Практическое применение этих источников — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Практическое применение этих источников

2020-12-06 65
Практическое применение этих источников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отдельные религиозные источники особенно хорошо подходят для борьбы с иррациональными идеями, связанными с чувствами отчаяния, страха или отчуждения. Этот раздел посвящен соотнесению источников с одной из этих категорий оценки. Приведенный ниже перечень необходимо прочесть, однако не следует забывать, что человеческая душа и Божья благодать удивительны и таинственны. Поэтому к этому перечню нельзя подходить логически, как невозможно и использовать его для исследований. Более того, содержание этого перечня носит чисто предположительный, но никак не исчерпывающий характер.

Отчаяние. Отчаяние — это потеря уважения к себе, стыд, самобичевание и обвинение других людей, которые исходят из неприятия Божьей милости. В данном случае прихожанину могут помочь такие источники и действия, которые помогут ему понять, что есть Божья милость. Вот они:

• обряд исповедания (раскаяния, примирения)

• беседа с пастором, носящая характер исповеди

• участие в общине завета, в которой царит атмосфера взаимопонимания и любви

• изучение и размышление над тем, что есть Божья милость, посредством Писания, традиции, современной теологии и этики

• сосредоточение на приятии Божьей благодати и вере в Божью любовь во время молитвы (благодарности)

• молитва исповедания

• прощение других людей как духовная заповедь

• возмещение ущерба обиженным

• молитвы о внутреннем исцелении или исцелении духовном

Страх. Страх — это ощущение ужаса перед фактом беспомощности и смерти. Чувство страха исходит из доверия к тому, что невечно, проходит. Ему можно противопоставить источники и действия, отвлекающие человека от выводящих из равновесия обстоятельств, обращая его к радости ощущения Божьего присутствия, Божьей любви и силы:

• участие в богослужении с другими христианами

• размышление (созерцание)

• молитвы восхваления и прославления

• отдых, развлечения и занятия спортом (практические способы насладиться Божьим творением)

• изучение и размышления о том, как проявляется Божья сила в Его творении, об освобождении израильского народа, о воскресении Иисуса, жизни святых по Писанию и по традиции, о втором пришествии.

Отчуждение. Отчуждение — это забота человека о самом себе, причиной которой может быть страх перед будущим, вина в чем-то, что случилось в прошлом, и разочарованность в настоящем. Отчуждению можно противопоставить источники и действия, которые воспитывают в человеке самоотдачу или не дают человеку разочароваться в окружающем. Вот некоторые из них:

• обряды посвящения: крещение и другие церемонии, которые включают крещение в отдельных обстоятельствах (то есть миропомазание, бракосочетание, рукоположение и т.д.)

• участие в служении общины завета

• ходатайственная (заступническая) молитва

• молитвы благодарения (борьба с разочарованием)

• источники, которые противостоят чувствам отчаяния и страха (см. выше)

• изучение и размышления об Иисусе как о примере для нас, о призыве к ученичеству и служению, о прощении и примирении согласно Писанию, традиции, теологии и этике.

Эти перечни охватывают весьма широкие категории. Исходя из этих общих положений, пастор и прихожанин должны разрабатывать конкретные действия. Например, отчаявшийся человек захочет поразмышлять над 8-м стихом 5-й главы Послания к римлянам («Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»). Каким образом прихожанин размышляет над этим стихом — это определяется его опытом и нуждами. Когда источники, полностью соответствующие проблемам и опыту прихожанина, найдены, они становятся эффективным способом борьбы с иррациональными идеями.

ПОДГОТОВКА ПАСТОРА

Под подготовкой пастора я подразумеваю способность пастора применять религиозные источники, чтобы помогать другим людям. В дополнение к практической подготовке есть два способа развить у пастора способность использовать эти источники: академическое изучение и личная практика. Академическое изучение этих источников — это исследование их значения и возможностей применения. Личная практика, наоборот, подразумевает их практическое применение в качестве «орудия благодати», инструмента, который Бог использует для того, чтобы в нас было больше любви. Использование этих источников с целью изменить человека отличает личную практику от пасторской подготовки и академического изучения. В этом разделе мы и поговорим о личной практике и академическом изучении.

