Обширная перспектива расположенных ступенями пустот — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Обширная перспектива расположенных ступенями пустот

2022-07-03 42
Обширная перспектива расположенных ступенями пустот 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Трудно различать столь тонкие степени познания, тем более что смешиваются воедино сознание «Я», опыт мира и восприятие пустоты. Мы видели, что на протяжении эманации друг друга сменяют различные пустоты. Поскольку необходимо обойти их в обратном направлении на пути возвращения к Шиве, перед тем как обратиться к исследованию энергий (кали), которые здесь развиваются, надо расположить их и дать им определение, то есть проанализировать переход йогина из пустоты в пустоту и из анакхьи в анакхью.

Согласно системе Крама, Сознание свободно раскрывается в кругообразных колебаниях начиная от Центра – «Я» – от которого они разбегаются, однако щелчки никогда не прекращаются. Эти волны образуют концентрические круги[113]: вначале, круг блаженства высшего осознающего Субъекта, чье сознание, состоя из совершенной уверенности (прамити), покоится на не отличимой от него вселенной. Затем круг чистого познающего Субъекта, (праматри), который соответствует интериорности экстаза. А после круг нормативного знания (прамана) и на его вершине ясное различение мистического порядка. И наконец, на периферии, круг чувств и их соответствующих объектов (прамея).

Именно к этой последней области, области практической деятельности обычно привязан человек, но он беспокоится также об уже менее внешнем круге мышления и его понятий. Зато к нему никогда не приходит ясное сознание познающего субъекта[114], лишенного двух предшествующих видов деятельности, и воспринимаемого не как объективное, но как внутреннее «Я».

По эту сторону внутренней жизни и вне рамок этого исследования находится пустой и бессознательный сон без сновидений (сушупти) на низшем уровне познаваемого объекта. Но так как можно легко спутать его с мистическими состояниями пассивной пустоты, чтобы их различить, уточним с Абхинавагуптой, что спящий одновременно не осознает ни объективный дифференцированный мир, ни собственную внутреннюю свободу. К тому же, существует два сна[115]: в одном, именуемом «сном пустоты», субъект совершенно лишен сознания (апаведья), мышление растворяется, органы чувств бездеятельны, и он не знает ничего об окружающем мире, хотя остаточные следы объективности в нем не исчезают. Выйдя из сна, он констатирует, что ничего не знал. Зато второй вид сна, «оскверненный», именуется саведья, он сопровождается опытом, и значит, определенным сознанием объективности в форме удовольствия и страдания. На деле при пробуждении к человеку приходит понимание, что он крепко спал. Происходит реминисценция опыта. Виды дыхания, вздох и выдох, находясь в равновесии, остаются в покое в полости сердца, вне достижения чувств, отсюда термин самана, ровное дыхание, для обозначения интервала между двумя потоками дыхания[116].

 

 

Апарашунья, низшая пустота, присущая прамее

 

По отношению к объективной пустоте глубокого сна субъективная пустота, только что описанная мной, принадлежит йогину, а не обычному человеку; она вкрадывается в круг деятельных органов чувств и тонкий круг сознания[117] на самом пороге мистической жизни. В общем йогин с трудом избегает этой пассивной и мрачной пустоты, где он не ощущает ни вкуса, ни блаженства, нечто вроде специфического полусна (нидра) с замедлением биения сердца и дыхания. Как и в случае спящего, можно различить два вида шунья-праматри на этом этапе: одни сохраняют определенное сознание неясной объективности в форме удовольствия; уравновешенное дыхание позволяет им наслаждаться умиротворенным покоем. Другие стремятся к кругу знания и совершенно не осознают объективный мир.  

 

Родхана, свертывание в пустоте

 

На этой стадии пассивная пустота[118] обращается в затруднение, которое полезно избежать; йогин сталкивается с ним каждый раз, как он стремится погрузиться в самого себя и за недостатком бдительности не может преодолеть это затруднение без весьма значительного усилия или без помощи опытного наставника. Однако эта пустота, в противоположность сну без сновидений, не без пользы: привязанность здесь ослабевает, и мы не цепляемся более так за вещи; а стало быть, пустота благоприятствует забвению «Я», тела и окружающего мира, поскольку она изолирует от волнения, присущего состояниям бодрствования и сна. С другой стороны, именно в ней препятствия для духовной жизни примут форму и устойчивость, препятствия, которые во время самадхи окажутся моментально сметены, а во время бодрствования покрыты и спрятаны водоворотами альтернатив и двухполюсной деятельности. При исчезновении этой постоянной альтернативы имеется только пассивная пустота с одним полюсом (нирвикальпа), в которой смогут кристаллизоваться в устойчивое целое (бессознательные) остатки[119] объективности, препятствующие развитию. Чтобы вызвать появление сомнений, латентных конфликтов, темных страхов и кристаллизовать их, мы нуждаемся в тонкой деятельности, которая производится только в определенном состоянии пустоты, на полпути между рассеянной и одновременно напряженной деятельностью во время бодрствования и ослабеванием сна. Во время этого последнего, правда, свертывание санскар происходит частичным и мимолетным образом в форме сновидений, однако, за неимением осознания, присущего неописуемому (анакхья), узлы почти не развязываются.

