Основная проблематика и структура философского знания — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основная проблематика и структура философского знания

2021-01-31 224
Основная проблематика и структура философского знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная проблематика и структура философского знания

Основными разделами философского знания являются:

- философская онтология или учение о бытии рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией? Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность. (Онтология создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука. Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу?)

-   Гносеология, или философское учение о познании, - отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании?

- Аксиология — теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности

 

Основные проблемы философии кратко и емко сформулировал Кант:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я вправе надеяться?

эти три вопроса собираются в один:

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы[9]:

Зло — это незнание добра.

Никто не желает зла.

Никто не делает зла по своей воле.

Добродетель — это знание.

Эпикурейцы, стоики, киники

Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». В школу принимались женщины и рабы, причём отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».  Известным учеником Эпикура был Метродор (умер ещё при жизни учителя).

Тетрафармакос — четыре принципа эпикурейской философии,

не бойся богов.

не беспокойся о смерти

благо легко достижимо

зло легко переносимо

В учении о природе («физике») Эпикур исходил из признания вечности и беспредельности вселенной, а также из идеи множественности миров. Эпикурейцы заимствовали учение Демокрита об атомах, однако дополнили его учением о свободном отклонении атомов. Знания позволяют мудрецу преодолеть страх перед смертью («пока мы есть — смерти нет, когда смерть есть — нас нет»; смерть как распад на атомы и анестезия), так и перед богами (боги блаженны, а потому не могут гневаться на людей и наказывать их). В своих действиях Эпикур призывает руководствоваться лишь естественными желаниями (как необходимыми, так и не-необходимыми) и избегать желаний противоестественных (например, тщеславие). Грубый гедонизм характерен лишь для позднего римского эпикуреизма. Особенно ценили эпикурейцы дружбу.

 

Стоики -


10. Основные черты средневековой философии

Особенностью средневековой философии является тесная ее связь с теологией (учением о Боге), ярко выраженный религиозный характер ее проблем и способов их решения. Определяющими чертами средневековой философии являются монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм.

· В монотеизме Бог понимается не просто как единый, но как радикально отличный от всего прочего, трансцендентный миру (т.е. выходящий за его пределы, как бы лежащий вне мира).

· Креационизм означает восприятие мира как сотворенного Богом, причём сотворенного из ничего.

· Провиденциализм – это непрерывное осуществление в истории божественного замысла по спасению мира и человека.

· Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, предопределенного уже в самом его начале.

Христианское миропонимание глубоко антропологично. Человек занимает особое место в мире как образ Божий, и всей своей жизнью он призван уподобиться ему в безгрешии, святости и любви.

В развитии средневековой философии обычно выделяют два основных этапа – патристику и схоластику. Патристика (от лат. patris – отец) – это период деятельности «отцов Церкви» (II- VIII вв.), заложивших основы христианского богословия и догматики. Схоластика (от лат. scholastica – ученая беседа, школа) – это период поисков рациональных путей в богопознании и разработки актуальных философских проблем в рамках номинализма и реализма (VII-XIV вв.).

Средневековая теологическая философия, в отличие от античной практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм.
Познать мир – познать бога, бог всё сотворил, однако бог не познаваем до конца. Средневековая теологическая философия, в отличие от античной практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм.

 

Просвещение в России

Русское Просвещение совпало по времени с Просвещением в Европе, которое зародилось во Франции. Временные рамки Просвещения – $18$ – начало $19$-го века. Просвещение несло в себе позицию того, что все беды людей и государств исходят от неразумия, невежества, непросвещенности, необразованности. Девиз этой эпохи: «имей мужество пользоваться собственным умом». В основе нового мировоззрения лежит взгляд на индивида как свободного активно-деятельного, суверенного индивида. Таким образом, эпоха Просвещения обожествила человеческий разум, не оставив места вере, порицая религиозные догмы.

В качестве средств по устранению этих качеств были почти везде одними и теми же: Повышение образования Критическое отношение к религии и церкви Критика монархического уклада Выдвижение на первый план идеалов республиканского государственного устройства Политика ликбеза Активное книгоиздание Открытие общеобразовательных и культурных учреждений Просвещение тесно связано с политическими и экономическими преобразованиями. Выдающимся представителем этой эпохи является М. Ломоносов, который внес свой вклад в развитие культуры и науки. Он писал оды на государственные проблемы и создал новое стихосложение.

Несмотря на то, что русское просвещение развивается параллельно с европейским, оно имеет ряд отличительных черт: Русское Просвещение является инициацией государства. Дорогу Просвещению открыла одна из самых просвещенных людей того времени Екатерина Великая, которая состояла в переписке с выдающимися идеологами и адептами европейского Просвещения – Вольтером, Дидро, Руссо. Императрица настолько была впечатлена итогами французского Просвещения, что незамедлительно начала активно утверждать его плоды на русской почве, поощряя все просветительские начинания в стране. Русское просвещение не было атеистическим и не выступало критично по отношению к церкви и религии.

Русское просвещение исходило из государства и не было направлено против него, а лишь в поддержку самодержавной монархи. Русское Просвещение не углубилось и не закрепилось в народных массах, а сформировало лишь определенный, замкнутый, интеллигентный слой общества. Основные направления в Русском Просвещении

К основным направлениям в Русском Просвещении относятся Просветительство Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, В. Татищева. Русское «вольтерианство», которое было представлено в лице Екатерины Великой, М, Ломоносова, И.Лопухина, Д. Голицина. Социологическое направление, которое было представлено М. Щербатовым, Д. Аничкеным, Я. Козельским. Русское масонство, представленное Н.Новиковым, И.Шварцем, И. Елагиным, Н.Карамзиным Остальные направления, которые ставили своей целью адаптацию переводов и идей западного Просвещения, трудов Лейбница, Фихте, Шеллинга, на русской почве.

Теория познания Канта

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг.

 

 

Основная проблематика и структура философского знания

Основными разделами философского знания являются:

- философская онтология или учение о бытии рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией? Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность. (Онтология создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука. Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу?)

-   Гносеология, или философское учение о познании, - отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании?

- Аксиология — теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности

 

Основные проблемы философии кратко и емко сформулировал Кант:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я вправе надеяться?

эти три вопроса собираются в один:


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.