Академическое изучение

Академическое изучение религиозных источников — важный процесс, потому что их значение, а следовательно, и необходимость применения, не всегда очевидны. Поскольку пасторы используют эти источники для сообщения информации и спора, они должны знать, как многочисленны источники, способные донести Благую Весть до прихожан. Например, Мэри Петерсон и Джон Кинг познакомились с Питером Джонсоном, пастором церкви, расположенной недалеко от их университета, чтобы приготовиться к свадьбе. Мэри и Джон — зрелые христиане, которые регулярно посещают в колледже группу по изучению Библии. Они сказали пастору, что хотят венчаться в церкви. В качестве подготовки они прочли главу 5 Послания к ефесянам, и у них возник спор по поводу 22-го стиха: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Ответ Питера Джонсона зависит от его понимания двух вопросов: Что означает этот стих? Как мы должны ответить на него сегодня?

Что означает этот стих? В течение долгого времени толкователи считали, что этот стих призывал жен подчиниться мужьям и по сравнению с ними стоять как бы ниже по положению.

В настоящее время серьезные исследователи Библии иначе понимают этот стих. Исследуя грамматику греческого языка Нового Завета, его формы и исторический контекст, они пришли к выводу, что 22-й стих является прямой иллюстрацией 21-го стиха: «Повинуясь друг другу в страхе Божием». Если следовать этой логике, то 25-й стих — «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» — является параллельной иллюстрацией повиновения (Garland, Garland, 1986, chap. 2). Как мы видим, простое на первый взгляд утверждение может оказаться не таким простым, как кажется. И пастор Джонсон должен был решить, что означает этот стих, после его серьезного изучения.

Кроме того, ему предстояло ответить и на второй, более сложный вопрос: Как мы должны воспринимать этот стих сегодня? Различные варианты ответов на эти вопросы связаны с ответом на методологический вопрос. Насколько важны традиции, каково мировосприятие современного человека, и как сегодня человек истолковывает Библию?

Как мы уже увидели в только что приведенном примере, академическое изучение — важный процесс, потому что ответы на подобные вопросы зависят от того, как подойдет к ним пастор. Чтобы помогать людям, пастор должен учиться и уметь находить правильный подход к ним. При этом он должен работать не только над проблемами других людей, но и над своими собственными, и таким образом учиться находить правильные решения в самых различных ситуациях.

Личная практика

Как мы уже говорили, личная практика — это практическое применение религиозных источников в качестве «орудия благодати», инструмента, который Бог использует для того, чтобы в нас было больше любви. Религиозные источники производят перемены в человеке по меньшей мере тремя способами: 1) они помогают ему почувствовать присутствие Христа, чтобы поддержать его в трудные минуты; 2) они противостоят иррациональным идеям и помогают воспринять Благую Весть; 3) некоторые из источников (пастор, община завета, обряды) служат социальной поддержкой. В своей личной практике пасторы используют значение благодати иначе, чем прихожане.

На личную практику часто оказывает воздействие такой фактор, как академическое изучение. Изучение дает информацию для практики. Чем лучше мы понимаем значение источников, тем больше у нас возможности применить их на практике. Поэтому, если продолжить только что приведенный пример, получается, что чем больше Питер понимал главу 5 Послания к ефесянам и современный взгляд на проблемы семейной жизни, тем легче ему было применить все это к своей семейной жизни. Кроме того, личная практика посредством опыта привносит дополнительные знания и авторитет в академическое изучение. Наша способность уверенно отсылать людей к тем или иным источникам и правильно их использовать зависит от нашей личной практики. Если опять продолжить вышеупомянутый пример, опыт семейной жизни Питера Джонсона по тем принципам, о которых говорят Послание к ефесянам, каноны, современный взгляд на проблемы семейной жизни, помогает ему лучше понимать эти источники.

Использование пастором Писания, традиции, теологии и этики часто зависит от академического изучения, поскольку в первую очередь критический подход связан с размышлением. Этот феномен аналогичен изучению способности оказывать помощь (описанному во 2-й главе), когда движение от подсознательной некомпетентности к сознательной некомпетентности приводит человека к разочарованиям. Подобным образом студенты приходят в смущение, двигаясь от минимальных знаний о Библии к критическому знанию исторического контекста, источников, различий между оригинальным текстом и переводом, различных взглядов между отдельными книгами Библии. Тем не менее как уверенные действия в выполнении какой-нибудь работы приходят с практикой, так же и более здравые рассуждения приходят по мере все более углубленного процесса обучения и молитвы. Награда за такие усилия состоит в том, что чем больше мы знаем Писание, традиции, современную теологию и этику, тем больше вероятности, что мы сможем правильно применить эти источники на практике, и тем меньше вероятности, что мы совершим ошибки или подойдем к проблеме упрощенно.

