Проблемы реализации принципа разделения властей — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Проблемы реализации принципа разделения властей

2020-12-06 76
Проблемы реализации принципа разделения властей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

на примере Республики Таджикистан

 

Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания.

В настоящее время принцип разделения властей проявляется в юридическом равенстве каждой из трех ветвей власти, которое выражается в том, что каждая из них - законодательная, исполнительная и судебная - имеет свою сферу деятельности, на которую другая ветвь не вправе посягать.

В Республике Таджикистан государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Конституция Республики Таджикистан, провозгласив республиканскую форму правления, установила взаимоотношения между центральными органами власти, характерные для президентской разновидности. Принцип разделения властей взят за основу отношений между высшими органами государственными власти и закреплен в нормах Конституции.

Законодательная власть в Республике Таджикистан, представлена Парламентом, высшим органом представительной и законодательной власти - Маджлиси Оли, который имеет исключительное право принятия законов государства. Никакая другая власть, никакой другой государственный орган подобным правом не обладает. В передаче Парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета.

Статья 48 Конституции Республики Таджикистан определяет структуру Маджлиси Оли как двухпалатного органа, который состоит из Маджлиси Милли (верхняя палата), а Маджлиси намояндагон (нижняя палата).

Маджлиси Милли состоит из 33 членов, 25 из которых избираются непрямым, тайным голосованием на совместных заседаниях депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов области, города Душанбе и районов города, городов и районов республиканского подчинения (совместно). Восемь членов Маджлиси Милли назначаются Президентом Республики Таджикистан. Каждый бывший Президент Республики Таджикистан является пожизненным членом Маджлиси Милли, если он сам не откажется от использования этого права. Маджлиси Милли действует на созывной основе.

Маджлиси намояндагон является постоянно действующей палатой парламента, его деятельность основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

Маджлиси намояндагон состоит из 63 депутатов. Выборы депутатов проводились по смешанной системе, когда одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе (41 депутат), а другая на основе системы пропорционального представительства политических партий (22 депутата). Депутаты Маджлиси намояндагон избираются сроком на пять лет.

Следует отметить, что при формировании Маджлиси Оли используется два различных способа формирования. Маджлиси намояндагон является палатой, которая формируется без участия других ветвей власти. В свою очередь, в формировании Маджлиси Милли активно принимает участие Президент Республики Таджикистан. Из этого следует, что исполнительная власть отчасти влияет на порядок формирования представительного и законодательного органа государства.

Кроме того, в современной схеме формирования парламента в Республике Таджикистан существует ряд недостатков.

Во-первых, это возможность избрания в члены Маджлиси Милли председателей местных хукуматов (органов исполнительной власти на местах), которые назначаются Президентом РТ и одновременно являются председателями местных представительных органов. Как показывает практика двух прошедших созывов Маджлиси Милли, из 25-ти человек, выдвинутых местными представительными органами в члены Маджлиси Милли, более половины являлись председателями местных хукуматов. Налицо слияние функций законодательной и исполнительной власти.

Во-вторых, политическая партия, набравшая от пяти до десяти процентов голосов избирателей, представлена в парламенте одним-двумя депутатами, что не дает ей возможности создать свою партийную фракцию в нижней палате парламента. Поэтому можно предложить увеличить число депутатов, избираемых по партийным спискам.

Не менее важным является определение порядка формирования органов исполнительной власти и, в частности, Президента Республики Таджикистан.

Пост Президента, избираемого всенародным голосованием, был введен в Республике Таджикистан решением Верховного Совета РТ от 31 августа 1991 года. Верховный Совет РТ 10 сентября 1991 года принял закон «О выборах Президента Республики Таджикистан». В соответствии с этим законом, 24 ноября 1991 года были проведенные первые всенародные выборы Президента Республики Таджикистан. Однако обострившаяся политическая ситуация, которая сложилась в Республике Таджикистан после выборов Президента РТ, завершилась гражданской войной и показала несостоятельность президентской власти в РТ на тот период времени. Исходя из этого, на 16-ой сессии Верховного Совета было принято решение об упразднении должности Президента РТ и передачи функций главы государства Председателю Верховного Совета. На этом первый этап становления института президентства в РТ было завершен.

