Управление товарно-материальными запасами — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Управление товарно-материальными запасами

2022-05-08 23
Управление товарно-материальными запасами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Управление – воздействие финансового менеджера на объект. (ДС и Обор. ср.)

Управление имеет следующие функции:

- Прогнозирование

- Планирование

- Контроль

- Регулирование

- Мотивирование

- Организация

 Виды запасов:

1. НЗП, 2. Запасы в пути, 3. Сырье и материалы, 4. Готовая продукция.

Методы оценки запасов:

А) по с/с-ти каждой единицы закупаемых запасов. Необходима физическая идентификация всех производимых закупок ТМЦ, что ограничивает возможность применения данного метода.

Б) по средней с/с-ти. Основано на использовании формул средних величин. Приближенность результата компенсир-ся простотой и объективностью вычислений.

В) FЕСЛИ O Осн-на на допущении, что запасы используются в той же последовательности, в какой они закуп-ся предприятием, т.е. запасы, которые первые поступают в пр-во, д.б. оценены по с/с-ти первых по времени закупок. Следств-м применения м-да явл-ся то, что запасы на конец периода оценив-ся по их фактич. с/с-ти, а в с/с-ти реализов-й продукции учитыв-ся цены наиболее ранних закупок. Прибыль предприятия оказывается относительно завышенной.

Г) LЕСЛИ O Поступление запасов в пр-во оценив-ся по с/с-ти последних по времени закупок, а с/с-ть запасов на конец периода опред-ся исходя из с/с-ти наиболее ранних закупок. М-д позволяет более точно определить с/с-ть реализ-й продукции и прибыль от реализации. Но искажает с/с-ть запасов на конец периода, и при росте цен, прибыль, отражаемая предприятием в отчетности, занижается.

Эффективное управление запасами позволяет сни­зить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности дос­тигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами. (-представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего раз­мера и структуры запасов ТМЦ, мин. затрат по их обслуживанию и обеспечении эфф. контроля за их движением.

Разработка политики управления запасами охваты­вает ряд последовательно выполняемых этапов работ:

1. Анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде. Осн. задачей является выявление уровня обеспеч-ти пр-ва и реализации продукции соответствующими запасами ТМЦ в предшеству­ющем периоде и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.

1) рассматриваются показа­тели общ. суммы зап-в ТМЦ— темпы ее динамики, уд.й вес в объеме ОА и т.п.

2) изучается структура запа­сов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров.

3) изучается эффективность использования различных видов и групп запасов и их объема в целом, которая характеризуется показатели их оборачиваемости.

4) изучаются объем и структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.

2. Определение целей формирования запасов. Запасы ТМЦ, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:

а) обеспечение текущей производственной деятель­ности (текущие запасы сырья и материалов);

б) обеспечение текущей сбытовой деятельности (те­кущие запасы готовой продукции);

в) накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов и готовой продукции) и т.п.

В процессе формирования политики управления запасами они соответствующим образом классифици­руются для обеспечения последующей дифференциации методов управления ими.

3. Оптимизация размера основных групп текущих за­пасов связана с предварительным разделением всей совокупности запасов ТМЦ на два основных вида — произ­водственные (запасы сырья, материалов и полуфабри­катов) и запасы ГП. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения — постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в про­цессе производства продукции или ее реализации по­купателям. Для оптимизации размера текущих запасов товар­но-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила "Модель экономически обоснованного размера заказа" [Economic ordering quantity — EOQ model], м.б. использована для оптимизации размера как производ­ственных запасов, так и запасов ГП.

общее уравнение стоимости запасов, которое имеет следующий вид:

ТС = Со + Ch + Cd,                                        (9.1)

где Со – стоимость заказа партии,

Ch – стоимость хранения,

Cd – стоимость нехватки запасов.

       Для определения стоимости заказа необходимо знать величину (объем) заказа. Объем заказа обозначим через Q. Закупки будем производить равномерно (рис. 9.2). средний объем заказа обозначим через Q / 2.

       Условиями решения уравнения (9.1) являются:

закупки производятся равномерно;

товарно-материальные запасы расходуются равномерно.

