Цель, задачи, методики исследования. Констатирующий эксперимент — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Цель, задачи, методики исследования. Констатирующий эксперимент

2021-04-19 87
Цель, задачи, методики исследования. Констатирующий эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опытно-экспериментальное обучение по развитию интонационной стороны речи проводилась на базе ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества» г.Ярославля в Образцовом детском коллективе театр драмы поэзии «ЛУЧ» с дошкольниками. Для проведения опытно-экспериментального обучения была отобрана группа из 10 детей 6-7 лет. Эксперимент проводился в течение одного учебного года.

Этапы работы:

) Подготовительный этап (04.09.2013-11.09.2013): подбор и разработка методического и диагностического материала по выявлению особенностей развития интонационной выразительности речи у детей 6-7 лет;

) Констатирующий эксперимент (18.09.2013-30.10.2013): первичное обследование уровня сформированности интонационной выразительности речи по программе исследования просодики у Е.Ф. Архиповой;

) Опытно-экспериментальное обучение (3.11.2013-04.05.2014): развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности, обучении технике сценической речи, работа над художественным словом;

) Аналитический этап (07.05.2014-28.05.2014): обработка результатов опытно-экспериментального обучения дошкольников.

Целью исследования стало обоснование, что средства театрализованной деятельности являются действенными для развития интонационной выразительности речи у дошкольников, выступает доказательство, что комплекс средств театрализованной деятельности способствует развитию интонационной выразительности речи у детей 6-7 лет.

Цель была конкретизирована следующими задачами:

1) подбор методик для проведения диагностического обследования компонентов интонационной выразительности речи;

) исследование состояния интонационно-выразительных средств речи;

) доказать эффективность применения средств театрализованной деятельности.

В качестве гипотезы нами было принято предположение о том, что средства театрализованной деятельности улучшают уровень развития интонационной выразительности речи.

Нами реализованы следующие принципы:

) Принцип системности заключается в непрерывной регуляции планомерной проведенных театрализованных занятий для развития интонационной выразительности речи у дошкольников 6-7 лет;

) Принцип наглядности обеспечивает взаимодействие и активизацию межаналитических связей в работе с детьми по формированию произносительных умений в работе над художественным текстом;

) Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет интонационных возможностей ребенка в произношении скороговорок, стихотворений, прозаических отрывков, реплик из спектаклей;

) Принцип постоянного повышения требований определяет работу над интонационной выразительностью речи в следующем алгоритме: развитие речевого дыхания, звуковысотного слуха, темпа речи в произношении скороговорок, развитие ритма речи в работе над художественным словом со стихотворениями, работа с прозаическими произведениями и отрывками, игра в спектаклях и работа над образом и репликами персонажа.

Для определения начального уровня интонационной выразительности речи у дошкольников нами был организован и проведен констатирующий эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента стало выявление начального уровня развития интонационной стороны речи у детей 6-7 лет.

Для обследования были использована программа исследования просодики у Е.Ф.Архиповой (Приложение 4), включающая в себя следующие этапы:

1. Обследование восприятия ритма.

. Обследование воспроизведения ритма.

. Обследование восприятия интонации.

. Обследование воспроизведения интонации.

. Обследование восприятия логического ударения.

. Обследование воспроизведения логического ударения.

. Обследование модуляций голоса по высоте.

. Обследование модуляций голоса по силе.

. Обследование восприятия тембра.

. Обследование воспроизведения тембра.

. Обследование речевого дыхания.

. Обследование темпо-ритмической организации речи.

Нами разработаны оценочные критерии, по которым можно диагностировать интонационную выразительность речи и выделены уровни развития интонации у дошкольников. А также подобран материал обследования

1. Обследование восприятия ритма (Приложение 4, Таблица 6)

Обследование включало в себя 3 задания, в которых детям предлагалось определить, количество изолированных ударов, серию простых ударов, акцентированных ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

2. Обследование воспроизведения ритма (Приложение 4, Таблица 7)

Обследование включало в себя 4 задания, в которых детям предлагалось самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.

