Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-04-19 | 78 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Введение
Структура работы
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы, состоящий из 56 источников, и приложение.
Во введении определяется научный аппарат исследования, формулируется гипотеза.
В первой главе выпускной работы представлен обзор научной литературы по проблеме исследования.
Во второй главе определяются и раскрываются цели и задачи психолого-педагогического исследования, содержание и проведение его констатирующей части, обсуждаются полученные в ходе эксперимента результаты.
В третьей главе выпускной квалификационной работы изложена организация и содержание обучающего эксперимента, обсуждаются конкретные приемы, способы языковой (лексической) работы, реализуемые на разных стадиях педагогического воздействия, анализируются полученные в ходе коррекционного воздействия результаты.
В заключении обобщаются результаты исследования и формулируются выводы.
Теоретические основы формирования лексической стороны речи при нормальном и нарушенном речевом развитии
Характеристика первого уровня речевого развития
На этом уровне у детей либо полостью отсутствует речь, либо имеются лишь ее элементы. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами. Лепетные слова включают в себя фрагменты слова (киска - «иса’, дедушка - «де») или звукосочетание не похожее на правильное слово (воробей - «пи»). Имеются слова-корни, искаженные по звучанию («пать» - спать, «акыть» - открыть).
Используемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Так, в речи одного ребенка слово «лапа» обозначает и лапы животного, и ноги человека, и колеса машины. Слово «лед» соотносится со всеми предметами, которые имеют гладкую поверхность (зеркало, оконное стекло, крышка стола). В тоже время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами или наоборот одно слово служит для обозначения многих предметов.
|
Названия действий заменяется названием предметов (открывать -»дев» (дверь, играть в мяч - «мять»), и наоборот (кровать - «пать», игрушка- «игать»).
На этом этапе у детей, как правило, отсутствует фразовая речь. Дети используют однословные слова-предложения.
У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. Чаще всего дети воспроизводят односложные звуковые комплексы (кубики-»ку», карандаш - «ка») либо повторяющиеся слоги (би-би», «ту-ту»). Звукопроизношение детей характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произнесения многих звуков.
Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР
Организация экспериментального исследования
В ходе экспериментального исследования были использованы следующие методы: наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения; изучение медико-педагогической документации; исследование состояния лексического строя речи с помощью серии заданий.
На каждого ребенка велась карта индивидуальных исследований.
Исследование проводилось в утренние часы, в изолированном помещении.
Исследование сформированности лексики включало в себя:
- обследование сформированности пассивного и активного словаря;
обследование семантической структуры слова и лексической системности;
обследование навыков словообразования.
Результаты констатирующего эксперимента
|
Качественный и количественный анализ обследования лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня (на основе приведенной методики исследования) позволил выделить несколько уровней успешности выполнения экспериментальных заданий:уровень - «высокий»;уровень - «средний»;уровень - «низкий»;
Основными качественными критериями оценки при этом являлись:
4. Степень самостоятельности при выполнении заданий;
2. Адекватность речевых действий обследуемого постановленной задаче;
З. Соответствие речевой продукции (ответов детей) семантической языковой нормам.
Характеристика уровней
«Высокий уровень»
Дети данного уровня выполняли задания правильно, лишь в единичных случаях требовались дополнительные пояснения к заданиям, повторение инструкции и дополнительные образцы выполнения заданий. При выполнении заданий на словообразование с опорой на наглядный материал отмечаются негрубые единичные ошибки.
Отказов от выполнения задания не было. Количество ошибок составляет 10% - 25% от общего числа ответов.
«Средний уровень».
Выполнение заданий у детей этой группы вызвало некоторые затруднения. Имели место отдельные случаи отказа от выполнения заданий. Детям требовались дополнительные разъяснения, повторения инструкции и пример выполнения задания.
Отмечались ошибки при выполнении заданий на подбор синонимов и антонимов. Имели место затруднения в выполнении некоторых заданий по разделу словообразования. Некоторые задания выполнялись с помощью наводящих стимулирующих вопросов. Количество ошибок составляет 25%-50% от общего числа ответов.
