Борьба с иррациональными идеями — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Борьба с иррациональными идеями

2020-12-06 99
Борьба с иррациональными идеями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познавательный метод РЭТ в случае с Джоном Смитом состоял бы в том, чтобы помочь ему рассмотреть его иррациональные идеи. Сначала ему было бы предложено пересмотреть свои убеждения и перестать считать, что оценка «С» на экзамене по истории церкви говорит о его неспособности (чрезмерная требовательность к себе), о том, что обижаться надо только на себя (обличение обидчика) и что он не простит за эту оценку профессора Брауна (обличение обидчика). Затем ему предложили бы поговорить о том, справедлива ли хотя бы одна из его идей. Таким образом специалист по рационально - эмотивной терапии опроверг бы вместе с Джоном его иррациональные идеи, научил бы его отвергать эти идеи и дал бы ему задание на дом — учиться противостоять таким идеям, опираясь на здравый смысл, действия, образность и т.д., пока Джон не достигнет желаемого эффекта — не преодолеет свою депрессию.

Наряду с борьбой с иррациональным идеями, о которых говорит теория Эллиса, отдельным аспектом рационально - эмотивной терапии является не только теория опыта, идеи и последствия, но и борьба с иррациональными идеями.

Борьба с иррациональными идеями, по Эллису, помогает определить вопросы 2-й и 3-й стадий. Во 2-й стадии (обращение) пастор противостоит вредным убеждениям прихожанина. Прихожанин и пастор разрабатывают план, следуя которому, прихожанин в дальнейшем будет бороться со своими убеждениями, выполняя часть 3-й стадии.

Когда я думаю об иррациональных идеях как об идолах, я сравниваю Эллиса с Оуденом. Например, чрезмерная требовательность к себе Джона — «Идея, что ты обязан быть абсолютно компетентным в какой-то области, отвечать всем требованиям, достигать больших успехов» — хороший пример того, как такой подход может стать идолом. Ожидать от себя больших способностей похвально, ибо это дает стимул хорошо выполнять полученную работу, что в свою очередь подкрепляет позитивную самооценку. Но установка обязан при этом превращает такой подход в руководящее указание (идол). И, как идол, чрезмерная требовательность к себе убивает реальную самооценку, поскольку человек не может быть полностью компетентен ни в одной ситуации и всегда найдутся ситуации, в которых тот или иной человек вообще не компетентен.

Я использую РЭТ в первую очередь потому, что это эффективная современная психотерапевтическая система, которая хорошо исследована, широко применяется и главное внимание обращает на убеждения, приводящие людей к негативным чувствам и поведению (Ellis, 1977). Другие теории уделяют внимание иным аспектам: бессознательным конфликтам (психоанализ), блокированию роста (гуманитаризм), неадаптированному поведению (бихевиоризм), дисфункциональным системам (семейные системы), подавленности (радикальная теория), неверному ходу мыслей (другие познавательные теории) и физиологическим факторам (медицина). Каждая из этих систем оказалась кому-то полезной (Frank, 1974). Кроме того, Клайнбелл (1981) показал, что теория и практика каждой из этих систем может помочь в благовестии. Однако ни одна из этих теорий не обращает такого серьезного внимания на убеждения людей, как РЭТ. Поскольку обращение является основой для научения, проповеди и назиданий в области веры и этики, пастор должен понимать поведение человека, а для этого важно обращать внимание на убеждения.

Вторая причина, по которой я использую РЭТ, состоит в том, что ее без труда могут освоить миряне, студенты семинарий и даже служители, не являющиеся специалистами в этой области. Большинство перечисленных выше систем требует от пастора большой подготовки и предусматривает длительную работу с прихожанином. Кроме того, основные концепции РЭТ легко запоминаются и применяются на практике, что весьма ценно для неспециалистов.

Теперь, после краткого обзора метода Эллиса, мы можем поговорить о трех категориях богословской оценки — вине, беспокойстве и гневе, к которым применима теория РЭТ, и о десяти иррациональных идеях в свете богословского анализа Оудена. Каждая из рассматриваемых ниже категорий оценки — достаточно сложное понятие. Поэтому после каждой категории приводится упражнение, которое поможет вам лучше усвоить материал, прежде чем двигаться дальше.

ВИНА

Чувство вины возникает, когда мы преступаем ценности, важные в наших отношениях с самими собой, с окружающими и с Богом. Вина присуща всем, поскольку наши ограниченность, слабость и эгоизм постоянно заставляют нас делать то, чего мы не должны делать, и не завершать того, что следует завершать. Извращение ценностей пробуждает в нас чувство вины, которое мы можем осознавать, а можем и не осознавать. Эти переживания важны, ибо они дают нам направление, придерживаясь которого, мы сможем противостоять тому, что вредит нашему чувству самооценки, нашим отношениям с окружающими и с Богом. Чувство вины побуждает нас также вернуть то, что мы утратили, и искать путь к примирению, когда что-то не ладится. Таким образом, чувство вины побуждает нас развивать в себе ответственность в разного рода взаимоотношениях.