Второй этап становления и развития института президентства в Республике Таджикистан связан с принятием и разработкой Конституции РТ. В марте 1994 года было подготовлено два варианта проекта Конституции РТ: президентская и парламентская. После долгих обсуждений комиссией по разработке Конституции было принято решение о вынесении на всенародное обсуждение только Конституции с президентской формой правления, и 6 ноября 1994 года, одновременно с референдумом о принятии Конституции РТ, были проведены президентские выборы. Таким образом, в Республике Таджикистан был воссоздан институт президентства. В дальнейшем институт президентства в РТ реформировался в 1999 и 2003 годах путем проведения референдумов по изменению и дополнению Конституции. Эти реформы касались и сроков полномочий Президента РТ.

Республика Таджикистан, являясь президентской республикой, избрала такую модель формирования президентской власти, при которой президент имеет прямой мандат, то есть непосредственно избирается народом. Статья 65 Конституции устанавливает, что: «Президент избирается гражданами Таджикистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет». Данная статья также устанавливает и избирательные цензы для кандидатов на пост Президента. Президентом Республики Таджикистан может быть лицо, достигшие 35-летнего возраста, владеющее государственным языком и постоянно проживающее на территории республики не менее последних 10 лет.

Таким образом, институт президентства в Республике Таджикистан формируется независимо от других ветвей власти. В структуру исполнительной власти, помимо президента, входит и правительство. Президент Республики Таджикистан по Конституции является главой правительства. Правительство является составной частью и важнейшим элементом механизма исполнительной власти.

Как правило, в президентских республиках правительство формируется в значительной степени по усмотрению главы государства, однако в некоторых государствах назначение главой государства министров требует одобрения парламента. К числу таких государств относится и Республика Таджикистан. В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Таджикистан, Президент назначает и освобождает Премьер-министра и других членов Правительства, представляет указы о назначении и освобождении Премьер-министра и других членов Правительства на утверждение совместных заседаний Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон.

При этом надо отметить, что согласие парламента Таджикистана носит во многом декларативный характер. Во-первых, Правительство Республики Таджикистан не нуждается в вотуме доверия со стороны парламента, во-вторых, Правительство не подотчетно парламенту, а, в-третьих, Конституция РТ не устанавливает механизма действий в случаях, когда парламент не утверждает указ о назначении на должность Премьер-министра и других членов Правительства.

Таким образом, следует констатировать, что в Республике Таджикистан влияние на формирование состава правительства со стороны парламента сведено к формальному согласию. Никаких рычагов воздействия на Правительство у парламента, по сути, нет.

Особое место в системе органов государственной власти занимает судебная власть как независимая самостоятельная ветвь государственной власти. Судебную власть осуществляют суды, которые, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, разрешая конфликты между ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона, являются эффективным элементом механизма сдержек и противовесов. Такой статус может быть обеспечен только при условии независимости судебной власти.

Что касается порядка формирования судебной власти в Республике Таджикистан, то она имеет ряд особенностей.

Во-первых, в Конституции провозглашается независимость судебной власти и осуществление ее от имени государства. При этом независимость судебной власти должна обеспечиваться путем установления длительного срока полномочий судьи. После референдума по изменению и дополнению в Конституцию 2003 года этот срок был увеличен до 10 лет.

Во-вторых, в 1999 году был создан специальный орган для первоначального отбора претендентов на судебные должности - Совет юстиции. На него, помимо функции первоначального отбора судейского корпуса, возлагается ряд других функций, таких как организация курсов повышения квалификации для судей, сбор и анализ всей информации по деятельности судов и т.д. Данный орган создан Президентом Республики Таджикистан, который и определяет количественный состав Совета юстиции Республики Таджикистан.

В-третьих, по Конституции в Республике Таджикистан предусматривается использование смешанной процедуры формирования судейского корпуса. Судей Конституционного Суда, Верховного Суда, и Высшего Экономического Суда по представлению Президента избирает и отзывает Маджлиси Милли. Судей низового звена назначает и освобождает от должности Президент по представлению Совета юстиции