Пасторы, изучающие обряды и их проведение, часто испытывают трудности, схожие с теми, что возникают при изучении Писания, традиции, теологии и этики. Средство преодолеть их простое — как можно чаще участвовать в проведении обрядов до тех пор, пока критический подход не начнет помогать в работе, а не отвлекать от нее. Для многих людей участие в обряде в качестве руководителя тем более мешает сосредоточиться, поскольку такой труд требует большой ответственности. Разработка подробного плана богослужения, репетиции и молитвенная подготовка лидеров — вот три стратегии, помогающие руководителям служений.

Многие пасторы любят помогать другим, но не любят, когда о них самих кто-то заботится. Тем самым они избегают использования такого источника, как сам пастор. А между тем этот источник важен, потому что способность пастора помогать другим во многом связана с тем, как самому пастору помогали в жизни. Пасторы помогают друг другу по-разному. Во-первых, помощь, оказанная пастору, позволяет ему почувствовать себя в роли прихожанина, развивая таким образом эмпатию Во-вторых, в таком процессе люди, помогающие пастору, дают ему возможность узнать про те его качества, которые видны со стороны, но которых сам он не замечает В-третьих, оказывая помощь друг другу, пасторы помогают друг другу испытать Божью любовь. И в-четвертых, они помогают друг другу решать трудные вопросы. Опыт в работе с такими вопросами делает пастора мудрым и авторитетным при оказании помощи людям Кроме того, надо помнить и о таких вспомогательных факторах, как наблюдение за работой пастора, руководство в молитве, призвание к служению, размышление над собственными стрессовыми ситуациями

Общины завета. Общины завета помогают пастору различными способами, и многие пасторы также испытывают трудности в использовании этого источника. Однако общины, состоящие из трех и более человек, обладают рядом преимуществ по сравнению с общинами «пастор-прихожанин». Одно из них — большая возможность ответной помощи со стороны прихожан. Второе, относительное, преимущество состоит в возможности обнаружить свои чувства и мысли среди большого числа людей (то есть приписать другому человеку чувства и мысли, которые находятся во мне, но в которых я не уверен). И действительно, в группе часто встречаются люди, которых мы любим или не любим, потому что замечаем в них те чувства, мысли, отношение к людям, над которыми нам самим надо работать. Когда такая группа помогает нам понять, что какая-то особенность свойственна именно нам, а не кому-то другому, мы лучше осознаем в себе эти качества, развивая способность к самооценке и самопознанию. Кроме того, процесс обучения работе с людьми в группе способствует развитию эмпатии и уважения к людям — третья положительная черта общины завета. Учебная группа — это главная община завета, помогающая пасторам развить свои способности. Другие важные для пастора общины завета — это группы наблюдателей и группы поддержки коллег.

Молитва. Молитва — мощный источник, открывающий пастора для Божьей любви и силы. И хотя вклад в развитие взаимоотношений с Богом вносит всякая молитва, что является основанием для самооценки и самопознания пастора, я ограничусь двумя из них, которые в первую очередь способствуют развитию способностей у пастора, — это размышление и ходатайство.

Размышление. Известно серьезное психологическое исследование, касающееся воздействия нерелигиозных форм размышления на консультантов. (Обратите внимание: в большинстве нерелигиозных работ продолжительное внимание, не подверженное отвлечению, называется медитацией). Каррингтон (1982), подводя итоги этого исследования, заметил, что размышление развивает у консультантов прежде всего эмпатию, то есть восприимчивость к невербальным данным, способность внимательно слушать в течение многих часов, терпимость к негативной реакции пациента и знание проблем пациента.

Христианское размышление приносит ту же пользу тем, кто регулярно его применяет. Мы обнаружили, что ежедневная молитва-размышление также способствует развитию эмпатии у пасторов. Такую молитву можно провести непосредственно перед разговором пастора с прихожанином, почувствовав ее выгодную сторону и использовав ее в дальнейшем разговоре. Таким образом, размышление — это молитва, помогающая пастору ощутить себя в присутствии Бога и открыть себя людям.