 

Расчетный механизм модели EOQ основан на мини­мизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы: а) сумма затрат по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров); б) сумма зат­рат по хранению товаров на складе.

С одной стороны, пр-ю выгодно завозить сырье и материалы как можно более высокими партиями. Чем выше размер партии поставки, тем ниже совок. размер опер-х з-т по размещению зака­зов в определенном периоде (оформлению заказов, до­ставке заказанных товаров на склад и их приемке на складе). Графически это может быть представлено следу­ющим образом.

 Сумма затрат по размещению заказов

Размер партии поставки

Сумма операционных затрат по размещению зака­зов при этом определяется по следующей формуле:

ОЗ рз=(ОПП/РПП)*Срз

  ОПП —объем производственного потребления това­ров (сырья или материалов) в рассматривае­мом периоде; РПП — средний размер одной партии поставки товаров;

Ср3 — средняя стоимость размещения одного заказа.

При неизмен­ном объеме производственного потребления и средней стоимости размещения одного заказа общая сумма опера­ционных затрат по размещению заказов минимизиру­ется с ростом среднего размера одной партии поставки товаров.

С другой стороны, высокий размер одной партии поставки товаров вызывает соответствующий рост опера­ционных затрат по хранению товаров на складе, так как при этом увеличивается средний размер запаса в днях оборота (период их хранения). Если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер его запаса (период хранения) составит 30 дней, а если размер партии по­ставки снизить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер его запаса (период хранения) составит 15 дней.

С учетом этой зависимости сумма операционных затрат по хранению товаров на складе м.б.опре­делена:

ОЗхт=(РПП/2)*Сх, где РПП—средний размер 1 партии поставки Т;Сх — стоимость хранения ед.товара в рас­сматриваемом периоде.

При неизмен­ной стоимости хранения единицы товара в рассматри­ваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товаров. Т.о., с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются операционные зат­раты по размещению заказа и возрастают операцион­ные затраты по хранению товарных запасов на складе предприятия (и наоборот). Модель EOQ позволяет оп­тимизировать пропорции между этими двумя группами операционных затрат таким образом, чтобы совокупная их сумма была минимальной. 

Математически Модель EOQ выражается следую­щей принципиальной формулой:

РППо =Ö (2*ОПП*Срз)/Сх, где РППо—оптимальный средний размер партии пос­тавки товаров (EOQ); ОПП — объем производственного потребления то­варов (сырья или материалов) в рассматри­ваемом периоде;Срз —средняя стоимость размещения одного заказа; Сх — стоимость хранения единицы товара в рас­сматриваемом периоде.

Соответственно оптимальный средний размер производственного запаса определяется по следующей формуле:

П30= РППо/2, где РППо —оптимальный средний размер партии поставки товаров (EOQ).

 Для запасов ГП задача минимиза­ции операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производи­мой продукции (вместо среднего размера партии постав­ки). Если производить определенный товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции (Сх) будут минималь­ными. Вместе с тем, при таком подходе к операцион­ному процессу существенно возрастут операционные затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и другие (Срз). Используя вместо показателя объема производственного потребле­ния (ОПП) показатель планируемого объема производ­ства продукции, мы на основе Модели EOQ аналогич­ным образом можем определить опт. ср. размер партии производимой продукции и запаса готовой продукции.

4. Оптимизация общей суммы запасов товарно-мате­риальных ценностей, включаемых в состав оборотных ак­тивов. Расчет оптимальной суммы запасов каждого вида (на конец рассматр-го периода) (в целом и по основным группам учитываемой их но­менклатуры) осуществляется по формуле: Зп = (Нтх х Оо) + Зсх + Зцн,

Нгх — норматив запасов текущего хранения в днях оборота;

Оо — однодневный объем производства (для запасов сырья и материалов) или реализации (для запа­сов готовой продукции) в предстоящем периоде;

Зсх — планируемая сумма запасов сезонного хране­ния;

Зцн — планируемая сумма запасов целевого назна­чения других видов.

