Три уровня Пустоты в манифестации — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Три уровня Пустоты в манифестации

2022-07-03 30
Три уровня Пустоты в манифестации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В своем комментарии на «Ишвара-пратьябхиджня-карику»[97] Абхинавагупта перечисляет различные случаи, где объективный опыт целиком отсутствует: «Сознание, сокрыв свою подлинную сущность, открывается в аспекте познаваемого, которое распространяется на тело и на предметы, такие как горшки. Но существует часть этого затемнения Сознания, где оно покоится в себе самом, не будучи связанным с объективной манифестацией или потому что эта последняя еще не появилась (случай Шивы-без-связей) или потому что она исчезла во время космического поглощения (случай субъекта, называемого пралаякала) или, наконец, потому что мы не придаем этому внимания, как это случается в глубоком сне, обмороке или самадхи».

Из различных текстов, которые я процитировала, можно выделить ряд пустот, расположенных друг за другом на протяжении эманации, начиная от недифференцированного еще Шивы-без-связей, и вплоть до полной дифференциации[98]. Вот три существенно важных уровня: Шива, энергия и индивид.

1) Высшая, недифференцированная пустота, присущая Шиве, по ту сторону пустоты, пустота Шивы-без-связей. Обладающий сознанием Субъект у истоков любого отрицания налагает здесь первое ограничение Парамашивы на вершине Пустоты. Хотя и свободная от иллюзии, эта пустота выступает ее отправной точкой и связана с энергией тиродханашакти, затемняющей подлинное Сознание; в связи с этим она оказывается также у истоков становления.

Йогин, достигший этой высокой ступени, остается бездеятельным, он довольствуется двумя божественными энергиями, сознанием и блаженством, отказываясь задействовать другие: волю, знание и деятельность, и покоится в себе самом в недифференцированном экстазе[99]. Таким образом утвердившийся в единственном сознании своей совершенной интериорности, он наслаждается светом Сознания и осознанием «Я»[100], но не проявляя здесь экстериорность (иданта), иначе говоря, он использует свою свободу, чтобы достичь полного Сознания[101], он не желает оставлять совершенную гармонию ради того, чтобы предаться божественной игре: развертыванию и свертыванию своих энергий[102], чтобы позволило бы ему вкусить космическое блаженство. А значит, отворачиваясь от идеального мира, его энергия не облекается в форму желания или намерения, откуда произошла бы манифестация вселенной. В этом смысле о нем говорят, что он пребывает в наивысшей Пустоте (парашунья или шуньятишунья), то, что подтверждается на уровне мистических слогов, когда ему приписываются фонемы-«евнухи» ṛ, ṝ и ḷ, так как, не имея всхожего семени (биджа), они «не волнуют и не волнуются, они ни семя и не утроба, ни гласные и ни согласные»[103].

 

2) Промежуточная, вселенская пустота, присущая энергии, уровню трансцендентальной иллюзии (махамайя), которая возвещает о последующем появлении субъекта и объекта. Шива-без-связей окрашивается дифференциацией[104], когда он отражается в поле знания (прамана) и частично отрицает свою сущность с когнитивной точки зрения. В таком случае он находится у истоков экстаза или самадхи без содержания, самадхи йогина, погруженного в пустоту, как и у истоков йоганидры [105]. В этой промежуточной пустоте присутствует также опыт отрицания, свойственный поглощению вселенной (пралая). Испытывающий этот опыт субъект не ведает объективного мира, который исчез, но чьи остатки (санскары) сохраняются в нем в латентном состоянии[106].

3 ) Низшая пустота на уровне индивида [107]. Когда Шива-без-связей отражается более детально в объективном поле вплоть до прамея, оказываясь в таком случае полностью дифференцированным, он образует зону более или менее осознанных состояний: глубокий сон, обморок и нидра, специфический сон в йоге. В то время как Шива-без-связей осознает пустоту всеобщим образом, шунья-праматри делают это в индивидуальной манере.

Наконец, отрицая к концу собственную природу, Шива-без-связей обретает вид неодушевленных вещей. Именно таким образом разделив Одно на две части, он отвергает – в начале – объективную часть, а затем на последней стадии манифестации – отвергает субъективную часть и приходит к мертвым скалам.

