Теоретические основы изучения развития интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Теоретические основы изучения развития интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников

2021-04-19 163
Теоретические основы изучения развития интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Взгляды ученых на развитие интонационной выразительности речи

1.2 Характеристика интонационно-выразительной стороны речи

 Особенности развития интонационной выразительности речи у дошкольников в онтогенезе

1.4 Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками

 Особенности работы с литературным материалом в театрализованной деятельности

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Цель, задачи, методики исследования. Констатирующий эксперимент

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

2.3 Опытно-экспериментальное обучение. Анализ и обработка результатов эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

интонационный театрализованный речь дошкольник

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что интонация - важное смыслоразличительное средство языка, благодаря которому мы выражаем различные коммуникативные цели, которое необходимо формировать в дошкольном возрасте. Задержка в формировании интонационной выразительности речи к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.

Одним из малоисследованных направлений считается использование средств театрализованной деятельности, в целях развития интонационной выразительности речи у дошкольников.

При помощи средств интонационно выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания [1].

У детей в норме так же как у их сверстников выявляются нарушения интонационной выразительности речи. В связи с этим были выделены объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования.

Объект исследования - процесс развития интонационной выразительности речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Предмет исследования - средства театрализованной деятельности для развития интонационной выразительности речи у дошкольников.

Гипотеза. Мы предположили, что развитие интонационной выразительности речи у дошкольников будет успешно в том случае, если:

· занятия по театрализованной деятельности будут сключать комплекс упражнений, игр и этюдов для развития интонации, тембр, высота и сила голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение, речевое дыхание;

·   подобран и составлен художественно-речевой материал для развития интонационной выразительности речи;

·   создана художественно-эстетическая развивающая среда, позволяющая ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал в театрализованной деятельности.

Цель исследования - разработать и апробировать использование средств театрализованной деятельности в развитии интонационной выразительности речи у дошкольников.

При этом были поставлены следующие задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную развитию интонационной выразительности речи у детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности;

2) Изучить характер воздействия театрализованной деятельности на развитие интонационной выразительности речи детей;

3) Изучить состояние интонационной выразительности речи у дошкольников;

4) Экспериментально проверить эффективность улучшения развития интонационной выразительности речи дошкольников используя театрализованную деятельность.

Методы проведения исследования:

1) Организационные методы (комплексный и сравнительный);

2) Имперические методы (беседа, констатирующий и формирующий эксперименты);

)   Качественный и количественный анализ полученных данных;

)   Графические методы (представление результатов).

Практическая значимость заключается в разработанном нами комплексе художественно-речевых средств для овладения навыками интонационной выразительности речи посредством метода художественного чтения. Этот комплекс может быть полезен логопедам, специальным педагогам и воспитателям в системе общего, специального и дополнительного образования дошкольников.

Научная новизна определяется тем, что выявлены особенности развития интонационной выразительности речи дошкольников 6-7 лет; определены и апробированы содержание и методы развивающие работы по формированию интонационной выразительности дошкольников.

Методологическую основу исследования составили:

общие дидактические положения о формировании уменй и навыков (Л.С. Выготский, Л.А. Леонтьев)

труды ученых в области нарушений речи ();

исследования по проблеме изучения интонационно-выразительных средств у дошкольников (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова, А.Н. Полозова, Е.Е Шевцова);

технологии использование театрализованной деятельности для развития культуры речи у дошкольников (А.И. Буренина, О.В. Гончарова, Е.В. Мигунова, Э.Г. Чурилова).

На защиту выносится положение о том, что комплекс речевых средств театрализованной деятельности влияет на формирование интонационной выразительности речи у дошкольников.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список из 40 источников и 6 приложений.

 


Выводы по первой главе

 

Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, её выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также её интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.

Интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития.

К 5-6 годам дошкольники полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом слухе. Таким образом, применение театрализованных игр:

·         оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности речи, развитие адаптивного процесса общения; повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе;

·         способствует овладению смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения;

·         является эффективным средством развития связной, диалогической речи.


Вывод по второй главе

 

По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития интонационной выразительности речи детей повысил качественную результативность. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, речь детей стала более интонированная.

Контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении позитивных изменений в формировании интонационной выразительности речи дошкольников 6-7 лет, а также о динамике их изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные теми педагогическими условиями, которые разрабатывались в процессе проведения работы. Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о позитивных изменениях у участников экспериментальной группы:

дети научились правильно идентифицировать и преобразовывать интонационные рисунки, правильно воспроизводят фразы с логическим ударением;

повысился общий уровень речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи;

дети научились владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, более чёткой стала артикуляция;

сократилось количество случаев использования жестовой речи в словесном общении.

Таким образом, можно констатировать, что в результате проведения предложенной нами комплексной, систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы позитивно изменился уровень сформированности интонационной стороны речи детей с ОНР. Применение театрализованных игр оказало положительное влияние на просодический компонент речи старших дошкольников с нарушениями речи.

 


Заключение

Роль интонационной выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Целью данной работы явилось выявление особенностей интонационной стороны речи работы по ее развитию средствами театрализованной деятельности.

В нашей работе мы опирались на теоретические и методологические труды специалистов в области речи. Мы пришли к выводу о том, что в трактовке термина интонация единства не существует. Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, И.Г. Торсуева). В логопедии интонация - это сложный комплекс просадических элементов, включающих мелодику, ритм, темп, тембр и логическое ударений (М.А. Поваляева).

У детей в норме так же как у их сверстников выявляются нарушения интонационной выразительности речи. Сведения об особенностях интонации детей малочисленны, что явилось основанием для их изучения.

На основе теоретических данных было проведено исследование в ходе которого мы:

подобрали комплекс методик, направленных на диагностику интонационной выразительности речи у дошкольников 6-7 лет;

провели опытно-экспериментальное обучение, дали анализ полученных данных от констатирующего и контрольного экспериментов;

подобрали и систематизировали речевой материал для работы над интонационной выразительности речи.

Констатирующий этап эксперимента выявил ряд особенностей, позволяющих выделить наиболее типичные затруднения. У детей не полно сформированы способности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние. Возникают трудности в идентификации интонационных рисунков, наблюдается ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз.

Исследование показало, что для большинства дошкольников свойственны средний и выше среднего уровни сформированности интонационной выразительности речи. С этой целью нами была разработана программа направленная на формирование интонационной выразительности речи у дошкольников. В основу неё были взяты занятия по сценической речи и художественному чтению.

 Цель опытно-экспериментального обучения: формировать умение пользоваться основными компонентами интонации, такими как темп, ритм, мелодика, пауза.

Для того чтобы определить, насколько эффективна была система предложенных упражнений по формированию просодики, оказала ли она влияние на исходный уровень интонационной выразительность речи, был проведен контрольный эксперимент с сохранением тех же этапов и методик диагностики, что и в констатирующем эксперименте.

 Контрольный этап эксперимента ярко продемонстрировал динамику в сторону повышения показателей сформированности интонационной стороны речи и доказал достаточно высокую эффективность проведённой работы. Для большинства детей стали свойственны выше стреднего и высокий уровни сформированности интонационной выразительности речи.

Поведённое нами исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития интонационной выразительности речи у дошкольников 6-7 лет Дальнейшая исследовательская работа может быть продолжена в рамках реализации выявленных и систематизированных педагогических условий. Перспективу нашего исследования мы видим во внедрении программы в практику работы на постоянной основе в ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества».

В ходе исследования получила подтверждение гипотеза о том, что развитие интонационной выразительности речи у дошкольников 6-7 лет, будет более успешным, проводится работа по развитию просодических элементов речи: интонации, тембр, высота и сила голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение, речевое дыхание;

o подобран и составлен художественно-речевой материал для развития интонационной выразительности речи;

o создана художественно-эстетическая развивающая среда, позволяющая ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал в театрализованной деятельности.

o если в работе использовать систему педагогических мероприятий в виде театрализованных игр.


Библиографический список

1.      Акулова О. Театрализованные игры [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 60-64.

2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: игры, упражнения, сценарии / Е.А Антипина. - 3-е изд., перераб. - М.: Сфера, Творческий Центр, 2009. - 128 с.

3. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова.- М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. - Библиограф.: 280-2886 с.

.   Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 2001. - 127 с.

5. Артоболевский Г. Художественное чтение. [Текст] / - М., 1978,

6. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. [Текст]:Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». М., «Просвещение», 1977. 175 с. с ил.