5. Построение эффективных систем контроля за дви­жением запасов на предприятии. Осн. задачей таких контролирующих систем явля­ется своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов.

       Среди систем контроля за движением запасов в стра­нах с развитой экономикой наиболее широкое приме­нение получила " Система ABC ". Суть состоит в разделении всей совокупности запасов ТМЦ на три кате­гории исходя из их стоимости, объема и частоты расхо­дования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых резуль­татов и т. п.

В "А " вкл. Наиб.дорогостоя­щие виды З с продолжительным циклом заказа, кот. требуют пост-го мониторинга в связи с серьезностью фин-х посл-й, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории З определяется на основе " Модели EOQ ".Круг конкр-х ТМЦ, входящих в "А", обычно ограничен и требует еженедельного контроля.

В "В" включают ТМЦ, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и форм-нии конечных рез-в финансовой деятельности. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц.

В "С" включают все остальные ТМЦ с низкой стоимостью, не игра­ющие значимой роли в форм-ии конечных фи­н-х рез-в.Объем закупок может быть большим, поэтому контроль за их движением осущ-ся один раз в квартал.

6. Реальное отражение в финансовом учете стоимос­ти запасов ТМЦ в условиях инфляции.

JIT (точно в срок) – метод контроля, состоящий в том, что запасы приобретаются и вводятся в пр-во точно в тот момент, когда в них возникает необходимоть. Цель: не только в сокращении запасов, но и в ↑ производит-ти и гибкости пр-ва, улучшении качества выпускаемой продукции. Особенности работы: -концентрация по географич. типу; -надежное качество; -управляемая сеть поставщиков, - управл-я транспортная с-ма, гибкость пр-ва, - небольшие партии поставок, -эфф-ная с-ма приемки материалов и погрузочно-разгрузочных работ, - охват всех подразделений предприятия.

Упр-е ДЗ

Управление – воздействие финансового менеджера на объект. (ДС и Обор. ср.)

Управление иммет следующие функции:

- Прогнозирование

- Планирование

- Контроль

- Регулирование

- Мотивирование

- Организация

Политика упр-я ДЗ - часть общей плтк упр-я ОА и маркетинговой плтк п/п-я, направл-й на расшир-е объёма реал-ции продукции и заключ-ся в opt-ции общего размера этой задолж-ти и обеспеч-и своеt-ной её инкассации. 

Этапы form-я плтк упр-я ДЗ:

 1. Анализ ДЗ в предш.-м периоде. Осн. sum: оценка ур-ня и состава ДЗ, а также эфф-ти инв-ных в неё фин. ср-в.  

- Оцa ур-ня ДЗ и его динамика в предш-м периоде. Осущ-ся на основе коэфф-та отвлечения ОА в ДЗ:

КОАдз= ДЗ/ОА

- опр-ние ср. периода инкассации ДЗ (ПИдз) и кол-во ее обор отов (КОдз) в рассм-м периоде (вл-т на вел-ну фин. и операц-го цикла).            

ПИдз=ДЗср /Оо, Кодз = ОР/ДЗср

 где Оо - ∑ однодневного оборота по реал-ции продукции в рассм-м периоде, ОР -общая ∑ оборота по реал-ции продукции в рассм-м периоде.

- Оценка состава ДЗ по отдельным её ''возрастным группам'', т.е. по предусмотренным срокам её инкассации;

- Рассм-ся состав просроченной ДЗ, вы::-ся сомнительные и безнадежные долги:

КПдз=ДЗпр/ДЗ,  (ВПдз)= ДЗсрпр./Оо

     где КПдз -коэфф-нт просроченной ДЗ, ДЗпр -просроченная ДЗ, (ВПдз) – ср. возраст просроченной ДЗ 

- определяется сумма эффекта, полученного от инвест-ния ср-в в ДЗ

2. Формир-ние принципов кредитной плтк по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и фин-вой практике реализация про­дукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рын-ной эк-кой.