«Низкий уровень».
Ответы детей с «низким» уровнем выполнения заданий насыщены ошибками, заменами одного слова другим. Затруднения в выполнении заданий отмечаются у детей на всех этапах обследования. Детям постоянно необходима помощь при выполнении заданий. Имеют место отказы детей о выполнения заданий. Большинство заданий выполнялись с помощью взрослого и наводящих вопросов. Количество ошибок и аграмматизмов составляет более 50% от общего числа ответов.
Существительные
Введение в пассивный словарь ребенка новых незнакомых слов.
Перед ребенком выкладываются предметные, сюжетные картинки и реальные предметы незнакомые ребенку. Логопед объясняет значение этого слова, показывает картинку или предмет. Дает время ребенку рассмотреть, потрогать, поиграть с ним.
|
Затем в процессе игры логопед проверяет усвоил ли ребенок новое слово. При этом проверяются не только новые слова, но и повторяются слова уже хорошо знакомые ребенку.
Игра «Покажи, где нарисовано (лежит)...?»
высокочастотная лексика
мяч дерево
палитра пирамидка
кружка блюдце
среднечастотная лексика
колено форточка
ресницы локоть
подоконник плечо
малочастотная лексика
клумба памятник
клубок табуретка
торшер мальберт
знание времен года и суток, явлений природы
осень утро облако
зима вечер молния
лето рассвет ураган
знание частей предмета
воротник карман ствол
петля рукав ветки
пояс крышка почки
знание названий жилищ
дупло будка
нора берлога
гнездо скворечник
знание частей тела
лоб колено
брови грудь
щеки подбородок
знание предметов по их назначению
Игра «Покажи то, чем ты будешь (кушать, рисовать, играть)...?», Покажи, что ты оденешь, когда пойдешь... (на прогулку, на праздник, спать)?»
Глаголы
Предлагаются сюжетные картинки.
Игра «Покажи кто...?»
с изображением действий
скачет стирает вяжет
прыгает причесывается рубит
летает подметает режет
изображением животных
воркует кудахчет квакает
чирикает крякает пищит
кукарекает каркает гогочет
изображением профессий
варит (повар) тракторист (пашет)
строит(строитель) лечит (врач)
шьет (портниха) продает (продавец)
изображением предметных картинок
Предложить ребенку запомнить и выполнить два-три действия, сформулированные в одной просьбе: «Возьми стакан, налей в него воды и дай Маше», «Возьми игрушку, поставь ее на место и сядь за стол»
Прилагательные
Работа с ребенка проводилась по инструкции: «Покажи где...?», «Покажи, что бывает …?»
Закрепляется знание ребенком:
формы, цвета, величины и веса
вкусовых, температурных, тактильных ощущений
обозначений высоты, толщины, длины, ширины
Существительные.
Закрепление знания названий:
домашних животных и птиц, диких животных и птиц, рыб, насекомых, морских животных
фруктов, овощей, ягод, деревьев, цветов
|
обуви, головных уборов, мебели, посуды
времени суток, времен года, явлений природы, транспорт
одежды, частей тела человека.
Глаголы
Закрепление названий действий
кто что делает
кто как подает голос
что делают этим предметом
З. Прилагательные
Закрепление в повседневной жизни знаний признаков предмета
вес, цвет, форма, величина
тактильные ощущения, вкус, температура
высота, толщина, ширина, длина
Классификация
Ребенку предлагаются сюжетные картинки с изображением мебели и животных: стол, тигр, кот, диван, корова, волк, стул, кровать.
Закрепление умений детей классифицировать предметы по различным признакам или относящихся к разным группам.
семантически далеких предметов
И: Раздели все картинки на две группы
семантически близких предметов
И: Возьми картинки с изображением животных, и разложи их на группы дикие животные - домашние животные
Заключение
Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что процесс овладения родным языком по разделу лексика определен, как один из актуальных в методике коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи.