7. Борисова, Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников [Текст] / Е. А. Борисова // Логопед. - 2005. - № 1. - С. 17-23.

8. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. [Текст] - Брызгунова Е.А. - М.: Просвещение, 1981.

9. Вахтина Настасья Юрьевна. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте: Экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка [Текст]: диссертация... кандидата филологических наук: 10.02.19.- Санкт-Петербург, 2000.- 318 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/706-

.   Всеволдский-Гергросс, В. Н. Русский театр [Текст] / В. Н. Всеволдский - Гергросс. - М.: Наука, 1992. - 182 с.: ил.

.   Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк / Л.С. Выготский. - 3-е изд.: - М.: Просвещение, 1991.

.   Выготский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. [Текст] - М.: Педагогика, 2003. - 136 с

.   Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

.   Германова М. книга для чтецов. - М., 1960,

.   Горбина, Е.В. В театре нашем для вас поем и пляшем. [Текст]: Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Е.В. Горбина, М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития: Академия, КО: Академия Холдинг, 2000. - 112 с.: ил.

.   Елецкая. О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: [Текст] Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 2005

17. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

18. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с.

19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Учпедгиз, 1968.

.  : Жинкин, Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Н. И. Жинкин // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 73-83.

.   Кутьмин С.П Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С.П.;ТГИИК; Каф.реж. и акт. мастерства.- Тюмень, 2003.- 57с

.   Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Учпедгиз, 1978.

.   Ласкавая Е., Радциг М. Практикум по художественному чтению. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2009. - 112с.

.   Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.

.   Николаева, Т. М. Просодия Балкан: слово -высказывание - текст / Т. М. Николаева. - М.: Инд-рик, 1996. - 349 с.

.   Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с.

.   Петрова Л. Техника сценической речи. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2010. - 144с., ил.

.   Поваляева, М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. / М.А. Поваляева. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 608с

.   Позднякова Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: авториф. дисс. к.п.н. / Л.А. Позднякова - СПб., 2004. - 21с.

.   Полозова, А.Н. Особенности формирования умений выразительного чтения стихотворений детьми шести-семи лет (подг. к школе группа): авторефер. дисс. к.п.н. / Л.,1972.-21с.

.   Светозарова Н.Д.Интонационная система русского языка Автор: Наталия Дмитриевна Светозарова: Ленинградского университета (Ленинград) Год: 1982 Страниц: 175

.   Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. -- 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.

.   Станиславский, К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. - 2-е изд., испр. - М.: Изд. ЛКИ, 2010. - 504 с.

34. Торсуева И.Г. Название: Интонация и смысл высказывания Издательство: Едиториал УРСС <http://rus.logobook.ru/prod_list.php?ftype=2&par1=10000248&name=%C5%E4%E8%F2%EE%F0%E8%E0%EB%20%D3%D0%D1%D1&page=1>Страницы: 112 <http://rus.logobook.ru/prod_list.php?ftype=2&par1=10000248&name=%C5%E4%E8%F2%EE%F0%E8%E0%EB%20%D3%D0%D1%D1&page=1>Дата издания: 2009 <http://rus.logobook.ru/prod_list.php?ftype=2&par1=10000248&name=%C5%E4%E8%F2%EE%F0%E8%E0%EB%20%D3%D0%D1%D1&page=1>

.   Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [Текст] / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 99с.

.   Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. - Рига: Зинатне, 1974. - 139 с.

.   Черемисина, Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н. В. Черемисина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1995. - 239 с.

.   Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. - М.: Владос, 2003. - 160 с.

.   Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

.   Шевцова, Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Шевцова, Л.В. Забродина. - М.: АСТ: Астрель, 2009.-222с.

