Тема 1.3. Методология и источники этнопедагогики как науки — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 1.3. Методология и источники этнопедагогики как науки

2021-04-18 140
Тема 1.3. Методология и источники этнопедагогики как науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лекция № 3 «Методология, источники и методы этнопедагогики как науки»

 

Цель: ознакомление студентов с основными методологическими позициями современной этнопедагогики, обзор основных подходов и методов к изучению данной отрасли знания, рассмотрение сущности теорий о понимании этнической идентичности (этничности).

План

1. Методология и методологические подходы к изучению этнопедагогики.

2. Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм, инструментализм и конструктивизм). Структурные компоненты и типы этнического самосознания.

3. Источники и методы этнопедагогики.

 

Ключевые слова темы: методология этнопедагогики, источники и методы этнопедагогики, генетический, эволюционный, системный, логико-исторический, синеретический, интегральный, парадигмальный, этнопедагогический, антропологический, культуро-логический, смыслоцентрированный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к изучению этнопедагогики, этническая идентичность, примордиализм, инструментализм, конструктивизм, этническое самосознание.

 

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
1 Общая (единое задание для каждого студента группы) Конспектирование информации по методологии этнопедагогики за преподавателем, представляемой с помощью интеллект–карты. Работа с обобщающей таблицей по описанию сути каждого из методологических подходов, используемых этнопедагогикой на разных методологических уровнях (на каждом из 4–х). Содержание таблицы приведено ниже Проверка записей в тетради.
2 Групповая Изучение сущности теорий возникновения и развития этнической идентичности по 3 группам и заполнение обобщающей таблицы при выступлений групп всеми студентами в тетради: Теоретические модели понимания этнической идентичности и ее функций (примордиализм, инструментализм и конструктивизм) Презентация идей римордиализма, инструментализма и конструктивизма, представление заполненной таблицы по 3 теориям возникновения и развития этнической идентичности  
3 3 Индивидуальная Построение в тетради СЛС по теме «Источники и методы этнопедагогики» Представление и защита СЛС

 

Элементы Интеллект–карты по теме «Методология этнопедагогики»

 

 

 

 

Обобщающая таблица «Методологические подходы исследований

в этнопедагогике»

 

Подход

Его сущность применительно к этнопедагогике Примечания

ФИЛОСОФСКИЙ

  Генетический

Позволяет:

– анализировать условия происхождения определенных этнических особенностей воспитательных систем различных народов,

– анализировать условия происхождения определенных этнопедагогических явлений и процессов,

– прогнозировать их последующее развитие;

– выявлять моменты смены одного уровня сформированности этнокультурной компетенции другим (качественно иным),

– исследовать механизм возникновеия уже сложившихся качеств и характеристик этнопедагогического процесса и его субъектов

  Эволюционный

Этнопедагогическое пространство рассматривается как развивающаяся социальная система, её функционирование – неотъемлемая часть глобального эволюционного процесса. Её развитие происходит в соответствии с общими универсальными законами развития, в основе которых лежит самоорганизация

 

ОБЩЕНАУЧНЫЙ

  Системный

Означает для этнопедагогики:

– разработку систему методологических оснований этнопедагогического процесса и его информационно-технологического обеспечения,

– рассмотрение системообразующих факторов этнопедагогизации развития личности обучаемого,

– рассмотрение этнокультурной компетентности обучаемого и педагога как системы, а также как элемента целостной системы личностных свойств человека,

– проектирование целостного этнопедагогического процесса в образовании,

– моделирование воспитательно-образовательного процесса и этнопедагогических технологий,

– Моделирование опытно-экспериментальной апробации этнопедагогических технологий и использование результатов в практике учебных заведений,

– Разработку системы оценки эффективности этнопедагогических технологий и учебно-воспитательного процесса.

  Логико-исторический

Предполагает изучение предистории, истории, зрелого состояния, перспектив развития этнопедагогики

  Синергетический

Синергетические принципы этнопедагогики:

– принцип субъектности познающего сознания, новое место исследователя, представляющего собой личностную систему, внутри системы наблюдения заставляет по–новому осмыслить и статус действующих лиц этнопедагогического процесса, обучаемый и педагог являются активными субъектами этнопед. процесса,

– принцип дополнительности, который определяется одним из ведущих открытий неклассической квантовой теории – концепцией комплементарности; смысл клнцепции в том, что противоположности как основа развития устраняются не посредством снятия, а за счет взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей; для практики это означает, что этнический культурный монолог уступает место смысловому межэтническому межкультурному диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся этнокультурной личности,

– принцип открытости этнокультурной информации – роль педагога состоит в том, чтобы поместить предлагаемые обучаемому этнокультурные знания в контекст открытия, стимулировать процесс познания, а не давать знания в готовом виде,

– принцип нелинейности этнокультурного развития личности – формирование этнокультурной личности происходит с учетом множественности вариантов и сценариев развития,

– принцип «целое больше частей» подразумевает рассмотрение каждой отдельной этнокультуры как части мирового культурного процесса, как неотъ емлемого компонента мировой цивилизации,

– принцип признания самоценности каждой личности – с позиции синергетики, личность есть открытая возможность,

– принцип флуктуации (отклонения) – любая функционирующая система не является стабильной, в ней неизбежно накапливаются отклонения, которые ведут к хаосу и могут даже вызвать её распад; процесс осознания самого себя в этнокультурном пространстве приводит к «порядку через флуктуацию»,

– принцип противоречивости процесса развития – самоорганизация возможна при неоднородности системы, при наличии неравновесных стрктур; развитие в синергетике понимается как самоактуализация имеющихся потенциальных возможностей системы, а не как наведение порядка извне,

– принцип единого темпомира (темпа развития) – обучающего и обучающегося в процессе развития в этнокультурном пространстве; в процессе эволюции открытые неравновесные системы интегрируются в сложные целостные структуры, развивающиеся в разном темпе

  Интегральный

Состоит в попытке согласованной интеграции практически всех областей знания – от физики и биологи, теории систем и теории хаоса до искусства, поэзии и эстетики, всех значимых школ и направлений, традиций Востока и Запада.