В процессе формир-ния принципов кредитной плтк по отн-нию к покупателям продукции решаются 2 осн-ных вопроса: а) формы осуще­ствл-я реал-ции продукции в кредит (2 разновидности: товар-й (коммерч-й) кредит и потребительский);

б) тип кредитной плт-ки характ-т принципи­альные подходы к ее осуществл-ю с позиции соотн-ния уровней доход-ти и риска кредитной деят-ти п/п-я.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной плтк п/п-я направлен на мин-цию кредит­ного риска, п/п-е не стремится к получению высокой доп. прибыли за счет расшир-я V реал-ции продукции (мех-м реализ-ции: ↓сроков предоставления кредита, ужесточение его условий, повышение ст-ти кредита, жесткие процедуры инкассации ДЗ).(Крат. об. = 0, ТА обеспеч-ся Долг.об.)

Умеренный тип - характ-т типичные условия ее осуществл-я в соответствии с принятой коммерческой и фин-й практикой и ориентир-ся на ср. уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. (КО = ½ Варьир. часть обор. акт., 1/2ВЧ и СЧ = ДО)

Агрессивный (или мягкий – ставит целью максим-цию доп. прибыли за счет расширения V реал-ции продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, сопровождающего эти операции. (КО=Варьир.часть ТА, Сист.часть = ДО, Вн.А= СК).

Идеальная модель – ТА=ТП, ВнА=Долг.об.+ СК

3. Опред-ние возможной суммы фин-х ср-в, инвестир-х в ДЗ по товарно­му и потребительскому кредиту. Необходимо учитывать планируе­мые Vы реал-ции продукции в кредит; ср. период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; ср. период просрочки платежей исходя из сложившейся хоз-ной практики (определяется по результатам анализа ДЗ в предшеств-м периоде); коэфф-т соотн-ния с/с-ти и цены реализуемой в кре­дит продукции.

Идз=(ОРк*Кс/ц* (ППКср + ПРср))/360

где Идз — необходимая сумма фин-х ср-в, ин­вестир-х в ДЗ; ОРк — планир-мый V реал-ции продукции в кредит; Кс/ц — коэфф-т соотн-ния с/с-ти и цены продукции, выраж-й десятичной дробью; ППКср— ср. период предоставл-я кредита buyers (дн.); ПРср—ср. период просрочки платежей по пре­доставл-му кредиту (дн.).

  4. Форм-е с-мы кред.-х усл-й. В со­став входят элементы:

• срок предоставл-я кредита; • цена предоставляемого кредита (кред. ли­мит); • ст-ть предоставл-я кредита (с-ма цен-х скидок при осуществл-и неslow-х расчетов за приобретенную продукцию); • штраф-e санкции за просрочку исполн-я обяз-в кредита.

ПСК =(ЦСн*360)/ СПк,     

где ПСК – год. норма % ст. за предо­ставл-й кредит; ЦСн — ценовая скидка, предоставл-мая buyer при осущ-нии неslow-го расчета за приобрет-ю продукцию (%); СПк — срок предоставл-я кредита (кред-й пе­риод), в днях.

%-ная ставка по товар-му кредиту не д.б. >% ст. по кр/ср банк. кредиту.

5. Формир-е стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставл-я кредита. Покупателей оценив-т по их кредитоспос-ти – с-ме условий, опред-­щих его спос-ть привлекать кредит в разных формах и в полном Vе в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним фин-е обяз-ва.

6. Формирование процедуры инкассации ДЗ. Д.б.предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате плате­жей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

ПИср=ДЗср/Ежндн.оборот, ПИср-средний период инкасации

7. Обеспеч-е исп-я на п/п-и соврем форм рефин-я ДЗ. Развитие рын. отн-ний и инфрастр-ры фин. рынка позволяют исп-ть в практике ФМ ряд новых форм упр-я ДЗ — ее рефин - ние, т.е. ускоренный перевод в др. формы ОА п/п-я: ДС и высоколикв-е кр/ср ц.б.

Осн. формами рефин-ния ДЗ, использ-ся сейчас: • факторинг; • учет векселей, выдан-х покупателям продукции; • форфейтинг.

Факторинг  представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием – продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — "фактор компании", которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга.

Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, установленной в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная-вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежесп5собности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу бланка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факториноговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учетному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетировния задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка).