Процесс усвоения ребенком лексики очень важный. При общем недоразвитии речи формирование словообразования происходит с трудом, чем овладение словарем.
В процессе формирования лексики, осуществляется выделение (первоначально - на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением.
На основе этого возникают языковые обобщения: морфологические и
синтаксические.
Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания.
При определении программы изучения состояния лексики и анализе полученных результатов, мы основывались на данных соответствующей психологической, психолингвистической, логопедической и специальной педагогической литературы.
Наиболее полно вопросы формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР дошкольного возраста освещены в работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой и многих других.
Исследования этих авторов позволили получить общее представление о теоретических и практических аспектах проблемы формирования лексики детей с ОНР старшего дошкольного возраста, об общих методических подходах по содержанию коррекционно-логопедической работы соответствующего раздела.
Изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования помогли нам в составлении программы констатирующего экспериментального исследования, а также при определении содержания коррекционно-логопедической работы.
|
Выявление особенностей детей с ОНР III уровня речевого развития и полученные данные по констатирующим исследованиям учитывались нами при проведении коррекционного обучения.
При сравнении экспериментальное исследование показало, что у дошкольников с ОНР уровень выполнения заданий значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
По завершению обучающего эксперимента было проведено контрольное констатирующее исследование. Данные контрольного исследования показали наличие положительной динамики в формировании у детей с ОНР лексики.
Сравнительные данные результатов экспериментального обучения, направленного на формирование лексики детей экспериментальной группы до и после обучения, отражены в таблице 6.
Особенно хорошо это видно при выполнении детьми заданий на расширение объема словаря, а также по навыкам словообразования.
Из таблицы 6 видно, что после проведенного обучения детей с «низким» уровнем выполнения заданий не осталось.
Анализ результатов показал, что у детей стал значительно выше показатель сформированности навыков словообразования.
При надлежащим педагогическом воздействии дети с ОНР значительно повышают свою коммуникативную активность, значительно снижается число речевых ошибок: при согласовании существительных с глаголами; согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, словообразовании и так далее.
Предложенная нами программа обучения детей с ОНР III уровня речевого развития оказалась эффективной в работе с этими детьми.
Данные литературного обзора, результаты, полученные в ходе обучающего и контрольного эксперимента, а так же опыт работы с детьми с нарушениями речевого развития в условиях детского дошкольного учреждения комбинированного вида позволяют сделать следующие выводы:
1. Изучение специальной литературы по теме позволило сделать заключение о том, что дошкольники с ОНР с трудом усваивают нормы лексико-грамматического оформления речи.
2. Проведенный в ходе исследования констатирующий эксперимент позволил выделить уровни сформированности лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. В ходе проведения формирующего эксперимента в обучении детей присутствовали следующие разделы:
- развитие словарного запаса детей;
развитие лексико - грамматического строя речи;
- развитие высших психических функций, составляющих психологическую базу речи.
4. В коррекционной работе использовались методы, описанные в литературе по логопедии, психологии, нейропсихологии, что позволило добиться хорошего результата.
5. После завершения коррекционного обучения был проведен контрольный эксперимент с целью сравнения его результатов у участников контрольной и экспериментальной групп.
. Контрольный эксперимент наглядно показал успешность коррекционной работы и ее необходимость для детей с ОНР. Некоторые виды лексических трудностей в речи детей экспериментальной группы исчезли совсем, количество же других было ниже, чем у дошкольников из контрольной группы.
Список литературы
.Александрова Т.В. Практические задания по формированию речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. СПб.: Детство-Пресс, 2004.- 48 с.
.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
.Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич.- М.: 1979.-12. - С.24-27.
.Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Монография / Н.Ю. Борякова.- М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003.- 136 с.
.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М.: Просвещение, 1987.-15. - С.21-32.
.Глухов В.П. Особенности формирования связной речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием. / В.П. Глухов.- М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.- 194 с.
.Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. / В.П.Глухов.- М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова,2004.- 168 с.
.Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - №6.- С. 7-16.
.Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / М.Б. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. - 1988.- №23. - С. 32-46.
.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова.- М.: Просвещение,1985.- 112 с.
.Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, ЕМ. Мастюкова, ТБ. Филичева.- Екатеринбург, 2000.- 320 с.
.Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого недоразвития у дошкольников / Н.С. Жукова, ЕМ. Мастюкова, Т.Б.Филичева- М.: Просвещение, 1973.- 222 с.
.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1971.- 191 с.
.Колояжная Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду.
.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: 2002,- 160 с.
.Кузнецова Т.Г. Формирование фразовой речи у дошкольников/ Т.Г. Кузнецова// Дефектология. - 1995.- №1.- С. 71-79.
.Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: 2003. - 304 с.
.Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001.- 224с.
.Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Ростов н/.Д: Феникс, СП6.: Союз, 2004.- 224 с.
.Лейтес Н.С. Возрастные особенности умственного роста / Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. -М., 1999. -С. 195-204.
.Лурия А.Р. Язык и сознание /А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1998. 336 с. М., 1994.- 344 с.
.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика, ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М., 1997.- 304 с.
.Методика развития речи детей дошкольного возраста Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
.Методы обследования речи детей: Пособие диагностики речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.В. Спирова, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. -240 с.
.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, АВ. Ястребова и др. М.: АРКТИ, 2005. - 40 с.
.Нарушения речи у дошкольников/Сост. Р.А. Белова-Давид. - Просвещение, 1972. - 32 с.
.Новые подходы: Методические рекомендации / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова.- Ростов-н/Д.: ТЦ Учитель, 2002.- 32 с.
.Основы логопедической работы с детьми. / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.- М.: 2002.-240 с.
.Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. -367 с.
.Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. - М.: Педагогика, 1977.- 160 с.
.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Ж.В. Антипова, Т.В. Волосовец, Л.П. Зернова и др. - М.: Просвещение, 1984. -223 с.
.Просвещение, 1974.-288 с.
.Развитие речи детей дошкольного возраста / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др. - М.: Просвещение, 1984.- 223 с.
.Сазанова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Комплексный подход. / С.Н. Сазанова. - М.: 2003, - 144 с.
.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми./ В.И. Селиверстов. - М.:1979 - 244с.
.Специальная дошкольная педагогика. / Е.А. Сребелева. АЛ. Венгер, Е.А. Екжанова и др. - М.: 2004. - 200 с.
.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М.: 2004. - 200 с.
.Тимонен Е.И. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы) / Е.И. Тимонен, Е.Т. Туюлайнен. - Спб., - 80 с.
.Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981.- 159 с.
.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет Т.А. Ткаченко. - М.: 2003. - 112 с.
.Туманова Т.В. К проблеме нарушения письма у школьников с недоразвитием речи / Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексий. - М.: 2004. - С. 263 - 268.
.Туманова Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова //Дефектология.- 2004.- №5.- С. 34-41.
.Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. - М.: 2002. -105 с.
.Ушакова О.С. Методика развитая речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, ЕМ. Струнина. - М.: 2003. -288 с.
.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова//Дефектология. -2004. - №5 - С. 4-15.
.Филичева Т.Б. дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ГНОМ и Д, 2000. -350 с.
.Филичева Т.Б. Основы логопедии. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.- 3 с.
.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева.- М.: 2000.- 350 с.
.Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина //Дефектология. - 1985.- №4. - С. 72-78.
.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
.Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.- М.: АРКТИ, 2002.- 136 с.
.Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития/ Т.А. Фотекова //Дефектология. -2003. - №1. - С. 23-33.
.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок; Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 240 с.
.Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский // Сочинения.
.Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: 2003.- 240 с.
.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М., 1960. -287 с.
.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б.Эльконин. - М.: 1958.- 119 с.
.Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития / Л.В. Яссман //Дефектология. - 1976.- № 23.- С. 35-43.
Приложение
Существительные
Инструкция: «Покажи, где нарисовано.,.?», «Покажи на себе...?»
