Семинар № 2. «Элементы истории становления этнопедагогики. Вклад в развитие этнопедагогики классиков педагогики: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и современных ученых — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семинар № 2. «Элементы истории становления этнопедагогики. Вклад в развитие этнопедагогики классиков педагогики: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и современных ученых

2021-04-18 236
Семинар № 2. «Элементы истории становления этнопедагогики. Вклад в развитие этнопедагогики классиков педагогики: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и современных ученых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интерактивное занятие

План

1. Элементы истории становления этнопедагогики как науки

2. Вклад в развитие этнопедагогики классиков педагогики и современных ученых

3. Положительный опыт современных концепций национальных школ и моделей этнокультурного образования (модель Н.С. Ширяевой, статья «Роль этнокультурного образования в развитии личности школьника»)

 

Ключевые понятия семинара

Этнопедагогика, народная педагогика, народная школа, нравственный идеал как цель народной педагогики, национальная школа, модель этнокультурного образования.

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
1 Общая (единое задание для каждого студента группы) Подготовка ответов на вопросы: 1. Книга «Мудрость старых чехов» Я.А. Коменского посвящена анализу пословиц. В этнопедагогике народные пословицы принято считать «моделями воспитания». Попробуйте подобрать несколько народных изречений, соответствующих такому определению. 2. К.Д.Ушинский был талантливым детским писателем. Его сказки и рассказы интересны и дошкольникам, и младшим школьникам, и взрослым. В чем их привлекательность? Постарайтесь поразмышлять над рассказом «Четыре желания». 3. К.Д.Ушинский – народный педагог в самом лучшем, самом благородном смысле этого слова. Прокомментируйте эту мысль. 4. В сочинениях А.С. Макаренко много фактов и примеров из народной педагогики. Вспомните что-либо из них. Можно ли «Книгу для родителей» принять за пособие по «Этнопедагогике семьи»? 5. Попытайтесь припомнить какую-либо традицию из жизни колонии, руководимой Антоном Семеновичем Макаренко, творчески воспроизводящую одну из крестьянских традиций. 6. «Поэзия – неразлучная сестра любви. Чем тоньше, благороднее, возвышеннее чувства, тем больше чувствительность человека к поэтическому образу» (В.А.Сухомлинский). Назовите самое любимое стихотворение о любви или приведите самые дорогие вашему сердцу строки. 7. «Я твердо убежден, что сила духа человека начинается с постижения красоты; думающая, созидающая, умеющая повелевать своими поступками и властвовать над собой личность рождается одновременно с осознанием и переживанием того, что трудное прекрасно». Как вы понимаете эти слова В.А. Сухомлинского? Сверка полученных ответов
2 Групповая Подготовка сообщений и презентация о классиках педагогики с точки зрения развития ими этнопедагогических идей. Выступление руководителя группы с дополнением остальных представителей группы. Проверка заполненной обобщающей таблицы
3 Индивидуальная    

 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения Форма отчетности
1 Общая (единое задание для каждого студента группы) Написать эссе «Известные педагоги Вятки в прошлом и настоящем (по выбору)» (Возможно использование монографии В.Б Помелова «В поисках утраченного», Киров: Радуга-Пресс, 2012 г., электронное издание). 3-я неделя семестра Проверка текста эссе в этнопедагогическом Портфолио
2 Групповая      
3 Индивидуальная Подготовка к следующему семинару № 3 «Этнические различия и национальный менталитет» Практическое задание из шкалы баллов: Исследование национальных стереотипов: а) На основе интервью с представителями своей культуры (этноса) составьте перечень претензий к приезжающим «гостям из ближнего зарубежья», попытайтесь проанализировать их с точки зрения существующих этнических (национальных) стереотипов и предубеждений. б) Попросите ваших друзей составить список из десяти черт, присущих «типичному представителю» трех этнических общностей: своей собственной, той, которая ему «больше всего нравится», и той, которая ему «больше всего не нравится». Сравните полученные индивидуальные характеристики–стереотипы и попытайтесь проанализировать индикаторы двух форм межэтнической дифференциации – сопоставления и противопоставления) 3-я неделя семестра Проверка текста, отражающего результаты проведенного исследования, в этнопедагогическом Портфолио. Выступление с результатами исследования на следующем семинаре № 3
4 По выбору студента (студент выбирает задание из предложенного перечня) Выполнение проекта «Этнические маркеры Кирова и Кировской области» (проявление элементов этнопедагогики в искусстве, быту и др.) 3-я неделя семестра Выступление студента на семинаре

 

Форма текущего контроля

Индивидуальное участие в презентации о классиках педагогики с точки зрения развития ими этнопедагогических идей.

 

Материалы текущего контроля:

Найдите ответы на вопросы:

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, рассматриваемые на семинаре

1. Возникновение и развитие народной педагогики.

2. Вклад в развитие этнопедагогики классиков педагогики: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и отечественных ученых Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаевой, В.А. Николаева, Х. Арсалиева и др.

3. Положительный опыт современных концепций национальных школ (на примере любого, вт.ч. и нашего региона – Кировской области).

4. «Подводные камни» национальной образовательной доктрины.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме

Основная литература:

Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия: Бакалавр. Академический курс. (Книга доступна в электронной библиотеке biblio - online. ru) гл. 1, п. 1.4 (1.4. Исторические основы этнопедагогики. 1.4.1. Развитие идей народной педагогики в ХХ веке. 1.4.2. Идеи народной педагогики в трудах современных ученых)

Нездемковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики России. Режим доступа:  http://bookz.ru/authors/galina-nezdemkovskaa/zarojden_466/1-zarojden_466.html. Читать он-лайн, 27 стр.

Дополнительная литература:

1. Антонова Р.Я. Воспитание детей. Идеи отечественной народной педагогики / Р.Я. Антонова. – Якутск: ИИФ, 1995. – 114 с.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV –XVII вв. М., 1983.

3. Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985.

4. Антология педагогической масли России первой половины XIX века. М., 1989.

5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. М., 1990.

6. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М., 1995.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Академия. 2001. – 168 с.

8. Данилов Д.А. Народная педагогика – основа развития науки и воспитания // Народное образование Якутии. – 1993. – № 1. – С. 32.

9. Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. Вып. 1. – 234 с.

10. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

 

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, портреты педагогов-классиков и современных ученых, внесших вклад в становление и развитие этнопедагогики.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.