II . Конец Света (светопреставление). — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

II . Конец Света (светопреставление).

2020-12-07 84
II . Конец Света (светопреставление). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«…конец света может наступить и позже, но я не вижу причин, чтобы он случился раньше»

И. Ньютон.

Велик разброд мнений и догадок по поводу сроков наступления следующей сразу за Армагеддоном не менее впечатляющей части событий. Знаменитый астролог и предсказатель Нострдамус указывал на 1999 год. И. Ньютон «перенёс» дату на 2060 год. По подсчётам учёного Хайнца фон Ферстера, человечество исчерпает все запасы провизии и попросту умрёт от голода 13 ноября 2026 года. Каменные таблички с письменами, найденные в Мексике, расшифрованы специалистами, чей перевод гласит: «Болон Йокте сойдёт с небес». А это местный бог разрушения и созидания. Нам же важнее узнать дату этого события. Пожалуйста: 21 декабря 2012 года. С этим, правда, категорически не согласен один авторитетный гватемальский «прямой наследник» духовных верований индейцев-майя. Фантаст Р. Блох в рассказе «Гласвопиющего» рискнул огласить еще более пугающую дату Светопреставления: 17 мая 1988 года. И тоже не угадал.

Но, оказывается, люди, в массе своей всё более поклоняющиеся деньгам и телекумирам, так и не заметили ровным счётом ничего, кроме решающего матча для бейсбольной команды «Озёрные». В рассказе Р. Силверберга «Конец света» расплодившиеся тупые и равнодушные обыватели мечтают не пропустить «шоу» самого последнего события на Земле. То памфлеты на американский образ жизни, - скажет Проницательный Читатель. Но что за страна стремится к однополярному общественному устройству мира? Как много находится желающих пристроиться к ней в кильватер? И скольким народам этого никогда не удастся сделать большего, чем возненавидеть тех, кто разбогател на их лишениях?

Заслуженный закат человечества показан в образах из «Апокалипсиса» и в рассказе Р.Брэдбери «Путешествие во времени». Персонаж констатирует: «Я… родился и вырос в такое время…когда люди перестали в себя верить…Кругом сомнения. Кругом распад. Кругом профессиональное отчаяние, интеллектуальная апатия, политический цинизм А где не было апатии и цинизм, там свирепствовали скепсис и нигилизм… Не только четыре Всадника Апокалипсиса показались на горизонте, готовые ринуться на наши города, но появился ещё худший – Отчаяние, закутавшее себя в чёрный саван гибели, возвещающее лишь повторение прошлых катастроф, нынешних провалов, будущих неудач».

Впрочем, Господь Бог, кажется, решил повременить с Концом Света до тех пор, пока у людей не будет единого летоисчисления (А. Азимов «Трубный глас»). Для этого должно произойти какое-либо очень памятное для всех без исключения событие. В самом пессимистическом варианте таковым могло бы стать наступление «ядерной зимы» (С.Лукьяненко «Отложенное возмездие»). «Великой Тьмы» из-за плотного пылевого слоя в атмосфере можно избежать. Всё зависит от соотношения «чистоты» и «ржавчины» в душах людей - то есть от способности прислушаться к голосу совести и желания отстаивать своё будущее.

Среди внешних причин не исключены столкновение нашей планеты с астероидом или судьбоносный визит инопланетян, но все они, так или иначе, замыкаются на разрешении внутренних противоречий. А здесь чего угодно можно ожидать даже от лиц духовных. А тем более от новоявленных мессий. Вспомним, как в преддверии глобальной катастрофы начались деструктивные демарши «фундаменталистов» в повести Ф. Карсака «Бегство с Земли». В рассказе А. Кларка «Девять миллиардов имён бога» ламаистским монахам зачем-то потребовалось с помощью компьютера перебрать эти девять миллиардов имён. После чего в ночном небе начали гаснуть звёзды.

