ТЕМА: «Техника безопасности и правила работы в лаборатории неорганической химии». — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

ТЕМА: «Техника безопасности и правила работы в лаборатории неорганической химии».

2021-02-05 88
ТЕМА: «Техника безопасности и правила работы в лаборатории неорганической химии». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОПОДГОТОВКЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ

И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

 

       

 

Калуга

Год

 

 

    Методические рекомендации по самоподготовке к практическим и семинарским занятиям по неорганической химии  для студентов очной формы обучения подготовила преподаватель колледжа Пугачёва О.А.

 

    Рецензент: преподаватель фармацевтической химии Галузина Т.А.

Утверждено на заседании ЦМК химических дисциплин (пр. №    от          2008г)

 

П Р Е Д И С Л О В И Е

    Методические рекомендации по самоподготовке к практическим и семинарским занятиям по неорганической химии предназначены для студентов фармацевтического отделения Калужского базового медицинского колледжа.

    Методические рекомендации подготовлены согласно требованиям Государственного стандарта 2002 года и содержат необходимые методические установки по подготовке к каждому заданию по 18 темам практических занятий и 6 семинарским занятиям. Во всех методических рекомендациях включены Знания и Умения: «Что студенты должны знать при подготовке к занятию»  и  «Что студенты должны уметь после окончания занятия», также задания для самостоятельной внеаудиторной работы; указано оснащение каждого занятия и литература  для подготовки к занятию.

   

              ТЕМЫ     ПРАКТИЧЕСКИХ    ЗАНЯТИЙ:

§ Техника безопасности и правила работы в лаборатории неорганической химии.

§ Периодический закон и Периодическая система элементов                   Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь.

§ Свойства оксидов, оснований.

§ Свойства кислот, солей.

§ Растворы. Способы выражения концентрации растворов.

§ Растворы. Приготовление растворов молярной концентрации и молярной концентрации эквивалента.

§ Реакции в растворах электролитов.

§  Гидролиз солей.

§ Составление формул, номенклатура, получение, свойства комплексных соединений.

§ Окислительно-восстановительные реакции.

§ Окислительно-восстановительные реакции (продолжение)

§ Контрольная работа по теме: «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей. Комплексные соединения. Окислительно-восстановительные реакции»

§ Свойства галогенов, халькогенов и их соединений.

§ Свойства соединений элементов V группы ПСХЭ Д.И. Менделеева.

§ Свойства соединений элементов IV, III групп главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева.

§ Свойства соединений s- элементов I, II групп главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Свойства соединений d -элементов I, II групп побочных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева.

§ Свойства соединений хрома и марганца

§ Свойства соединений железа

    ТЕМЫ   СЕМИНАРСКИХ  ЗАНЯТИЙ:

§ Классы неорганических соединений.

§ Растворы. Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей.

§ Комплексные соединения. Окислительно- восстановительные реакции.

§ Галогены. Халькогены. Соединения V группы главной подгруппы ПСХЭ Д.М. Менделеева.

§ Р- элементы: галогены, халькогены. Главная подгруппа V- III групп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

§ Свойства соединений d- элементов

Специальность: 060108 «Фармация»

 

Предмет: «Неорганическая химия»

 РАЗДЕЛ   1

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

 К  ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1.

ТЕМА: «Техника безопасности и правила работы в лаборатории неорганической химии».

ЦЕЛИ:      изучить технику безопасности и правила работы в лаборатории               неорганической химии.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:       предмет и задачи неорганической химии.

ТИП ЗАНЯТИЯ:                       лабораторно — практический.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:             репродуктивный

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:            лаборатория неорганической химии.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  ЗАНЯТИЯ:                90 минут.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

                                          1. Оборудование, наглядные пособия, ТСО

                                 Таблица «Приемы работы в химической                                              лаборатории».

                                 2. Раздаточный материал, инструкции.

                                 3. Посуда и реактивы.

                                 Пробирки, спиртовки, экраны, держатели.

