Природа колеса в кашмирском шиваизме — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Природа колеса в кашмирском шиваизме

2022-07-03 40
Природа колеса в кашмирском шиваизме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В своих работах Кшемараджа неоднократно возвращается к теме колеса энергий. Комментируя первый стих из «Спанда-карики»[193], он намекает на доктрину Махартха, которая приписывает эманации и поглощения вселенной божествам, которые здесь главенствуют, этим энергиям, составляющим спицы космического колеса: «Владыка, – утверждает он, – это источник славы, открытой в колесе энергий – великая игра, состоящая из порыва, манифестации, наслаждения и исчезновения». И эти энергии числом двенадцать суть «Кали, называемые Созидательницей, Красной[194] и другие, которые, согласно преданию, ведут игру эманации и поглощения мира, всегда держа в тесных объятьях Владыку Колеса, славного Бхайраву-который-пахтает (мантханабхайрава)». Это вибрирующее действие Владыки (неотличимого от «Я») являет через свою собственную свободу колесо божеств или энергий органов чувств в их сути сознания также, как совокупность органов, которые кажутся лишенными сознания. Именно он приводит их в движение, делает устойчивыми и поглощает. В нескольких словах Кшемараджа вкратце описывает затем всю практику кали (во мн. ч.), которую мы объясним подробно в ходе этого исследования: «Йогин, внимательно относящийся к кругу со спицами своего собственного могущества и последовательно управляющий задействованием органов чувств, их устойчивостью и другими функциями, должен рассматривать собственную сущность как сущность Владыки, как то, что направляет и подталкивает функции и органы к их соответствующим объектам. В таком случае он будет обладать повсюду самопроизвольной свободой своей подлинной природы, позволяющей ему достичь этого (вибрирующего действия)»[195].

Тот же комментатор уточняет далее по случаю 11-го стиха: йогин должен исследовать свою собственную природу, тождественную свободному Действию (спанда) и признаваемую в качестве скрытой реальности, наполняющей даже рассеянное состояние бодрствования. В таком случае при помощи экстаза, где он закрывает и открывает глаза в быстрой последовательности[196] и благодаря двум трущимся кускам дерева этого двойного испускания[197], всякое чередование исчезает и колесо его органов достигает своего полного развертывания, когда, устойчиво установленное на стыке, оно наполняет одновременно то, что предшествует, и то, что последует. Таким образом нить его зависимостей внезапно обрывается, и йогин, пораженный удивлением, видит совокупность существ поднимающейся из небесного свода Сознания и растворяющейся в нем. Необычная Реальность, бьющая через край блаженством есть не что иное, как высшая Кали, Каласанкаршини[198].

Согласно учению Крамы, вселенское Колесо обладающей сознанием энергии, именуемое неописуемым (анакхьячакра), охватывает все, и вне его ничего не существует: чтобы дать о нем правильное представление, необходимо использовать несколько динамичных образов, в которых центр объяснял бы все, поскольку любая часть вибрирующего Сердца Бхайравы, чье биение распространяется постепенно, на все колесо, это только бесконечная и всемогущая вибрация (спанда).

Пример, используемый Махешваранандой, зажженная головешка, которую заставляют кружиться очень быстро спиралью, увеличиваясь от центра, использует прерывистость процесса и мгновенность огненных энергий в постоянном обновлении. Имеется только точка огня, но у нас есть впечатление спирали, кажущаяся последовательность, состоящая из сменяющих друг друга каждый миг позиций[199].

Другая иллюстрация предоставлена Кшемараджей, который в своем комментарии на «Шива-сутры»[200] сравнивает колесо мистического опыта с цветком, который сначала бутон, затем распускается и, наконец, расцветает и наполняет йогина очарованием по мере того, как открывается ему. Сознание развертывается таким образом, побуждая появиться преображенную вселенную, когда припоминание «Я» имеет место в чашечке лотоса, а именно в Сердце. Именно здесь мантханабхайрава и мантханабхайрави, эта свободная пара, которую образует Шива, объединенный с энергией, пахтает вселенную посреди обожествленных энергий, «свободная», потому что наполненная величием энергий. Этот самопроизвольный вихрь никогда не останавливается в испускании и поглощении энергий согласно своему вечному ритму: проглатывать и извергать[201]. Воспринимать вселенную в ее сущности как совокупность энергий означает, стало быть, видеть ее в ее славе.

Пахтание, которое приводит в движение колесо и, более того, составляет его, потому что без него оно было бы ничем, образует вихрь, чьи концентрические круги удаляются от Центра и по мере того, как они увеличиваются, теряют свою силу и, в конце концов, становятся только замедленными движениями. Таким образом, спанда – самопроизвольный и недифференцированный акт – принимает образ чистого и к тому же вибрирующего намерения, затем распространяется в ограниченном «Я», чьи знания, сначала единые, становятся из-за неустойчивости мышления последовательностью, затем рассеиваются в ощущения и, наконец, кристаллизуются в объекты. Но снова этот инертный и закоснелый мир самопроизвольно растворяется, как только мантханабхайрава побудит его плавиться на огне Четвертого состояния, изошедшем из двух дощечек для трения.

Этими энергиями обманут тот, кто не знает динамизма своих собственных способностей, обязанного вибрации мантханабхайравы, находящегося в центре сердца. Он воспринимает свои органы как не обладающие сознанием, простые инструменты мысли и индивидуально ограниченного «Я». Энергии, делающие бездеятельными постоянное движение взятия и отталкивания, взятого и берущего (грахьяграхака), которому они подчиняются, образуют состояние обычного человека, жертвы колеса круговых странствий.

Зато тот, кто держится в эфире сердца, в середине Колеса Сознания, узнает вамеши, великую энергию, которая испускает существование и поглощает его в себе.

Словом вама на деле называется движение энергии мантханабхайрави [202], которая «извергает» множество, чей живой и недифференцированный поток (нирвикальпа) кристаллизуется и структуризируется в бессознательных привычках или тенденциях[203]. Движение в противоположном направлении, то есть проглатывание мантханабхайравой, которое втягивает энергии, все снова объединенные, и привлекает их к единому Сердцу, растворяет структуры и тенденции к двойственности. С этим движением связана практика Кали (во мн. ч.), которая позволяет способностям снова открыть их изначальный динамизм, но, чтобы совершенная интеграция имела место, йогин должен, начиная со стыка, овладеть двумя дощечками, служащими для разжигания огня. Оттуда, сохраняя сознание в очень бдительном состоянии, он наполняет одновременно бодрствование и самадхи. Йогин обратится в нечто вроде хозяина двойного движения, того, кто поглощает и кто извергает, в момент, когда просветление распространяется на восприятие мира и наполняет его покоем и блаженством «Я», отсюда восхищение, присущее каждой из энергий Сознания, когда они поочередно блистают.

Таким образом, начиная с божественной энергии, великой Кали, которая пахтает вселенную[204], мы видим последовательно колебания энергий, называемых кхечари, гочари, дикчари и бхучари, в зависимости от фаз появления, устойчивости, поглощения и неописуемого сознания.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.