А. Э. Ван Вогт «Миссия к звёздам». — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

А. Э. Ван Вогт «Миссия к звёздам».

2020-12-07 80
А. Э. Ван Вогт «Миссия к звёздам». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Антиматерия – в наиболее популярном понимании – вид материи, у которой составляющие её элементарные частицы противоположны по основным характеристикам, или, как говорят: «по знаку» по отношению к обычной материи..

В 1930 году физик Пол Дирак (1902-1984) предположил существование частицы, отличающейся от электрона только знаком заряда. Причём, при столкновении этих частиц-антиподов их масса должна перейти в лучистую энергию фотонов в соответствии с известным уравнением А. Эйнштейна: E = mc 2. Такой теоретически предсказанный процесс, названный аннигиляцией, сразу же обнаружился в экспериментах другого физика, Андерсона, открывшего позитрон.
файл2 элементарные частицы

Хотя на практике реальность античастиц была доказана, учёный мир так и не смог синтезировать антиматерию (антивещество) в лабораториях либо обнаружить её в глубинах космоса. Впервые это «сделали» фантасты Дж. Уильямсон (в 1942 году) и А. Э. Ван Вогт.

В рассказе И. Варшавского «Путешествие в ничто» предполагается, что антиматерия появляется в сравнительно малых количествах, когда изменяется кривизна пространства. Остаётся «всего лишь» установить ловушки. Синтез же антивещества в лабораториях и вообще в земных условиях требует полной гарантии от самопроизвольной и неуправляемой аннигиляции. В повести В. Савченко «Чёрные звёзды» опыты с получением антиртути завершились промышленным получением антиматерии. А на вопрос: «Для чего?» - фантасты ответили незамедлительно вслед за подтверждением теории Дирака.

При взрыве атомной бомбы осуществляется всего лишь 3-4% теоретического энерговыделения. Для процесса аннигиляции этот показатель – стопроцентный. Здесь важно сделать этот процесс управляемым. Поэтому-то одно время была популярна идея фотонных звездолётов, принцип движения которых основан на реактивной тяге испускаемых мощных световых потоков, точнее, - направленных взрывов лучистой энергии фотонов. Использование антиматерии в топливе из квантовых осцилляций вакуума делает возможными космические путешествия к ближайшим звёздам на протяжении человеческой жизни экипажа фотонного звездолёта.
файл3 квантовый генератор чёрно-белый

Ещё один использования антиматерии – применение её в качестве экрана для защиты от потоков материи угрожающих звездолёту или обитаемой планете. Причём в случае со звездолётом изобретён аннигиляционный таран (А. Дмитрук «Ночь молодого месяца»).
файл4 щит Земли цветной

Важное направление, заинтересовавшее фантастов, - вероятность существований целых формаций из антиматерии – антимиров. Как бы невероятно далеко либо на удивление близко не размещали их фантасты, в любом случае писателям приходилось как-то объяснять сосуществование миров и антимиров без аннигиляции. Выход нашёлся в разделении областей разнополярной материи перегородками из нейтрального нуль-пространства (Ф. Карсак «Пришельцы ниоткуда»). Однако в рассказе А. Кольцова «Чёрный свет» появилась совсем иная трактовка. Один из героев рассказа уточняет у другого: «Я так понял вас, что чёрный свет или, по старой терминологии, антивещество пребывает не где-то в бесконечности, а находится вокруг нас?».

Прошло несколько десятилетий, и учёные вновь заговорили о так называемой «тёмной материи – невидимом невооружённым глазом гипотетическом веществе, заполняющем космос. Исследователи постоянно стремятся уточнить возможную суммарную массу «темной материи», поскольку от ее реальной величины во многом зависит сценарий настоящего и будущего Вселенной, пути ее развития, жизни и смерти. Точное знание массы "ТМ" могло бы подсказать ответ - живем ли мы внутри "черной дыры" (замкнутого гравитационным коллапсом пространства), или наша Вселенная ничем не ограничена... В настоящее время специалисты не в состоянии указать точные параметры "ТМ", так как они регулярно дополняются, причем весьма существенно. Так, недавно, при исследовании Большого Магелланова Облака с помощью рентгеновского телескопа "Росат" были обнаружены невероятные газовые облака, равные по массе всем видимым галактическим скоплениям…

Многие фантасты вообще предпочитали, не вникая в подобные тонкости, напропалую пользоваться готовой терминологией. В рассказе Ф. Брауна «Планетат – безумная планета» автор поведал о двойной звёздной системе, в которой одно светило состоит из вещества, а другое из антивещества. Вокруг них движется планета по орбите в виде восьмёрки. Соседство столь разных звёзд вызывает особый психофизический эффект, под действием которого создаётся иллюзия, что привычные законы природы недействительны. А каких только терминов с приставкой «анти-» не напридумывали фантасты: антигаз, антилунит, антиномерин, антитолпин!..