Конец Света – это не просто «конец освещения», а главным образом, Конец Мира земного. Игра слов, но в экранизации повестей С. Лукьяненко о дневном и ночном дозорах передовой отряд «светлых», успевших поучаствовать и в «предварительном Армагеддоне», и в «холодной войне» с «тёмными», гоняет по Москве на машине под видом электроремонтников.

 

III. СТРАШНЫЙ СУД.

Надо ли говорить, что в силу разных обстоятельств далеко не каждому воздаётся по делам и заслугам его при жизни. Когда тёмное и светлое начала в человеке сплетаются в дико закрученные узлы, тогда восстановить высшую справедливость призван Страшный Суд над всеми до единого живыми и умершими. Согласно религиозным толкованиям, грешники будут осуждены на вечные муки или же окончательно уничтожены, а праведники обретут вечное блаженство в Царствии Божьем.

Фантасты не замедлили усомниться в столь прямолинейных и лишённых логики толкованиях. Вряд ли найдутся легионы «чистой воды» праведников и, напротив, легионы безнадёжных «грешников», для которых решение Страшного Суда предопределено заранее, а потому безынтересно. В рассказе Г. Уэллса «Видение Страшного Суда» души подавляющего большинства людей, так и не попавших в Рай, после недолгих, но памятных мук совести получают шанс на исправление в одном из пригодных для обитания миров где-то в другой солнечной системе.

Есть фантастический вариант, когда никто по Трубному Зову ангелов не является на Страшный Суд. Человечество в обиде на Всевышнего за жизнь, переполненную горем и страданиями (Д. Найт «Восславит ли прах Тебя?»).

Словом, тривиальный вариант разрешения невероятно сложной задачи никого нынче не устраивает. А что если таковая вообще неразрешима? Рецензируя роман С. Витицкого «Поиск предназначения» В. Рыбаков поделился своими размышлениями по этому поводу: «…предназначение человека – телесной жизнью своей питать Дьявола, а духовной – Бога. А поиск в том, чтобы через ошибки, боль, постепенное осознание этой правды стремиться первое сделать как можно меньшим, а второе – как можно большим. Хотя совсем перестать первое человек не может, это физическая смерть. А перестать делать второе может, но это смерть души».

Не исключено, что даже помимо своего желания Бог, Дьявол и человечество не могут существовать независимо, отдельно друг от друга. Необходима сложная система, где постоянно меняются соотношения между Добром и Злом.

Согласно православному пониманию, Страшный Суд – это, в конечном счёте, торжество гармонии и восстановление райского порядка, разрушенного первородным грехом. Пройдя очищение во вселенской брани с духами злобы, Мироздание становится гармоничным, лишаясь случайных черт.

 

IV. ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ.

Царствие Божие подразумевает «набело» переписанное Мироздание, предназначенное для богоизбранных душ. Не возьмёмся за труд выдать представление о нём близкое к идеальному представлению даже в самых общих чертах. Если оно в чём-то подобно Раю, то, ознакомившись со второй частью статьи данной энциклопедии АД и РАЙ, можно убедиться, что и здесь видна эволюция взглядов на обитель праведников.

Один из популярных персонажей С. Лема попытался, ни много, ни мало, установить Эру Абсолютного Счастья в масштабе всей Вселенной. Благо ещё, что он начал свою затею не на «живом материале», а с математического моделирования и предварительного анализа возможных неудач. Это избавило мириады существ от покалеченных судеб, ибо постоянно вкушаемый приторный мёд становится сущей горечью, а нескончаемые, беспросветные благодеяния одних – невероятными мучениями других («Блаженный»).

В поисках других трактовок Царствия Божия приходится обращаться к философам. Космисты, мыслью обогнавшие фантастов, утверждают, что человек в конце своего эволюционного пути перестанет быть биологическим видом и превратится в бессмертный «центр концентрации лучистой энергии космоса».

