Группировка слов (существительные, глаголы, прилагательные) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Группировка слов (существительные, глаголы, прилагательные)

2021-04-19 130
Группировка слов (существительные, глаголы, прилагательные) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа с сериями картинок по три в серии.

Использование слов разных частей речи.

разделить на группы

обосновать правильность своего решения

вычленение одного не правильного предмета из ряда, объяснение своего решения

подбор синонимов

подбор антонимов

объяснение значения слов

добавление одного общего слова к двум словам (обобщение).

дополнение слова к глаголу

дополнение последнего слова в предложении


Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР

У детей с ОНР в устной речи недостаточность словообразовательных навыков проявляется в неполноте использования различных частей речи, множественных заменах и смещениях слов, отсутствие в словаре ребенка многих слов и т. д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия. Особую группу составляют ошибки, возникающие при образовании новых слов. Еще в 60-е годы Р.Е. Левина указывала на малодоступность задачи преобразования слова для детей с общим недоразвитием речи в связи с тем, что они недостаточно «подмечают» морфологический состав слов, которыми пользуются в речи.

В устной речи не редко отмечаются ошибки при использовании слов, созданных самим ребенком. Например, слово сапожник - почильник, маляр - красильщик. При обозначении профессий слова образуются от названия орудия производства; обозначение некоторых предметов, сооружений происходит от названия действия, для которого они предназначены (Жукова Н.С., Филичева Т.Б. и др)

Выше указанные ошибки обусловлены недостаточностью практических обобщений о морфологическом составе слов, что является серьезной помехой при подготовке обучению грамоте и осознанном усвоении правил правописания.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Отечественные лингвисты, психологи, психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. В соответствии с пониманием самого термина «словообразования» его рассматривают не только как основой путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, то есть отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития. Таким образом, словообразование теснейшим образом связано с развитием когнитивных процессов. Они стимулируют всплеск словообразовательной активности, а с другой - дальнейшее овладение словообразованием требует участия все более сложных когнитивных процессов.

Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых состоят слова, то есть значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их структура и роль в словопроизводстве, а также законы, по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими).

При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении знания наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

В логопедической работе связь значения и звукового выражения закрепляется с помощью определения звукового сходства, выделения общей морфемы из группы словообразовательных форм, самостоятельного конструирования словообразовательных форм на основе общей выделенной морфемы (Лалаева Р.И., 2002, 2003; Туманова Т.В., 2002 и другие).

Огромную роль, по мнению большинства исследователей, играют, механизмы, складывающиеся в период дошкольного детства. Речь идет об овладении ребенком механизмов создания новых слов. Именно в этом возрасте ребенок учится вычленять морфемы в слове, соотносить их с изменениями в предметах и явлениях действительности, использовать морфемы в процессе создания новых лексических единиц.

Эти процессы отражают уровень знаний ребенка об окружающем мире,

структурированность и детализацию тех элементов действительности, которые были выделены в процессе коммуникации и которыми ребенок овладел в ходе деятельности.

Проводимая нами логопедическая работа включала в себя формирование навыков словообразования существительных, прилагательных, глаголов.

Формирование словообразовательных операций проводилось в З этапа:этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

В первую очередь отрабатывался продуктивный суффикс - ИК.

Затем отрабатывались менее продуктивные суффиксы: -ЧИК, -ОЧК, -ЕЧК, -Ц.

Предусматривалось также овладение детьми навыками:

образования существительных с помощью суффикса -НИЦ,-ИНК;

образования названий детенышей животных;

образования существительных, обозначающих профессии, с помощью суффиксов -ЩИК, -ЧИК,-ИЦ,-НИЦ;

образования прилагательных от существительных;

образования возвратных глаголов;

образования и дифференциации глаголов совершенного и несовершенного видов.

Проводилась работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-).

Дети овладевали навыками образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.


Работа над словообразовательными аффиксами.

Образование слов с заданным значением с помощью логопеда (например, давалось задание назвать ласково предметы или соответствующим словом назвать маленькие предметы: косичка, лисичка). При этом подбирались слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);

Выделение общей морфемы;

Закрепление значения аффикса;

Анализ звукового состава морфемы;

Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко использовался прием сравнения. Сравнение осуществлялось в двух планах:

сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом:

уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;

сравнение родственных слов (мотивирующего и производного):

определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов использовались графические схемы слов. При этом вначале составлялась графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

Использовались следующие виды заданий и упражнений:

) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного с помощью картинок (игра «Назови ласково») с использованием продуктивных суффиксов -ИХ, -ЧИК, -ОЧК, -ЕЧК, -ИЦ, -Ц.

Например: куст - кустик, шкаф - шкафчик, ваза- вазочка, кошка кошечка, платье - платьице, дерево - деревце.

) Образование существительных с помощью суффикса НИЦ со значением вместилища (игра «Что для чего?).

Пример: сахар - сахарница.

)Образование названий детенышей животных (игра «Назови детенышей животных»).

Пример: у кошки - котенок, у собаки - щенок, у лошади - жеребенок.

Образование названий профессий (игра («Как назвать того, кто...»).

Пример: варит - повар, учит - учитель, продает - продавец.

Формирование навыков образования относительных и качественных прилагательных.

Образование прилагательных от существительных.

Образование притяжательных прилагательных (игра «Кто хозяин?)

Формирование навыков образования относительных прилагательных (игра «Угадай из чего сделано?»).

Игра «Сравни предметы».

Работа над словообразованием глаголов.

Работа над возвратными глаголами (игра «Чем отличаются слова?», «Кто умывает, а кто умывается?»).

Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.этап - при помощи приставок (игра «Что делает мальчик?»

Пример: мальчик несет - мальчик принес).

Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок - в, - вы, - при, - от, - у, -пере.

Например: бегать - прибегать, выбегать, убегать.этап - при помощи суффиксов.

Игра «Что делает мальчик?»

Пример: мальчик умывается - мальчик умылся.

Задания в импрессивной речи: выполнение действий по заданию, показ картинки по заданию.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.