Ходатайство. Молитва ходатайства важна для пасторов по нескольким причинам. Во-первых, такая молитва дает целостное видение проблемы; посредством такой молитвы пастор начинает видеть прихожан в Божьем свете, а не во тьме чисто человеческой оценки. Во-вторых, ходатайство сближает пастора и прихожанина, потому что молитва за людей усиливает чувство заботы об этих людях. В-третьих, такая молитва дает силы помогать другим людям. Если первые две причины показывают, что молитва ходатайства усиливает чувство заботы пастора о людях, то третья причина говорит о конкретной помощи людям. Все вместе они показывают, что ходатайство — сильное средство в деле заботы пастора о прихожанах. Студенты убедились в том, что это так, когда молились каждый день за других студентов из своих учебных групп.

Таким образом, личная практика в применении религиозных источников должна быть частью обучения и регулярного служения пасторов, потому что таким образом они могут испытать Благую Весть, способную сделать из нас более опытных пасторов

КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ

В этой главе мы обсудили семь религиозных источников как средство, дающее возможность помочь прихожанам изменить свои взгляды, обусловившие негативные чувства и поведение. Речь шла о пасторской теологии перемен, сопутствующих источниках и их практическом применении, а также о том, каким образом приготовиться к их использованию.

Главный тезис пасторской теологии перемен состоит в том, что способность добиваться в людях перемен — это духовный дар, который должны принять и пасторы, и прихожане. Наша природа и греховность не дают нам возможности этого сделать. Поэтому, чтобы оказать помощь в этих усилиях, модель метанойи использует социальное влияние, методы решения проблем и религиозные источники.

К социальным влияниям и методам решения проблем прибегают многие люди, но Писание, традиция, современная теология и этика, общины завета и обряды — это уникальные средства, которыми пользуется пастор Поэтому, для того чтобы научиться применять эти уникальные инструменты, пасторам необходимы академическое изучение и личная практика.

Упражнение

Практическое применение религиозных источников.

Выберите одну из тех ваших проблем, над которой вы уже работали во 2-й стадии (например, проблему, над которой вы работали в упражнении 3 в 5-й главе). Составьте письменно молитву или выпишите отрывок из Библии, стараясь выразить ту христианскую истину, которую вам надо повторять Вдумчиво читайте эту молитву или отрывок из Писания по нескольку минут ежедневно на протяжении двух недель. Через две недели запишите, как повлияла эта работа на ваши взгляды и на вашу проблему.

Глава 7

Задача прихожан в 3-й стадии разговора состоит в том, чтобы разработать и составить план по изменению своих мыслей (внутреннее поведение) и поступков (внешнее поведение), чтобы потом можно было эффективнее решить свои проблемы и чувствовать от этого радость. Поскольку разработка и составление такого плана — трудный процесс, то, чтобы поддержать прихожанина в его усилиях, пастор должен обладать навыками руководства

Три составных элемента руководства — это определение цели, разработка программы и составление плана. Определение цели — это выбор конкретного объекта и определение таких путей решения связанных с ним задач, которые соизмеримы, управляемы и значимы. Разработка программы — это выработка плана для достижения цели, которая включает: выбор действий, разработку этих действий и работу над дополнительными деталями. Составление плана — это подготовка к выполнению этой программы, которая подразумевает просмотр программы и, если необходимо, ее повторение или переработку.

Навыки руководства вырабатываются на основе навыков присутствия и обращения. Работа, проводимая пасторами в 3-й стадии, основана на взаимоотношениях и информации, которые определяются процессом присутствия 1 -и стадии и новыми взглядами, выработанными на 2-й стадии. Далее присутствие и обращение используют для того, чтобы осуществить задачу руководства. Присутствие помогает пасторам исследовать чувства прихожан и содержание разговоров с ними в процессе разработки и составления плана. Обращение дает пасторам возможность противостоять любым взглядам, которые мешают определить цель, разработать программу и составить план.

Приведенный ниже разговор — продолжение беседы, которая началась в 5-й главе между Дорис Томас и посетителем Сэмом Питерсом. Этот отрывок иллюстрирует применение руководства, присутствия и обращения в 3-й стадии разговора.