Г. Смирнов в статье «Потомство заплатит за всё» считает, что Царствие Небесное, о котором толковал Иисус Христос – это будущее, которое принадлежит «нищим духом» (то есть людям, сознательно - духом - отказавшимся от стяжательства и оставшимся бедными) «изгнанным за правду» (то есть пострадавшим невинно). Цитируем: «Люди, правящие народами с помощью кнута и денег, платят за эту власть вырождением потомства. И наоборот, те, кто чуждается богатства и власти, и в поте лица добывает хлеб свой, вознаграждается многочисленным и, главное здоровым потомством». Пожалуй, здесь немало спорных моментов. Например, на какое потомство в будущем может рассчитывать погибший на войне юноша-девственник? А что сказать о детях, страдающих аллергиями из-за фальсификации продуктов для бедных?

Если понимать под «царствием Божьим» формацию, куда хочет стремиться любая душа, но попадают лишь те, которым заслужили право больше не проходить инкарнацию, то искомое есть в романе Б. Вербера «Империя ангелов».

 

Ещё несколько слов об «Апокалипсисе» в целом. Теме этой отведено немало места в творчестве А. и Б. Стругацких. Восставшие из могил мертвецы вблизи Зон Посещения («Пикник на обочине»). Комический эпизод с партитурой Трубного Зова в повести «Хромая судьба». Большое Откровение («Волны гасят ветер»). Оригинальная история озарения, сошедшего на Иоанна Богослова на острове Патмос («Отягощённые Злом»). Финал повести «Время дождя» напоминает пророчество о Всадниках Апокалипсиса, в которых жалкие и потрясённые их рушащимся мирком люди узнают собственных детей, уверенно и независимо чувствующих себя в ином, лучшем будущем, «которое не собиралось ни карать, ни миловать, а просто шлосвоей дорогой».

 

 

АПОКРИФЫ ОТ ФАНТАСТИКИ.

Апокрифы – устные или письменные произведения, в которых излагаются события якобы происходившие с той или иной исторической личностью либо даже с личностью считающейся мифической. Это характерно для той части христианской агиографии, что не вошла в Священное Писание и не стала признанной каноническими текстами. Здесь апокрифами, например, считается история Христа и Агасфера или сказание «Хождение Агапия в Рай».

Нередко апокрифы создаются не только не предполагаемыми свидетелями памятных событий, но даже не их современниками. Закрадывается крамольная мысль: а не отсюда ли берут начала глубинные истоки современных произведений в жанре «альтернативная история»?

Предполагаемая преемственность, видимо, воплотилась в «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Апокриф о необыкновенной причине прекращения великого похода Александра Македонского лёг в основу романа И. Ефремова «Лезвие бритвы».

Абсолютно светский пример – рассказ А. Беляева «Творимые легенды и апокрифы», посвящённый байкам вокруг личности гениального изобретателя.

Настала пора перейти к основной теме статьи.

АПОКРИФЫ ОТ ФАНТАСТИКИ – те фантастические произведения, авторы которых «позаимствовали» персонажей из первоисточников, оставивших достаточно глубокий след. Либо у своих коллег-фантастов (одно другое не исключает). Так появилась, к примеру, «пятая часть» цикла Э. Нортон о вольных торговцах, написанная неизвестно кем, или неведомые ранее фрагменты сказок «1001 ночь», или «пропущенные главы» ещё чего-либо. При этом оригиналы обычно не пародируются, а тактичное обращение с авторским стилем повествования и харизмой персонажей обеспечивается благодаря собственному уровню писательского мастерства «продолжателей».

Оттенить вышесказанное с помощью «метода от обратного» можно, приведя в пример не то Каспара, не то Иезекиля Тихого, дописывавшего альтернативные окончания к шедеврам мировой классики.

Пик востребования фантастических персонажей, обретших ранее неизвестные биографические подробности, приходится на здоровяка Конана, придуманного Р. Говардом. Но это не значит, что пик востребования совпадает с пиком популярности. В трёх десятках произведений о Конане разные авторы, по сути, не сказали ничего принципиально нового. Недаром итог их творчества получил едкое прозвище «конанизм».