  8. Построение эфф-х с-м control за дви­ж-м и свое t-й инкассацией ДЗ. Контроль orgz-ся в рамках постр-я общей с-мы ФК на п/п-и как самост-ный его блок. 1-на из видов таких с-м - " С-ма ABC " применительно к порт­фелю ДЗ п/п-я. В кате­горию "А" вкл-ся при этом наиболее крупные и сомнит-е виды ДЗ (т.н."проблемные кредиты"); в категорию "В "— кредиты ср. sizes; в категорию "С" — остал-е виды ДЗ, не оказ-щие serious вл-я на куыгдеы фин. деят-ти п/п-я.

49. Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.

Понятие планир-ния имеет 2 смысла:

1)Планир-е (с общеэк-кой т.зр) - это мех-м, который заменяет цены и рынок, фирма как субъект рын-ной с-мы подчиняется ценовому механизму, закону спроса и предложения (внутри фирмы- с-ма плановых решений, вне – цены).

2) Планир-е (конкретно-управленч)- процесс подготовки управленч. решения, основ-й на обработке исходной инф-ции и включ-й в себя выбор и научную подготовку целей, опр-е ср-в и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтерн-х вариантов и принятия наиболее приемлемого из них.

Краткосрочное финансирование обычно применяется в связи с сезонными и временными колебаниями конъюнктуры финансового рынка, а также для достижения долгосрочных целей. Например, краткосрочное финансирование может применяться для обеспечения дополнительного оборотного капитала, финансирования оборотных активов (таких как дебиторская задолженность и товарно-материальные запасы) или обеспечения промежуточного финансирования долгосрочного проекта (покупка завода и оборудования), пока не обеспечено долгосрочное финансирование. (Долгосрочное финансирование не всегда может быть выполнено из-за повышенных рисков долгосрочного кредитования или чрезмерно высокой стоимости.)

По сравнению с долгосрочным финансированием, краткосрочное имеет несколько преимуществ. Оно, как правило, легче осуществляется, менее затратное и имеет большую гибкость. Отрицательные стороны: оно подвержено влиянию изменений процентных ставок, часто требуется дополнительное финансирование; имеется риск неплатежа (быстрее наступает срок погашения ссуды), а любая неуплата наносит вред рейтингу кредитоспособности компании.

Источники краткосрочного финансирования: коммерческий кредит, банковский заем. банковский акцепт, ссуды финансовых компаний, коммерческие ценные бумаги, ссуды под залог дебиторской задолженности и товарно–материальных запасов. Один источник при определенных обстоятельствах может быть более подходящим, чем другой, — из-за процентной ставки или дополнительных требований

КФП связано с понятием б-тирования. В практике ФМ различаются несколько видов б-та (бюджета).

Общий б-т характ-т прогнозы компании в отн-нии объема реализованной продукции, расходов других фин-вых операций на предстоящий период. Обычно состоит из прогнозного отчета о прибыли, прогнозного баланса и б-та ДС. В самом общем виде б-т подразделяется на операционный б-т и фин-й б-т.

Операционный б-т состоит из: реализации, пр-ва, прямых затрат на материалы, прямых затрат на труд, производ-х накладных расходов, общих и администр-х расходов и прогнозного отчета о прибыли.

Фин-й б-т состоит из: б-та ДС и прогнозного баланса.

Осн-ми этапами составления б-та являются следующие: составление прогноза реализации; опред-е расчетного уровня объема пр-ва; расчет производ-ной с/с-ти и операц-х расходов; расчет потока ДС и др. фин-х показателей; составление прогнозных форм отчет-ти.

Б-т реализации явл-ся стартовой точкой составления общего б-та, поскольку объем реализации продукции оказывает влияние практически на все другие статьи общего б-та. Прогнозный объем реализованной продукции рассчитывается посредством умножения ожидаемого кол-ва ед-ц продукции на ожидаемую цену ед-цы продукции. В б-те реализации опр-ся также сумма ДС, которую п/п-е может получить от своих клиентов, для учета этих данных в б-те ДС.