ГОЛОС БОЛИ

В предыдущей части разговора Сэм жаловался на то, что ему трудно посещать Джеймса, умирающего прихожанина. В этой части разговора стало ясно, что настоящая проблема кроется в навязчивой идее Сэма, предполагающей, будто чувство боли во время служения — показатель того, что он плохой посетитель. Дорис напомнила Сэму, что Иисус испытывал боль во время служения и что она, как и многие другие служители, тоже прошла через это. Эта часть разговора начинается с повторения последней фразы Сэма из предыдущей части.

Разговор

Сэм: Я чувствую себя лучше, потому что не я один испытываю боль при служении... и... то, что касается моей идеи, которая усугубляет мою проблему... во всем этом вы помогли мне. И теперь я хотел бы знать, что мне делать с тем голосом, который я продолжаю слышать?

Дорис: Что вам приходит на ум?

Сэм: Ничего особенного.

Дорис: А что вы делали в таких ситуациях в прошлом?

Сэм: Я не знаю... Дайте подумать... Я обычно слышал такие голоса всегда, когда летал самолетом. Я всегда очень нервничал, когда садился в самолет. Но я продолжал летать — моя работа была связана с частыми дальними поездками, и спустя какое-то время они меня уже не беспокоили. Я полагаю, что просто продолжал летать, не обращая внимания на эти голоса, и постепенно они меня оставили.

Дорис: Итак, один из способов вашей борьбы с этими голосами состоял в том, что вы продолжали работать, не обращая на них внимания.

Сэм: Да.

Дорис: А вы не пробовали такое средство, как разговор с самим собой?

Сэм: В такие моменты я все время говорил себе, что летать самолетом намного безопаснее, чем ехать автомобилем. Я смотрел вокруг себя, на других людей, и говорил себе: «Они справляются с этой проблемой, значит, и я могу с ней справиться».

Дорис: Так, значит, кроме того, что вы летали, не обращая внимания на эти голоса, вы еще боролись с этими голосами, повторяя противоположные идеи.

Сэм: Да. И это тоже помогало. (Говорит с энтузиазмом.) Сейчас я на этот счет почти и не беспокоюсь. (Дорис реагирует: «А-а») (Пауза.) Я бы хотел гак же действовать, посещая Джеймса.

Дорис: Ваша цель состоит в том, чтобы голос, который говорит, что вы не должны испытывать боль при посещении Джеймса, не мешал вам, как когда-то вы это сделали с голосами, мешавшими вам во время полетов.

Сэм: Ага, абсолютно точно. Я хотел бы преодолеть эту трудность так же, как когда-то мне это уже удалось.

Дорис: Как вы собираетесь это делать? Что, по-вашему, должно произойти, чтобы вы могли сказать, что в вас что-то меняется?

Сэм: Трудно сказать. Как вы поступаете с такими голосами и как определяете цель?

Дорис: Да, это трудно, но такие цели и средства важно определить, чтобы потом вы могли отметить, что в вас наметился какой-то прогресс.

Сэм: Хорошо. Что вы думаете о такой идее — спустя месяц после нашего разговора такой голос уже не должен мешать мне так же сильно. Как вы думаете, такая цель приемлема? Я не могу придумать ничего более определенного.

Дорис: Вы хотите, чтобы спустя месяц после сегодняшнего разговора этот голос беспокоил вас меньше. Звучит оригинально. И вы чувствуете, что справитесь с этим?

Сэм: Да. Вполне.

Дорис: А что вы собираетесь делать, чтобы голос мешал вам меньше?

Сэм: Я думаю, что мне надо действовать так же, как и во время полетов. Я буду навещать Джеймса в два раза чаще (раз в неделю, а не раз в две недели) и буду постоянно говорить себе то, что вы сказали мне о боли, которую я испытываю, — это не показатель того, что я плохой посетитель. Я просто буду помнить, что Иисус тоже страдал от боли в Гефсиманском саду, но не отворачивался от нее. И что другие пасторы тоже испытывают боль.

Дорис: А как вы будете напоминать себе об этом?

Сэм: Я не знаю, как-то не думал над этим.

Дорис: Каким образом вам легче будет об этом помнить?

Сэм: Я могу делать то же, что делал во время полетов. При одной мысли об этом я тут же буду напоминать себе об Иисусе и о других пасторах.

