Пустота по ту сторону любой пустоты и неописуемого — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Пустота по ту сторону любой пустоты и неописуемого

2022-07-03 46
Пустота по ту сторону любой пустоты и неописуемого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учение о Шиве-без-связей (анашриташива)[82] и изначальной пустоте у истоков миропроявления остается туманным, поскольку тексты редки. Абхинавагупта посвящает ему несколько стихов; его ученик Кшемараджа только намекает на него, но со всей серьезностью. Образ, которым он пользуется, заслуживает объяснения, так как если мы не понимаем, в чем заключается идея пустоты, опыт кали (во мн. ч.) останется для нас мертвой буквой.

«Желая проявить в форме вечного Шивы и других категорий[83] вселенную целиком, которая покоится в нем как тождественная ему, Парамашива блистает в начале как Свет сознания в образе Пустоты по ту сторону любой пустоты (шуньятишунья), имея своим синонимом Шиву-без-связей; его называют так, потому что он не обладает опытом единственности абсолютного Сознания (в котором Сознание и вселенная тождественны). А затем он развертывается, открывая миры, категории, также как и субъекты, которые наслаждаются этим, представляя собой только кристаллизацию обладающей сознанием сущности»[84].

Вот то, что Кшемараджа имеет в виду: Парамашива это неделимая полнота и совершенная интериорность, содержащая в себе Сознание и могущество, «Я» и вселенную, Свет (пракаша), неотделимый от своего вибрирующего и свободного действия (вимарша). Как же в таком случае из этой полноты и из этого совершенного единства возникнет мир? На это Кшемараджа дает двойной ответ, один более философский и касающийся Шивы-без- другого, другой более образный и относящийся к высшей Пустоте: с одной стороны, высший Шива проявляется вначале как Единственный, чистый Свет (пракаша), который отрицает все то, что не является Единым, а именно другого, и хотя не существует никого, кроме Шивы, разве отрицать другого не означает призывать его, придавать ему существование? Отсюда двусмысленная природа анашриташивы на стыке единого и множественного; в своем чистом единстве без какой-либо связи, без какой-либо множественности он может рассматриваться как вместилище многочисленных видимостей. С другой стороны, высший Шива, Все, без чего-либо внешнего по отношению к себе, должен произвести в некотором роде пустоту в себе, если он желает проявить как дифференцированный мир, еще тождественный ему в единой форме Сознания и блаженства. А значит, он удаляется в себя, сгущается и суживается (ашьяната), чтобы уступить место идеальной вселенной. Он порождает таким образом пустоту в той части, которую он покинул[85], и эта часть затем принимает форму объективно существующей вселенной.

Это затуманивающая энергия[86], которая разделяет полную сущность на субъективные и объективные энергии, хотя на первой стадии чистая интериорность или осознание Я (ахамвимарша) скрывает и прячет экстериорность или осознание идам, «этого», источника объективности. Поскольку Шива открывает себя в едином аспекте субъекта, отличного от еще всеобщего и недетерминированного объекта, которому он отказывается служить основанием, его называют анашриташива, Шивой-без-связей, не имеющим привязанностей. Но несмотря на пустоту модальностей, объективного содержания и нечистот, он никоим образом не лишен совершенного сознания «Я»[87]. А значит, анашриташива находится у истоков миропроявления и является ее медиумом, даже если вначале он отказывается от этого из-за страха, что недостаток запятнает его непорочную сущность, наподобие художника, который, представив себе в воображении произведение, откажется от мысли создать его. Поскольку Бог в себе и для себя, погруженный в сознание своей интериорности (аханта), не следует рассматривать как высшее существо. Парамашива безгранично превосходит его, так как он ничего не отрицает, ничего не отвергает, выступая абсолютной Интериорностью (пурнаханта) по ту сторону внутреннего и внешнего, хотя он объемлет и то, и другое. Тем не менее Парамашива блистает в Пустоте, согласно выражению Кшемараджи, ограничивая свою чистую сущность, так как без этого отступления к форме пустоты или уединения не было бы последующей манифестации, и вселенная не проявилась бы как возможное. Эту пустоту называют предшествующей космической манифестации шуньятишунья, Пустота по ту сторону любой Пустоты.