Б-т производства составляется после б-та реализации. Ожидаемый объем пр-ва опр-ся посредством вычитания расчетных остатков МПЗ на начало периода из объема продукции, которую планируется продать, и того объема МПЗ на конец периода, которое предприятие считает для себя opt-ным.

Б-т прямых затрат на материалы составляется после опред-я объема пр-ва для опред-я потребностей в МПЗ и соответственно для планирования закупок на предстоящий период. Объем планируемых закупок зависит от ожидаемого потребления материалов и объема материальных запасов п/п-я. Б-т материальных затрат обычно включает расчет ожидаемых наличных платежей за приобретаемые материалы.

Б-т прямых затрат на труд также составляется на основе б-та пр-ва. Для его составления необходимо умножить количество единиц производимой продукции на трудоемкость изделия и на ст-ть одного часа прямых трудовых затрат.

Б-т производственных накладных расходов включает все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и прямыми затратами на труд. Сюда относятся такие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в с/с-ть, арендная плата и др.

Б-т общих и административных расходов включает статьи операц-ных расходов, такие, как расходы по реализации продукции, общие расходы по упр-ю и другие, рассмотренные ранее. При составл-и б-та отдельно рассч-ся постоянные и переменные операц-е расходы.

Б-т ДС (под ДС поним-ся ДСв кассе и на счетах в банках) позволяет оценить будущие притоки и оттоки ДС за опр-ный период, поддерживать остатки ДС на opt-ном уровне и избегать избытка ДС и их дефицита. Б-т ДС состоит обычно из четырех осн-х разделов: раздел поступлений, который включает остаток ДС на начало периода, поступления ДС от клиентов и другие статьи поступления ДС; раздел расходов ДС, отраж-й все виды оттоков ДС на предстоящий период; раздел избытка или дефицита ДС - разница между поступлением и расходованием ДС; фин-й раздел, в котором подробно представлены статьи ЗС и погашения задолж-ти на предстоящий период.

Прогнозный отчет о прибыли - расчетная оценка доходов и расходов п/п-я на предстоящий период.

Прогнозный баланс позволяет оценить фин-ое положение компании по прошествии соответ-го периода.

1-им из наиболее распространенных приемов фин-го планиров-я явл-ся метод %-та от реализации. Осн-н на увязке отчета о прибыли и баланса с планируемым объемом реализованной продукции.

Основанием для подхода: тот факт, что бол-во статей переменных затрат, оборотных средств и кр/срочных обяз-в находятся в непосредственной зависимости от объема реализованной продукции.

фин-й менеджер: опр-т статьи, которые в прошлые периоды изменялись прямо пропорционально изменению объема реализованной продукции; планируемый объем реализации; оценивает соответствующие статьи в соответствии с предполагаемым изменением объема реализации

Результатом использования этого метода является расчет по балансу необходимых дополнительных источников внешнего финансирования, обусловленных планируемым приростом реализованной продукции.

Исключительно важное значение для успеха упр-я фин-ми п/п-я имеет анализ выполнения намеченных планов, в первую очередь анализ показателей фин-вой отчетности.

Планир-е подразделяется на 3 вида: стратегическое планир-е (2-5 лет); текущее – (год); оперативное – (менее 1 года).

Упр-е как процесс начинается со стратег-го планир-я, т.к. оно обеспечивает основу для всех последующих управленч. решений.

Ст-нь актуальности стратег-го планир-я в соврем. России можно косвенно оценить по уровню спроса росс. компаний на соответствующие консалтинговые услуги. Результаты анализа, проведенного в 19-ти отраслях экономики России показывают, что стратег-е планир-е сегодня является уже весьма актуальной проблемой российского бизнеса.

В спец-ной литер-ре приводится множ-во толкований категории «стратег-е планир-е» и его способ-тей:

стратег-е планы опр-т осн-е направления развития п/п-я; ориентируется на д/срочную перспективу; осн. цель: обеспеч-е потенциала будущей успешной деят-ти п/п-я

Стратег-е планир-е – это набор действий и решений, предпринятых руков-вом, которые ведут к разработке специфических стратегий, т.е. детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных для обеспеч-я осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей.

