Что читали прихожане Матфиевской церкви в ХУШ веке. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Что читали прихожане Матфиевской церкви в ХУШ веке.

2021-03-17 136
Что читали прихожане Матфиевской церкви в ХУШ веке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    

Может создаться впечатление, читая в житии о св. блаж. Ксении о благочестивых родителей, что в семье часто читали и многие жители Санкт-Пнтербурга были образованы, Но ситуация с книгами в ХУШ веке была полностью иная.

  Благочестие приходит с верой. А исповедание веры дает истинное знаиие (которое от Господа нашего Иисуса Христа) Вспомним св. Марию Египетскую, житие которой читается во время поста. Неграмотная, необразованная странница, наизусть читала тексты из Библии образованному монаху. Господь все дает верующему сердцу. То же самое и св. блаж. Ксении, прозорливость которой естественна и шла от любви и веры.

 

Основная книга, которую читали все верующие ХУШ веке была Псалтырь (естественно, на церковнославянском языке). Псалтырь издавалась со времен царя Алексея Михайловача и святейщего патриарха Иосифа, и многократно переиздавалась до начала ХХ века. Пока еще доступна псалтырь конца Х1Х века в старинном кожаном переплете, в которой кроме самой псалтыри и указании о крестном знамении и как читать псалтырь, были: последование церковного пения и каноны, и месяцеслов.и иное. По такой псалтыри и было основное изучение веры.

Библия также была ранее на церковнославянском, ибо на русском языке она стала издаваться только во второй половине Х1Х века. И единственно ее можно было услышать только в церкви, где евангельские и апостольские чтения излагались по «зачалам» (по «зачалам» излагается Библия в христианской церкви православного исповедания уже более тысячи лет) и апракосе и апостоле, а не по главам, как мы привыкли читать (апракос и апостол, т. е. изложение Библии по «зачалам», а по решению Вселенских Соборов каждый православный христианин должен читать ежедневно, когда он не может идти в церковь,) - можно скачать в Интернете с сайта прот. Иоанна Малинина, там есть и на русском и на церковнославянском http://imalinin.sobor-spb.ru/main/apraksos.zip). По главам Новый Завет и Библия изложены для современного удобства только последние века.

  Вот эти две богослужебные книги и были основные, которые были даны православному верующему в ХУШ веке,

  Иное маловероятно, потому, что труды святых отцов издавались очень редко, очень дорого и очень сложно достать мирскому человеку. Не в каждом храме они были, не говоря о Минеях и полных Требниках.

В благочестивых семьях и членов церковного клира могли быть еще две книги:

1. "Православное исповедание" - 1-я символическая книга Православной Церкви. Составлена по инициативе Киевского митрополита Петра Могилы и представлена им на рассмотрение и утверждение отцов Ясского Собор 1643 г., которые, дополнив её, выпустили под названием "Православное исповедание греков". Русский перевод 1685 г.

2. “В старое время на Руси в благочестивых древнерусских семьях довольно излюбленным чтением были сборники аскетических поучений, главным образом составленные под руководством свято-отеческих творений, - известные под именем “Диоптра или Зерцала о презрении сует мирских ”… “так в 1651г. был напечатан труд, в котором были собраны поучения и наставления афонских старцев “Диоптра, сиречь зерцало” (с. 10, 8). Наставления эти очень поучительны: “Если обратишь зеркало к небу, то увидишь в нем небо; если же повернешь его к земле, увидишь в нем отражение земли. Так и душа твоя, подобно зеркалу, будет иметь отражение того, к чему ты прилепился столь сильно, что в зависимости от него будешь полагать всякое твое благо или зло” (. с.105); Недавно она была переиздана:  в СПб 1996 г. труд “Диоптра или духовное зерцало”:

   С другой стороны, можно говорить об основах образованности св. блаж. Ксении Петербургской. Из двух фактов жития.

Во-первых, предание донесло до нас сведения (пусть неопределенные) о «благочестивых» родителях. В Начале ХУШ века благочестивость означала жизнь по «Домострою» с изучением основ церковной грамоты, элементов рукоделия, и пр. необходимого для семейной жизни.

Во-вторых сам факт женитьбы на придворном певчем Андрее Федоровиче (возможно не на придворном, а в одном из близнаходящихсмя храмов, ведь главными храмами, кроме Собора Петра и Павла, были и иные, например, церковь св. Троицы,- понятие «придворная церковь» в разные времена менялась… ибо метрические архивы иных храмов с этих позиций пока неведомы) и др. Звание полковника, в то время, певчий может получить различными путями. (например, все те служивые, кто участвовал в воцарении Елизаветы Петрованы на трон, - пролучили на 2-3 звания выше,…). Перечислять безсмысленно, ибо нет первичной информации, а она может быть только после работы в архивах (по месту жительства Петровых, по воинским архивам,… по иным храмам.).

Мы имеем свидетельства о счастливой семье, а это возможно, только - если есть единодушие, когда сопереживается все общее обоим, когда уровень церковной и общей культуры близок, когда человек находит во втором самого себя, живет его чувствами, мыслями и общими делами.

 

 

5.. Св. блаж. Ксения Петербургская и Сытный рынок.

 

  

 

Блаженная Ксения Петербургская. 2000

Леонид Петрович Беседнов

 

 

 «Обратим внимание на … адрес чудотворений св. блаж. Ксении Петербургской - Сытный рынок.