Несколько случаев может представиться йогину, который достигает этой степени пустоты: предаться более или менее осознанной пассивной пустоте, если, будучи не в состоянии кристаллизовать свои сомнения и противостоять трудностям, он избегает их из страха снова погрузиться в муки сансары. Когда йогин покидает стагнирующую пустоту, он снова обращается в раба привычек и не развивается. Если он в этой пустоте сохраняет чуть-чуть сознания, может произойти кристаллизация остатков; в благоприятных обстоятельствах и под влиянием хорошего учителя они свернутся; зарытые зародыши будут очищены на поверхности, пробуждены и встряхнуты, чтобы быть полностью уничтоженными. Точно также, если мы хотим утопить человека, барахтающегося на поверхности воды, мы извлекаем его оттуда, чтобы погрузить с большей силой[120]. А значит, мы расчищаем снизу вверх, а затем сверху вниз всю сферу прамеи, собирая ее остатки и разбросанные зародыши, чтобы придать им плотность и свернуть в живой точке, где все существо группируется в борьбе, смело встречая остатки глубокой страсти, мучительного конфликта, смертельной дилеммы[121]. Именно здесь процесс, именуемый родхана, закупорка, вызывает кристаллизацию. Здесь опасность открывается заново: если свертывание длится до бесконечности и превращается в настоящую одержимость, йогин не избежит пустоты. Блок образует неодолимое препятствие, и если здесь нет учителя, чтобы его вытащить, порыв гаснет и ситуация ухудшается. Каждый раз, когда йогин сосредотачивается, он увязает в пустоте. Или же расплавление может произойти, прежде чем будет достигнуто свертывание; сохранятся частично кристаллизованные остатки, и понадобится начинать заново в неблагоприятных зачастую обстоятельствах.

 

 

Дравана, расплавление и анакхья

 

А значит, именно точно в момент, когда кристаллизация достигает своей зрелости, в неописуемой (анакхья) и вибрирующей пустоте должно произойти расплавление. Однако оно, не обладая на этом первом этапе всей ясностью, которую получит благодаря этому впоследствии, стало быть, не продвигается далеко (аспхута). Расплавление имеет место при помощи значительного усилия, соответствующего, вероятно, брахмавеге, которую описывают тантры[122], пахтанию без участия мышления и различения, производимого в слепом порыве, чтобы ускорить и усилить альтернативы для их трансформации в вибрацию (спанда). Но чтобы сомнения исчезли навсегда, предпочтительно развивать бдительность и ясность сознания; в таком случае вихрь возникнет сам по себе и растворит кристаллизованные объекты. Это расплавление произойдет благодаря милости или по воле учителя, который наполняет ученика вибрирующей энергией дыхания и, поскольку вибрация никогда не может быть неосознанной, она позволяет победоносно пересечь пустоту и расплавит препятствующий блок. Отныне порыв возвращается, и Жизнь течет без помех.

Некоторые светлые и бодрствующие существа, захваченные своим исключительным порывом, направляются прямо в Центр вплоть до прамити благодаря тому, что они живут в уверенности, не сдерживаемые проволочкой и ее флуктуациями, поскольку их вера и доверие являются всеобъемлющими; они безостановочно переходят от одной анакхьи к другой, непреодолимым образом влекомые из периферии в Центр.

Обычно мистики не могут развиваться без свертывания своих сомнений и их расплавления. Я покажу в случае кали (мн. ч.), что кристаллизация и расплавление[123] сменяют друг друга безостановочно, но на новых, всегда более глубоких и тонких уровнях. Когда расплавление заканчивается, йогин, если у него есть немного бдительности, без усилия (потому что он почти бессознателен) достигает пассивного самадхи, где он испытывает блаженство; но если он полностью пробужден, то идет к активному и осознанному самадхи; в таком случае внезапно интерстициальная пустота возникает между двумя одновременно воспринимаемыми объектами или между двумя дыханиями, и йогин достигает сферы знания, при этом объект поглощается знанием, а не отталкивается и игнорируется, так как он находился в стерильной пустоте.

