Парамаркакали, поглощающая энергия действующего фактора «я». — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Парамаркакали, поглощающая энергия действующего фактора «я».

2022-07-03 43
Парамаркакали, поглощающая энергия действующего фактора «я». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С данной Кали, способной поглотить субъект, или огонь, практика имеет своей отправной точкой умиротворенное «я». Воля оказывается господствующей, в то время как познание и деятельность покоются в ней в недифференцированном состоянии. Снова открывается творящая, но связанная с познающим Субъектом энергия (сришти в праматри).

В своей «Тантралоке» Абхинавагупта в таких словах превозносит энергию Парамаркакали, которая поглощает аханкару и, как следствие, побуждает к появлению чистый Субъект:

«И оно само, очень высоко стоящее Солнце, близкое к своей полноте, это тринадцатое (должно), поскольку по природе является органом, также без остатка раствориться в творящем субъекте» (164).

Если оно «почти полное» (пурнакалпа), то дело в том, что оно поглотило двенадцать инструментов познания и стремится к состоянию чистого субъекта (праматри). Иначе говоря, двенадцать органов поглощены тринадцатым на вершине познания, и этот последний орган исчезает, в свою очередь, в творящем субъекте, принимая единую форму и отождествляясь с ним.

Абхинавагупта продолжает: «Сказано, что этот творящий субъект (картри) является двойным, в зависимости от того, ограничен он или нет[516]. Ограниченный, он предопределяется телом, разумом и другими причинами» (165). В трактатах он обозначается термином Калагнирудра. Кала это время, так как оно предопределяет и ограничивает, агни, огонь, связанный с временем, отсюда его название наслаждающегося субъекта (бхоктри) и рудра, хозяин, поскольку, свертывая и превращая в жидкость, он составляет и разъединяет становление. (Однако) он не ускользает от принуждения. Стало быть, именно здесь (в нем) действующий фактор «я» полностью растворяется (165–167). Согласно комментарию Джаяратхи, речь идет об ограниченном праматри, едином с телом и его органами, подчиненном времени и ставшем наслаждающимся субъектом. По причине остатка невежества и из желания обладать он свертывает остатки желания наслаждаться. Его, ориентированного на наслаждение, во власти у которого он некоторым образом остается, называют пашу, это связанное существо, которому не хватает полной независимости. Но это не обычный человек, а йогин в самадхи, стремящийся к духовным усладам. Если в момент окончания плавки всех остатков он обретает совершенное сознание «Я», его называют Рудрой, хозяином, потому что он все поглотил в себя. Таким образом, будучи обращен к тому чем наслаждаются, он сохраняет врожденную ограничивающую нечистоту[517] или устремление, связанное с первым взглядом[518].

«Умиротворенная» аханкара, которая будет окончательно поглощена рассматриваемой нами Кали, называется парамарка, высший луч света (арка), огонь или солнце, или бхаргашикха, при этом Бхарга является одним из имен Шивы, а шикха это язык пламени. Образуя яркий пучок на макушке индивидуального существа, эти лучи «я» теряются как огненные языки в длинном и тонком пламени обладающего сознанием Субъекта. Пандит Харабхатта Прасад следующим образом объясняет термин бхарга: благодаря бха он блистает и проявляется, благодаря ра участвует в наслаждении и благодаря га он возникает и уходит; отсюда бхасанат, ранджанат и гаманат.          

1. Постепенная практика, присущая крамамудре, осуществляется таким образом: двенадцать солнечных лучей, или органов познания, которые уже взошли и опустились, поглощаются бхаргашикхой, действующим фактором «я», единым пучком на кончике солнечного пламени, которое образует переход между ними и поглощающим огнем обладающего сознанием Субъекта, их источника. Блеск этого последнего вспыхивает, как только этот пучок, содержащий множество лучей познания, в свою очередь исчезает. Наконец, этот могучий и тем не менее умиротворенный огонь Субъекта, именуемого Калагнирудрой, которого еще ограничивают воля или желание (иччха), поглощается энергией пребывающего в покое сознания, Парамаркакали.

2. Со своей стороны, Абхинавагупта в «Крамастотре» превозносит деятельность без последовательного развития (акрама) рассматриваемой нами Кали (шлока 24). Безграничная, она поглощает в себя внезапно, а значит, одновременно совокупность расплавленных в ней органов. Достигая таким образом высшего Субъекта, она отличается щедростью и благородством, поскольку повсюду распространяет блаженство «Я». Она представляет собой совершенно умиротворенное сияние (прашантадхаман), ибо все остатки «Я» были поглощены этим безграничным пламенем, где не сохранился ни один объект. Следовательно, она заслуживает именоваться «разрушительницей высшего луча», и, если она наслаждается двенадцатью инструментами познания, то это исключительно в ней самой, в ее сокровенной глубине.

Будучи экавирой, единственной и терпящей второго, она одновременно тонкая и не-тонкая как вселенская субстанция, содержащая высшее и низшее.

Подобно пятой Кали на пороге познания она объединяет в себе средства познания, на этот раз окончательно. Как и первая из Кали, создательница, она является умиротворенным пламенем и огнем и, если она также испускает и поглощает, так как это более не познаваемое, но лучи познания.

Кал- обладает здесь значением нада: растворять в себе проявленное и его дифференциацию, чтобы позволить сохраниться только чистому Сознанию «Я».

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.