Первое упоминание о Сытном рынке относится к 1720 году (ранее он назывался «Обжорным»). Первый рынок был главным в городе (Санкт-Петербургский остров,- Березовый (или Городовой, Городской, Троицкий; с 1730-х гг. и до 1914 г. официальное название — Петербургский остров, с 1914 г. — Петроградский),

.

В 1735 г. в связи с переносом Биржи на Васильевский остров, главный рынок перебрался на Адмиралтейскую сторону и «здесь остались одни деревянные лавки, в которых торговали пирожники, хлебники, маркитанты, здесь же продавалась разная мелочь, как на нынешних толкучках, в то время торговцы съестными припасами должны были «ходить в белых мундирах», иначе товар отбирали «на Великого Государя»…», (книга о истории храма св. ап. Матфия, с.12 –13).

С рынком связаны упоминания об удачной или неудачной торговле в середине ХУШ века в житии св. блаж. Ксении Петербургской. Из жития св. блаж. Ксении Петербургской (1988 г.): «…стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий, знавший ее, предлагал ей свои услуги. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь или отведать предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берет что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной».

Из жития, составленного протоиереем Евгением Рахманиновым в СПБ в 1913 году: «Торговцы заметили что, если Блаженная заходила в лавку, где до того времени не было торговли, и брала себе какую-либо ничтожную из продающихся вещей: орешек, пряничек, то лавка начинала отлично торговать, потому что народ спешил купить в той лавке, куда заглянула Блаженная».

Впервые эти сведения были отражены в фельетоне «Ведомостей СП - Бургской городской полиции» (пятница 12 декабря № 272, 1847 (девятой год): «…Когда Андрей Григорьевич явлалась на площади Сытного рынка торговцы пряниками, булками, пирогами и пр. мгновенно открывали свои лотки и корзинки, умоляя Андрея Григорьевича взять у них что-нибуть без денег, хоть один пирожок, хоть отломить кусочек медового пряничка… И счастливец, у которого полакомился Андрей Григорьевич, не успевал припасти товару. Народ стремился к его лотку и с восторгом, с бешенством поедал пироги, обратившие на себя внимание «добровольной страдалицы», как называли ее мои бабушки»

 

 

Карта Санкт-Петербурга 1738 г.

УКАЗАТЕЛЬ ОБЪЕКТОВ На Петербургском острове
1. Санкт-Петербургская крепость
2. Кронверк
3. Место, где стоял старый гостиный двор
4. Мытный двор
5. Постоялый двор
6. Сытный рынок
7. Церковь Петра и Павла
8. Старая Соборная церковь Пресвятой Троицы
9. Церковь Успения Богородицы
10. Церковь Святого Апостола Матфея
11. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
12. Церковь Преображения Господня в доме архиерея Новгородского

 

6. Отрывок из работы: «Святая блаженная Ксения Петербургская» Юродство как феномен мировой культуры

http://jurodstvo.upelsinka.com/rus.htm

«… Со временем люди перестали относиться к блаженной с неприязнью и непониманием. Отношение к ней стало почтительным и благоговейным: народная молва быстро разнесла весть, что Ксения не обычная нищенка, а “добровольная страдалица”, угодница Божья, которая многих исцелила, наставила на путь истинный, отвела неминуемую беду. Матери семейств радовались, если Андрей Федорович приласкает или покачает в люльке их детей - заметили, что больной ребенок выздоровеет, будет веселым и счастливым.

Теплую одежду, которую ей дарили, она тут же отдавала другим беднякам. Брала только у добрых людей “царя на коне” - медную копейку с отчеканенным Георгием Победоносцем, но и ее отдавала какому-нибудь нищему.

Торговцы Сытного рынка мгновенно открывали свои лотки и корзинки при появлении Ксении, умоляя взять у них что-нибудь, хоть один пирожок. И счастливец, у которого полакомится Андрей Федорович, не успевал припасать товару: покупатели спешили к его лавке, видя, что угодница почтила ее своим вниманием. Один крупный торговец Сытного рынка рассказывал, что дед его был нищим, но Ксения дала ему своего “царя на коне” и сказала: “Ты далеко на нем ускачешь”, и он вскоре действительно разбогател. Так по-евангельски, таинственно исполняла Ксения волю Божию: “мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем” (2 Кор. 6,10).

Нередко Ксения резко отказывала взять милостыню или что-то из продаваемого товара: “Нет, брат, ты покупателей обвешиваешь” или “Ты бедных обижаешь” и торговля в тот день не шла, лучше было сразу закрывать лавку. Так Божья угодница воспитывала людей не только своим примером, но и поучениями, полными глубокого смысла, ибо “благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” (1 Кор. 1, 21).

Странные слова и поступки блаженной не всегда пророчили что-то эсхатологическое -, но всегда содержали какой-то прикровенный, до времени ведомый только ей одной смысл. Как-то раз Ксения прибежала на Сытный рынок и опрокинула огромную бочку меда. На дне ее оказалась большая дохлая крыса.

Извозчики наперебой стремились прокатить ее, хоть несколько сажен - целый день потом у них не было отбоя от ездоков, но к “пропойцам” и грубиянам она никогда не садилась….»


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.