 


Приложение 1

 

Таблица 1

Содержание и методы опытно-экспериментального обучения

Средства театрализованной деятельности Содержание Методы, примеры упражнения
1. Постановка фонационного дыхания 1.Формирование навыков сознательной регуляции процесса дыхания; 2. Выработка диафрагмального дыхания · Показ; · Самостоятельная работа на дыхательные упражнения сидя, стоя, в движении, со звуком и без звука. «Как я дышу?», «Чем- то пахнет!» «Фиксированный выдох с мысленным счетом и вслух до 10, 12, 15. Выполняется сидя с наклонами вперед, с подъемом рук в стороны, вверх» «Затушить свечки», «Согреть ладошку».
2. Резонирование - усиление звука 1.Формирование навыков усиления звука за счет резонаторов. · Гигиенический и вибрационный массаж; · Упражнения на ощущение «купола», «маски»: «Кусать кулачок», беззвучное ариткулирование гласных «А-О-У», «Зевок».
3. Артикуляция 1.Формирование навыков произвольной активной артикуляции. · Тренировка произношения гласных звуков; · упражнения на напряжение и расслабление нижней челюсти, мягкого неба, мышц губ, языка, «Пятачок - улыбка», «Золотая рыбка», «Натягивать губы на зубы», «Кусать губы зубами»; «Сабелька - лопата», «Длинный язык», «Прикуси язык», «Мышеловка», «Речь сквозь зубы», «Болтушка», «Отгонять комаров звуками Ж-З», «Взрывные согласные: Б-П, Д-Т, З-С, М-Н, Л, Ж-З, Ф-В в сочетании с гласными АОУИЭЫ».
4. Паузация 1. Формирование навыков грамматической и психологической паузации. · Беседа; · Работа с литературным материалом: предложения, стихотворения, прозаические отрывки; · Анализ и оценка текста.
5. Ударения 1. Формирование навыков произвольной расстановки логических ударений · Беседа; · Работа с литературным материалом: предложения, скороговорки, монологи, диалоги; · Анализ и оценка текста.
6. Темпо-ритм 1. Формирование навыков темпоритмических способностей у детей · Двигательные упражнения: "Ноги и ножки", "Часы", "Непослушный дождик", "Прогулка", "Мы топаем ногами"; · Рифмующиеся слова: Игра "Подскажи словечко"; Лишние слова из ритмического ряда: "Какое слово лишнее?".
7. Действие словом 1. Работа над скороговорками; 2. Работа над групповым стихотворением · Произнести скороговорку, решая разные задачи: бунтовать, выпрашивать, ругать, заискивать, поучать, радовать, прогонять, дразнить, хвастаться и т.д.; · «Реклама».Прорекламировать любой предмет, используя только одну скороговорку; · Этюд по скороговорке; · Рисунок по скороговорке; · Рассказать сказку одной скороговоркой; · Действенный анализ стихотворения; · Индивидуальные занятия художественным чтением. · Художественное чтение