 1-ое и самое ответственное решение при стратег-ком планир-и - выбор миссии организации. – осн-й общей цели, четко выраженной причины существ-я организации. Опр-ся интересами организации (собств-ки и сотруд-ки), кругом удовлетворяемых потребностей, местом на р-ке, состоянием среды обитания.

Выбор целей организации. описание будущего состояния объекта упр-я, способ упорядочивания действий и усилий всего коллектива, уменьшая неопределенность в работе.

Экономические цели: обеспеч-е целевой доли р-ка, обеспеч-е выхода на новые р-ки, получение максим-й прибыли, наращивание объемов сбыта, увеличение степени участия на уже освоенных р-­ках.

Психографические цели (влияние на покупательское поведение): повышение степени осведомленности насе­ления о Т и У фирмы, формир-е у потребителей + ного  имиджа и приверженности к Т и У, ↑ ст-ни удовлетвор-ти при исполь­зов-и купленных товаров; стимулирование решений о покупке товаров.

Управление по целям. Менеджмент, как целостная с-ма упр-я, ориентир-ся на достижение всей совок-ти целей, стоящих перед организацией. Каждый руков-ль, от высшего до низшего, должен иметь четкие цели.

Анализ стратегических альтернатив. После рассмотрения внешних угроз и возможностей, внутр-х сильных и слабых мест организации, можно опр-ть стратегию, которой организация будет следовать.

Выделены 4 осн-ые направления развития п/п-я и соответствующие им типовые стратегии:

1. Стратегии концентрированного роста (осн-е внимание фирмы уделяется работе и развитию службы маркетинга. В данной группе можно выделить следующие 3 стратегии:

1.1. Страт-я усиления позиций на рынке –фирма стремится с данным продуктом на данном р-ке завоевать лучшие позиции за счет маркетинговых усилий в области цен, стимулирования сбыта, рекламы и т.д.

1.2. Страт-я расширения рынка –поиск новых рынков сбыта для данной продукции.

1.3. Страт-я развития продукта – выпуск новых товаров, которые будут реализовываться на уже освоенном фирмой р-ке.

2. Страт-я интегрированного роста:

 2.1. Страт-я горизонт-й интеграции – присоединение или слияние с фирмами, производящими  

    аналогичную продукцию.

 2.2. Страт-я вертик-й интеграции – рост фирмы за счет приобретения или усиления контроля над

   организациями, находящимися между фирмой и конечными потребителями.

 2.3. Страт-я обратной вертик-й интеграции – приобретение или усиление контроля над

    поставщ-ми.

3. Стратегии диверсифицированного роста. Диверсификация пр-ва - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов пр-в:

 3.1. Страт-я концентрической диверсификации – пр-во новых товаров, которые заключены в

  существующем бизнесе и использовались организацией только для своих собств-х целей.

 3.2. Страт-я горизонт-й диверсификации – выпуск новых товаров, технологически не связанных с прежней

   технологией, но с использованием уже налаженных систем поставок и сбыта.

 3.3. Страт-я конгломератной диверсификации – расширение фирмы за счет пр-ва новых продуктов,

   технологически не связанных с уже производимыми, которые реализуются на новых р-ках. Фирма не

   имеет налаженных систем поставок и сбыта.

4. Стратегии целенаправленного сокращения:

4.1. Страт-я сокращения расходов.

4.2. Страт-я сокращ-я пр-ва. Испол-ся, когда сокращение расходов на пр-во не приносит + ных резул-в. 

        Предполагает 2 возможных пути: консервация нерентаб-го пр-ва или его отсечение.

4.3. Страт-я сбора урожая – страт-я максим-го получения дохода в бесперспективном бизнесе за

       кр/срочный период времени, который не м.б. прибыльно продан.

4.4. Страт-я ликвидации – прекращение деят-ти, распродажу им-ва.

