Сравнительный график развития лексического строя речи детей контрольной группы с детьми экспериментальной группы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Сравнительный график развития лексического строя речи детей контрольной группы с детьми экспериментальной группы

2021-04-19 131
Сравнительный график развития лексического строя речи детей контрольной группы с детьми экспериментальной группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рис.

 


- красный - уровень развития лексического строя детей контрольной группы;

синий - уровень развития лексики детей с ОНР до начала обучения;

желтый - уровень развития лексики у детей с ОНР после обучения.

Таблица 6. Сравнительные показатели сформированности лексики детей экспериментальной группы до и после обучения

Уровни выполнения заданий 

Виды экспериментальных заданий

 

Уровень сформированности навыков (в %)

 

 Пассивный словарь

 Активный словарь

Семантическая структура лексическая системность

 Словообразование

  До После До После До После До После
Высокий 13,3 26,5 6,6 11,8 20 31,2 3,3 8,7
Средний 53,4 73,5 53,4 88 47,6 68,8 46,7 71,3
Низкий 33,3 - 40 - 33,3 - 40 -

 

По полученным результатам можно увидеть, что дети экспериментальной группы успешно справились с заданиями.

Положительная тенденция наблюдалась у детей с ОНР при выполнении всех видов заданий. Особенно заметным это было при выполнении заданий на расширении словаря.

Анализируя результаты проведенного коррекционного обучения, нами было отмечено, что детей с «низким» уровнем выполнения заданий в экспериментальной группе не оказалось.

Весь процесс коррекционного обучения имел четкую коммуникативную направленность. Усвоенные элементы языковой системы включались в непосредственное общение. Мы стремились к тому, чтобы научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных и новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

Исследования показали, что уровень сформированности навыков общения детей повысился. В исследуемой группе уже не было детей, которые отказались бы от выполнения заданий.

Таким образом, под воздействием коррекционного обучения у дошкольников с ОНР происходят положительные изменения в развитии речевой деятельности и овладении знаками языка.

Это свидетельствует о том, что использованная нами методика коррекционного обучения достаточно эффективна при формировании лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

 


Заключение

Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что процесс овладения родным языком по разделу лексика определен, как один из актуальных в методике коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи.

Процесс усвоения ребенком лексики очень важный. При общем недоразвитии речи формирование словообразования происходит с трудом, чем овладение словарем.

В процессе формирования лексики, осуществляется выделение (первоначально - на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением.

На основе этого возникают языковые обобщения: морфологические и

синтаксические.

Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания.

При определении программы изучения состояния лексики и анализе полученных результатов, мы основывались на данных соответствующей психологической, психолингвистической, логопедической и специальной педагогической литературы.

Наиболее полно вопросы формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР дошкольного возраста освещены в работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой и многих других.

Исследования этих авторов позволили получить общее представление о теоретических и практических аспектах проблемы формирования лексики детей с ОНР старшего дошкольного возраста, об общих методических подходах по содержанию коррекционно-логопедической работы соответствующего раздела.

Изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования помогли нам в составлении программы констатирующего экспериментального исследования, а также при определении содержания коррекционно-логопедической работы.

Выявление особенностей детей с ОНР III уровня речевого развития и полученные данные по констатирующим исследованиям учитывались нами при проведении коррекционного обучения.

При сравнении экспериментальное исследование показало, что у дошкольников с ОНР уровень выполнения заданий значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

По завершению обучающего эксперимента было проведено контрольное констатирующее исследование. Данные контрольного исследования показали наличие положительной динамики в формировании у детей с ОНР лексики.

Сравнительные данные результатов экспериментального обучения, направленного на формирование лексики детей экспериментальной группы до и после обучения, отражены в таблице 6.

Особенно хорошо это видно при выполнении детьми заданий на расширение объема словаря, а также по навыкам словообразования.

Из таблицы 6 видно, что после проведенного обучения детей с «низким» уровнем выполнения заданий не осталось.

Анализ результатов показал, что у детей стал значительно выше показатель сформированности навыков словообразования.

При надлежащим педагогическом воздействии дети с ОНР значительно повышают свою коммуникативную активность, значительно снижается число речевых ошибок: при согласовании существительных с глаголами; согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, словообразовании и так далее.

Предложенная нами программа обучения детей с ОНР III уровня речевого развития оказалась эффективной в работе с этими детьми.

Данные литературного обзора, результаты, полученные в ходе обучающего и контрольного эксперимента, а так же опыт работы с детьми с нарушениями речевого развития в условиях детского дошкольного учреждения комбинированного вида позволяют сделать следующие выводы:

1.  Изучение специальной литературы по теме позволило сделать заключение о том, что дошкольники с ОНР с трудом усваивают нормы лексико-грамматического оформления речи.

2. Проведенный в ходе исследования констатирующий эксперимент позволил выделить уровни сформированности лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. В ходе проведения формирующего эксперимента в обучении детей присутствовали следующие разделы:

- развитие словарного запаса детей;

развитие лексико - грамматического строя речи;

- развитие высших психических функций, составляющих психологическую базу речи.

