Отрывок из поэмы  «Ксения Петербургская» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Отрывок из поэмы  «Ксения Петербургская»

2021-03-17 126
Отрывок из поэмы  «Ксения Петербургская» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Автор - Ирина Семенова

………………………….

В шумах базарных площадей

Встречала Ксения людей

Не слишком праведно живущих.

– Купец, что драл за сапоги,

Ей золотой давал, слыхали?

Она: – Себе побереги!

Дак разорен, ограблен али…

Царя примает на коне!

Слышь, Марфа, медную копейку!

И бедным, сказывали мне,

Сей сует грош за душегрейку!

Филатка – охтинский скобарь,

Взял медный грошик – хрящ болотный,

Дак стал богат – куды те царь!

Трактир, две лавки, дом доходный…

Чуть у ребенка лоб в крови,

Несут к святой, не сомневаясь,

И просит мать: – Благослови!

Аз, окаянная, покаюсь!

Святая правда есть в молве

И есть в Блаженной Божья сила –

Ведь потонувшего в Неве,

Она ребенком воскресила.

Но булочник-то, погляди!

Бежит за ней, пылая жаром:

– Андрей Феодорыч, зайди!

Хоть кренделек возьми задаром!

На мостовую выйдет – глядь!

Там за извозчиком, извозчик:

– Андрей Феодорыч, присядь!

Перевезу через мосточек!

Прознал торгующий народ

В пылу товарооборота,

Что день удачу принесет,

Коль Ксенюшка возьмет хоть что-то,

А коль взойдет на облучок,

Извозчик сам ее подсадит,

Ведь знает, чай не дурачок,

Что к ночи будет не в накладе.

И Питерская сторона

Шумит, галдит, что птичья стая:

– Не просто странница она,

А Божья, нашенска, святая…

Однако шум и грубый смех

Не трогал Ксению нимало,

На праздность рыночных потех

Она со строгостью взирала –

Брала и пряник не у всех,

И медный грош не всем давала.

Да вот колбасник по грязи

Ей тащит горсть копеек медных:

– Нет, не возьму и не проси –

Людей обманываешь бедных!

Басят купцы:

– Благослови!

Да лишь скажи, чего ж те надо?

И Ксеньюшка ответить рада:

– Живите в вере и любви –

Мне это лучшая награда!

Так стала Ксеньюшка, как мать,

Бродя босая, в платье сиром,

В торговцах советь пробуждать,

Пред всем их обличая миром.

И, дивны Божьи дела!

Вернулся стыд к купчихам скрытным –

Торговля честная пошла,

Дешевле зелень для стола!

И рынок тот прозвали “сытным”.

Слова Блаженной, как всегда,

Необходимыми казались,

Но дней бежала череда

И тайны сами прояснялись.

Её причудливая речь

Учила разуму спесивых,

Но и могла предостеречь

От бед людей благочестивых.

– Однажды в лавку по весне

Пошла я таз купить для кухни,

Подходит Ксения ко мне,

Царя вручает на коне:

– На, говорит, пятак! Потухнет!

Я глядь под мост – кипит смола!

А печка-то?

Христос мой в силе!

Пока до дому то дошла,

Пожар соседи загасили!

………………………..»

2005 г. Орел

(Русское Воскресение: Литературная страница: Поэзия: Ксения Петербургская

http://www.voskres.ru/literature/poetry/semenova.htm)

 

 

27.  Чудо в доме св. Блаж. Ксении Петербургской. Формирование целого куста приютов от места дома св. Блаж. Ксении Петербургской (а на самой улице Андрея Федоровича, в приюте в первой половине ХУШ века был поставлена домовая церковь, существующая до сих пор. Лахтинская 12.)

 

Вопрос о приюте в доме, подаренном

Св. Ксенией Антоновой.

Ибо по преданию, св. блаж. Ксения Петербургская подарила свой дом Параскеве Антоновой, но с пожеланием (условием), чтобы там был открыт приют, «даром пускать жить бедным».

(некоторые авторы пишут, что Параскева Антонова снимала до этого помещение у семьи Петровых, но определенных документов на этот счет нет,..) (например, это мнение отражено в материалах: «Канонизация святых. Поместный собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6 - 9 июня стр.109-117»)

Неведомо нам, как исполнятся пожелания святых: Архивных материалов о приюте на участке № 847 пока не найдено. Хотя не будем забывать, что в дальнейшем владелицей участка была купчиха. А большинство верующих купцов жертвовало на дома призрения и храмы. 

А может быть, приюты стали возникать и отпочковываться вокруг дома св. блаж. Ксении Петербургской?

 

Первый приют. В двух земельных участках от дома Ксении блаженной (совр. ул Лахтинская 12) в 1830 г. был открыт приют для детей. Дом был деревянный двухэтажный с домовой церковью иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». В 1914 г. дом был перестроен в камне (арх. Бродович Николай Степанович, 1881-не ранее 1930-х), назначение дома и домовая церковь были сохранены. Приют стал именоваться - Дом общества попечения о бедных и больных детях. (Домовую церковь закрыли одновременно с Матфиевской к 1932 году. Она упоминается в документе 1934 г, как закрытая. («Справочник по истории православных монастырей и соборов г. СПб 1917- 1945 г.» с. 67)).