Второй показатель (пик популярности) у Гулливера, капитана Немо, Тарзана, Аэлиты, Буратино одно время был явно выше. Но и этим героям вчерашних дней не устоять под натиском вариаций на темы «Властелина Колец» или межавторским циклом «Время учеников».

Чтобы объяснить причины появления апокрифов от литературы вообще и от фантастики в частности, процитируем мысль С. Снегова: «Совершенные произведения» художественной литературы обладают удивительной особенностью: они оставляют читателя неудовлетворённым. Неудовлетворённость – обратная сторона того эстетического наслаждения, которое великое творение вызывает в читателе. Живой интерес к действиям литературных героев, увлечение их характерами и мыслями. Их жизненными целями, невольная сопричастность к их судьбе порождает душевный отклик на все события описанные в книге, любовь к одним персонажам – недоброжелательность к другим…И разве закончив полюбившуюся книгу, каждому из нас не хочется доведаться: а что же произошло с героями потом, за последней страницей?»

К рассматриваемой теме близко примыкает другое направление.

АВТОРСКИЕ БРЭНДЫ.

Известны случаи, когда для публикации своих произведений кое-кто пользовался магией чужого имени. Или же имени не совсем чужого, как это делал сын Жюля Верна – Мишель («В XXIX веке. Один день из жизни американского журналиста»). А после смерти всемирно известного первопроходца фантастики из Амьена это приём срабатывал ещё несколько лет. Только к М. Верну присоединился большой друг его отца – А. Лори («В погоне за метеором» и другое).

Позднейшие примеры востребования старых авторских брэндов. «Неизвестный рассказ» Ж. Верна «Париж очаровывает всех» написан Г. Бенфордом и Д. Брином. Но сделано это лишь в дань уважения и памяти предтечи.

Во времена Пушкина и Лермонтова появились «подражания Байрону» или ещё кому-либо. В наше время субъекта подражания могут поставить в соавторы. Этим отличился Д. Браннер по отношению к Х. Л. Борхесу («Мертвец») и к О` Генри («Затруднения с кредитом»).

Типовым приёмом стало моделирование обобщённого фантастического мира того или иного автора. В мире фантазий Г. Уэллса происходят приключения героев романа его соотечественника К. Приста «Машина пространства». Кстати, сам Уэллс был уличён в неточности. Невидимая кошка (а вовсе не кот!), над которой произвёл эксперимент человек-невидимка», принесла удивительное потомство в рассказе И. Андреева «Кошка Гриффина».

А теперь представьте себе потрясающую реальность, где могли бы встретиться тот же уэллсовский Гриффин и профессор Челленджер со страниц произведений А. К. Дойла, или марсианка Аэлита и инженер Гарин. А до острова Утопия вас доставит капитан Немо. Всё это возможно в повести С. Люндваля «Мир Алисы».

Особый случай – миры художника М. Владимирского, богато и чудесно иллюстрировавшего «Золотой ключик» А. Толстого и цикл о Волшебной стране А. Волкова. Это побудило самого художника взяться за перо и продолжить приключения деревянного мальчишки, в том числе и вместе с правителем Изумрудного города Страшилой.

Ещё один казус. В заглавии повести Ф. Х. Фармера «Незаметная жизнь и трудные времена Килгора Траута» упомянуто некое знакомое имя. Да это же Килгор Траут – фантаст-середнячок, придуманный К. Воннегутом в романе «Бойня №5»

Известен и ещё один оригинальный «казус». Сказка Л. Ф. Баума «Волшебник из страны Оз» породила много продолжений, как на родине писателя, так и за её пределами. К тринадцати повествованиям самого автора примкнул 21 роман Р. Томсон. Касательно нашего отечества: знакомая всем версия А. Волкова (шесть повестей) пополнилась двумя большими сериалами С. Сухинова.

 

АРГОНАВТЫ.

«Как в ладье новгородец, варяг или грек,

Как в седле печенег иль араб,

Так теперь человек входит в новый ковчег,

В голубой лучезарный корабль».

В. Британишский.