Дорис: Вы считаете, что это может вам помочь?

Сэм: Да.

Дорис: Когда вы сможете оценить, насколько такой метод действен? Вы знаете сильные и слабые стороны вашего плана?

Сэм: Я думаю, что в трехнедельный испытательный срок это уже будет видно. (При том, что контрольные встречи будут проходить каждые две недели.)

Дорис: Хорошая мысль. Не могли бы вы повторить мне ваш план?

Сэм: Моя цель состоит в том, чтобы к концу месяца с момента сегодняшнего разговора как можно меньше реагировать на этот голос. В этом мне помогут более частые визиты к Джеймсу и напоминания себе о том, что пережил Иисус и переживают другие пасторы. Вот такой план. А-а, да, чуть не забыл. Во время испытательного срока я буду рассказывать вам и всем остальным, насколько этот план эффективен.

Дорис: Думаю, что план хорош. Как вы считаете?

Сэм: Думаю, что он действительно хорош для решения таких проблем. Я уже чувствую себя лучше. И горю желанием действовать.

Дорис: Хорошо. С нетерпением жду от вас новостей и следующей нашей встречи.

Анализ

Выше приведена 3-я стадия разговора. В этой стадии Дорис, пастор, осуществляет руководство Сэмом, прихожанином, в разработке плана действий, цель которого — изменить мнение о значении боли, которую Сэм чувствует при посещении умирающего прихожанина Джеймса.

Эта часть разговора начинается с предложения Сэма перейти к 3-й стадии. Дорис старается уточнить, что собирается делать Сэм, но он ничего не может сказать по этому поводу. Тогда Дорис пытается помочь Сэму в том, что он уже может сказать относительно своего плана. Сэм вспоминает свой прошлый опыт. Дорис пересказывает то, что сказал ей Сэм, чтобы помочь ему исследовать свои ощущения и сосредоточиться на том, что ему уже известно. Такая стратегия помогает Сэму поставить перед собой цель.

Далее Дорис и Сэм работают над определением цели. Дорис начинает пересказывать то, что сказал Сэм, чтобы он мог понять цель, которую ставит перед собой и которая поможет ему избавиться от беспокойства при посещении Джеймса. После того как Сэм подтверждает ее пересказ, Дорис опять использует уточнение, чтобы помочь Сэму сделать его цель более конкретной. Он не хочет конкретизировать такую цель, поэтому Дорис подчеркивает и объясняет необходимость такого шага. На этот раз Сэм ясно выражает конкретную задачу — через месяц голос при посещении Джеймса должен мешать ему меньше. Дорис повторяет эту задачу, исследуя ее и помогая исследовать ее Сэму, подтверждает ее, а затем хочет узнать, что по этому поводу думает Сэм. Сэм утверждает, что такая цель ему нравится.

После того как цель определена, Дорис и Сэм переходят к разработке плана. Дорис предлагает Сэму обсудить план, используя уточнение. Он отвечает, что будет посещать Джеймса каждую неделю и будет противостоять голосу, повторяя то, что ему говорила Дорис, — Иисус тоже испытывал боль. Дорис уточняет, чтобы увидеть, как конкретно он собирается при этом действовать. Сэм отвечает, что здесь вполне подойдет тот способ, который он применял в таких случаях раньше. Дорис на этот раз уже не требует более подробного ответа. Она просто предлагает Сэму оценить этот план и соглашается с ним.

В самом конце этой части разговора они обсуждают исполнение плана. Дорис просит Сэма повторить весь план, чтобы помочь ему увидеть, полезен он или нет. Сэм внимательно оценивает его и выражает восторг. Дорис заканчивает разговор, проявляя интерес к тому, какие перемены произойдут позднее, таким образом и одобряя план, и подчеркивая важность результатов в будущем.

ТЕОЛОГИЯ РУКОВОДСТВА

Теологию руководства модели метанойи можно свести к одной фразе — Дух Святой есть наш водитель. Именно Дух, а не пастор привносит перемены в нашу жизнь (Ин. 14:26; 16:12-13; Гал. 5:22-23). Дух Святой говорит с человеком напрямую и открывается в его чувствах, переживаниях, действиях и мыслях.