 

 

Субъекты, осознающие пустоту (шунья-праматри)

 

Обратимся теперь к пустоте в опыте йогина, то есть рассматриваемой с психологической и мистической точки зрения.

Пустота присутствует на всех важных этапах поступательного развития.

В пассивном состоянии она не перестает быть двусмысленной, так как здесь легко запутаться. Чтобы избежать этого, необходимо сохранять бдительность и осознавать состояние, где мы оказываемся во время переходов: трудная задача, потому что любой контроль исчезает, как только вы касаетесь бессознательного состояния. Но если удается продолжать осознавать «Я» в момент, когда погружаешься в пустоту, зная, что мы проникаем в нее, мы наслаждаемся просветлением «Я», присущим неописуемому (анакхья), безгранично ценному состоянию, потому что оно наполнено чистым сознанием.

Вначале мы познакомимся лучше с природой существ, осознающих пустоту, в том виде, как их определяет Абхинавагупта. У них, утверждает он, обнаруживается в чистом виде недифференцированная энергия (пранана-шакти), которая приводит в движение пять дыханий (вдох, выдох, срединное дыхание, дыхание, идущее вверх, и дыхание, разлитое по всему телу), чьим источником и жизнью она является. Это жизненное дыхание, обнаруживающееся самопроизвольно, именуется анана, «живущее», ан - обозначает Жизнь, которая проникает в тело, и в ней «Я», не имея иной опоры, кроме пустоты, не связано с особыми формами энергии, отсюда его название субъекта, осознающего пустоту[108].

Слабое и зачастую неощутимое дыхание, отсутствие любой мысли (нирвикальпа) и объективного знания[109] составляют общую черту этих субъектов. Единственное, что их отличает, это степень совершенного осознания «Я». Погруженные в пустоту, они игнорируют окружающий мир: точно также, как Шива-без-связей образует вокруг себя пустоту, чтобы лишь наслаждаться собой, отвергая возможный мир, эти субъекты создают вокруг себя пустоту, кристаллизуя «Я» под влиянием энергии тиродхана, которая их частично маскирует. Что же касается обычных индивидуальных душ, под влиянием этой же самой энергии ставших рабами порождающего двойственность мышления во время бодрствования и сна со сновидениями, они лишь подчиняются основополагающим противоположным позициям: брать или отвергать, нападать или защищаться, вести себя агрессивно или бояться.

Можно поинтересоваться общим образом, в какой момент производится пустота. Она появляется во время перехода, когда мы меняем одну модальность на другую или покидаем низший план, чтобы взойти на высший: от грубого к тонкому и от тонкого к высшему[110]. Мы остаемся более или менее бессознательными между оставленной сферой, не представляющей более интереса, и новой, еще не исследованной сферой, которая устанавливается медленно, имея более тонкую природу, чем предшествующая, и которую только интуиция может различить. Мысль, воля, сердце отныне ощущают только свободу.

Но вначале и прежде всего сама милость, как только она начинает действовать, сталкивает вас в пустоту, и это легко понять: тонкая и нежная, она проникает в сердце столь незаметным образом, что чувства, память, воображение и мышление не могут ее уловить. Так как ничего не чувствуется и не ощущается на сенсорных и концептуальных уровнях, у нас возникает впечатление пустоты. Способности восприятия, лишенные своей обычной деятельности, умиротворены и словно исчезли в пустоте, поскольку то, что ощущается, представляется, испытывается органами чувств, никогда не может быть высшим. Именно эту истину выражает Утпаладева, когда он говорит, что его питают и ведут, а он не знает, как это происходит[111].

Стало быть, пустота представляется весьма особым образом на существенно важных этапах мистической жизни: переход из кали (во мн. ч.) в кали во время почитания энергий; состояния кундалини, когда она пробуждается и проникает в средний канал; припоминание «Я» на пороге Четвертого состояния. Еще лучше, когда преодолены различные ступени, даже если поглощение становится глубоким и постоянным, можно погрузиться в пустоту в момент, когда экстаз и состояние бодрствования[112] начинают самопроизвольно уравниваться и когда внезапно появляется всеобщее Сознание.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.