  Имеется дореволюционная фотография домовой церкви. Это было красивое двухэтажное здание церкви, со шпилем, в русском стиле. (архивные фотографии у нас имеются) Современный вид дома несколько иной, - до 1980 г. здесь находился научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера. (Для справки: Институт им. Г. И. Турнера является единственным в стране специализированным лечебно – научным учреждением по оказанию помощи детям с врожденной и приобретенной патологией опорно-двигательного аппарата. До 1980 года институт располагался по адресу: Лахтинская улица, 10/12, с этого здания начиналась вся история института.). Позднее в д. 12 и д. 10 размещались: «Академии Развития Ребенка» 197136, г. Санкт-Петербург, ул. Лахтинская, 10 -12, а также: Центр Родительской Культуры "Колыбелька" (Адрес и другую информацию о Центре "Колыбелька" можно посмотреть на cайте http://www.cpc-kolybelka.da.ru/

 

 

Второй приют был на углу ул. Лахтинской и Малого проспекта (с другой стороны перекрестка). Сейчас там помещение детского сада. В него когда-то ходила наша коллега, историк храмов, Елена Н, дед которой был владельцем мастерской во дворе церкви «Всех скорбящих радости» по Лахтинской 12.

 

На соседних с Лахтинской улицах - Гатчинской и Бармалеевой также до революции размещались приюты: «Церкви св. апостола Матфия принадлежали две приписных: прекрасная церковь св. Алексия Человека Божьего при отделении Дома милосердия для взрослых на Бармалеевой улице и церковь Нерукотворного Образа при приюте отрока Василия на Гатчинской… В 1763 г. при церкви ап. Матфия открылась женская богадельня, в которую помещали вдов отставных солдат, живших в приходе, а через год - гарнизонная школа. В 1768 г. в Матфеевском приходе было устроено оспопрививательное заведение - "оспенный дом". С 1783 г. он перешел в ведение Приказа общественного призрения. Позже в этом доме размещалось Матфеевское приходское училище, затем на его месте - Александровский сиротский дом для воспитания бедных сирот разного звания. В начале ХХ века в этом же доме разместился переведенный из Царского Села Александровский лицей» (http://al-spbphoto.narod.ru/hram.html)


В приходе церкви св. ап. Матфия (Покровская церковь) имелись: «… детский приют, основанный графиней Лаваль. Матфеевское приходское училище находится теперь рядом с Троицким собором. При церкви св. апостола Матфея существует благотворительное общество с Домом призрения для бедных. В 1903 г. в богадельне призревались 48 престарелых женщин, которые получали все необходимое - пищу, чай, одежду, обувь и белье. Смотрительницей богадельни состоит О.А. Карпова».

 

«В начале ХХ века, по благословению митрополита Антония (Вадковского) в память блаженной Ксении на Малом проспекте Васильевского острова был устроен Дом Трудолюбия для бедных одиноких вдовиц и детей-сирот, не имеющих крова и возможности заработать себе на хлеб насущный».

 

    Еще один приют возник в наше время, в 90-е годы ХХ века, напротив дома св. блаж. Ксении Петербургской на ул. Лахтинской чуть левее через два земельных участка. В сентябре 1999 года Ассоциацией был открыт новый медицинский пункт для уличных детей по адресу: улица Лахтинская, дом 7. Помещение для работы предоставлено Комитетом по делам семьи, детства и молодежи Петроградского района. Основная цель программы - способствовать возврату к нормальной жизни ребенка, оказавшегося на улице». (Ежемесячный информационный бюллетень "Молодежного Информационного Центра" №1 /март-апрель 2001 Представительство ассоциации "Врачи мира - Франция" в Санкт-Петербурге, медпункт был сформирован в рамках этого проекта. (http://www.youthcentre.ru/bulletin.php?view=2001.01))

 Сейчас в этом помещении (подразделение социального обеспечения) проводится социальная работа с неблагополучными детьми Петроградского района.

 

И в заключение отметим инвалидную организацию Петроградского района, расположенную по адресу: Лахтинская д. 2 Председатель Правления Ирина Петровна, она же староста прихода им. Св. блаж. Ксении Петербургской. Настоятель – о. Константин. Приход организовался несколько лет назад с целью построения храма св. блаж. Ксении Петербургской на месте ее дома.

 

Вот так интересно исполняется пожелание святой блаж. Ксении Петербургской о том, чтобы в ее доме был приют «…жить бедным».

 

  «Формула «даром пускать жить бедным», для благочестивой христианки идет у св. блаж. Ксении с детства.

   Обратим внимание на перенасыщенность населения Санкт-Петербурга, острую нехватку жилья. См. например, П.В. Чеченков «Рецензия на монографию О.Е. Кошелевой  «Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени»[1]»(Кошелева О.Е. Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени. М.: ОГИ, 2004. 486, [2] с. (Нация и культура / Новые исследования)..)

«В шестой главе разбирается интересная проблема острой нехватки в Санкт-Петербурге жилья для временного и постоянного размещения лиц, прибывающих в столицу для поселения или по делам. Во многих дворах присутствовали временные постояльцы или люди, снимавшие часть площади. «В результате петербургские дворы часто оказывались населенными не одной, а несколькими семьями, хозяевами и жильцами, никак не связанными друг с другом. Петербургский двор, таким образом, отчасти приобретал функции постоялого двора»[2]. Государством этот вопрос, как и многие другие, решался за счет подданных. Любой петербуржец был готов к приказному подселению в свой дом непрошенных гостей. Несмотря на столь тяжелое положение, О.Е. Кошелева считает, что «в целом лишение петербургских жителей приватного пространства, постоянное вторжение в частный дом то приезжих, то городских властей не являлось нестерпимо болезненным, ибо теснота и общежитие, в отличие от приватности, были русским горожанам вполне привычны и не замечались ими до тех пор, пока не случалось “обиды”»[3].

 

 

Особенностью острова св. Петра, (Санкт-Петербургского острова, совр. Петроградской стороны) является то, что из 70 храмов, домовых церквей и часовен, около половины из них посвящены молитвенной заботе о убогих, детях и больных,

  Это то же осуществление пожелания Первой святой Санкт-Петербурга св. блаж. Ксении Петербургской - «даром пускать жить бедным».

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.