Краткий исторический обзор развития промышленного      железнодорожного транспорта — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Краткий исторический обзор развития промышленного      железнодорожного транспорта

2021-10-05 72
Краткий исторический обзор развития промышленного      железнодорожного транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Промышленные железные дороги появились в нашей стране во второй поло­вине XVIII в., намного раньше магистральных, развитие которых началось в XIX в. В первый период своего развития промышленные железные дороги пред­назначались для перемещения сырья в пределах предприятий или от места добычи до производства на небольшие расстояния. Еще в 1763 г. на Колываново-Воскресенских заводах были проложены чугунные рельсы для перевозки руды в вагонах. В 1788 г. была построена чугунная дорога на Александровском артиллерийском заводе в Петрозаводске.

Однако в дореволюционной России отсутствовали крупные промышленные сооружения, а связь магистральных дорог с промышленными предприятиями осуществлялась только через небольшие подъездные пути. Подъездные пути строились по указанию владельцев предприятий. В основном – узкоколейные, без соблюдения норм и правил постройки промышленных железных дорог, при максимальной экономии средств на постройку.

Под подъездным путем понимались как внешние пути от станции магистраль­ного транспорта до промышленного предприятия, так и незначительная сеть внутри завода. Путевое развитие предприятий не имело парков, станций.

Впервые «Положение о подъездных путях» и «Правила сооружения подъезд­ных путей к железным дорогам общего пользования» были изданы в 1892 г. Нор­мы и правила несколько систематизировали требования к подъездным путям, в основу которых были положены облегченные требования к проектированию и строительству магистральных дорог почти без учета функций промышленного транспорта.

Строительство станций и узлов, подъездных путей велось бессистемно, без учета их оптимального размещения и перспективного развития, что приводило к образованию случайных транспортных связей, нерациональным транспортным схемам и, как следствие, к снижению эффективности работы транспорта.

История развития железнодорожного транспорта в России подтверждает приоритет промышленного транспорта в возникновении и отработке транспортных устройств и оборудования. Так, на промышленном транспорте братьями Черепа­новыми был создан первый паровоз с железными колесоприводами. На промыш­ленном транспорте возникли канатные и монорельсовые дороги в горных и пере­сеченных местностях, мощные выгрузочные технические средства, такие как вагоноопрокидыватели, подвижной состав большой грузоподъемности, система трубо­проводного, пневмоконтейнерного и других новых и специализированных видов транспорта.

Промышленный транспорт получил бурное развитие после Октябрь­ской социалистической революции. С развитием черной и цветной металлургии, машиностроения, угольной и химической промыш­ленности, с образованием крупных промышленных комплексов значение и роль промышленного транспорта резко возросли. Создание крупнейших металлургиче­ских комбинатов, машиностроительных и химических заводов, расширение сети больших карьеров выдвинуло проблемы проектирования и строительства разви­той железнодорожной промышленной сети с обеспечением устойчивого взаимо­действия с магистральным и технологическим транспортом. В этот период промыш­ленный железнодорожный транспорт крупнейших предприятий включал комп­лекс станций, раздельных и грузовых пунктов с достаточно развитой сетью соединительных путей. Усложнение перевозочной работы и структуры промыш­ленного железнодорожного транспорта вызвало необходимость в теоретической и инженерной проработке многих вопросов развития промышленных дорог. К этому времени относятся капитальные труды академика В.Н. Образцова, по­священные вопросам взаимодействия промышленного и магистрального транспор­та, развитию транспорта предприятий в единой связи со строительством городов и резким увеличением пассажирских перевозок. В.Н. Образцов разработал осно­вы единой технологии работы магистрального и промышленного железнодорож­ного транспорта. Внедрение единой технологии в практику работы железнодо­рожного транспорта резко сократило простои подвижного состава. В этот же период труды члена-корреспондента АН СССР А.С. Спиваковского были посвя­щены созданию и развитию погрузочно-разгрузочных машин и непрерывных видов транспорта.

Под влиянием научно-технического развития создавался современный про­мышленный транспорт, включающий непрерывно развивающуюся железнодорож­ную сеть с конвейерными системами и монорельсовыми дорогами.

В последние годы значительное развитие получили наука об эксплуатации промышленного транспорта и теория его взаимодействия с отраслями и други­ми видами транспорта.

Начиная с 30-х годов, с момента становления советского автомобилестроения, в промышленности начал применяться автомобильный транспорт. В настоящее время в связи с резким увеличением грузоподъемности сфера его применения значительно расширилась. Не только на карьерах, но и на заводах значительно увеличился пробег автомобилей. Для складских и внутрицеховых работ стали применять различные автопогрузчики.

Рост объема перевозок предприятий вызвал развитие транспортной сети, со­вершенствование развязки грузопотоков внешних и внутризаводских перевозок, различных по объему, технологическим условиям и разнообразности грузов.

Это привело к развитию современного промышленного транспорта – внешнего, внутризаводского и технологического.

В 60–70-е гг. научными и проектными организациями разрабатываются и проектируются заводы с учетом прогресса науки и техники. На таких заводах в корне изменяются технологические линии в связи с созданием больших агрегатов, высоких интенсификаторов и складов-автоматов. При этом расширяется сфера применения новых и специализированных видов транспорта. Значительно изме­няется и роль промышленного железнодорожного транспорта, возрастают требо­вания к непрерывному наращиванию его мощности, к повышению надежности его функционирования. Существенное значение при проектировании предприятий имеют генеральные планы, так как при этом решается комплекс вопросов по мощности и взаимному размещению транспорта, электро- и теплоснабжения, во­допроводов и канализации, газового хозяйства и других элементов сети.

В начале развития промышленного транспорта при небольшой загрузке его элементов при определении количества технических транспортных средств (число путей, локомотивов, механизмов) исходили из условий равномерного движения передач. В настоящее время расчет технических средств должен производиться с учетом режимов работы предприятия, особенностей функционирования транспорта и обеспечивать наименьшие производственно-транспортные затраты.

Таким образом, промышленный железнодорожный транспорт за период развития прошел путь от чугунных дорог до крупнейших высокоразвитых современных предприятий, где основные трудоемкие работы механизированы и автоматизированы.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.