Схожая картина наблюдается и с термином «аннигиляция». В фантастике можно встретить аннигиляторы как вид фантастического оружия и аннигиляционную защиту звездолётов от встречных потоков пыли и метеоритов. Но сам термин вышел за свои первоначальные рамки. В трилогии С. Снегова «Люди как боги» под аннигиляцией понимается превращении материи в пространство, вещества - в «ничто». У В. Войновича («Москва-2042») «аннигилируют» две сливающиеся жидкости из обычной материи. И, по крайней мере, у двух фантастов (А. Азимова и В. Головачёва) в текстах использовано словосочетание «аннигиляция личности».

В конце концов, идея о существовании антиматерии и аннигиляции стало в фантастике форменным клише. Но фантасты и впоследствии изредка всё-таки возвращались к ней. Двигатели космического корабля «Энтерпрайз» (сериал «Звёздный путь») - типичные аннигиляционные двигатели, а теорией антиматерии в романе П. Дэвиса «Шаровая молния» (1987) объясняется природа означенного природного явления.

A PROPOS …

«Уже разработан проект скромного (зато практически осуществимого) ракетного двигателя, в котором используется процесс аннигиляции. Он, в отличие от своего фантастического предшественника, испускает не струю фотонов, а струю обычной водородной плазмы, но разогревается она за счёт взаимодействия атомов водорода с антипротонами. Правда, для их получения придётся на несколько лет переориентировать все ускорители мира с исследовательских задач на производственные»

С. Алексеев, журнал «Техника – молодёжи» №5 за 1987 год

Как давно промелькнула эта публикация! А на дворе уже вовсю царствует двадцать первый век...

АНТИМИРЫ.

 

«О биполярном строении мира математики знали ещё в Эру Разобщённого Мира, но физики того времени запутали вопрос наивным представлением об антивеществе».

И. Ефремов «Час Быка».

Предтечей антимира в фантастике (да, пожалуй, и в науке) можно считать Зазеркалье, придуманное Л. Кэрроллом. Под этим псевдонимом, как известно, в литературе творил математик Ч. Л. Доджсон. Если путешественник в Зазеркалье желал куда-либо попасть, то ему надо было следовать в сторону противоположную от требуемого места. А яства, даже не притрагиваясь к ним, уносили со стола в самом начале трапезы.

Попроще обстоят дела в фантазиях Серёжки Сыроежкина, навеянных просмотром фантастического фильма «Встреча миров» и созерцанием стеклянных витрин: «в антимире всё наоборот…там, где у нас лево, - у них право. Жаль, что города антимирян показывали только с высоты…здания вполне современные, похожие на пластмассовые шары. И если у них есть вывески, то читаются справа налево (Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»).

Итак, мы располагаем двумя несхожими литературными версиями с описанием формации с более или менее ярко выраженной полярностью по отношению к нашему миру. Разница заключается в том, что первая версия была создана до того, как появилось само понятие «антимир», а вторая – после означенного события. Вдобавок во втором случае над рассматриваемым понятием успели поработать популяризаторы, многие из которых восприняли идею антимира несколько однобоко.

Научную гипотезу о существовании антимира выдвинул в 1933 году учёный П. Дирак (1902 – 1984). Он не только ввёл понятие об античастицах тремя годами ранее, но и создал затем теорию «фона», в который погружён наш мир, точнее, - мир, воспринимаемый нашими органами чувств и приборами. «Фон» не что иное как вакуум. Это не пустота, а бесконечный потенциальный резервуар материи, «море, до отказа набитое элементарными частицами», – последовательно просвещали М. Емцев и Е.Парнов («Падение Серхновой»). Вакуум (фон) постоянно образует пары виртуальных частиц, между которыми практически сразу происходит аннигиляция.

