Основные черты философии Просвещения. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные черты философии Просвещения.

2021-01-31 134
Основные черты философии Просвещения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 года. Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.

Для философии Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм.

Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи. Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию.

После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало. Круче всех была механика. Так, ее строгие математич. законы попытались обобщить уровень природы, упрощая естественные з-ны жизни. Так и появился механистический мат-зм, человечество старалось систематизировать полученные знания, выделяя в каждом объекте его отличительные черты, отвлекая или не обращая своего внимания на тот факт, что сам изучаемый объект может меняться. В этом и состояла сущность ММ. После открытия Дарвином его эволюционной теории стало ясно, что каждый объект или природа в целом должны быть изучены в процессе их развития.

Представители ММ не учитывали и активности сознания, видя в нем лишь пассивное отражение матер. действительности. В виду этого они утверждая, что сознание человека, его поведение, образ жизни определяются устройством его тела, выдвигали и такой взгляд. Человек, говорили они,- часть природы,   он материальное существо полностью от нее зависящее.

Осн. аспекты эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место - рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4) Наука и прогресс - главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез); 6) механистический мат-зм

Просвещение в России

Русское Просвещение совпало по времени с Просвещением в Европе, которое зародилось во Франции. Временные рамки Просвещения – $18$ – начало $19$-го века. Просвещение несло в себе позицию того, что все беды людей и государств исходят от неразумия, невежества, непросвещенности, необразованности. Девиз этой эпохи: «имей мужество пользоваться собственным умом». В основе нового мировоззрения лежит взгляд на индивида как свободного активно-деятельного, суверенного индивида. Таким образом, эпоха Просвещения обожествила человеческий разум, не оставив места вере, порицая религиозные догмы.

В качестве средств по устранению этих качеств были почти везде одними и теми же: Повышение образования Критическое отношение к религии и церкви Критика монархического уклада Выдвижение на первый план идеалов республиканского государственного устройства Политика ликбеза Активное книгоиздание Открытие общеобразовательных и культурных учреждений Просвещение тесно связано с политическими и экономическими преобразованиями. Выдающимся представителем этой эпохи является М. Ломоносов, который внес свой вклад в развитие культуры и науки. Он писал оды на государственные проблемы и создал новое стихосложение.

Несмотря на то, что русское просвещение развивается параллельно с европейским, оно имеет ряд отличительных черт: Русское Просвещение является инициацией государства. Дорогу Просвещению открыла одна из самых просвещенных людей того времени Екатерина Великая, которая состояла в переписке с выдающимися идеологами и адептами европейского Просвещения – Вольтером, Дидро, Руссо. Императрица настолько была впечатлена итогами французского Просвещения, что незамедлительно начала активно утверждать его плоды на русской почве, поощряя все просветительские начинания в стране. Русское просвещение не было атеистическим и не выступало критично по отношению к церкви и религии.

Русское просвещение исходило из государства и не было направлено против него, а лишь в поддержку самодержавной монархи. Русское Просвещение не углубилось и не закрепилось в народных массах, а сформировало лишь определенный, замкнутый, интеллигентный слой общества. Основные направления в Русском Просвещении

К основным направлениям в Русском Просвещении относятся Просветительство Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, В. Татищева. Русское «вольтерианство», которое было представлено в лице Екатерины Великой, М, Ломоносова, И.Лопухина, Д. Голицина. Социологическое направление, которое было представлено М. Щербатовым, Д. Аничкеным, Я. Козельским. Русское масонство, представленное Н.Новиковым, И.Шварцем, И. Елагиным, Н.Карамзиным Остальные направления, которые ставили своей целью адаптацию переводов и идей западного Просвещения, трудов Лейбница, Фихте, Шеллинга, на русской почве.

Теория познания Канта

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.