Что такое человек? (Во что я могу верить?) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Что такое человек? (Во что я могу верить?)

2021-01-31 101
Что такое человек? (Во что я могу верить?) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное?


3. Социально-политическая и духовная предпосылка философского осмысления действительности в ДГ.

Философия как специфическая область знаний она возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации и представляет собой третий исторический тип мировоззрения – философское мировоззрение, которое сформировалось как результат, синтез и развитие двух исторически предыдущих мировоззрений –мифологического и религиозного.
Как выше было сказано философское мировоззрение формируется на определенной стадии развития цивилизации. Это время немецкий философ К.Ясперс назвал «осевым».

Оно приходится на VII-V в. до н.э. Появление философии – это своеобразный социокультурный взрыв, отражающий кардинальные изменения, происходящие в сознании и мышлении человека, во всей культуре.

Можно выделить несколько главных причин этого явления:

а) переход от родового общества к обществу социально неоднородному, где умственный труд становится самостоятельным видом деятельности;

б) фактический материал опытных наук: математика, логики астрономии, медицины, истории, геометрии, физики и т.п. для размышлений и построения системы Космоса;

в) взаимодействие культур, рост общей образованности людей, формирование потребности к мудрости, существование свободных граждан для занятий умственной, деятельностью в свободное время и т.д. торговля, обмен опытом

САМОЕ ВАЖНОЕ – самостоятельность, самобытность каждого гражданина, культ человека, его идеал, близость к богу, ПОЛИСЫ, высокий уровень свободы и культуры, Поппер полагал, что именно уход древнегреческого общества от догматизма в сторону критического мышления, попытки логически обосновать происходящее вокруг, уход от закрытого общества в сторону открытого отличал его не только от первобытного общества и варварских племён, но и сделал возможным развитие античной философии. +ИДЕАЛЫ И СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ.

Философское мировоззрение от мифологии и религии отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы

4. Основные проблемы философии ДГ РАННЕГО ЭТАПА

Основная проблема первых философов (милетской школы) (первая философия возникла в Милете) + (7 мудрецов – Фалес самый главный родоначальник вопросов о мироздании)– что есть истинное начало мира?

В основном, связывали со стихиями – Фалес – вода/ Анаксимен – ученик фалеса – АПЕЙРОН = ХАОС – он постоянно структурируется и что-то созидает./ Анаксимандр – воздух/ Гераклит – ОГОНЬ – он единственный создан человеком а не богом он есть живое пламя материи. – всё течёт, все меняется, нельзя войти в одну реку дважды/

Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает вопрос об основании вещей. Появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся например в смене дня и ночи, в движении звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются.

ПАРМЕНИД – мир вечный, постоянный, единый, его основа непоколебима, этот мир, эта его часть, невидима и неизменяема, а посему такова. Лишь видимая часть подвластна человеку, однако человек ограничен в своём познании, а посему природа истинного мира ему не ясна. Есть разница между истинным знанием и мнением, мнения не имеют значения.

Демокрит – бытие есть и оно постоянно, но это самое бытие и основа его состоят – современные атомы

5. Софисты и Сократ: деятельность и основные идеи

В Древней Греции был очень высок культ знания. Очень ценилось образование. Появляются философы, которые обучали за отдельную плату (софисты). Они обратили внимание на человека, на его способность быть духовным существом, познающим существом. Это привело их к выводу, что весь мир находится в человеке (имена звезд – в человеке, без человека звезды безымянны). Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существуют, что они не существуют». Включенность человека в систему мира в качестве центрального звена.. В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении. Однако основоположники направления осуждали подобное, что признавал и Платон, который от имени Горгия высказался о софизме в контексте наличия тех, кто «пользуются своей силою и своим искусством неправильно — употребляют их во зло» таким образом: «учителей нельзя назвать негодными по этой причине; негодяи, по-моему, те, кто им [искусством софистики] злоупотребляет»

Негативное отношение к себе софисты получили из-за своих типичных приёмов: они очень увлекались формальными определениями, при этом, говоря современным языком, смешивая контексты. Использовались не строго логические доводы, но и лингвистические нюансы: синонимы, омонимы, амфиболия, синтаксическая инверсия и др., не говоря уж о смене контекста. Если изначально такие приёмы указывали на несовершенство разговорного языка в плане чёткого логического изложения, то впоследствии софисты начали «резвиться» согласно этим «правилам игры», доходя до абсурда. Известный софизм как пример: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога». Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей. Протагор первым выдвинул теорию, согласно которой возможно воспитание добродетели. Он полагал, что существует два уровня законов: естественный и социально-нравственный.

 

Некоторые софисты полагали, что нравственность является врождённым качеством человека, хотя и проявляется она поздно. Отсюда их негативное отношение к существующей морали как неспособной быть истинной. Они приравнивают искусственное и противоестественное. В результате появляется точка зрения об условности законов морали и общества для человека. Соответственно, нравственное поведение человека заключается, прежде всего, в соблюдении общепринятых норм поведения.

Ксениад Коринфский утверждал обратное: «всякое представление и мнение лжет»

Горгий Леонтинский придерживался радикальной позиции: ничего не существует; но если и существует, то человек этого постигнуть не может; а если вдруг и сумеет — то не сможет объяснить другому

 

 

Сократ стал философом, который не написал ни строчки. Он не преподавал (в форме монолога), а беседовал с учениками (в форме диалога).

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики – нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров С. заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и наведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах С. стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека.

Мир вещей непознаваем. Познать можно только себя самих. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются – через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а ум ввергается в беспокойство, что побуждает мысль к поискам подлинной истины.

Сократ вводит диспозицию: «я – ты». Внешний диалог стимулирует работу внутреннего диалога. Исходный тезис: «Я знаю, что я ничего не знаю». Другой тезис, которому Сократ придал новое звучание: «Познай самого себя». У человека есть внутренний оппонент, который разрушает химерные построения и вынуждает двигаться дальше.

Сократ в процессе диалога открывает общезначимое в человеке – идея добра. Зло от незнания. Эта постановка свойственна древним грекам. В соответствии с полученным знанием человек должен строить свою жизнь. Сократ возводит на пьедестал рациональное знание, в том числе, и в вопросах этики. Он считает, что человек знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Принцип самоответственности личности: личность, открывающая в себе внутренние основания в процессе диалога, утверждает себя в форме нравственной личности и самоответственной личности, способной действовать на свой страх и риск, не скрываясь за авторитетами. Главное: принцип субъекта, наделенного самосознанием. Самосознание – первично по отношению к сознанию.

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы[9]:

Зло — это незнание добра.

Никто не желает зла.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.