Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-04-19 | 83 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Эффективность работы над интонационной выразительностью зависит от грамотно подобранного литературного материала, в первую очередь от выбора текста. Это отдельная и кропотливая работа, которую необходимо выполнять педагогу самостоятельно или совместно с ребенком.
Научить выбирать материал для прочтения невозможно, потому что это сугубо индивидуальная работа, зависящая от многих личностных качеств педагога и ребенка. Существуют некоторые рекомендации для определения пригодности литературного произведения для исполнения со сцены средствами художественного чтения.
Особенности индивидуальности чтеца. Выбранный литературный материал для воплощения в художественном чтении обязательно должен соответствовать индивидуальным характеристикам чтеца: его возрасту, творческим возможностям, чувству юмора, интеллекту и т.д. У кого-то из детей может превалировать то или иное качество, например, лирический склад ума, или повышенное эмоциональное восприятие, или склонность к драматизму. Педагог, раскрывая уже известные качества ребенка должен видеть
Воспитательные моменты. Важно знать, что педагогическая цель не ограничивается обучением практическим навыкам. Она предполагает воспитание субъекта, расширение не только информативного поля, но и мировоззрения, развитие личности, поиск своего места в сложнейшей системе взаимоотношений с окружающими. Поэтому, в выборе материала необходимо руководствоваться не только художественно-эстетическими, но и воспитательными факторами.
Увлеченность. Одна из сложностей развития интонационной выразительности через обучение художественному чтению заключается в том, что в процессе работы возникает союз двух субъектов: ребенка и преподавателя. Поэтому, тема обязательно должна волновать обоих. Невозможно добиться качественного результата без обоюдного интереса двух сторон.
|
Если педагог сам не увлечен темой литературного материала, он не сможет увлечь ребенка. Следовательно, занятия художественным словом с таким произведением не дадут результата, ведь интонации будут искусственными, неестественными, лживыми. Высказанная более двух тысяч лет назад римским поэтом Горацием истина «Если хочешь меня потрясти, будь потрясен сам» - верна и сегодня [1].
Качества литературного материала
Необходимо обратить внимание не то, что «донести до слушателя» можно только то произведение, в котором все до конца будет понятно, осмысленно и прочувствовано. Прежде всего, произведение должно быть понятно воспринимающими его людьми. Литературное произведение, читаемое глазами, может быть прочтено в местах, вызывающих затруднение, дважды и трижды. Слушатель же должен воспринимать мысль произведения с той скоростью, которая диктуется исполнителем. «Отставший» от исполнителя слушатель не может восстановить отзвучавшую часть текста и перестает понимать его продолжение [2].
Исполняемое произведение, или композиция, или отрывок должны быть законченными по мысли. Это не означает, что основным руководством в выборе материала должен быть сюжетный ряд, хотя последовательность событий доступней для восприятия. Материал может быть и бессюжетным, например, лирика, публицистика, абсурд при верно подобранных интонациях в талантливом исполнении чтеца могут очень сильно действовать на зрителя. Главное, что бы была предельно ясна и закончена авторская мысль.
Выбранный педагогом и ребенком материал будет лучше восприниматься зрителем, если в нем присутствуют яркие образы, представленные не столько в описаниях, сколько в действиях и речи. Навыки интонационной выразительности помогут чтецу передать задуманные авторами образы. Авторский текст должен оставаться первостепенным.
|
Прежде чем начать работать над интонационной выразительностью при прочтении литературного произведения необходимо провести анализ литературного материала.
Авторы выделяют в работе над анализом литературного материала понятия «действенный анализ» и «исполнительский анализ».
Г.В. Артоболевский в называет героя, от лица которого ведется рассказ, «ведущий образ». Над всем разнообразием образов, действующих лиц и мыслей автора, вложенных в литературное произведение, вырастает ведущий образ рассказчика. Повествование строится на интересе к событиям, описанным в литературном произведении и действующим лицам этих событий (именно они в первую очередь интересны зрителю), однако значение «ведущего образа» в творческой работе чтеца очень велико. Творческий образ чтеца - это синтез его личного и авторского «я». В процессе художественного чтения исполнитель и автор, как два творящих художника, сливаясь воедино, создают один монолитный ведущий образ [2].
Существует много различных способов интерпретирования произведения, следовательно, чтец создает новое художественное произведение, отличное от литературного материала, на котором основывается это произведение. Однако это новое произведение, будучи максимально приближенным к творческой индивидуальности исполнителя, подробнейшим образом осмысленное и проработанное им, должно в полной мере сохранить авторское звучание и авторскую мысль. Таким образом, одно и то же литературное произведение у разных исполнителей будет открываться разными гранями.
Анализ литературного материала проходит в несколько этапов. Целесообразно соблюдать следующую последовательность:
- Литературоведческий анализ
- Разбор по логике речи (выделение логических и психологических пауз, расстановка логических ударений, логической интонации)
- Исполнительский анализ
- Видения
Выводы по первой главе
Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, её выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также её интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.
Интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития.
|
К 5-6 годам дошкольники полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом слухе. Таким образом, применение театрализованных игр:
· оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности речи, развитие адаптивного процесса общения; повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе;
· способствует овладению смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения;
· является эффективным средством развития связной, диалогической речи.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!