На занятии студенты должны:

    1. Изучить общие правила выполнения лабораторных работ.

    2. В дневнике составить перечень умений, отрабатываемых на     практических и семинарских занятиях по неорганической химии.

    3. Решить ситуационные задачи.

Требования к умениям: соблюдать нормы ТБ.

Задание на дом:

1.    Э.Т.Оганесян, А.З.Книжник «Неорганическая химия». Стр. 4 — 12.              

 

Приложения: - инструкции

                   - критерий оценки

                   - ситуационные задачи.

 


Специальность: 060108 «Фармация»

Предмет: «Неорганическая химия»

Раздел: 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

К   ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №  2

Литература:

1. 0ганесян Э.Т., Книжник А.З. "Неорганическая химия" М.:

«Медицина» 1981, стр. 57-89, 99-119.

    2. Конспект лекций.

 

 

 

Специальность: 060108 «Фармация»

 

Предмет: «Неорганическая химия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

  К   ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ   №   13.

МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

  К   ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ   №   14

Цель занятия:

                   - проконтролировать усвоения знаний по предложенной теме

                                 (на уровне знания и умения);

              - опытным путем доказать состав соединений азота и фосфора;

              - научить студентов выполнять качественные реакции на: нитрат,             нитрит и фосфат ионы;

              - закрепить навык решения ОВР

Время занятия:      90мин

Место проведения: лаборатория химии

Оснащенность занятия: растворы: нитрата серебра, сульфата магния,                               гидрофосфата натрия, хлорида аммония, гидроксид                                   аммония, азотная кислота, уксусная кислота, щелочь                              натрия;

                                 красная лакмусовая бумага

                         пробирки.

К занятию студенты ДОЛЖНЫ знать:

    - характеристика элементов V группы главной подгруппы по положению        в ПСХЭ Д.И. Менделеева;

    - физические и химические свойства азота и фосфора;

    - особые свойства азотной кислоты

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

1. Рассчитайте степень окисления подчеркнутых элементов в соединениях: Н4 Р 2О7, НЗ Р ОЗ, Н Р О3, N H4CI, N H3, Na N O2.

 

2. По названию составьте формулы веществ:

    а) оксида фосфора (V)

    б) ортофосфорной кислоты

    в) фосфористой кислоты

    г) дигидрофосфат железа (III)

 


3. Напишите уравнения (в ионном и молекулярном виде) качественных   реакции на нитрит анионы, катионы аммония, фосфат-ион. Укажите внешние эффекты, назовите продукты реакции.

 

4. Составьте уравнение реакции взаимодействия серебра с разбавленной азотной кислотой и решите данное уравнение.

 

НА ЗАНЯТИИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:

       1. Ответить на вопросы входного контроля.

    2. Выполнить практическую работу:

 

Опыт № 1

Опыт №  2

Качественные реакции на фосфат — анион:

 

    А. с магнезиальной смесью

                                                             NH4CI

              Na2HPO4+ NH4OH + MgCI2     = …

        

    Б. с нитратом серебра

        

              Na2HPO4+ AgNO3 =       …

                                                                  Изб.

 

Названия опытов и химизм проводимых реакций (в молекулярном и ионном виде), написать в дневнике дома самостоятельно в виде таблицы.

После занятия студенты  ДОЛЖНЫ уметь:

    1. Уметь организовывать рабочее место

    2. Доказывать качественными реакциями свойства соединений азота     (соли аммония, нитритов, нитратов) и фосфора  фосфатов, гидрофосфатов)

Литература:

1. Э.Г. Оганесян, А.3 Книжник. Неорганическая химия. М.Медицина,1981. с. 336-339

2. конспект лекций

 


Специальность: 060108

Предмет: Неорганическая химия

МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

  К   ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ   №   15

Цель занятия:

                   - Закрепить теоретические знания по предложенной теме    

              - Опытным путем доказать амфотерные свойства гидроксида                    алюминия;

              - Научиться выполнять качественные реакции на карбонат,                       гидрокарбонат, борат - ионы

 

Время занятия:          90мин

Место проведения:     лаборатория химии

Оснащённость занятия: Растворы гидрокарбоната натрия, карбоната натрия

                                     тетробората натрия, конц. серной кислоты,                                        хлорида алюминия(II),сульфата алюминия(III),                                  гидрооксида натрия, соляной кислоты, спирт.                                    Кристаллическая борная кислота. Спиртовки,                                         штативы с пробирками, индикаторы.