Поскольку Дух Святой говорит с прихожанами напрямую, задача пастора состоит в том, чтобы на основе своего знания религиозных источников и планирования помочь прихожанам осуществить эти планы. Как правило, пасторы не применяют свои навыки для того, чтобы составлять план за прихожан. В примере с Дорис и Сэмом Дорис использовала свои знания, чтобы задавать вопросы, которые помогли бы Сэму составить план действий. Она спрашивала: «Как вы собираетесь это делать? Что вы собираетесь делать, чтобы голос мешал вам меньше? Как вы будете напоминать себе об этом?». Только один раз она высказала совет: «Такие цели и средства важно определить, чтобы потом вы могли сказать, что в вас наметился какой-то прогресс».

Важный прием, помогающий прихожанам определить, что им говорит Дух Святой, — это вопросы типа: Как вы думаете, к каким действиям призывает вас Бог в такой ситуации? Что конкретно вы можете предпринять, чтобы исполнить этот призыв? Как вы поступали в подобных ситуациях раньше? Как вы думаете, в чем состоит ваша цель? Каким образом, по-вашему, вы можете достичь этой цели? Молитесь ли вы об этом? После того как прихожане определят цель и разработают план, важно спросить их о том, что они думают о нем, считают ли они его выполнимым для себя или нет. Такие вопросы задают в надежде на то, что Дух Святой поможет пастору и прихожанину распознать Божий призыв.

Пасторы и прихожане могут с уверенностью прислушиваться к Духу Святому, зная, что план Духа будет полностью соответствовать опыту, личности, способностям прихожанина и обстоятельствам его жизни. Единственный способ определить, что этот план вдохновлен Духом Святым, состоит в том, чтобы убедиться в его соответствии характеру прихожанина и в том, что он дает ему свободу действовать, оставаясь самим собой. И наоборот, планы, в основе которых лежат чувства страха, отчаяния или отчуждения, будут давить на прихожанина, заставляя его действовать неестественно. Следуя нечестивым планам, прихожане создают себе массу проблем, пытаясь оправдывать себя, не решая при этом реальных проблем, исходящих от страха или отчуждения, или действуя не так, как учит Благая Весть.

Разговор Дорис Томас с Сэмом Питерсом в начале этой главы — типичная модель индуктивного руководства. Дорис сначала спросила Сэма, какой план ему приходит на ум. Когда Сэм сказал, что никакой, она не стала торопить события; вместо этого она задавала дополнительные вопросы с целью помочь ему определить задачу. Каждый раз, когда Сэм выдвигал какие-то идеи, она пересказывала их, чтобы помочь ему их исследовать. Она также спросила его, что он думает по поводу своего плана. Все это вместе было стратегией, преследовавшей задачу помочь Сэму ощутить водительство Духа Святого.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ

В 3-й стадии разговора перед прихожанином стоит задача разработать и составить план перемен в мыслях и действиях. Пастор помогает прихожанину преодолеть трудности таких перемен. В связи с этим каждое необходимое для этого условие рассматривается здесь в ином ключе, чем в разделе, посвященном 2-й стадии.

Конкретность

Конкретность — это ключевое понятие руководства, поскольку это качество делает планы более эффективными. Если же цель или план слишком неопределенны, то становится невозможным преодолеть какие-либо трудности. И действительно, когда у нас нет ясного плана в каком-то новом деле, лучше вернуться к старому пути, следуя которым, мы по крайней мере знаем, как поступать. Кроме того, неясность часто свидетельствует о нашем нежелании перемен. Например, если в своем плане человек не хочет определить конкретное время, место или действия для выполнения намеченной задачи, это уже говорит о его нежелании поступать по этому плану.

В разговоре между Дорис и Сэмом Дорис предложила конкретнее определить пути достижения цели, стратегию действий, задавая конкретные вопросы. Поскольку конкретность — это ключевое условие, Дорис в этой стадии часто применяет уточнение. Более того, используемые ею уточнения звучат так, что побуждают собеседника конкретизировать свои идеи.

Эмпатия

Эмпатия, способность рассмотреть ситуацию с позиции собеседника, остается важной и в этой стадии разговора, но она направлена на чувства, переживания, поступки и мысли прихожанина, имеющие отношение к плану. Поэтому, как мы уже отметили выше, Дорис в своих пересказах и уточнениях конкретна. Она пытается выяснить, что Сэм собирается предпринять, чтобы изменить свои идеи, и что он думает по поводу плана, над которым они работают. Присутствие помогает и Сэму, и Дорис осознать, что через мысли и реакцию Сэма говорит Дух Святой.