– Освоение этнокультурных явлений представляет собой один и этапов самосовершенствания личности, движения к «совершенному «Я»», к личности с высоким уровнем сформированности этнокультурной компетентности,

– интеграцию 4–х уровней методологического анализа и подходов на этих уровнях,

– означает интеграцию культур в поликультурном образовательном пространстве, рассмотрение и анализ этнокультурных явлений с позиций представителей различных культур, рассмотрение любого этноса как неотъемлемой части мировой цивилизации,

– осознание личностью необходимости владения уровнем этнокультуры как залога успешности в дальнейшем росте и развитии личности, сознательность на всех этапах реализации этнопедагогических технологий,

– интеграция культур в ходе образовательного процесса – родной культуры обучаемого и культуры других этносов, обучение в рамках концепции диалога культур,

– формируемая этнокультурная компетентность рассматривается как сложное, многоуровневое, многоаспектное интегральное явление, входящее в систему личностных качеств человека,

– комплексное изучение этнокультурных явлений как неотъемлемая часть мирового культурного процесса 

  Парадигмальный

Означает, что целевые, содержательные, процессуальные характеристики этнопедагогических процессов должны разрабатываться в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах общенаучной синергетической парадигмы, а также личностно–ориентированного обучения и гуманистической парадигмы, означающей ориентацию всего научного поиска на человека

 

КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЙ

 

Личностно-ориентированный

Воспитание совершенного человека: совершенным и настоящим человеком считался всеми народами тот, кто вбирал в себя лучшие качества родного народа и отражал наилучшие черты его характера. Поэтому национальное в идеале совершенного человека оказывается часто условным и субъективным, общечеловеческое – определенным и объективным  

Культурологический

Предполагает: – определенную последовательность выбора соответствующей иерархии методов исследования – на уровне выявления цивилизованных, культурных, системных, ценностных факторов, определяющих развитие этнопедагогических процессов и явлений в образовательном пространстве, – сравнение национальных культурных особенностей и их преломление в педагогических явлениях и процессах, – построение этнопедагогических технологий  

Антропологический

– рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной категории, всех других категорий и понятий как производных от исходной, описывающих и углубляющих понимание сущности человека, – признание целостности и уникальности человека в этнокультурном пространстве, – рассмотрение воспитания как модуса (способа, вида) бытия человека, – признание единства общего, особенного и единичного в познании человека в этнокультурном пространстве, – осмысление сущности воспитания как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического, национального компонентов культуры, – констатация неопределенности результатов педагогического взаимодействия или воздействия и неизмеримости, невозможности исчерпывающего постижения человека и окончательного определения, – понимание детства как первопричины всего последующего в жизни человека, – признание способности человека к самовоспитанию, приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации, – использование только тех педагогических форм и методов, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника в этнокультурном пространстве, – использование методов, форм и средств воспитания и обучения диалогического характера, предоставляющих воспитаннику возможность свободной диалогической самореализации в общении с воспитателем, миром этнокультуры, с самим собой, – необходимость самопознания, самоопределения, самореализации в этнокультурном пространстве, – признание понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых этнопедагогических методов, форм и средств  

Деятельностный

Практическая сторона реализации этнической концепции трудового воспитания  

Смыслоцентрированный

– принцип эволюционного движения – естественный порядок обучения и воспитания в этнопространстве не является единственно возможным, – принцип вариативности – образование в этнопространстве осуществляется на многовариантной и альтернативной основе, наличие моментов нестабильности, определенных нерешенных выбором дальнейшей траектории развития, связано с необходимостью ориентировки в поликультурном пространстве, – принцип компаративного (сравнительного) анализа системы ценностей – развитие личности реализуется на основе сравнения собственной системы личностных смыслов (ценностей) с тем, что накоплено в этнокультуре, – принцип множественностив сопровождающей образовательную деятельность операции выбора ценностей и дальнейших путей развития; выбор определяется смысловой зависимостью для личности изучаемых и наблюдаемых реалий этнокультурного характера; процесс формирования этнокультурной компетентности включает в себя разнообразные тенденции, сопровождаемые стихийными и управляемыми процессами разрушения старых и возникновения новых систем различных уровне, поиска и приобретения новых смыслов, – принцип нелинейности взаимодействия – образование представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с этнокультурной средой, при котором личность воспринимает её для обогащения собственного внутреннего мира и, благодаря этому, созревает для умножения потенциала самой среды, – принцип открытости этнокультурной среды – это открытая система, – принцип саморазвития – в этнокультурной образовательной среде должен быть обеспечен переход от управления к самоуправлению, от развития под влиянием внешних факторов к саморазвитию под влиянием внутренних факторов  

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.