 

К занятию студенты ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

    1. Характеристику, элементов III группы главной подгруппы по          положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

    2. Физические и химические свойства бора.

    З. Физические и химические свойства алюминия.

    4. Амфотерные свойства оксида и гидрооксида алюминия.

    5. Характеристика элементов IV группы главной подгруппы по           положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

    6. Физические и химические свойства углерода и кремния.

    7. Соли     угольной кислоты.

 Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

    1. Написать уравнения качественных реакций на борную кислоту,            карбонат и гидрокарбонат — ионы

    2. Уравнениями реакций подтвердить амфотерные свойства Al(OH)3

    3. Написать уравнения гидролиза тетрабората натрия

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Какие степени окисления возможны для бора, алюминия.

    2. К какому типу оксидов относятся: оксид бора, оксид алюминия

    3. Какие оксиды называются амфотерными?

    4. Как доказать амфотерные свойства AI(OH)3

    5. Назовите качественную реакцию на: борат — ион; на карбонат;

    гидрокарбонат — ионы

    6. Какую реакцию среды имеет раствор:

                                 Na2 CO3

                                 Na HCO3

                                 2В4 O7

    7. Как практически определить PH предложенного раствора?

На занятии студенты ДОЛЖНЫ:

              1.Ответить на вопросы входного контроля.

              2.Выполнить практическую работу:

ОПЫТ № 1.      Качественная реакция на карбонат и гидрокарбонат ион:

              а) Na2 CO3 + Cl3

              б) NaHCO 3 + HCl →

 

ОПЫТ № 2. Качественная реакция на борат ион.

                  OH        HO - C2H5 

              В − OH + HO - C2H5  H2SO4 con

                       OH        HO - C2H5

Опыт № 3.     Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств.

                       AlCl3 + Na OH (нед.) →

                       Al(OH)3 + NaOH (изб.) →

                       Al(OH)3   + HCl →

Название опытов и химизм проводимых реакций (в молекулярном и ионном виде) написать в дневнике дома самостоятельно.

После занятия студенты   ДОЛЖНЫ  УМЕТЬ:

1. Химическими реакциями доказывать свойства углерода и его       соединений.

2. Химическими реакциями отличать карбонаты от гидрокарбонатов.

3. Доказывать химическими реакциями свойства соединений

              бора и алюминия.

    4. Получать гидроксид алюминия, доказывать его амфотерные            свойства.

Литература:

1. Э.Г. Оганесян, А.3 Книжник. Неорганическая химия. М.Медицина,1981.  с. 276-283, 287-290, 336-339

2. конспект лекций

Предмет: неорганическая химия

Специальность 060108

 Раздел: 2.2.1, 2.2.2, 2.3.1, 2.3.2.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

  К   ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ   №   16

Тема:    «СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ S -  элементов I, II групп             главных подгрупп   ПСХЭ Д.И. Менделеева».                                         «СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ d— элементов I, II групп                     побочных     подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева».

Цели занятия:

              - закрепить теоретические знания по предложенной теме научиться     - выполнять качественные реакции на катионы калия, кальция,                 магния, серебра, меди, цинка

Время  занятия:     90мин

Место проведения: лаборатория химии

Оснащенность занятия:

                       Р-ры оксалата аммония, гексонитрокобальтата (111) натрия,           хлорида аммония, гидроксида аммония, гидрофосфата натрия,                 хлороводородной кислоты, азотной кислоты, серной кислоты,                  гидроксида калия, гидроксида натрия, хлорида натрия,                         сульфата магния, хлорида кальция, хлорида калия, нитрата               серебра, тиосульфата натрия, сульфата меди, цинка сульфата,                       гексоцианоферрата (11) калия.