На практике фирмы чаще всего придерживаются не 1-ой единственной стратегии, а испол-т сочетание различных стратегий для развития различных видов деят-ти. Однако выбранная страт-я дает лишь качеств-е рекомендации дальнейшего развития фирмы. Окончательно страт-я утверждается в стратег-м плане после расчета эк-ких результатов и последствий внедрения каждого из возможных вариантов развития фирмы, а также с учетом других ф-ров (интересы владельцев, приемлемость риска, заложенного в стратегии и т.д.).

 

Диагн-ка банкр-ва.

Диагн-ка банкр-ва – это содер-е 1-го из направлений политики антикризис-го фин-го упр-я, в процессе которого последовательно реш-ся следующие вопросы:

а) иссл-ся фин-е сост-е п/п-я с целью раннего обнаруж-я признаков его кризис-го развития;

б) опред-ся масштабы кризис-го сост-я п/п-я;

в) изучаются осн-е ф-ры, обуславливающие кризисное развитие п/п-я

В зависимости от целей и м-дов осуществл-я диагн-ка банкр-ва п/п-я подразделяется на две основные с-мы:

 1) Экспресс-диагн-ка банкр-ва хар-т с-му регулярной оценки кризис-х параметров фин-го развития п/п-я, осуществляемой на базе данных его фин-го учета по стандартным алгоритмам анализа. Цель: раннее обнаруж-е признаков кризис-го развития п/п-я и пре2рительная оценка масштабов кризис-го его сост-я.

2) Фундаментальная диагн-ка хар-т с-му оценки парам-ров кризис-го фин-го развития п/п-я, осуществл-й на основе м-дов ф-рного анализа и прогноз-я. Осн-й целью явл-ся:

- углубление резул-тов оценки кризис-х парам-ров развития п/п-я, получ-х в процессе 1);

- подтверждение получ-й пре2рительной оценки масштабов кризис-го фин-го сост-я п/п-я;

- прогноз-е развития отдел-х ф-ров, генерирующих угрозу банкр-ва п/п-я, и их негативных последствий;

- оценка и прогноз-е спос-ти п/п-я к нейтрализации угрозы банкр-ва за счет внутр-го фин-го потенциала.

Исследование фин-го сост-я п/п-я с целью раннего обнаруж-я признаков его кризис-го развития, вызывающих угрозу банкр-ва, явл-ся составной частью общего фин-го анализа.

Объектами наблюдения возможного "кризис-го поля", реализующего угрозу банкр-ва, явл-ся в 1-ую очередь показ-ли текущего и перспективного потока платежей и показ-ли формир-я ЧДП по производ-й, инв-ной и фин-й деятельности п/п-я.

Уровень текущей угрозы банкр-ва диагност-ся с помощью коэфф-та абсолютной платежеспос-ти (" кислотного теста "), что позволяет опр-ть, в какой мере в рамках оговоренного законодат-вом месячного срока м.б. удовлет-ны за счет имеющихся высоколиквидных активов все неотложные обяз-ва п/п-я. Если значение этого коэфф-та < 1, то текущее сост-е обеспеч-я платежей следует рассм-ть как неблагополучное.

Уровень предстоящей угрозы банкр-ва диагност-ся с помощью 2-х показ-лей: коэфф-та текущей платежеспос-ти и коэфф-та автономии (рассм-ся в динамике за ряд периодов). Устойчивая тенденция к ↓нию уровней этих коэфф-тов свидет-т об "отложенной угрозе банкр-ва", которая может проявиться в предстоящем периоде. Абсол-е значения этих коэфф-тов могут показать, как быстро "отложенная угроза банкр-ва" будет реализована (чем ниже абсолютное значение коэфф-тов, тем неотвратимее угроза банкр-ва п/п-я). В литер-ре часто указыв-ся, что opt-ное значение коэфф-та текущей платежеспос-ти составляет 0,7, а коэфф-та автономии – 0,5, однако отраслевые особ-ти и размеры п/п-ий вносят существ-ые коррективы в эти усредненные нормативы.

Спос-ть к нейтрализации угрозы банкр-ва за счет внутр-го потенциала п/п-я диагност-ся с помощью 2-х показ-лей: коэфф-та рентаб-ти капитала и коэфф-та оборачив-ти активов. 1-ый из этих показ-лей дает


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.