Глава I. Душа. Ее природа и ее атрибуты — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава I. Душа. Ее природа и ее атрибуты

2021-01-31 91
Глава I. Душа. Ее природа и ее атрибуты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Божественный дух для души то же, что душа для тела.

Плутарх.

 

Сначала мы будем говорить о душе. Если бы для Диады возможно было такое существование, в котором мы отличали бы один вид бытия от другого, но чтобы при том между ними не было различия, то мы сказали бы, что такая комбинация была бы совершенным типом «души» и «духа». Но так как подобная вещь не существует, то мы должны попытаться объяснить различие при посредстве других типов, хотя в том, что касается души и духа, одно не может существовать без присутствия другого.

Термины «душа» и «дух» были так перепутаны между собою, что кажется совершенно невозможным размотать моток, запутанный всевозможными определениями, представить ясное и понятное описание одного и другого и показать их такими, каковы они в реальности, когда станем рассматривать их при свете духовного освещения.

Душа не есть дух, но есть то, через что дух познается, или, скорее, то, через что мы постигаем природу и свойства духа. В первой главе этого сочинения мы дали полное определение духа, насколько человеческий язык может выразить и определять неопределенную сущность. Когда же мы желаем определить душу, то должны прибегать к фигурам и образам для того, чтобы пояснить данное определение. Мы представляли духовное Я, как атом Божества, как сверкающую атомическую точку, эмманировавшую из божественной души. Это совершенно верно в отношении Я, но когда мы желаем определить душу, то просим читателя не смешивать этих двух понятий, но рассматривать их, как причину и следствие духовной эволюции.

Душа бесформенна и не осязаема и составляет атрибуты божественного духа, и потому мы можем получить понятие и познание души только через изучение качеств и свойств духа. Когда же мы познаем, то будем иметь ясную идею о душе и ее реальной природе. Чтобы дать себя лучше понять, возьмем пример: рассмотрим луч света; что мы о нем знаем? Ничего, кроме его действия на какую-нибудь другую вещь. И вот это-то действие мы и называем свойствами света. Сами по себе атрибуты света бесформены, но они легко могут быть сделаны видимыми в своих цветах, когда они преломлены призмой, или в своих эффектах, когда они сконцентрированы на материальных предметах. Итак, свойства и действие света есть душа светового луча. Можно взять еще другой пример, столь же поясняющий и столь же выражающий идею, о которой мы хотим дать возможно ясное понятие, а именно: организм человека. Человек в своей конституции в настоящее время обладает пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием. В реальности же у него семь чувств, которыми он может пользоваться, как внешними, но два высших атрибута гаммы чувств еще в зародыше, поскольку это относится ко всему человеческому роду. Шестая, будущая, раса разовьет шестое чувство, а седьмая раса – седьмое чувство, и тогда человечество будет физически совершенно. Не имея нужды, для нашей цели в этих двух высших чувствах, рассмотрим человека таким, каков он есть со своими пятью чувствами. Все наше знание относительно внешних феноменов получается нами через посредство одного или нескольких чувств. Органы, посредством которых проявляются функции чувств, видимы, но сами чувства не видимы и бесформены. Мы знаем их только как атрибуты тела, тогда как ум, который вполне и абсолютно зависит от данных, доставляемых чувствами, представляет духовное Я в его соотношении с душой.

Из предыдущего очевидно, что душа бесформенна и неосязаема, и потому определить ее можно только как атрибут духа. Одно не может существовать без другого, но в то же время нельзя сказать, что это одно и то же, между ними совершенно такое же различие, как между световым лучом и его действием, как между телом и физическими чувствами. Без одного мы не можем познать другого и наоборот.

Большое число читателей мистической литературы представляют себе душу как род духовного организма, подобного телу во многих отношениях, а также что душа есть средство, через которое проявляется божественный дух. Но эта идея радикально ошибочна, духовное тело есть результат, продукт действия души, но это не сама душа. Это атрибут души, точно так же, как душа – атрибут божественного Я, а это Я в сою очередь есть кристаллизированный атрибут, или выражение Божества. Но тогда что же такое Божество? – спросит читатель. На этот вопрос мы можем ответить только следующее: Абсолютная потенциальность, Дух чистый и бесформенный, Разум безграничный и безусловный. Далее этого определение идти не может.

Попытавшись определить душу как отличную, но однако неотдельную от духа, мы постараемся дать теперь некоторую идею о ее атрибутах. В этом большую пользу оказало бы то, что если бы нам удалось с достаточной ясностью показать различие между душой и телом, а также и соответствие между ними.

Физическое тело произведено рефлективным действием внутренней души в течение развития своего духовного организма. Посредником между ними является тело астральное, от которого физическое тело получает свою форму и силу. Духовное тело, чтобы предохранить себя от внешнего плана, облекается в астральную одежду. Эта одежда, или астральное тело, кристаллизует вокруг духовного тела отражение, более или менее видоизмененное, своей астральной формы и производит таким образом то, что известно под именем божественной человеческой формы на внешнем плане. Эта физическая форма так организована и развита, что является наиболее совершенным выражением физических чувств. В здоровом человеческом организме ни одно из чувств не является преобладающим, тогда как обыкновенно различные животные суть типы внешнего выражения какого-либо одного чувства, например, зрения, обоняния, осязания и пр.