К занятию студенты   ДОЛЖНЫ   ЗНАТЬ:

1. Характеристику элементов I, II групп главной и побочной подгрупп по     положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева

2. Физические и химические свойства магния, кальция, щелочных металлов,     меди, серебра, цинка, ртути.

3. Свойства оксидов, гидроксидов, карбонатов кальция и магния, щелочных     металлов

4. Соединения натрия и калия, оксиды, гидроксиды, соли

5. Строения и свойства соединений меди, серебра, цинка, ртути, в том числе     лекарственных.

 

ВОПРОСЫ   ДЛЯ   САМОКОНТРОЛЯ:

    1. К какому семейству элементов, относятся калий, натрий, кальций,     магний, серебро, медь, цинк, ртуть

    2. Какие типы оксидов образуют эти элементы

    3. Растворимы ли оксиды в воде

    4. Какие металлы не вытесняют водород из разбавленной

    5. Какие металлы при взаимодействии с разбавленной азотной            кислотой образуют оксид азота (11)

    6. Гидроксид какого металла растворяется в хлориде аммония

    7. Перечислите реактивы на:

ü катион калия

ü катион кальция

ü катион магния

ü катион серебра

ü катион меди

ü катион цинка

    8. Укажите  эффекты  качественных реакций на перечисленные                   выше катионы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ:

    1. Напишите в ионном и молекулярном виде реакцию получения                  гидроксида цинка

        

    2. Какими свойствами обладает гидроксид цинка? Ответ подтвердите     уравнениями реакций в молекулярном и ионном виде.

        

    3. Допишите продукты реакции и решите ОВР ионно- электронным     методом (метод полуреакций)

                       Ag + HNO3 =... +.. +...

                                 разб.

        

    4. Напишите уравнения (в молекулярном и ионном виде)                     качественных реакций на катионы: калия, кальция, магния, серебра,         меди, цинка, ртути (II)

 

На занятии студенты ДОЛЖНЫ:

1. Ответить на вопросы входного контроля

2. Выполнить практическую работу:

Опыт 1 Качественная реакция на катион калия К +

              KCI + Na3 [Co(NO2)6]          

Опыт 2 Качественная реакция на катион кальция Са 2+

                       CaCI2 + (NH4)2C2O4  

Опыт 3 Качественная реакция на катион магния Mg 2+

                                                                 NH4CI

              MgSO4+ NH4OH + Nа 2НР O4

Опыт 4. Качественная реакция на катион серебра Ag+

              AgNO3+ HCI или NaCI

              AgNO3+ Na2 S2 O3

 

Опыт 5. Качественная реакция на катион цинка Zn2+

                       ZnSO4+ K4 [Fe(CN)6]

Опыт 6. Качественная реакция на катион меди Cu2+

                       CuSO4+ NH4OH

 

Названия опытов, химизм реакций в молекулярном и ионном виде оформить дома в дневнике самостоятельно. Ответить на вопросы выходного контроля.

 

После занятия студенты должны УМЕТЬ:

    1. Организовывать свое рабочее место

    2. Соблюдать правила техники безопасности при работе на занятии

    3. Выполнять качественные реакции на катионы

 

 

Литература:

1. Э.Г. Оганесян, А.В. Книжник "Неорганическая химия" М.Медицина, 1981     стр. 365 — 373 (выборочно)

2. Конспект лекции

 


Предмет: неорганическая химия

Специальность 060108

Раздел: 2.2.1, 2.2.2, 2.3.1, 2.3.2.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ    РЕКОМЕНДАЦИИ

  К   ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ   №   17

Цели:

    -   закрепить теоретический материал по предложенной теме;

    -   опытным путем доказать окислительные свойства соединений          хрома (IY) и перманганата калия в различных средах закрепить          -    навык решения ОВР;

    -   сформировать умение выполнять качественные реакции на хромат и        бихромат ионы