Задание №1
Проверяется высокочастотная лексика.
мяч _________________________
ручка _________________________
кружка _________________________
дерево ___________________________
пирамида ___________________________
блюдце __________________________
Задание №2
Проверяется среднечастотная лексика.
колесо __________________________
ресницы ______________________
подоконник _________________________
форточка ___ _____________________
локоть __________________________
плечо ___________________________
Задание №3
Проверяется мало частотная лексика.
клумба ____________________________
клубок ____________________________
торшер ____________________________
памятник ____________________________
табуретка ____________________________
половник ____________________________
Задание №4
Проверяется знание времен года и суток, явлений природы.
осень ____________________________
зима ____________________________
лето ____________________________
весна ____________________________
утро ____________________________
вечер ____________________________
день ____________________________
ночь ____________________________
облако ____________________________
молния ____________________________
луна ____________________________
туча ____________________________
Задание №5
Проверяется знание частей предмета.
воротник ____________________________
петля ____________________________
манжета ____________________________
ствол ____________________________
ветки ____________________________
корни ____________________________
крыша ____________________________
ножка ____________________________
карман ____________________________
Задание №6
Проверяется знание названия жилищ
дупло ___________________________
нора ___________________________
гнездо ___________________________
будка ___________________________
берлога ___________________________
скворечник ___________________________
Задание №7
Проверяется знание частей тела
лоб ____________________________
брови ____________________________
ногти ____________________________
подбородок ____________________________
колено ____________________________
грудь ____________________________
плечо ____________________________
локоть ____________________________
Глаголы
Инструкция: «Покажи, кто...?», «Покажи, чем...?»
Задание №1
скачет _____________________________
прыгает ____________________________
ползет _____________________________
стирает _______________________________
причесывается _______________________________
подметает ______________________________
вяжет ________________________________
рубит _______________________________
режет ________________________________
Задание №2
воркует _______________________________
чирикает _______________________________
кукарекает _______________________________
кудахчет _______________________________
гогочет ________________________________
крякает________________________________
пищит________________________________
рычит ________________________________
мычит ________________________________
Задание №3
варит (повар)________________________________
учит (учитель) ________________________________
шьет (портниха) _______________________________
пашет (тракторист) ________________________________
летает _______________________________
лечит _______________________________
Задание №4
пилят______________________________
шьют______________________________
гладят______________________________
рубят______________________________
рисуют______________________________
красят______________________________
копают_____________________________
причесывают _____________________________
прибивают ____________________________
З. Прилагательные
Инструкция: «Покажи, где...?», «Покажи, что бывает…?»
Задание №1
Проверяется понимание названий формы, цвета, величины и веса.
круглый_____________________________
овальный_____________________________
прямоугольный_____________________________
красный _____________________________
черный _____________________________
зеленый_____________________________
средний _____________________________
легкий _____________________________
тяжелый_____________________________
Задание №2
Проверяют понимание вкусовых, температурных, тактильных ощущений.
кислый _____________________________
сладкий _____________________________
горький_____________________________
горячий _____________________________
холодный ____________________________
гладки ____________________________
пушистый____________________________
мокрый ____________________________
колючи ____________________________
Задание №3
Проверяют понимание названий, обозначающих высоту, длину, ширину, толщину.
высокий - низкий ____________________________
толстый - тонкий _____________________________
длинный - короткий _____________________________
широкий - узкий _____________________________
Существительные
Инструкция: «Скажи, кто это?», «Назови, кто это?», «Назови, что это?»
Задание №1
Темы: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы.
ласточка ____________________________
воробей ____________________________
снегирь____________________________
лошадь ____________________________
собака ____________________________
корова ____________________________
лев___________________________
волк____________________________
кабан____________________________
гусь ___________________________
утка ____________________________
петух____________________________
Задание №2
Темы: рыбы, насекомые, морские животные.
щука ___________________________
сом ___________________________
рак ___________________________
паук___________________________
оса__________________________
комар _________________________
дельфин __________________________
акула ___________________________
кит___________________________
Задание №3
Темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы.
