Приемная семья как форма защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: некоторые законодательные пробелы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Приемная семья как форма защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: некоторые законодательные пробелы

2020-12-06 90
Приемная семья как форма защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: некоторые законодательные пробелы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семья представляет собой незаменимый институт социализации ребенка, позволяющий ему овладеть базовыми социальными ролями. Снижение воспитательного потенциала современной семьи, с одной стороны, и объективная необходимость воспитания ребенка-сироты в семейных условиях, с другой, стали предпосылками создания альтернативного института воспитания детей, которые по различным основаниям лишены своего семейного окружения – института приемной семьи.

Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков, совершенно неподготовленных к жизни в обществе, к жизни в семье. Многие из них, в итоге, оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды. Возможно, что некоторые из данных проблем и призвана решить приемная семья.

В настоящее время органами власти всех уровней были приняты и реализованы решения, которые позволили поддержать различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократить их численность в интернатных учреждениях.

На протяжении последних четырех лет прослеживается тенденция увеличения численности детей, переданных в течение года на воспитание в семьи граждан, по сравнению с численностью выявленных в течение года детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2011 и в 2012 году устроено в семьи было на 17,8 % меньше детей, чем выявлено, тогда как уже в 2013 году разница составила 8 %, а в 2014 году впервые за последние годы, число детей, устроенных за год в семьи на 3,8 % превысило число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей [1].

Приемная семья предусмотрена Семейным кодексом Российской Федерации [2] как одна из трех форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем на практике, такая форма устройства детей на воспитание в семью является наименее востребованной, о чем свидетельствует незначительное количество созданных на сегодняшний день приемных семей. Этому можно найти много причин, в том числе и экономических. Но препятствием для последовательной реализации положений о приемной семье на практике служат и некоторые пробелы правовых предпосылок существующих форм устройства детей на воспитание и регламентации отношений, складывающихся в рамках приемной семьи.

Эта форма обустройства детей, оставшихся без попечения родителей, наибольшим образом адаптирована к условиям рыночной экономики. В связи с чем, приемная семья получает все большее распространение. Однако в процессе правоприменительной деятельности встают определенные пробелы в правовом регулировании правоотношений относительно приемной семьи.

Динамика роста и масштабы распространения сиротства стали характерными чертами социальной реальности современного российского общества, актуализируя необходимость изучения различных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому особую значимость приобретают исследования семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения [3].

Необходимо отметить, что приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к реальной жизни. Поэтому основной целью приемной семьи является создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся и в будущем, по достижении им совершеннолетия.

Как мы полагаем, что увеличение приемных семей в какой-то мере может способствовать ре­шению такой социальной проблемы, как безработица. Но, приходится констатировать, что к настоящему моменту времени приемные семьи пока еще не получили достаточно широкого распространения. Поэтому Минобразования России в Письме от 22 мая 2002 г. № 802/28-5 «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа» [4] отмечает, что как показывает практика, для функционирования приемной семьи недостаточно только придания ей правового статуса.

На примере этих семей, впервые решивших стать приемными, можно убедиться, что успех или неуспех подобного начинания зависит от позитивного об­щественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ. Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи, к ним относятся:

– недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах;

– законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации;

– ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей;

– отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям;

– данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации и многие другие [5].

Важно также отметить, что приемная семья выполняет все функции настоящих родителей, она может защищать интересы ребенка во всех инстанциях, то есть является его законным представителем. Приемные родители обязаны создавать комфортные условия проживания ребенка в семье, при этом не завышать, но и не занижать самооценку, помогая раскрыться его способностям. Фактически они становятся родителями-воспитателями, педагогами в своей семье. Следовательно, что недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института [6].

Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, и в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законами субъектов Российской Федерации, на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финансирование таких семей.

Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ, изложив его в следующей реакции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются в порядке и размере, определенных Правительством РФ. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный размер оплаты труда приемных родителей и дополнительные льготы приемным семьям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации».

Таким образом, в дальнейшем, в качестве первоочередной задачи видится принятие мер направленных на унификацию федеральных и региональных актов нормотворчества касающихся статуса субъектов правоотношений приемной семьи, договора с приемными семьями, материального обеспечения детей в данных семьях и ряда других. От этого в значительной степени зависит интенсивность, с которой данная форма заботы о детях будет развиваться во всех без исключения регионах России.

Список использованных источников:

1. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2014/3/ (дата обращения 12.09.2015).

2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1.  Ст. 16.

3. Мартынова Е. В. Проблемы толкования термина «приемная семья» // Сборник науч. тр. «Sworld». 2011. Т. 21. № 3. С. 66-68.

4. О проблемах приемных семей детских домов семейного типа: Письмо Минобразо-
вания России от 22 мая 2002 г. № 802/28-5 // Вестник образования. 2002. № 16.

5. Абрамов, В. И. Правовая политика современной России в сфере прав ребенка // Современное право. 2009. № 1. С. 27.

6. Дружинина Т. И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2014. С. 158–159.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.