Время занятия:     90 мин

Место проведения: лаборатория неорганической химии

Оснащение:            Растворы: перманганата калия, хромата и бихромата

                                                   калия,

                                 Реактивы: гидроксид натрия и калия, сульфит натрия,                                         перекись водорода, эфир

Оборудование:      штатив с пробирками, таблицы ПСХЭ Д.И. Менделеева

К занятию студенты ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

              -   характеристику хрома и марганца по их положению в ПСХЭ          Д.И.Менделеева;

              -   физические и химические свойства хрома и марганца;                   -    зависимость свойств хрома от его степени окисления;                    -    окислительные свойства перманганата калия в зависимости от                        рН среды

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Составить формулы указанных соединений, отметить окраску их                   водных растворов:

ü сульфат хрома (III)

ü метохромит натрия

ü гексагидроксохромит (III)

ü натрия бихромат натрия

ü надхромовая кислота

 

ü гидроксид марганца (11)

ü манганат калия

ü перманганат калия

ü хлорид марганца (11)

 

2. Назовите соединения: K2Mn O4, КМп O4, НМп O4

3. Напишите реакцию получения гидроксида хрома (111).

Подтвердите его амфотерные свойства уравнениями реакций

4. При взаимодействии перманганата калия с раствором пероксида водорода в сернокислой среде наблюдается выделение пузырьков газа и обесцвечивание раствора перманганата калия.

Объясните наблюдаемые явления.

Ответ подтвердите написанием уравнения реакции.

    На занятии студенты  ДОЛЖНЫ:

1. Ответить на вопросы входного контроля

2. Выполнить практическую работу.

Опыт 1.     Переход хромата калия в бихромат

                         К2Сг O4+ Н2 SO4

Опыт 2. Переход бихромата калия в хромат

                       К 2Сг 2О 7+ КОН

Опыт 3.   Качественные реакции на хромат и бихромат — ионы

        

                Уравнения реакций написать самостоятельно

Опыт 4.   Окислительные свойства соединений марганца ( VII)

    А. 1. KMnO4+ Na2SOз + H2SO4

               2. КМп O4+ Na2SOз + КОН →

               3. KMnO4   + Na2SOз  + Н 2 O →

    Б. KMn O4+ Н 2О, + H2SO4

    Химизм всех реакций в молекулярном и ионном виде, с указанием названий исходных и конечных продуктов написать дома в дневнике самостоятельно по ранее предложенной форме.

 

Окислительно- восстановительные реакции решить методом полуреакций.

 

3. Ответить на вопросы выходного контроля

После занятия студенты    ДОЛЖНЫ   УМЕТЬ:

        

              1. Правильно организовывать рабочее место

              2. Соблюдать правила по ТБ при работе на занятии

              3. Доказывать  химическими реакциями свойства соединений хрома             и  марганца

              4. Выполнять качественную реакцию на хромат и бихромат — ионы

 

Литература:

1. Э.Г. Оганесян, А.В. Книжник "Неорганическая химия" М.Медицина, 1981     стр. 348-352, 352-357

2. Конспект лекции

 

Специальность: 060108 «Фармация»

 

Предмет:        Неорганическая химия

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОПОДГОТОВКЕ   К СЕМИНАРСКОМУ

ЗАНЯТИЮ  № 1.

 

 

NaBr

9. K2SO4

10. CaCl2

 

 

На занятии студенты должны:

1. Ответить на вопросы фронтального, индивидуального опросов.

2. написать химический диктант.

3. Решить проблемно-ситуационные задачи.

 

 

После занятия студенты ДОЛЖНЫ  УМЕТЬ:

1. По названию составлять формулы различных соединений.

2. Давать названия предложенным соединениям.

3. Составлять уравнения реакций и расставлять в них коэффициенты.

4. Уравнениями реакций подтверждать химические свойства различных классов неорганических соединений.

5. С помощью химических реакций осуществлять генетическую связь между классами неорганических соединений.

 

 

Литература:

1. Э. Т. Оганесян, А. З. Книжник «Неорганическая химия», стр. 42 – 56.