клубника ___________________________
смородина ___________________________
арбуз___________________________
картофель ___________________________
помидор ___________________________
капуста____________________________
сосна ____________________________
береза ____________________________
клен ____________________________
Задание №4
Темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда.
ботинки___________________________
туфли ___________________________
тапочки____________________________
шляпа ____________________________
панама ___________________________
кепка____________________________
кресло ____________________________
диван ____________________________
шкаф ____________________________
ложка ___________________________
тарелка ___________________________
сковорода _____________________________
Задание №5
Темы: времена года, время суток, явления природы, транспорт
лето____________________________
осень _____________________________
зима _____________________________
весна ______________________________
день ______________________________
утро _____________________________
вечер ______________________________
ночь _____________________________
дождь _____________________________
молния ______________________________
туча ____________________________
месяц______________________________
автобус _____________________________
поезд ______________________________
самолет_____________________________
Задание №6
Темы: одежда, части тела человека.
рубашка ___________________________
пальто ___________________________
костюм___________________________
пояс___________________________
шея____________________________
локоть____________________________
губы_____________________________
ресницы_____________________________
Глаголы
Инструкция: «Скажи, кто что делает?», «Скажи, то как подает голос?», «Скажи, что делают?».
Задание №1
лошадь - (________)
гусеница - (_______)
рыба - (________)
собака - (______)
рыбак - (_______)
строитель - (_______)
врач - (_______)
продавец - (_______)
солдат - (_______)
учитель - (________)
Задание №2
Голубь - (________)
лягушка - (________)
ворона - (________)
мышь - (_______)
собака - (______)
курица - (_______)
воробей - (________)
кукушка - (_________)
волк - (________)
соловей - (_______)
Задание №3
пилой - (_______)
иглой - (________)
ручкой - (________)
краской - (________)
утюгом - (_________)
ножницами - (__________)
топором - (__________)
расческой - (________)
Прилагательные
Темы: прилагательные, обозначающие вес, цвет, форму, величину предметов.
Задание №1
Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?»
геометрическая фигура - (треугольник)
геометрическая фигура - (_________)
кирпич - (_________)
мяч - (_________)
цветок - (красный)
кружок - (________)
лист - (_________)
лимон - (_________)
фломастер - (_________)
перо - (легкое)
камень - (________)
корабль - (большой)
бусинка - (_______)
гриб - (__________)
Задание №2
Инструкция: «Скажи, …. какой?»
Темы: прилагательные, обозначающие вкус, температуру, тактильные ощущения.
лимон - (________)
варенье - (________)
перец - (__________)
огурец - (_________)
чайник - (________)
вата - (________)
ежик - (_________)
снег - (________)
Задание №3
Инструкция: «Скажи, какой (какая)?»
Темы: прилагательные, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину.
дом - (высокий - низкий)
дерево - (__________________)
карандаш - (_____________________)
шкаф - (__________________)
Классификация
Материал: группы предметных картинок.
Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их».
Задание №1
Классификация семантически далеких предметов.
гр.: мебель - насекомые; II гр.: посуда - звери.
гр. стол диван
бабочка паук
шкаф жук
гр. тигр волк
тарелка чашка
заяц кастрюля
Примечания: ___________
Задание №2
Классификация семантически близких предметов.
гр.: дикие - домашние животные
гр.: птицы - насекомые
гр. кошка собака
заяц корова
лиса медведь
гр. бабочка синица
пчела стрекоза
воробей снегирь
Примечания: _________
Группировка слов
Существительные
Инструкция: «Я буду называть слова, а ты скажи, какое слово лишнее», «Объясни, почему это слово лишнее».
Среди семантически далеких слов.
стол, бабочка, диван, кресло
тигр, тарелка, ложка, стакан
береза, яблоко, рябина, клен
Среди семантически близких слов
полк, собака, лиса, заяц
лимон, свекла, яблоко, груша
тарелка, стол, стакан, ложка
Глаголы
Материал: серии слов.