Аргонавты – горстка древнегреческих героев, отважившихся отправиться к берегам неведомых земель на судёнышке под названием «Арго». На одной чаше зыбких весов была вечная слава после обретения талисмана в виде Золотого руна. Другая чаша весов грозила тяжестью риска навсегда сгинуть где-то на краю Ойкумены.

Аргонавты подобрались один к одному; что не имя то подлинная гордость эллинов. Ясон, Геракл, Тесей, братья Диоскуры, Орфей и прочие… Лайош Мештерхази в своём романе «Загадка Прометея» весь этот цвет древней Греции уместил в ёмкое слово «ватага». В нём и удаль, и дружба, и сила, и в то же время неспособность держать чёткий воинский строй. Вскоре волею случая покинул товарищей Геракл. Гилас, похоже, просто не отличался дисциплиной, и так далее. Каждый аргонавт представлял собой неповторимую личность.

Даже на пути к заветной цели и обратно судьба не поскупилась для мореплавателей на трудности, мало уступающие по сложности основному испытанию. Некоторые полагают, что в мифе об аргонавтах отразилась реальная хроника событий, вплотную граничащих с фантастикой. Нападение на корабль хищных птиц с воздуха у южного побережья Понта Евксинского трактуется как атака местных дельтапланов, с которых на чужеземцев полетели заточенные металлические пластины (забытая практика авиаторов времён нашей гражданской войны). А перенос «Арго» на руках по земле – вынужденная мера из-за внезапного тектонического поднятия участка суши…

История аргонавтов нашла своё продолжение в романе Г. Каттнера «Маска Цирцеи». Здесь Золотое руно вовсе не баранья шкура, а особый механизм для уничтожения машины Аполлиона, возомнившей себя божеством и возжелавшей погубить всё живое с помощью солнечной энергии. Другое воплощение Ясона вступает в схватку с взбеленившимся монстром.

Очевидно, жажда приключений, поисков чего-то неведомого и трудно доступного – характерная черта неуёмного человеческого племени, на все миры и все времена. Вспомним Язона дин`Альта и Мету из цикла Г. Гаррисона «Мир смерти». Чем эта пара, побывавшая в разных передрягах, не новоявленные Ясон и Медея?

В рамках советской фантастики сразу два автора назвали свои произведения одинаково: «Аргонавты Вселенной». Эта мысль пришла в связи с идеей космической экспансии человечества А. Ярославскому в 1926 году и спустя тридцать один год – В. Владко.

Специалисты по подводной фауне назвали аргонавтами (корабликами) род головоногих моллюсков отряда осьминогов. С этой подачи С. Лем поведал о беспокойной космической подводной расе: «Аргонавтики были первыми из племён звёздных, завоевавших для разума пучины вод планетарных…» («Советники короля Гидропса»).

Самые непоседливые из фантастических персонажей становятся аргонавтами не только пространства, но и времени, а также альтернативных миров. Перед всеми ними в равной степени распростёрся уходящий далеко за горизонт океан познания.

АРГУСЫ.

Аргус – тысячеглазый великан, призванный богиней Герой следить за «поползновениями налево» её любвеобильного супруга Зевса. С поставленной задачей страж не справился. Но в его честь был назван, например, пёс Одиссея, признавший своего хозяина после двадцатилетней разлуки. С этого момента, похоже, произошло разделение рассматриваемого образа на две составляющие.

 

Аргусами образно стали называть стражей порядка и законности (Н. Шагурин «Аргус против Марса»; А. Якубовский «Аргус-12 », другое название «Космический блюститель»). Иная составляющая – «собачья» проявилась в повести М. Галиной «Поводырь», где означенное имя присвоили инопланетным киноидам, которые без глаз прекрасно «видят» в другом диапазоне электромагнитных волн.

 

АРКТИКА.

«…Бесновалась вьюга среди земной полярной ночи. На снег один за другим опускались реактивные ракетопланы. Это передовые отряды, состоявшие из молодёжи, начали решительное освоение Арктики».


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.