Тема 1.2. Этнопедагогика в контексте основных этнологических понятий — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 1.2. Этнопедагогика в контексте основных этнологических понятий

2021-04-18 140
Тема 1.2. Этнопедагогика в контексте основных этнологических понятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лекция № 2 «Этнопедагогика в контексте основных этнологических понятий (этнос, народ, нация)»

Цель: Раскрыть такие понятия как: «этнос», «этногенез», «субэтнос», «суперэтнос». Рассмотреть причины происхождения, развития и исчезновения, а также фазы этногенеза, отличительные признаки этноса. Познакомить студентов и добиться усвоения значения теории этноса для развития этнопедагогики.

 

План:

1. Общее понятие об этносе.

2. Основные тенденции этнического развития (основные теории о сущности этноса):

– Понятие этноса, теория этноса, разработанная Л.Н. Гумилевым.

– Теория этноса Ю.В. Бромлея как первая серьезная попытка целостного всестороннего осмысления феномена этноса.

– Системно-статистическое теория этноса.

– Информационная теория этноса.

3. Этнический мир России.

 

Ключевые слова: «этнос», «этногенез», «субэтнос», «суперэтнос», теория этноса, этнические свойства и их характеристика, нация, национальные отношения, этнические самосознание.

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
1 Общая (единое задание для каждого студента группы) Построение обобщающей таблицы по результатам прослушивания части лекции «Теории возникновения и развития этносов»  
Автор концепции Основные идеи концепции Слабые и сильные стороны
Теория Л.Н. Гумилева    
Теория Ю.В. Бромлея    
Системно-статистическая теория (компонентная)    
Информационная теория    

 

Заполненная таблица
2 Групповая    
3 Индивидуальная    

 


 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения Форма отчетности
1 Общая (единое задание для каждого студента группы) Выписать фазы этногенеза по Л.Н. Гумилеву 4-я неделя семестра Проверка выполнения задания на следующем семинаре
2 Групповая      
3 Индивидуальная Опираясь на доступные источники информации, заполнить таблицу «Этнолингвистический портрет России» 4-я неделя семестра Проверка заполнения таблицы
4 По выбору студента Выполнение проекта «Этнические маркеры Кирова и Кировской области» (проявление элементов этнопедагогики в искусстве, быту и др.)   4-я неделя семестра Выступление студента на семинаре

 


ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РОССИИ

 

Название языковой семьи Её группы (если имеются) Народы группы Территория их проживания Примечания
Индоевропейская        
Алтайская        
уральско–юкагирская        
северо–кавказская        
чукотско–камчатская        
эскимоско–алеутская        
картвельская        
афразийская        
сино–тибетская        
австрало–азиатская        

 

Форма текущего контроля

Фронтальная мини-дискуссия по представленным ниже вопросам.

 

Материалы текущего контроля:

Найдите ответы на вопросы:

· Какова роль этногенеза в зарождении этнопедагогической мысли?

· Как соотносятся понятия «этногенез» и «антропогенез»?

· Объясните связь пассионарности и этногенеза в концепции Л.Н. Гумелёва.

· Каковы основные стадии жизни этноса по Гумелёву?

· В чём основные различия в понимании этноса и этногенеза в концепции Л.Н. Гумелёва и Ю.В. Бромлея?

· В каких значениях может употребляться понятие «народ»?

· Раскройте сущность научного понятия «нация».

· На основе изучения литературы по теме дайте описание следующих научных понятий: «этнос» – «этническое воспитание»; «народ» – «народное воспитание»; «нация» – «национальное воспитание».

· Чем можно объяснить повышение интереса к аборигенным народам и их культурам в современной науке и общественном сознании?

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме

Основная литература:

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 2.

2. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия: Бакалавр. Академический курс.

3. Крысько В.Г. Этническая психолгия: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 359 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)

4. Кукушин В.С. Этнопедагогика. учебное пособие / В.С. Кукушин. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭКС, 2013. – 432 с. Введение, параграф 1.

5. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.

6. Садохин А.П. Основы этнологии: учебное пособие / А.П. СТ.Г. Грушевич. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 354 с. Режим доступа в Интернет: http://www.biblioclub.ru/book/119009/.

Дополнительная литература:

1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

2. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. № 7.1988.

3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М: Рольф, 2000.

4. Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с..

5. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004 – Глава 1. П. 1.1.

6. Платонов Ю.П. Психология национального характера: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Платонов. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 240 с. Раздел 3, Глава 7–11.

7. Базунов Е.П. Происхождение человека современного типа как формы Разума и его будущее: монография / Е.П. Базунов. – СПб.: Алетейя, 2012. – 163 с. Режим доступа в Интернет: http://www.biblioclub.ru/book/119621/

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, портреты педагогов-классиков и современных ученых, внесших вклад в становление и развитие этнопедагогики.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.