3. Обследование восприятия интонации (Приложение 4, Таблица 8)

Обследование включало в себя 8 заданий, в которых детям предлагалось послушать предложения, которые произносились с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Предварительно перед выполнением задания проводилась беседа, в которой на материале одной серии предложений выяснялось, одинаково они произносятся или по-разному.

4. Обследование воспроизведения интонации (Приложение 4, Таблица 9)

Обследование включало в себя 5 заданий, целью которыхявлялось выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи: воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями, воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями логопеда, воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации, самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз, самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. При этом образец интонационного оформления предложений логопедом не демонстрировался.

5. Обследование восприятия логического ударения (Приложение 4, Таблица 10)

В предварительной беседе ребенку в доступной форме объяснялось значение термина «логическое ударение». Сам термин не назывался, но при этом объяснялось, что для того, чтобы наша речь была понятна окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении выделяют голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и чуть протяжнее остальных. Перед заданием необходимо на примере дать образец утрированного выполнения логического ударения, т.е. выделение голосом определенного слова во фразе.

Обследование включало в себя 3 задания, ребенку предлагалось внимательно прослушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли эти предложения произнесены. Затем ребенку предлагалось прослушать каждое предложение, рассмотреть соответствующую сюжетную картинку и назвать слово, которое логопед выделил голосом. В следующем задании ребенку предлагалось рассмотреть предметные картинки и прослушать вопросительное предложение. Логопед произносил предложение, голосом выделяя слово, несущее на себе смысловую нагрузку. Ребенку предлагалось вместо ответа показать соответствующую предметную картинку. В последнем задании ребенку предлагалось прослушать стихотворные строчки и повторить слово, несущее на себе смысловую нагрузку.

6. Обследование воспроизведения логического ударения (Приложение 4, Таблица 11)

Целью обследования является определение возможности ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

Обследование включало в себя 5 заданий, в которых ребенку предлагалось прослушать предложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом, прослушать и сравнить два предложения, различающихся логическим ударением. В другом задании ребенку предлагались сюжетные картинки, по которым логопед вместе с ребенком составляли предложение. Затем логопед задавал ребенку несколько вопросов поочередно, на которые он должен ответить совместно составленным предложением, интонационно выделяя важное по смыслу слово.

7. Обследование модуляций голоса по высоте (Приложение 4, Таблица 12)

Целью обследования является выявление умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Обследование модуляций голоса по высоте необходимо для того, чтобы выяснить, насколько ребенок со стертой дизартрией может владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.

Обследование включало в себя 3 задания, в которых ребенку предлагалось прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, изображающей животных и их детенышей или предметы разной величины. Предварительно объясняют, что у животного, например собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка - «тонкий», т.е. высокий.

8. Обследование модуляций голоса по силе (Приложение 4, Таблица 13)

Целью обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса. Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости).

Обследование включало в себя 3 задания, в которых ребенку предлагалось прослушать различные изолированные звуки и показать картинку с изображением предмета удаленного - на тихий голос или картинку с изображением приближенного предмета - на громкий голос логопеда.

9. Обследование восприятия тембра (Приложение 4, Таблица 14)

Обследование включает в себя 3 задания, логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных человечков - символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человечка должно выражать соответствующее чувство).

10. Обследование воспроизведения тембра (Приложение 4, Таблица 15)

Обследование включает в себя 2 задания, в которых логопед предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картинок и определить, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. По каждой картинке дается комментарий. Ребенку предлагается выразить состояние действующего лица, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации на картинке.

11. Обследование речевого дыхания (Приложение 4, Таблица 16)

Обследование включало в себя 5 заданий, в которых ребенку предлагалосьспокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.

12. Обследование темпо-ритмической организации речи (Приложение 4, Таблица 17)

Обследование включало в себя 4 задания, в которых ребенку предлагалось повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду; на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца - быстрый темп, черепаху - медленный темп, ежика - нормальный темп; предлагалось прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.