 

 

Парапарашунья, промежуточная пустота, присущая прамане

 

Два типа субъектов, осознающих пустоту, входят в круг знания, который является кругом очищенной иллюзии (майя): один, не имеющий бдительности, остается лишен сознания, так как он ничего не знает об объекте и обладает ослабленным знанием «Я», то есть о чистом Субъекте, остающемся на едва ощущаемом заднем плане. Но другой[124] сохраняет некоторое сознание и наслаждается миром и блаженством, достигнув постамента блаженства[125], которое упоминается в упанишадах и, возможно, блаженства, именуемого полным (нирананда). Это блаженство, согласно Абхинавагупте, появляется в пустоте и его производит остановка дыханий[126]. Данное блаженство, очень редко ощущаемое в обычной жизни, поскольку любое беспокойство должно исчезнуть, проявляется зачастую по выходу из самадхи.

Промежуточная пустота образует переход между сном и Четвертым состоянием[127], и хотя она оказывается надсознательной (а не подсознательной), не следует тем не менее ее путать с этим Четвертым.

Если у субъекта, осознающего пустоту, негативное сознание преобладает над сознанием «Я» во время проникновения в сферу праманы, напротив, у виджнянакалы сознание «Я» достигает преимущества над негативным сознанием, хотя ему и случается погружаться в сон, присущий йоге[128], в котором сохраняются только очень чистые понятия на основе неделимых воли и деятельности. В свой кульминационный момент этот специфический сон граничит с Четвертым состоянием (турия) и ведет к нему. Данное состояние, к тому же и мимолетное, характеризуется не только дыханиями, покоящимися в области сердца, но также и вертикальным дыханием[129], которое поднимается по срединному каналу, пересекает горло, небо и останавливается посредине бровей. В йоганидре, напротив, сохраняется сознание множественности ограниченных субъектов, и мы не освобождаемся от иллюзии.

Начиная с этого мистического сна, мы рискуем утонуть в пассивной пустоте, хотя она и освещена и наполнена блаженством. Так как йогин развивает определенный контроль над этой пустотой и сознание находится на заднем плане, он может, согласно школе Крама, легко выйти из нее. Тем не менее, Абхинавагупта[130] рассматривает переход от йоганидры к анакхье как особенно трудный, требующий очень больших усилий и помощи превосходного наставника.

Именно здесь представляется подлинная промежуточная пустота между дифференцированной сферой знаний (прамана) и недифференцированной сферой (нирвикальпа) Субъекта, обладающего сознанием. Эта бескрайняя пустота, относящаяся к очень высокой иллюзии (махамайя), предоставляет доступ к совершенному Сознанию «Я», в котором прекращается проекция объективной вселенной, также как и двухполюсное знание, связанное с этой проекцией. Осязаемая сфера (прамея), растворившись в знании, более здесь не свертывается; мир, интегрированный с знанием, представляет собой только знание. Однако еще могут оставаться тонкие понятия, подчиненные двойственности, что касается добра и зла, учителя и ученика, неопределенных впечатлений, страха в себе, туманных опасений снова стать жертвой сансары, подлинного бессодержательного сомнения, которое, хотя и лишенное своей силы импульса, образует серьезное препятствие для развития, поскольку отсутствует уверенность. Чтобы разрушить все эти препятствия, необходимо вывести эти дремлющие следы из их бессознательного уединения, загнать их в угол, задача, возложенная, мы увидим это, на энергию Рудракали. Абхинавагупта показывает в своей «Тантралоке», каким образом самопроизвольный круговорот кольца обладающих сознанием энергий разъединяет свертывания, так что расплавление легко производится благодаря простому осознанию[131].

Йогин в таком случае достигает неописуемой пустоты, более ясной и более ценной, чем предшествующая, где сомнения рассеиваются, без того, чтобы требовалось какое-либо усилие. И перед ним снова открываются две возможности: если, преодолев препятствие, он останавливается и теряет свой пыл, данная пустота приводит его к самопроизвольному, но пассивному самадхи, ясному и приятному покою, поскольку викальпы находятся в упадке. Тем не менее, оставаться в этом состоянии означало бы для него потерять время. Но если он удвоит бдительность и рвение, он перейдет оттуда – или, что предпочтительно, прямо от неописуемого – к активному и бурлящему блаженством самадхи совершенной интериорности. Получив в таком случае толчок, йогин достигает интерстициальной мгновенной пустоты, просветления (бодха) «Я»; его интуиция, освобожденная от двойственности знание/познаваемое соответствует недифференцированному экстазу (нирвикальпа-самадхи) и принадлежит области чистого Субъекта.