Абхинавагупта в 6-й главе «Тантралоки», посвященной жизненному дыханию, развертывающемуся во времени, сперва отождествляет жизненную энергию с высшей энергией Шивы, известной под названием кали (во мн. ч.) (строфа 7). Затем он показывает, что время состоит из последовательности и отсутствия последовательности и покоится в лоне Сознания. И кали, или энергия Времени, являет вовне два этих аспекта. Открыв их, она является как функция Жизни. Она отворачивается впоследствии от вселенского объекта (майя), и хотя в действительности кали является абсолютным чистым светом Сознания, благодаря своей собственной свободе она блистает как отдельная от него в образе пустоты[88]. А значит, этот аспект Сознания называют шунья, пустотой всех вещей. Некоторые йогины, чье осознание осуществляется в соответствии с принципом отрицания: «это не то и не то» (нети нети), рассматривают его как высшее состояние (8–10). Согласно комментарию, они следуют пути середины[89] между двумя модальностями становления, и именно в этом высшая пустота[90] тождественна нирване. Такой йогин, осознающий пустоту, в которой он пребывает умиротворенным, утратил сознание вещей и полагает, что он все превзошел, и нирвана – угасание – достигнутая им, столь же неописуема, как и темный путь огня, ведущий к ней[91].

За этой первой фазой нисхождения высшего Субъекта, обладающего сознанием – фазой пустоты, соответствующей Шиве-без связей и неподвижности, где ничего не происходит – следует вторая фаза, это первое движение манифестации, которая начинается, вместе с Жизнью, когда Сознание облекается в образ энергии дыхания, представляющей собой первоначальную вибрацию (спанда).

В 11-м стихе Абхинавагупта описывает это движение следующим образом: Субъект, осознающий пустоту[92], устремляется на объективное поле, которое он выделил из своего собственного «Я», чтобы его поглотить. Когда он трогается с места и направляется туда, это высший Субъект, наделенный созидающей энергией (прананашакти). Согласно Бхаттараке Каллате: «Высшее Сознание начинает развиваться в форме Жизни» (12)... Эта созидающая энергия, присущая недифференцированному дыханию (прашана), обращается в глубокое рвение[93], жгучее желание, и ее называют вибрацией, сиянием, отдохновением, жизнью, сердцем, интуицией[94] (12–13).

Затем берет начало третья фаза или второе внутреннее движение, когда энергия дыхания становится витальной функцией в образе пяти дыханий, наполняющих тело жизнью и одушевляющих его[95] (14).

Благодаря этим различным цитатам у истоков манифестации можно выделить две противоположные тенденции в Шиве-без-связей, отсюда его двойственность: если он стремится подняться к наивысшей из категорий[96], он осознает безграничные возможности и, не теряя своей полноты, очаровывается вселенной, ощущаемой в его собственном «Я». Именно в таком случае недифференцированное дыхание – сущность жизни – трепещет и, вибрируя, постепенно распространяет жизнь в форме все более дифференцированных состояний, идя от познающего субъекта к знанию, а затем к познаваемому объекту. В этом случае речь идет о динамичной или неописуемой пустоте (анакхья).

Но Шива-без-связей также может направиться вниз и прийти к пустоте в собственном значении этого слова (шунья), пустоте любой объективности. В таком случае он полностью осознает космическую Пустоту, и из него поднимутся существа индивидуально сознающие пустоту, которые называются шунья-праматри.

Таким образом, снова обнаруживаются две позиции, вырисовывающиеся начиная от недифференцированного Шивы, на всех уровнях мистической жизни: одна заключается в отказе от вселенной и сводится к пассивной пустоте (шуньята), другая, более высокая, представляет динамичную пустоту, где субъект стремится ассимилировать вселенную. Чтобы отличить ее от шуньи, ее называют анакхья, неописуемой. Все виды пустоты имеют своим истоком Шиву-без-связей и его высшую пустоту (шуньятишунья), Шиву, который наслаждается игрой субъективных и объективных энергий.

Таблица, заимствованная из «Тантралоки» (VI.42–44), показывает отношения между чистыми мистическими уровнями, оболочками, которые облекают индивида и делают его таковым и модальностями субъекта, обладающего сознанием:

 

Высшие мистические уровни оболочки модальности субъекта
Шива-без-связей (анашриташива) становится   иллюзией (майя)     у субъекта, осознающего пустоту (шунья-праматри)  
Вечный Шива (Садашива) становится   ограниченным знанием и деятельностью (калавидья)   у субъекта, обладающего различающим разумом (буддхи-праматри)    
Суверен (Ишвара) или Время в своей сущности энергии становится   временем и необходимостью (кала и нияти) у субъекта, обладающего дыханием (прана-праматри)
Чистая наука (шуддхавидья) становится Привязанностью (рага у субъекта, обладающего телом (деха-праматри)

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.