Однако такое избрание не подпадает под понятие «выборности судей». Как отмечает М.В. Баглай, такой порядок, по которому судьи высших судов избираются парламентом по представлению главы государства равнозначно назначению, только производится оно двумя ветвями власти совместно. Проанализировав это, можно констатировать, что в Республике Таджикистан судебная власть полностью назначаема, и смешанная процедура формирования судейского корпуса является весьма условной. Во-вторых, возникает вопрос об обеспечения полной независимости судебной власти от других ветвей власти. Даже увеличение срока до десяти лет не дает полной гарантии независимости судей, так как за органами, назначившими судей, сохраняется право освободить их от занимаемой должности. Это право не совместимо с принципом независимости и несменяемости судей. До тех пор, пока Маджлиси Милли и Президент будут сохранять право освободить от должности судью, даже пожизненное назначение на должность судей не будет гарантией независимости судебной власти. Принцип несменяемости судей является одним из основополагающих демократических начал деятельности суда, а также служит гарантией подлинной независимости и стабильности в работе судей. Судья может лишаться своей должности только на основании установленных в законе требований, к числу которых можно отнести совершения судей преступления, достижения пенсионного возраста и ряд других.

Однако в статье 18 конституционного закона «О судах РТ» предусматриваются такие основания прекращения полномочий судей, как нарушения трудового законодательства и обнаружение несоответствия судьи занимаемой должности.

На наш взгляд, наличие в законе таких оснований прекращения полномочий судей противоречит принципу независимости судей и ставит судей в довольно уязвимое положение. Данные пункты носят расплывчатый и неконкретный характер. Если исходить из смысла закона, то судья может быть уволен за единожды совершенное им нарушение трудового законодательства. При этом в соответствии с Трудовым кодексом РТ, каждое уволенное лицо может обжаловать свое увольнение в суде. Однако судьи освобождаются от должности указами Президента РТ. Указы Президента РТ, носящие индивидуальный и ненормативный характер, не подлежат рассмотрению Конституционным Судом. Таким образом, судья не может обжаловать свое освобождение от должности за нарушение трудового законодательства. Это правило относится и к другим основаниям отстранения судьи от должности.

Не менее важным вопросом является порядок назначения Председателя Конституционного Суда РТ. По действующей Конституции Президент представляет кандидатуры Председателя Конституционного Суда Маджлиси Милли наравне с кандидатурами остальных судей Конституционного Суда, тем самым лишая права судей каким-либо образом участвовать в определении Председателя Конституционного Суда. На наш взгляд, право избирания Председателя должно быть предоставлено самим судьям.

Также много вопросов вызывает и ряд полномочий, которыми наделен Совет юстиции и которые, на наш взгляд, противоречат принципам независимости судебной власти. В частности, Совет юстиции наделен контрольными полномочиями в отношении судов. Так, в соответствии со статьей 98 Конституционного закона «О судах РТ», Аппарат Совета юстиции проверяет расходование судами финансовых и материальных ресурсов, а также проверяет организационную деятельность судов. Наделение полномочиями по контролю над судами органа исполнительной власти, которым является Совет юстиции, не способствует обеспечению независимости судебной власти.

В заключении следует отметить, что порядок формирования органов государственной власти в Республике Таджикистан определяется Конституцией. Так как Таджикистан по форме правления является президентской республикой, то и в формировании органов государственной власти активное участие принимает Президент. Как было показано выше, он участвует в формировании практически всех органов власти. В свою очередь, Президент избирается непосредственно народом и другие органы власти не участвуют в формировании должности Президента. Что касается парламента, то он косвенно участвует в формировании Правительства и высшего судейского корпуса. Много вопросов вызывает и порядок формирования судебной власти. Она фактически не участвует в своем формировании. Этот факт ставит в зависимое положение судебную власть.

Механизм сдержек и противовесов в Республике Таджикистан нуждается в существенной доработке.

Прежде всего, это касается вопроса взаимоотношения Президента и Маджлиси Милли. Дело в том, что Маджлиси Милли формируется местными маджлисами народных депутатов. При этом представительную и исполнительную власть соответствующих административно -территориальных единиц возглавляет председатель, который назначается Президентом. В результате получается, что Президент назначает главу местного маджлиса народных депутатов, который имеет право быть избранным в Маджлиси Милли. В результате получается, что Президент назначает не восемь членов палаты, а теоретически всю палату. В этой связи нам кажется необходимым, дополнить статью 50 Конституции, которая устанавливает круг лиц, которые не могут быть членами Маджлиси Милли и включить в этот список и председателя местного маджлиса народных депутатов.

 

Петрова Екатерина Юрьевна,

студентка 312 С учебной группы заочной формы обучения Поволжского

(г. Саратов) института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.