Конкретность и эмпатия применяются и при составлении плана, и в последующих разговорах на эту тему. Уважение и искренность приходят им на смену в этих разговорах, в которых идет оценка того, как выполняется намеченный план.

Уважение

Уважение этой стадии отличается тем, что оно направлено на решение прихожанина провести перемены в своей жизни. Поэтому пастор выражает «условное» уважение — в зависимости от ситуации одобряет действия прихожанина, соответствующие его планам перемен, или негативно относится к его действиям, если они таким планам и решениям прихожанина не соответствуют. Мы назвали его условным, потому что оно предусматривает принцип «если - тогда»: если прихожанин предпринимает шаги, которые он выбрал, они достойны уважения; если нет, то ни о каком уважении не может быть и речи.

Искренность

В 3-й стадии пасторы наиболее искренни. Они свободнее выражают свою реакцию (включая условное уважение и опыт пастора в перемене поведения) на цели и планы прихожан, поскольку пасторы помогают прихожанам осуществить их планы, а не планы пастора. Поэтому пасторам нет необходимости сдерживать себя, боясь навязать свою волю прихожанам. Прихожане часто нуждаются в реакции пастора, чтобы почувствовать поддержку в решении противостоять внутренним и внешним силам, противящимся переменам.

Если мы хорошо усвоим эти рекомендации по применению навыков руководства — Дух Святой есть наш водитель, конкретность — ключевое условие руководства в 3-й стадии, тогда мы готовы говорить о выборе цели, разработке программы и составлении плана.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ

Определение цели — это выбор конкретного объекта и поиск таких путей решения связанных с ним задач, которые соизмеримы, управляемы и значимы. Иган (1982, р. 105) определяет цель, как «то, что хочет делать или осуществлять клиент для того, чтобы более эффективно решить проблему или какую-то ее часть». Цель — это стержневой элемент в разговоре пастора с прихожанином. Весь процесс исследования и понимания является подготовкой к определению цели; весь процесс разработки программы и составления плана направлен на достижение уже поставленной цели.

Выбирайте конкретную цель

Важно выбрать конкретную цель, потому что цель задает направление программе. Некоторые люди в первую очередь думают о неопределенных шагах или общих целях, которые настолько широки, что трудно заострить внимание на чем-то одном. Утверждение «Мне нужно предпринять что-то в моем служении» — типичный пример неопределенного плана. «Я бы хотел лучше проводить служение пасторской заботы» — пример общей цели. Первый шаг в определении цели должен быть конкретным, например: «Я намерен улучшить свою способность к отклику». Данный уровень конкретности уже ясно показывает, какая программа должна помочь пастору.

Выбирайте достижимую цель

Второй шаг состоит в том, чтобы определить соизмеримые, управляемые и значимые пути решения связанных с этой целью задач. От этих характеристик зависит дальнейшее направление разработки программы.

Цель соизмерима, если она предусматривает точные временные рамки, а ее предположительные результаты поддаются проверке. Например, высказывание «Я намерен улучшить свою способность к отклику» нельзя рассматривать как постановку соизмеримой цели, потому что в нем нет временных рамок и нет конкретной цели для улучшения. Утверждение «К концу семестра я должен в два раза чаще отражать чувства в разговорах с прихожанами» уже содержит необходимые элементы соизмеримости. Соизмеримая цель помогает в разработке программы и составлении плана, задавая конкретные сроки и масштаб деятельности.

Цель управляема, если исходит от прихожанина, если у прихожанина есть источники для ее выполнения и если она находится под контролем прихожанина. Если прихожанин понимает, что цель ему навязана, значит, она не исходит от него. Та цель, которая не исходит от него, обычно либо отвергается, либо осуществляется без вмешательства и творческой деятельности самого прихожанина

Цель нельзя также считать управляемой, если она требует больше времени, средств, таланта или подготовки, чем есть у прихожанина, или требует больше сил для осуществления, чем прихожанин может реально потратить за определенный промежуток времени Например, цель «в два раза чаще отражать чувства в разговорах с прихожанами» в течение одного семестра управляема в том случае, если ставящий пере<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.