 

 

Парашунья, высшая пустота, присущая праматри

 

Здесь снова оказываются возможными две фазы в ходе перехода между субъектом, то есть еще индивидуальным агентом, и высшим Субъектом с большой буквы: либо пассивное состояние, расположенное между вселенской виджнянакала и субъектом, наделенным чистейшим знанием[132], либо динамичное состояние на уровне трансцендентальной иллюзии (махамайя) из области чистого субъекта. А значит, необходимо, преодолеть высшую пустоту между субъектом и высшим Субъектом, чтобы достичь наивысшее среди неописуемого, анакхья в собственном значении этого слова, где развертывается окончательное знание (прамити) в отношении вселенной.

Стало быть, выйдя из области трансцендентальной иллюзии, йогин покидает поле индивидуального субъекта, чтобы достичь пустоты, не лишенной ценности, так как, если йогин лишен всякого сознания, присущего сфере познанного, знания и познающего, Сознание высшего Субъекта сохраняется как задний план. Опасность пустоты всегда возможна, но является неопределенной и выход легок, без необходимости свертывания; так как если остатки, привязанные к сфере праматри, остаются на плаву, они исчезают по своему собственному согласию. Йогин в таком случае подходит к сфере чистой интуитивной уверенности (прамити), связанной с вселенной, объединенной в высшем Сознании.

Здесь еще на уровне Субъекта открываются две возможности: пассивное самадхи Шивы-без-связей, который, как я показала, проявляется для йогина двойственным образом, в зависимости от того, поворачивается ли он на низший уровень и восходит к Пустоте по ту сторону пустоты или же поворачивается на высший уровень, к высшему анакхья, вселенскому Сознанию, прамити без осквернения, присущему Шиве. Йогин, который на стадии Шивы-без-связей порвал всякую связь с миром, черпает наслаждение только в блаженстве и полноте Я; хотя и будучи лишен следов двойственности, присущих трем сферам[133], он отказывается от любого контакта с объективным миром; не обладая всеобщим Сознанием, состоящим из перехода из экстериорности в интериорность и обратно[134], он по-настоящему не свободен в отношении своего тела и внешнего мира, поскольку у него нет над ними полной власти и он не управляет своими интеллектуальными способностями; другими словами, он ограничивается существованием Четвертого состояния (турья-сатта), не желая выйти за его пределы, а именно в турьятита, где он бы открыл блаженство космического порядка[135] даже в превратностях становления. Но этот йогин может отказаться, если он желает Пустоты и поднимается к динамическому самадхи посредством неописуемого, также мгновенного, но неограниченного и не имеющего конца. Он присоединяется к неописуемому (анакхья) совершенной ясности, присущей высшему Субъекту, обладающему сознанием, Шиве, который самопроизвольно использует свою свободную энергию, развертывая и свертывая мир. В противоположность трансцендентальной Пустоте Шивы-без-связей неописуемое содержит мир в том смысле, что джнянин обладает сознанием вещей во всех их деталях, но при этом неописуемом образом в океане «Я» викальпы сами движутся как волны на основе неизменной нирвикальпы [136].

Эта анакхья не представляет более никакой связи с каким-либо состоянием, поскольку Шива проникает повсюду: начало, не имеющая границ беспредельность, вьоман, небесный свод, где царит энергия вьомавамешвари, невыразимая Реальность. В нее, называемую также матрисадбхава [137]  бхаса, Великолепие, погружены все анакхьи, а также преображенные субъект, знание и познанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта таблица соответствует разъяснениям, данным на с. 31. Заметим, что пассивные состояния пустоты и самадхи можно избежать, если усердие и осознание интенсивны. Крама допускает пустоту; Абхинавагупта настаивает на неописуемых состояниях.

Примечания к таблице

 

(1) Глубокий сон, обычное состояние.

(2) Мистическое интериоризованное состояние.

(3) Низшая, пассивная пустота йогина.

(4) Неописуемое состояние.

(5) По ту сторону пассивного самадхи мгновенное проникновение, благодаря интерстициальной пустоте, в сферу сознания.

(6) Состояние бессознательного субъекта.

(7) Йоганидра виджнянакалы.

(8) Активное самадхи, предоставляющее доступ через интерстициальную пустоту просветления (бодха) в сферу познающего Субъекта.

(9) Субъект, сохраняющий следы объективности, расположенный между космической виджнянакала и субъектом чистого знания. По ту сторону он относится к трансцендентальной иллюзии.

(10) Очень яркое неописуемое, свойственное интуитивному, окончательному знанию.

(11) Пассивное самадхи Шивы-без-связей в пустоте по ту сторону любой пустоты (шуньятишунья).

(12) Активное самадхи высшего Субъекта, обладающего сознанием, который приводит к космическому просветлению и безграничному неописуемому, Парамашиве.

 

 

Глава III.

 КОЛЕСО КАЛИ. ОБЛАДАЮЩИЕ СОЗНАНИЕМ ЭНЕРГИИ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.