2. Конспект лекции.

 

 

Специальность: 060108 «Фармация»

 

Предмет:        Неорганическая химии

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО САМОПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 4.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО САМОПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 6.

 

 

ТЕМА: 2.3.1., 2.3.3., 2.3.4., 2.3.5.

«СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ D – ЭЛЕМЕНТОВ».

Мотивация занятия: биологическая роль меди, хрома, цинка, марганца, железа велика. Некоторые соединения этих элементов широко применяются в медицинской практике. На занятиях аналитической, фармацевтической химии, технологии лекарственных форм Вы неоднократно будет сталкивать с этими соединениями.

Поэтому необходимо знать химические свойства этих соединений, качественные реакции на катионы и анионы, образованные указанными элементами.

 

Цель занятия:

1. Выявить недостаточно усвоенные вопросы и разобрать их.

2. Обобщить, систематизировать, углубить знания по данным темам.

 

Продолжительность занятия: 90 минут.

 

Место проведения:         лаборатория химии.

 

Тип занятия: семинар

 

К занятию студенты должны ЗНАТЬ:

1. Характеристика меди, цинка, серебра, ртути, хрома, марганца, железа по положению в периодической системе Д. И. Менделеева.

2. Физические и химические свойства меди, цинка, серебра, ртути, хрома, марганца, железа.

3. Строение соединений и свойства меди, цинка, серебра, ртути, хрома, марганца, железа, в том числе лекарственных.

4. Зависимость свойств соединения хрома от степени окисления хрома.

5. Окислительные свойства калия перманганата в зависимости от             рН- среды.

6. Основные химические процессы получения железа.

 

 

ЗАДАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ:

 

1. Решите уравнения окислительно-восстановительной реакции. Какие свойства проявляют соединения хрома и марганца в данных реакциях.

 

А. Cr2(SO4)3 + H2O2 + NaOH = Na2CrO4 + Na2SO4 + H2O

Б. K2Cr2O7 + H2SO4 + KJ = J2 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O

В. KMnO4 + Na2SO3 + NaOH = K2MnO4 + Na2MnO4 + Na2SO4 + H2O

Г. KMnO4 + Na2SO3 + H2O = MnO2 ¯ + NA2SO4 + KOH

 

2. Какие из изучаемых элементов образуют амфотерные гидроксиды? Приведите химизм реакций, подтверждающих данное свойство.

 

3. Какие из изучаемых элементов способны образовывать комплексные соединения класса аммиаков.

Приведите химизм получения данных комплексных соединений. Укажите их окраску?

 

4. Желтая кровяная соль используется для открытия катионов…

  Приведите химизм качественных реакций, укажите названия продуктов, эффект реакций.

 

5. Какие из изучаемых элементов проявляют переменную степень окисления.

Приведите примеры соединений, укажите степени окисления элементов, какие свойства данные соединения проявляют в окислительно-восстановительных реакциях.

 

 

Литература:

1. Оганесян Э. Г., Книжник А. З., «Неорганическая химия», М, «Медицина», стр. 365 – 373,348 – 361 (выборочно).

2. Конспект лекций по указанным выше темам.

 

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие                                                                с. 3

2. Методические рекомендации к занятию № 1    с. 5

3. Методические рекомендации к занятию № 2    с. 6

4. Методические рекомендации к занятию № 3    с. 8

5. Методические рекомендации к занятию № 4    с. 11

6. Методические рекомендации к занятию № 5    с. 14

7. Методические рекомендации к занятию № 6    с. 16

8. Методические рекомендации к занятию № 7    с. 18

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

9. Методические рекомендации к занятию № 8   с. 20

10. Методические рекомендации к занятию № 9    с. 23

11. Методические рекомендации к занятию № 10  с. 25

12. Методические рекомендации к занятию №11   с. 27

13.    Методические рекомендации к занятию № 12  с. 29

14. Методические рекомендации к занятию № 13  с. 31

15. Методические рекомендации к занятию № 14   с. 34

16. Методические рекомендации к занятию № 15   с. 36

17. Методические рекомендации к занятию № 16    с. 38

18.   Методические рекомендации к занятию № 17   с. 41

19. Методические рекомендации к занятию № 18 с. 44

20. Методические рекомендации к семинару № 1  с. 46

21. Методические рекомендации к семинару № 2  с. 49

22.   Методические рекомендации к семинару № 3  с. 52

23. Методические рекомендации к семинару № 4 с. 54

24. Методические рекомендации к семинару № 5                         КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                               с. 56

