждения мнимо-православного учения Евтихия и осуждения возобновленного Флавианом несторианства. Император согласился и сакрой от 30 марта 449 года объявил созыв нового Вселенского Собора в Ефесе в 1 августа того же года. Диоскор, определенный председателем собора, позаботился и о составе участников: он добился нововведения – возможность участия во Вселенском Соборе получили представители от монахов, и фанатичный отец Варсума был приглашен на Собор специальным рескриптом императора Феодосия II, а Феодорит, еп. Киррский наоборот был исключен из будущих членов Собора. В Ефесе собрались Диоскор Александрийский, Домн Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский, Флавиан Константинопольский, Евсевий Дорилейский, легаты папы Льва (Юлий, епископ Путеольский и диакон Илар), Фалассий Кесарийский, Василий Селевкийский, Евстафий Верийский, Евсевий Анкирский и др. Всего на Соборе было 135 епископов. Заседания Собора начались в Ефесе в храме Богоматери 8 августа 449 года. Начался пересмотр дела Евтихия. Но Диоскор, не дожидаясь разрешения дела путем обыкновенных рассуждений, решился употребить насилие. Он собрал толпу привезенных им параваланов и приверженных Евтихию монахов; толпа ворвалась в церковь, где происходило заседание собора, с криком: «Рубите на двое разделяющих естество Христово на двое». Произошло большое смятение: начатые акты были изорваны, Флавиан и православные епископы после многих побоев были изгнаны, а те, которые остались, принуждены насильно подписать белые листы пергамента. Затем Диоскор осудил Флавиана, низложил Домна Антиохийского, Евсевия Дорилейского, блаженного Феодорита и Иву Эдесского, хотя последние не присутствовали на Соборе. В заключение всего Диоскор со своими единомышленниками признал учение Евтихия православным. Римские легаты протестовали против такого своеволия, но не имели успеха. Флавиан тоже готовил жалобу в Рим и Константинополь, но Диоскор, узнав об этом, заключил его в оковы и подверг таким жестоким истязаниям, что Флавиан через три дня умер. На место Флавиана Диоскор поставил Константинопольским патриархом своего диакона Анатолия, считая его своим единомышленником. Этот Ефесский собор (449 г.) известен под именем собора Разбойничьего. Император Феодосий, которому представлены были на утверждение соборные определения, признал его законным. Таким образом, монофизиты на некоторое время взяли перевес над православными. Православные епископы, по настоянию Диоскора, были низлагаемы и ссылаемы в заточение. Но в защиту православия выступил папа Лев Великий, с самого появления ереси монофизитов твердо заявивший свое православие. Получив известие о соборе Ефесском, он созвал Собор в Риме, который 13 ноября 449 г. объявил постановления второго Эфесского Собора лишенными силы и отверг всё, что было решено в его рамках. Осудив все постановленное в Ефесе, папа в письмах на Восток настоятельно требовал созыва законного Вселенского Собора. Император Феодосий, поддержавший монофизитов, умер в конце июля 450 года. К власти пришла сестра покойного императора Пульхерия. Она вступила в номинальный брак (23 августа 450 г.) с престарелым полководцем Маркианом и сделала его императором.

16.2. Тест Осталось 4 вопроса (1 вопрос из 4) у вас осталось 2 минуты до окончания тестирования прервать тестирование

Вопрос №1 Имя константинопольского лидера монофизитов, сообщившего этой ереси одно из известных наименований: Евтихий

Вопрос №2 В какой ереси несториане подозревали свт. Кирилла Александрийского?- Аполлинарство

 Вопрос №3 В каком году впервые соборно было осуждено монофизитское учение? 448г

Вопрос №4 В каком городе прошел так называемый Разбойничий собор? Эфес

 

Вопрос №1 Кто из перечисленных святителей первым употребил термин «престол Петров» в смысле центра и критерия единства Церкви?- Киприан Карфагенский

Вопрос №2 Когда Лев Великий стал римским епископом?- 440г

Вопрос №3 Выберите имя единомышленника архиеп. Диоскора по христологии «одной природы», который был низложен Константинопольским Собором 448 г.— Евтихий

Вопрос №4 С каким галльским епископом вел борьбу папа Лев Великий? Иларий Арльский

Вопрос №5 В каком году состоялся созванный императором Феодосием II Второй Эфесский Собор, на котором был низложен Домн Антиохийский? - 449г

Вопрос №6 Авторитет какого Вселенского Собора отвергал архиеп. Диоскор? - Второго

Список рекомендуемой литературы В качестве основной учебной литературы можно использовать следующие книги: 1) Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.; 2) Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Н.Н., 2005. – 924 с.; 3) Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Общество любителей православной литературы, 2007. – 614 с. 4) История Древней Церкви: Ч.I. 33-843 гг.: учебное пособие / Под общей редакцией К.А. Максимовича. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592 с. Списки дополнительной литературы, рекомендованной к изучению будут приведены отдельно к каждому самостоятельному занятию.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.