Таблица 5

Перспективный план работы по театрализованной деятельности

Дата Вид деятельности Кол-во часов Задачи
04.09.2013-11.09.2013 I.Подготовительный этап экспериментальной деятельности 8 Подбор и разработка методического и диагностического материала по выявлению особенностей развития интонационной выразительности речи у детей 6-7 лет;
18.09.2013-30.10.2013 II.Констатирующий эксперимент 28 Первичное обследование уровня сформированности интонационной выразительности речи по программе исследования просодики у Е.Ф.Архиповой
03.11.2013-30.04.2014 III.Опытно-экспериментальное обучение: 102 Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности, обучении технике сценической речи, работа над художественным словом
Ноябрь (Групповые занятия) 1. Постановка фонационного дыхания 3 1.Формирование навыков сознательной регуляции процесса дыхания; 2. Выработка диафрагмального дыхания
  2. Артикуляция 4 1.Формирование навыков произвольной активной артикуляции.
  3. Резонирование - усиление звука 1 1.Формирование навыков усиления звука за счет резонаторов.
Ноябрь (Индивидуальные занятия) 4. Паузация 4 1. Формирование навыков грамматической и психологической паузации.
  5. Ударения 4 1. Формирование навыков произвольной расстановки логических ударений
Декабрь (Групповые занятия) 1. Постановка фонационного дыхания 3 1.Формирование навыков сознательной регуляции процесса дыхания; 2. Выработка диафрагмального дыхания
  2. Артикуляция 4 1.Формирование навыков произвольной активной артикуляции.
  3. Резонирование - усиление звука 1 1.Формирование навыков усиления звука за счет резонаторов.
Декабрь (Индивидуальные занятия) 4. Паузация 2 1. Формирование навыков психологической паузации.
  5. Ударения 2 1. Формирование навыков произвольной расстановки логических ударений
  6. Действие словом 6 1. Работа над стихотворением
Январь (Групповые занятия) 1. Артикуляция 2 1.Формирование навыков произвольной активной артикуляции.
  2. Резонирование - усиление звука 3 1.Формирование навыков усиления звука за счет резонаторов.
  3. Темпо-ритм 2 1. Формирование навыков темпоритмических способностей у детей
  4. Действие словом 1 1. Работа над скороговорками;
Январь (Индивидуальные занятия) 5. Паузация 2 1. Формирование навыков психологической паузации.
  6. Ударения 2 1. Формирование навыков произвольной расстановки логических ударений
  7. Действие словом 4 1. Работа над стихотворением
Февраль (Групповые занятия) 1. Резонирование - усиление звука 3 1.Формирование навыков усиления звука за счет резонаторов.
  2. Темпо-ритм 2 1. Формирование навыков темпоритмических способностей у детей
  3. Действие словом 3 1. Работа над скороговорками;
Февраль (Индивидуальные занятия) 4. Паузация 2 1. Формирование навыков психологической паузации.
  5. Ударения 2 1. Формирование навыков произвольной расстановки логических ударений
  6. Действие словом 4 1. Работа над стихотворением
Март (Групповые занятия) 1. Резонирование - усиление звука 2 1.Формирование навыков усиления звука за счет резонаторов.
  2. Темпо-ритм 2 1. Формирование навыков темпоритмических способностей у детей
  3. Действие словом 6 1. Работа над скороговорками;
Март (Индивидуальные занятия) 4. Действие словом 8 1. Работа над стихотворением
Апрель (Групповые занятия) 1. Действие словом 8 1. Работа над скороговорками;
Апрель (Индивидуальные занятия) 2. Действие словом 8 1. Работа над стихотворением
04.05.2014-28.05.2014 IV. Аналитический этап экспериментальной работы 16 Обработка результатов опытно-экспериментального обучения дошкольников.

. Краткое содержание «учебных предметов» программы

«Актерское мастерство»

Педагогические задачи:

-развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, ассоциативное и образное мышление;

создать условия для проявления детьми творчества, фантазии и воображения;

развивать эмоциональную сферу детей, в том числе способность к состраданию, сочувствию, сопереживанию;

воспитывать самодисциплину, учить самоорганизации.

 

Таблица 6

Тематические блоки Краткое содержание занятий Кол-во часов Методы и средства обучения
1. Введение в предмет 2.Развитие главных «актерских качеств» Знакомство друг с другом, с историей театра 5 Рассказ, беседа, игры: «Снежный ком»; «Театральный билет»
  Память и внимание 15 · Рассказ, · показ, · тренинг, · игровые упражнения и задания: «Эстафета», «Встать по парам», «Одновременный поклон», «Взять партнера, меняться местами», «Руки - ноги», «Тише едешь - дальше будешь», «Упражнения со стульями».
  Образное ассоциативное мышление, воображение, и фантазия.  10 · Показ, · самостоятельная работа, · анализ выполненных упражнений и заданий: «Одно и то же, по-разному»; «Обсуждение увиденного, фантазирование».
  Восприятие, память 8 · Показ, · тренинг, · самостоятельная работа - воспроизведение по памяти, · игровые задания, «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»; «По правде и понарошку».
3. Работа актера над собой -коллективное согласованное взаимодействие, -сценические действия, -концентрации внимания на объекте в условиях сцены. 15 · Показ, · тренинг, · самостоятельная работа, · игры и упражнения: «Шпион»; «Упражнения на ПФД»; «Превратился сам»; «Слушать за окном, за дверью»; «Живой алфавит».
4. Постановочная деятельность Постановка показов: «Будем знакомы» (визитная карточка группы); «День театра»; «Итоговое занятие для друзей и родителей» 8 · Самостоятельная работа, · репетиции, · обсуждение подготовленных творческих проектов.
5. Исполнительская деятельность Однократные показы 6 Показ коллективный анализ
6. Резервное время Открытые учебные занятия, участие в мероприятиях театра «Луч» и ГОУ ЯО ЦДЮ 5  

Итого

72  

«Ритмическое воспитание актера»

Педагогические задачи:

- способствовать понятийному и практическому освоению выразительного языка театра;

развивать ритмичность, музыкальный слух, координацию;

формировать ощущение своего тела как инструмента сценического действия, сценического общения.