25. Методические рекомендации к семинару № 6  с. 58

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОПОДГОТОВКЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ

И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

 

       

 

Калуга

Год

 

 

    Методические рекомендации по самоподготовке к практическим и семинарским занятиям по неорганической химии  для студентов очной формы обучения подготовила преподаватель колледжа Пугачёва О.А.

 

    Рецензент: преподаватель фармацевтической химии Галузина Т.А.

Утверждено на заседании ЦМК химических дисциплин (пр. №    от          2008г)

 

П Р Е Д И С Л О В И Е

    Методические рекомендации по самоподготовке к практическим и семинарским занятиям по неорганической химии предназначены для студентов фармацевтического отделения Калужского базового медицинского колледжа.

    Методические рекомендации подготовлены согласно требованиям Государственного стандарта 2002 года и содержат необходимые методические установки по подготовке к каждому заданию по 18 темам практических занятий и 6 семинарским занятиям. Во всех методических рекомендациях включены Знания и Умения: «Что студенты должны знать при подготовке к занятию»  и  «Что студенты должны уметь после окончания занятия», также задания для самостоятельной внеаудиторной работы; указано оснащение каждого занятия и литература  для подготовки к занятию.

   

              ТЕМЫ     ПРАКТИЧЕСКИХ    ЗАНЯТИЙ:

§ Техника безопасности и правила работы в лаборатории неорганической химии.

§ Периодический закон и Периодическая система элементов                   Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь.

§ Свойства оксидов, оснований.

§ Свойства кислот, солей.

§ Растворы. Способы выражения концентрации растворов.

§ Растворы. Приготовление растворов молярной концентрации и молярной концентрации эквивалента.

§ Реакции в растворах электролитов.

§  Гидролиз солей.

§ Составление формул, номенклатура, получение, свойства комплексных соединений.

§ Окислительно-восстановительные реакции.

§ Окислительно-восстановительные реакции (продолжение)

§ Контрольная работа по теме: «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей. Комплексные соединения. Окислительно-восстановительные реакции»

§ Свойства галогенов, халькогенов и их соединений.

§ Свойства соединений элементов V группы ПСХЭ Д.И. Менделеева.

§ Свойства соединений элементов IV, III групп главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева.

§ Свойства соединений s- элементов I, II групп главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Свойства соединений d -элементов I, II групп побочных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева.

§ Свойства соединений хрома и марганца

§ Свойства соединений железа

    ТЕМЫ   СЕМИНАРСКИХ  ЗАНЯТИЙ:

§ Классы неорганических соединений.

§ Растворы. Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей.

§ Комплексные соединения. Окислительно- восстановительные реакции.

§ Галогены. Халькогены. Соединения V группы главной подгруппы ПСХЭ Д.М. Менделеева.

§ Р- элементы: галогены, халькогены. Главная подгруппа V- III групп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

§ Свойства соединений d- элементов

Специальность: 060108 «Фармация»

 

Предмет: «Неорганическая химия»

 РАЗДЕЛ   1

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

 К  ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1.

ТЕМА: «Техника безопасности и правила работы в лаборатории неорганической химии».

ЦЕЛИ:      изучить технику безопасности и правила работы в лаборатории               неорганической химии.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:       предмет и задачи неорганической химии.

ТИП ЗАНЯТИЯ:                       лабораторно — практический.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:             репродуктивный

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:            лаборатория неорганической химии.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.415 с.