Тело человека посредством мозга, который есть скрижаль гармонии чувств, находится в общении с миром внешним, составленным из разнообразных элементов. Результатом этих сношений является форма, звук, цвет и т. д. Таким образом, чувства наши составляют единственный источник внешнего знания и создают основание, из которого вытекают наши мысли, идеи, чувствования. Из чего следует, что наши мысли суть результат различных феноменальных состояний, через которые мы проходим. Это состояние есть наше внешнее сознание. Оно чисто интеллектуальное и основано, пока мы пребываем на земле, на продолжительности наших физических чувств, от которых оно зависит. Общая сумма человеческого знания в каждой специальной области, когда оно организовано и классифицировано, сводится в систему и принимает название науки. Мы можем таким образом видеть и оценить отношение физических чувств к физическому телу и узнать их важность для ума, утилизирующего приобретенное знание. Свойства духа, которые мы называем душою, имеют совершенную аналогию с физическими чувствами тела. Душа имеет точно такое же отношение к духу, как физические чувства к уму. Таким образом, мы имеем чувства физические и чувства духовные. Первые суть только отражение вторых. Чувства тела и чувства души – только две половины одного и того же атрибута, половина внутренняя и половина внешняя. Мы видим, что ум утилизует и классифицирует впечатления, приносимые чувствами из внешнего мира, но что сами чувства проникнуть во внешний мир не способны. Ум, хотя и зависит абсолютно от чувств, но вне их и выше их. В точно таких отношениях состоят душа и дух. Всякое знание, приходящее извне или изнутри мира жизни внешней, получается посредством души, но на внутренней стороне души пребывает вечный сияющий атом Божества, сущность которого вне всякого человеческого понимания. Он пребывает там в полной ясности и мирном спокойствии, классифицируя и утилизируя все знания так же, как и всякий опыт, который душа постоянно приобретает в своих различных циклах. «То, что вверху, подобно тому, что внизу». Никогда не должно забывать этого закона. Это универсальный непогрешимый путеводитель человека, и все-то, что не согласуется с этим законом, может быть отвергнуто как заблуждение.

Семь низших чувств соответствуют семи высшим чувствам, и общая сумма результатов, полученных в каждом случае, все та же, но только на различных планах. Результаты эти могут быть в совершенстве выражены словом – перцепция». Абсолютная перцепция подразумевает абсолютное сознание. И потому безграничное сознание есть та великая цель, к которой вечно устремляется мир бытия проявленного. Это вершина эволюции. Но эта цель, которой ничто из того, что ниже Божества, никогда не может достигнуть, потому что за пределами достигнутого всегда находятся страшные состояния бесконечности и безграничного неизвестного. И потому прогрессивная жизнь вечна, и в этом мы имеем полное доказательство бессмертия духа, а следовательно, и души, ибо чета, жених и невеста, представляют единицу.

Теперь мы достигли последней части нашего предмета, а именно: метода развития души. Говорить об этом можно в общих чертах. Есть известные фундаментальные законы, приложимые ко всему, но для успеха в этом нужно еще нечто другое. Необходимо, чтобы каждая душа следовала системе, специально применимой к тому состоянию, которое только ей свойственно. Каждый сам должен открыть для своей души специальный метод развития, в котором она нуждается, или, по крайней мере, войти в общение с лицами, способными изучить нужды его души и дать ему необходимые указания.

Есть троица законов, которые необходимо соблюдать:

I. Физическая гармония с окружающим.

II. Умственный мир и свобода от мирских забот.

III. Духовная чистота и полное устранение от токов нечистых мыслей.

Развитие состояний внутренних и внешних разумеется само собой. Вот методы развития души. Чистота есть великий камень преткновения и Иисус Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Многие ли могут следовать этому кодексу? «Разве только один на миллион», – ответ, вибрирующий через духовные пространства эфира. Печальная мысль, что такова истина нашей эпохи, принуждает нас воздержаться от затраты духовных сил, необходимых на изложение этого предмета, и заключить несколькими словами дружеского предупреждения.

Чтобы быть чистыми сердцем, нужно следовать чистой диете; пищевой режим возможно высокий должен быть соблюдаем в жизни. Плоды земли многочисленны, они просты, но достаточны.

Если мы не можем быть совершенны, то постараемся приблизиться к совершенству, и будем настолько совершенны, насколько нам позволяет окружающее. Научитесь говорить: «Я хочу, и я не хочу», – и когда вы сказали это, то следите за собой, чтобы сказанное было свято исполняемо.

Помните, что материальная жизнь человека – только минута его существования, и быть эгоистичным – вещь наименее полезная в мире. Эгоизм – это путь, ведущий в ад мира души. И наконец, если вы будете следовать этим вещам со всем пылом любви, то будьте уверены, что цветы вашей души расцветут и что в возврат принесенного труда и самоотвержения вы соберете награды духовные, которые вознаградят вас сторицею. Вспомните слова мудреца Прокла и старайтесь реализовать их: «Познай Божество в тебе сущее, и познаешь Божественное единое, луч которого – твоя душа.»

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.