Физики рассуждали, уводя мысль в сторону логичным, в общем-то, предположением, что наряду с частицами и античастицами должны существовать и макрообъекты, состоящие из полярных по отношению друг к другу элементарных частиц. Тогда совокупности таких объектов вполне могут составлять соответственно миры и антимиры. Электромагнитное излучение реальных звёзд, среди которых могли оказаться и антизвёзды, тождественно. вследствие чего оптическими и радиоастрономическими наблюдениями их не различить. Отсутствие в 1960-е годы нейтринной астрономии, позволяющей решить такую задачу, объясняет появление к этому времени таких рассказов как «Антимир» К. Боруня или «Бессмертный с Веги» К. Фиалковского, где будущим покорителям космоса удалось достичь обитаемых антимиров сравнительно недалеко от Земли.

Но реальные наблюдения за космическими объектами показали абсолютно иную картину: местонахождение антимира из антиматерии смещалось в пространстве куда-то в бесконечность или в совершенно иные измерения. Для того, чтобы прикоснуться к антимиру, персонажам рассказов А. Днепрова «Лицом к стене» и С. Гансовского«Кристалл» потребовались не звездолёты, а экспериментальное оборудование прямо на Земле. И в рассказе А. Шалимова «Краткий предварительный отчет о путешествии в Антимир» всё тоже обстоит незатейливо: чтобы попасть в означенную формацию необходимо лишь решить в уме систему дифференциальных уравнений быстрее машины…

Проследим за ходом научной мысли учёных и параллельно за изобретательностью фантастов в представлениях о самом антимире.

Строя различные модели Вселенной, учёные какое-то время находили в них место для двух полувселенных - формаций либо состоящих из материи и антиматерии, либо находящихся в противоположных потоках времени. Такова, например, модель Г. НаанаФ. Стеннарда, обобщившая научные искания в самом начале 1960-х годов.

прикреплённый файл из ряда СХЕМ рис 1смотри подписи под каждой схемой


На схеме точка 0 – момент Большого взрыва. Одна из осей требуется, чтобы показать процесс расширения Вселенной от нуля до бесконечности с одновременным уменьшением плотности галактик и остыванием космоса. Т – суперкосмическое (глобальное) время, t – субкосмическое (локальное) время. Видно, что локальное время в антимире течёт вспять по отношению к глобальному времени.

«Теория утверждает, что каждая положительная Вселенная кружена двумя отрицательными и наоборот...». Эта фраза взята из романа Ф. Карсака «Пришельцыниоткуда». Более того, в интерпретации Ф. Карсака присутствует разделение разнополярных формаций нейтральным нуль-пространством. Астронавтика вышла на новый качественный уровень с возможностью звездолётов проникать в нуль-пространственные «перегородки», а оттуда куда угодно. Любой мало-мальски сведущий в математике человек, присмотревшись к модели Наана – Стеннарда, скажет, что нуль-пространство – это ось Т, на всём протяжении которой объемные показатели V =0. Похоже, что в модели Ф. Карсака не одна, а множество осей времени. Значит, вселенная имеет больше измерений, чем многие привыкли это подразумевать.

прикреплённый файл рис 2смотри подписи под каждой схемой

 

Каково же место антимира в многомерном Мироздании? Ответ на этот вопрос пытался дать в рассказе «Человек, который видел антимир» фантаст И. Варшавский.

«Вселенная представлена совокупностью множества миров в общем пространстве. Эти миры пронизывают друг друга, но контакт между ними невозможен. Очевидно, они существуют в различных временных ритмах или полностью проницаемы друг для друга. Явления в них зеркально перевёрнуты. Это касается не только образов, но и понятий»,- утверждает главный персонаж рассказа. По его мнению, в мире, сопряжённом с нашим, опираясь на принцип зеркальности, ещё можно что-то постичь. Другие же пары миров и антимиров недоступны ни воображению, ни пониманию» … Рассказ задуман как шуточный, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды.

Предположим, имеются существа, которые как раз обитают в формациях «недоступных воображению». Они первыми установили контакт с одним из землян в рассказе С. Гансовского «Миша Пёрышкин и антимир». Землянам в повести О. Бердника «Путешествие в антимир» самим довелось побывать в рассматриваемой формации и услышать там общие, но важные сведения об её устройстве. «В вашем мире вы привыкли к постоянству форм и неизменности законов. А здесь всё не так. Наш мир тесно связан с вашим. Он является его противоположностью, отрицанием и в то же время, - его физическим негативом. Он объёмное вместилище того, что появляется в Вашем мире... Ваше мышление воспринимает здесь предметы так, как привыкло воспринимать на Земле.