4. В коррекционной работе использовались методы, описанные в литературе по логопедии, психологии, нейропсихологии, что позволило добиться хорошего результата.

5. После завершения коррекционного обучения был проведен контрольный эксперимент с целью сравнения его результатов у участников контрольной и экспериментальной групп.

.   Контрольный эксперимент наглядно показал успешность коррекционной работы и ее необходимость для детей с ОНР. Некоторые виды лексических трудностей в речи детей экспериментальной группы исчезли совсем, количество же других было ниже, чем у дошкольников из контрольной группы.

 

 


Список литературы

 

.Александрова Т.В. Практические задания по формированию речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. СПб.: Детство-Пресс, 2004.- 48 с.

.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.

.Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич.- М.: 1979.-12. - С.24-27.

.Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Монография / Н.Ю. Борякова.- М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003.- 136 с.

.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М.: Просвещение, 1987.-15. - С.21-32.

.Глухов В.П. Особенности формирования связной речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием. / В.П. Глухов.- М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.- 194 с.

.Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. / В.П.Глухов.- М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова,2004.- 168 с.

.Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - №6.- С. 7-16.

.Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / М.Б. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. - 1988.- №23. - С. 32-46.

.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова.- М.: Просвещение,1985.- 112 с.

.Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, ЕМ. Мастюкова, ТБ. Филичева.- Екатеринбург, 2000.- 320 с.

.Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого недоразвития у дошкольников / Н.С. Жукова, ЕМ. Мастюкова, Т.Б.Филичева- М.: Просвещение, 1973.- 222 с.

.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1971.- 191 с.

.Колояжная Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду.

.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: 2002,- 160 с.

.Кузнецова Т.Г. Формирование фразовой речи у дошкольников/ Т.Г. Кузнецова// Дефектология. - 1995.- №1.- С. 71-79.

.Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: 2003. - 304 с.

.Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001.- 224с.

.Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Ростов н/.Д: Феникс, СП6.: Союз, 2004.- 224 с.

.Лейтес Н.С. Возрастные особенности умственного роста / Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. -М., 1999. -С. 195-204.

.Лурия А.Р. Язык и сознание /А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1998. 336 с. М., 1994.- 344 с.

.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика, ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М., 1997.- 304 с.

.Методика развития речи детей дошкольного возраста Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.

.Методы обследования речи детей: Пособие диагностики речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.В. Спирова, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. -240 с.

.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, АВ. Ястребова и др. М.: АРКТИ, 2005. - 40 с.

.Нарушения речи у дошкольников/Сост. Р.А. Белова-Давид. - Просвещение, 1972. - 32 с.

.Новые подходы: Методические рекомендации / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова.- Ростов-н/Д.: ТЦ Учитель, 2002.- 32 с.

.Основы логопедической работы с детьми. / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.- М.: 2002.-240 с.

.Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. -367 с.

.Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. - М.: Педагогика, 1977.- 160 с.

.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Ж.В. Антипова, Т.В. Волосовец, Л.П. Зернова и др. - М.: Просвещение, 1984. -223 с.

.Просвещение, 1974.-288 с.

.Развитие речи детей дошкольного возраста / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др. - М.: Просвещение, 1984.- 223 с.

.Сазанова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Комплексный подход. / С.Н. Сазанова. - М.: 2003, - 144 с.

.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми./ В.И. Селиверстов. - М.:1979 - 244с.

.Специальная дошкольная педагогика. / Е.А. Сребелева. АЛ. Венгер, Е.А. Екжанова и др. - М.: 2004. - 200 с.

.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М.: 2004. - 200 с.

.Тимонен Е.И. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы) / Е.И. Тимонен, Е.Т. Туюлайнен. - Спб., - 80 с.

.Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981.- 159 с.

.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет Т.А. Ткаченко. - М.: 2003. - 112 с.

.Туманова Т.В. К проблеме нарушения письма у школьников с недоразвитием речи / Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексий. - М.: 2004. - С. 263 - 268.

.Туманова Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова //Дефектология.- 2004.- №5.- С. 34-41.

.Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. - М.: 2002. -105 с.

.Ушакова О.С. Методика развитая речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, ЕМ. Струнина. - М.: 2003. -288 с.

.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова//Дефектология. -2004. - №5 - С. 4-15.

.Филичева Т.Б. дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ГНОМ и Д, 2000. -350 с.

.Филичева Т.Б. Основы логопедии. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.- 3 с.

.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева.- М.: 2000.- 350 с.

.Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина //Дефектология. - 1985.- №4. - С. 72-78.

.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.

.Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.- М.: АРКТИ, 2002.- 136 с.

.Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития/ Т.А. Фотекова //Дефектология. -2003. - №1. - С. 23-33.

.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок; Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 240 с.

.Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский // Сочинения.

.Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: 2003.- 240 с.

.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М., 1960. -287 с.

.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б.Эльконин. - М.: 1958.- 119 с.

.Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития / Л.В. Яссман //Дефектология. - 1976.- № 23.- С. 35-43.

 

 


Приложение

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.