Инструкция: «Я буду называть слова, а ты скажи, какое слово лишнее», «Объясни, почему это слово лишнее?»
налил, насорил, выпил
подбежал, вошел, подошел
стоит, растет, сидит
идет, цветет, бежит
вошел, вылетел, выбежал
Прилагательные
- большой, желтый, маленький
хороший, деревянный, плохой
высокий, низкий, маленький
желтый, длинный, зеленый
тяжелый, длинный, легкий
круглый, большой, овальны
Подбор синонимов к словам.
Материал: слова различных частей речи.
Инструкция: «Я скажу слово, а ты ответь, как можно назвать другим словом. Например: здание - дом, строение.»
парк - __________________
улица - _________________
боец - __________________
доктор - ________________
глядеть - _______________
шагать - ________________
радостный - ______________
торопиться - ______________
Подбор антонимов к словам.
Материал: слова и словосочетании.
Задание №1
Инструкция: «Я скажу слово, а ты ответь «наоборот».
горе - (________)
поднимать - (_______)
быстро - (_________)
далеко - (__________)
говорить - (___________)
холодный - (___________)
плохой - (__________)
легкий - (________)
утро - (___________)
Задание №2
Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот».
холодный зимний день - _______________________
холодная вода в реке - __________________________
холодный нос у щенка - ______________________
холодная вода - _________________________
холодный день - __________________________
Объяснение значения слов
Существительные
Материал: существительные, являющиеся обобщающими словами; существительные, обозначающие конкретные предметы.
Инструкция: «Я скажу слово, а ты объясни, что оно значит».
Задание №1
овощи - __________________
мебель - __________________
посуда - __________________
фрукты - __________________
цветы - ____________________
транспорт - ___________________
Задание №2
свекла - ___________
яблоко - ___________
астра - ___________
сапоги - ____________
паук - ___________
собака - __________
Прилагательные
Материал: слова, обозначающие разные признаки предметов: высоты, ширины, веса, длины, величины, вкуса, цвета, температуры, формы.
Инструкция: «Я скажу слово, а ты объясни, что оно значит».
высокий - _________________
маленький - ________________
круглый - _________________
желтый - __________________
легкий - __________________
короткий - _________________
низкий - __________________
длинный - _________________
широкий - _________________
соленый - __________________
холодный - ________________
Глаголы
Материал: слова обозначающие действия.
Инструкция: «Я скажу слово, а ты объясни, что оно значит».
идти - ____________
летать - _____________
ползти - _____________
тащиться - _____________
ехать - ______________
торопиться - ______________
нести - _______________
светить - ________________
везти - _________________
лезть - __________________
Дополнение к глаголу
Материал: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит»
Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»:
«идет человек, идет поезд, идет снег и т.п.»
сидит - _______________________________
растет - _______________________________
лежит - _______________________________
светит - _______________________________
умывается - ___________________________
бежит - _______________________________
стучит - ______________________________
летит - _______________________________
плывет - ______________________________
Существительные
Задание №1
Образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.
Материал: слова, предметные картинки.
Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»
Таз - __________
гриб - _________
грузовик - ________________
одеяло - _______________
ухо - ___________________
лиса - _________________
солнце - _______________
береза - ______________
лист - ________________
дом - _______________
кружка - ____________
дерево - ______________
снег - _______________
окно - ______________
кольцо - _____________
стакан - ______________
Задание №2
Образование имен существительных с помощью суффикса - НИЦ со значением вместилища.
Инструкция: «Я назову слово, а ты назови то в чем оно находится».
Хлеб - ____________
Сахар - _____________
Молоко - ____________
Суп - ______________
Конфеты - _____________
Салат - _____________
Задание №3
Образование имен существительных с помощью суффикса - ЩИК со значением профессий людей.
Работает на кране - ____________________
Чинит часы - _____________________
Играет на барабане - __________________
Вставляет стекла - ____________________
Прилагательные
Задание №1
Образование относительных прилагательных от имен существительных.
Инструкция: «Назов
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!