Мир негативных очертаний лишён инерции, поэтому он пластичнее физического позитивного мира. вот почему форма предметов здесь очень условна. Она зависит от уровня энергии, её соотношения и чистоты». Привязка к таким характеристикой делает антимир, по Берднику, подобным атому с его электронными уровнями, а сами эти уровни в зависимости от своего расположения напоминают то Ад, то Рай… Витиевато?

Сам И. Варшавский в рассказе «Путешествие в ничто» подробнее поведал о различных временных ритмах. В этом случае локальное время представлено в виде череды дозированных и ритмично следующих друг за другом ограниченных отрезков времени (дискрет). Эти дискреты и кажущиеся «паузы» и между ними неразрывно связаны соответственно с миром и с антимиром.

прикреплённый файл рис4смотри подписи под каждой схемой


За основу модели астрофизика Т. Дэвиса взят принцип пульсирующей Вселенной. Пульсация включает в себя повторяющуюся игру циклов. Космос, словно на качелях принимает то одно, то другое состояние, каждое из которых по отношению друг к другу выступают как мир и антимир. В романе С. Лема «Голос Неба» изложена близкая к данной модели гипотеза: «Ныне существующий мир не содержит в себе антимиров, - точнее говоря, мир становится антимиром периодически раз в тридцать миллиардов лет. «Античастицы» в нашем мире – лишь след этих катастроф, их архаический реликт».

прикреплённый файл рис3смотри подписи под каждой схемой


Не так уж много фантастов помнили об основной мысли П. Дирака о единстве материи и «фона», связывая с понятием «фон» и понятие «антимир». И. Ефремов представил Вселенную, в виде вложенных друг в друга мира и антимира, разделённых нуль-пространством и закрученных в спираль. «Антимир, чёрный мир был назван учёными Тамасом, по имени океана бездеятельной энергии в древнеиндийской философии. Он во всех отношениях полярен нашему миру и поэтому абсолютно не воспринимаем нашими чувствами. Только недавно специальными приборами, как бы «вывернутыми» по отношению к приборам нашего мира, условно названного миром Шакти, начали нащупывать контуры Тамаса. Мы не знаем есть ли в Тамасе аналогичные нашим формации звёзд и планет, хотя по законам диалектической философии движение материи должно быть и там», - читаем в романе «Час Быка».

Результатом творческой мысли нашего соотечественника, учёного В. Скурлатова стала модель Вселенной, объединяющая мир и антимир, составляющих единое целое с непосредственным переходом одного в другой. Но она рассмотрена в другом аспекте в статье ВСЕЛЕННАЯ.

АПЕЛЬСИНЫ.

«Мне нестерпимо захотелось холодного апельсинового сока, я стал шарить по панцирю в поисках питьевой кнопки и чуть не прозевал бросок рыцаря Леопарда»

В. Фирсов «Срубить Крест».

Апельсины – чудесные фруктовые плоды с упругой оранжевой коркой и кисло-сладкой мякотью. Фантасты и сказочники тоже люди, и потому в своём творчестве они не смогли пройти мимо этого дивного творения природы.

Для подавляющего большинства наших соотечественников в советские времена апельсины были желанным, но отнюдь не частым лакомством. Однако благодаря импорту именно этого экзотического товара в нашу страну попал Чебурашка – невольный эмигрант, безнаказанно опустошивший в пути целый ящик казённых апельсинов (Э. Успенский «Приключения Крокодила Гены и его друзей»).

Желание «попаданца» из будущего купить стакан апельсинового сока в советском магазине в 1979 году натолкнулось на иронию со стороны продавщицы (фильм «Обратная сторона Луны»). А вот некоторым итальянцам, похоже, цитрусовые плоды давно встали поперёк горла. Дж. Родари наряду с Принцем Лимоном в сказке «Приключения Чиполлино сделал отрицательным персонажем и его родственника Барона Апельсина. С другой стороны, в чудесной итальянской сказке «Три апельсина» рассматриваемым плодам отводится хоть и второстепенная, но почётная роль.

