Махакалакали, энергия, которая поглощает вселенский Субъект — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Махакалакали, энергия, которая поглощает вселенский Субъект

2022-07-03 75
Махакалакали, энергия, которая поглощает вселенский Субъект 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Так, как мы видели, чистый субъект является как огонь, возрастающий в мощи: вначале будучи временным огнем (калагни), он пожирает познание и его инструменты. Став затем огнем могучего Времени (Махакала), который в конце космического цикла поглощает все миры, в образе высшего Субъекта он уничтожает ограничительные конструкции. Наконец, восстанавливая свою всеобщность, этот космический огонь отныне становится яростным пламенем, раздувающим к тому же неистовый ветер, так как без такого ветра огонь никогда бы не смог поглотить всеобщий Субъект. Стало быть, именно вынужденным образом высший Субъект поглощается здесь Махакалакали, куда он не может проникнуть без порыва (удьяма), поднимающего его выше его самого. А значит, Сознание наслаждается вещами в качестве всеобщего «Я», а затем поспешно поглощает их в соответствии с процессом, именуемым поспешным созреванием (хатхапакакрама).

Абхинавагупта посвящает два стиха «Тантралоки» этой Кали, которую отличает поглощение, связанное с субъектом (самхара в праматри) и чья деятельность, как и у предыдущих Кали, сводится к погружению дифференцированного в недифференцированное[527].

«Именно в этом сознании своего собственного «Я» (которое поглотило ограниченный субъект), Сознание проявляется в состоянии расцвета, говоря себе: «вездесущее, все это, есть я» (169). Но хотя его полнота совершенна, поскольку оно остается увлечено (и пропитано) (высшим) наслаждением всеми вещами, остающимися в нем самом в их всеобщей форме, оно растворяется в недифференцированной области (акула)» (170).

Отметим еще здесь влияние чистого знания (прамити) или абсолютную уверенность, когда сознание констатирует, что все то, что принимало облик объективно существующей Вселенной, есть не что иное, как «Я» (ахам), поскольку это полностью им поглощено. Как следствие, Джаяратха уточняет: «сознание покоится в осознании «Я», этом восхищении покоем в самом себе»[528]. Махакалакали отлична в этом от Мритьюкали, где действующий фактор «я» восклицал: «все это мое», также как и от предшествующей Кали, где вселенское «Я», Махакала, восхищалось: «я есмь все это».

Комментатор цитирует по этому поводу знаменитый стих:

«Потому что он полностью признал: «вся эта славная мощь принадлежит мне» и поскольку «Я» тождественно всему, он наслаждается суверенным могуществом, даже если продолжают обрушиваться вносящие двойственность мысли»[529].

Такова вездесущность этой энергии, способной насладиться ограниченным субъектом. Мир, объединенный ей, отождествляется с высшим Субъектом внутри этого полного сознания «Я», когда поглощение субъекта может иметь место лишь на этой стадии в акуле, недифференцированной области абсолютного «Я», свободного от любой объективности, отсюда стих из утраченной без сомнения «Кали-стотры», процитированный Джаяратхой:

«Победа высшей обители Кали, которое в наивысшей степени прославляет обладающий сознанием Свет! Именно в ней, неизменной, недифференцированной, неограниченной, прекращается любое волнение, связанное с различением между добром и злом»[530].

Со своей стороны, автор «Крамастотры» сравнивает эту область – область безграничного эфира Сознания (чидакаша) – с огромным полем кремации. Именно здесь высший Субъект, отождествляемый с богом Бхайравой, который проглотил ранее объективность (отсюда его имя Время-Разрушитель, Махакала) – в свою очередь неудержимо пожираем Махакалакали, которая властвует космической ночью, когда остается только недифференцированное Сознание. Ее называют «неописуемой», так как обозначить её термином «высший Субъект» означало бы некоторым образом отождествить ее с состоянием сознания, в то время как она абсолютна. Ее характеризуют три черты: прежде всего, Махакалакали дает бой высшему обладающему сознанием Субъекту, обреченному на исчезновение, поскольку он еще привязан к наслаждению, очень возвышенному наслаждению Вселенной, воспринятой в её совокупности. На манер яростного пламени Махакалакали поглощает этот Субъект, отсюда использование термина калана, а не кала, чтобы обозначить ее поглощающую деятельность, потому что ее не оскверняет никакая роль. Затем пылая Махакалакали выводит его из-под влияния времени и сплавляет его со Всем, стирая таким образом его последнюю характерную черту – то, что он является субъектом. Наконец, будучи высшим умиротворенным Сознание, она теряет свой пыл, как только устранено время. Именно таким образом бог Бхайрава исчезает, поглощенный Бхайрави – царством чистой единственности.

Крамамудра в таком случае достигает своего совершенства: световое Сознание исходит из неопределенной пустоты (нирвикальпа), чтобы достичь разнообразия, но без подчинения последовательности, без оставления Центра и его недифференцированности, когда время целиком отменено даже внутри того, что кажется последовательным. Таков, как мы видели, парадокс крамамудрасаматы.

В постоянно равномерном Сознании, которое ничто не превосходит, полная объективность тождественна «Я»[531], отсюда прославление огня (анала)[532], который символизирует в этих гимнах обладающий сознанием свет, полный деятельности и обязанный своей яркостью сам себе (свапракаша).

Блистающее, вездесущее, недифференцированное, неизмеримое, Сознание не содержит более никакого различия между добром и злом, правдой и ложью, реальным и ирреальным. Безмерное и нераздельное счастье, в котором «Я» и Вселенная составляют лишь единое целое, оно пребывает по ту сторону наслаждения Вселенной, покоящейся в Сознании.

Очень ограниченный путь, путь Шивы, на своей вершине граничащий с не-путем (анупая).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.