 


Таблица 7

Темы Содержание Кол-во часов Методы, технологии, ключевые упражнения
1. Движение и внимание актера Разминочный цикл. Настройка внимания в статике и динамике. Мышечное внимание в динамике. Координация движений. Развитие координации движения с определенной эмоциональной окраской. Ориентировка в пространстве, в коллективе. Темп и соотношение скоростей.   15 Концентрация слухового и зрительного внимания на каком-то объекте; Начальная разминка, разогрев мышц, суставов, связок; Импульс и расслабление; Упражнения: «Складывание», «Дерево», «Снежная баба», «Солнце», «Ходьба», «Волны», «Самоудары»
2. Пластическая композиция Музыкально-ритмические этюды, их построение. Пластическая композиция. Темпо-ритм. Театр ног. Театр рук. 12 Этюды: «Голова великана», «Ходьба по схеме»; Упражнения на пластическую выразительность рук, ног: «Если бы», «Бег в всмятку»; оправдание действий; Упражнения -этюды на развитие темпо-ритма; пластический диктант
3. Характер ность Урок-импровизация; обыгрывание предмета; взаимодействие актеров; театр одной картины; контрастная композиция 9 показ, самостоятельная работа над этюдами, Композиция с предметом; индивидуальный контраст, пластическая фантазия к сценическим персонажам, пластика образа; «Анатомический театр», импровизация на ощущение пространства; «Цирк», Карнавал»

Приложение 3

Словарь

Действенный анализ - это углубленная работа по логическому осмыслению авторского текста, предполагающая анализ текста по событийному ряду, основным конфликтным факторам и подробный разбор по действиям Действенный анализ предполагает разбор по событиям, задачам, действиям.

Действие - проявление энергии, деятельности, воздействие, влияние. Развитие событий, составляющих основу сюжета (фабулы). Психофизический процесс, направленный на достижение какой - либо цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами. Основное средство выразительности в актерском искусстве. Выполнение задачи [слов.].

Задача - условие творческого характера; то, что требует исполнения, разрешения. Иметь задачу - значит, знать, чего я добиваюсь и к чему стремлюсь.

Интонационная выразительность - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи.

Исполнительский анализ - эмоционально-творческое присвоение авторского текста, которое при исполнении должно воздействовать на других, вызывая у них мысли, чувства и побуждения аналогичные тем, которые возникли у исполнителя

Конфликт (лат. - столкновение, борьба) - резкое столкновение сторон, мнений, интересов. Спор, серьезное разногласие, результатом которого являются неожиданные действия противоборствующих сторон [слов.].

Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

Событие - это психологическое происшествие, которое в корне меняет у всех действующих лиц отношение к происходящему, порождает новое соотношение сил.

Сквозное действие - генеральное действие, которое проходит через всю цепь событий, весь отрывок.

Тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).

Темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

Фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

Чтец - человек, исполняющий произведение художественной литературы со сцены. Чтец всегда выполняет функцию повествователя, который несколько дистанцирован от действующих лиц и событий, описанных в произведении, всегда способен оценить их, выразить свое отношение к ним. Иногда он может позволить себе «приблизиться» к персонажам, но никогда не «играет» их на прямую. Он всегда рассказывает о них.

 


Приложение 4

 

Е.Ф.Архипова

Содержание

Введение

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Взгляды ученых на развитие интонационной выразительности речи

1.2 Характеристика интонационно-выразительной стороны речи

 Особенности развития интонационной выразительности речи у дошкольников в онтогенезе

1.4 Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками

 Особенности работы с литературным материалом в театрализованной деятельности

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Цель, задачи, методики исследования. Констатирующий эксперимент

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

2.3 Опытно-экспериментальное обучение. Анализ и обработка результатов эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

интонационный театрализованный речь дошкольник

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что интонация - важное смыслоразличительное средство языка, благодаря которому мы выражаем различные коммуникативные цели, которое необходимо формировать в дошкольном возрасте. Задержка в формировании интонационной выразительности речи к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.

Одним из малоисследованных направлений считается использование средств театрализованной деятельности, в целях развития интонационной выразительности речи у дошкольников.

При помощи средств интонационно выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. мысль приобретает законченный характер, высказыван


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.