Бесценный опыт выращивания апельсиновых деревьев в условиях вечной мерзлоты представлен в мультфильме «Смех и горе у Бела моря» (1988). Что же тогда удивительного в том, что апельсины культивируют на других планетах во время космической экспансии (А. и Б. Стругацкие «Далёкая Радуга»).

Но импортные апельсины с прародины ценятся гораздо выше, поэтому обитатели одной из далёких планет занимаются подделкой соответствующей продукции, простодушно обманывая самих себя. «Джем из кибуца «Тэкел Упрасин!», гласила надпись на этикетке. «Изготовлено из настоящих севильских апельсинов, мутационная группа 3-Б. С удовольствием поставтьте банку солнечной Испании у себя на кухне или на полке с продуктами!» (Ф. Дик «Гибельный тупик»).

Оптически прозрачная народность тикитаки любит украшать себя изнутри организма, в том числе пропуская через пищевод дольки апельсинов с хорошо известной фирменной торговой этикеткой «Maroc» (В. Савченко «Пятое путешествие Гулливера»).

Великую загадку загадал Э. Бёрджес, назвав свой роман «Заводной апельсин». Возможно, это название появилось оттого, что главный герой Алекс в результате лечения на некоторое время стал подобием «овоща», а затем вновь, получив заряд «воспрянул» на совершение скверных поступков?..

 

АПОКАЛИПСИС.

«… дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей»

Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы».

«Апокалипсис» по-гречески означает «откровение». Так называется одна из частей «Нового Завета». Автором «Апокалипсиса», именуемым Иоанном Богословом, переписаны необыкновенные видения, посланные ему самим Всевышним.

Много веков спустя после появления этой части «Нового Завета» именно её чаще других по-своему осмысливают всё новые поколения людей, и в частности, фантастов, которые не могли обойти вниманием это раннехристианское произведение с его категоричным предсказанием будущего, сконцентрированным в перечисленных ниже четырёх столь ярких картинах. Как говорится в повести А. и Б. Стругацких «ОтягощённыеЗлом», благодаря тому, что зияющие промежутки в рассказах Иоанна Богослова были своеобразно заполнены его слугой Прохором, «Апокалипсис» трактуется «множеством способов в зависимости от идейных установок и даже эстетических вкусов толкователя».

 

I. БИТВА НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА ПРОТИВ АНТИХРИСТА.

Сатана (Антихрист, Люцифер) повержен. Но собирает силы для сражения с Господом Богом и Его силами в последней битве в местечке Армагеддон. Иногда Армагеддоном называют и само грандиозное сражение.

В рассказе Р. Шекли «Битва» с воинством Ада сражаются боевые роботы, автоматические танки, беспилотные самолёты, словом, только самоуправляемая военная техника. После победы над силами Тьмы именно автоматическое воинство и возносится в Рай. «Военная хитрость» людей, решивших остаться в стороне, кажется, не вполне им удалась.

В подобии Армагеддона сошлись когда-то обитатели одной ранее существовавшей планеты Солнечной системы. Судя по всему, ни одну из сторон нельзя было поставить на сторону Добра, уж больно бесславно погиб мир неземной, а земной его пережил (Р.Брэдбери «Уснувший в Армагеддоне»).

Отголосок этого же эпизода прослеживается и в повести С. Николаева «Запискиангела». Во сне главного героя «стенка на стенку» идут люди, имеющие любые религиозные взгляды либо не имеющие таковых вообще. Красная и черная рати вступают в бой; персонаж гибнет, куда-то падая, и вскоре он наяву не выдерживает испытания злом. Похоже, решающая битва между Добром и Злом идёт беспрерывно, идёт повсеместно, идёт с переменным успехом, отражаясь в реальных поступках людей…

В мире похожем и непохожем на наш Сатана идёт на всё, чтобы пополнить Ад всё новыми душами. Разрушать его план по установлению вселенского господства Зла приходится простым людям, взявшим на себя обязанности сверхъестественных сил Смерти, Времени, Судьбы, Войны, Природы (Пирс Энтони… «Воплощение бессмертия»). Однако неплохо было бы выслушать доводы и другой стороны. Ознакомившись с ними, персонаж рассказа С. Логинова «Живые души» предпочёл стать добровольцем на стороне «тёмных» сил.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.