Примирение и отчаяние

Примирение и отчаяние — две противоположные реакции на чувство вины. Когда мы даем возможность чувству вины направить нас на поиски примирения с Богом, ближними, самим собой, то узнаем, что Божья милость, которая превосходит все, о чем мы можем просить или что можем себе представить, предвосхитила наши поиски и вдохновила нас на них. Мы узнаем, что Бог любит нас. Примирение — это наша вера в то, что Бог простит нас, освобождающая нас от страха за свои прежние грехи, неудачи, слабости, ограниченность, оставшиеся в этом прошлом. Марта пережила такое примирение, когда Крис напомнила ей, что когда-то тоже испытывала похожее чувство беспокойства. Поскольку свидетельство Крис помогло Марте покончить с чрезмерной требовательностью к себе, она уже не чувствовала себя одинокой и отвергнутой Богом только из-за того, что беспокоилась. Это новое чувство примирения дало ей силы противостоять своему чувству беспокойства.

Напротив, когда мы концентрируемся на своих или чужих грехах, неудачах, слабостях, оставшихся в прошлом, мы впадаем в отчаяние. Отчаяние — это низкая самооценка, чувство стыда, стремление винить себя или окружающих, которое исходит от неприятия Божьей милости. Отчаяние отбивает у человека стремление к переменам. Джуд говорил бодрым тоном, убеждая, что Марте не надо ни о чем беспокоиться, надеясь убедить ее, что ей действительно не о чем волноваться. Поскольку этим он усилил в ней завышенную требовательность к себе, то в результате, после разговора, Марта впала в еще более глубокое отчаяние.

Иррациональные идеи

Иррациональные идеи, приводящие к отчаянию, — это все те идеи, которые содержат слово обязан, но при этом остаются невыполнимыми. Три таких идеи, которые Хок (1973), Дейли и Бартон (1983) связывают с отчаянием, приведены ниже.

Ожидание похвалы. Ожидание похвалы — это идея о том, что вас обязательно должны любить или хвалить те люди, которые, как вы думаете, играют для вас какую-то важную роль. Это убеждение кажется ценным, когда человек начинает искать похвалы, и представляется самой главной ценностью, когда человек убежден, что должен принимать похвалу. Таким образом, когда мы пытаемся заслужить самоуважение, задавшись недостижимой целью услышать чье-то одобрение, мы обрекаем себя на неудачу, что постепенно приводит к снижению самооценки. Кроме того, чтобы заслужить чью-то похвалу, мы отвергаем свои собственные ценности, теряем уважение к себе, самооценка становится крайне низкой. Но в противовес этому Благая Весть говорит нам, что единственная хвала, в которой мы нуждаемся, — это безвозмездный дар от Бога (Рим. 5:1-11), при котором наша самооценка становится достойной нас.

Чрезмерная требовательность к себе. Чрезмерная требовательность к себе — это идея о том, что вы якобы обязаны в совершенстве знать какое-то дело и добиваться в нем больших успехов.

Такое убеждение приобретает все большую ценность, заставляя человека совершенствоваться в какой-то области, и становится для него самым главным. Но абсолютной компетенции достичь невозможно, потому что по природе мы ограничены в наших способностях, знаниях и мастерстве. И стремление к совершенной компетенции ведет нас к разочарованию по двум причинам: 1) мы неизбежно терпим неудачу и 2) мы не способны по достоинству оценить способности, которыми реально обладаем. Благая Весть утешает нас, говоря, что мы получаем оправдание (обретаем ценность в глазах Бога) как свободный дар, несмотря на то что не жили по закону (Рим. 3:21-31). Эта Благая Весть помогает нам оценить себя по достоинству.

Осуждение обидчика. Человек осуждает обидчика тогда, когда обвиняет или проклинает людей (в том числе и себя), поступающих непристойно или нечестно, и считает их плохими, падшими, гадкими.

Считать себя и других ответственными за свои поступки — ценное качество. Но осуждение обидчика не имеет с этим ничего общего, потому что разрушает данное Богом чувство человеческого достоинства. Когда мы обвиняем, мы делаем свои заботы центром мироздания, то есть на место Творца ставим творение. Кроме того, когда мы виним кого-то, наше внимание переключается с наших проблем на чужие ошибки, и таким образом мы уже не направляем свою энергию на созидательную задачу разрешения собственных проблем. И наконец, когда мы осуждаем других людей за их слабости, мы хуже справляемся со своими проблемами. А это усиливает в нас самих чувство отчаяния.

Благая Весть состоит в том, что Иисус есть судья и живых, и мертвых (1 Пет. 4:5) и что Своей смертью на кресте Он показал любовь ко всем людям (1 Пет. 3:18) — «когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Он призывает нас не судить, чтобы не быть судимыми, и прощать, чтобы и самим получить прощение (Лк. 6:37). Если мы не судим других, то мы освобождаемся от бремени ненужных стереотипов, сообразуясь с которыми, человек обычно судит других. Вместо этого мы радуемся тому, что Иисус любит и нас, и тех, кто нас окружает.

Оценка чувства вины

Чувство вины помогает пастору оценить реакцию прихожанина на свой поступок. Вызвано ли его отчаяние такими идеями, как ожидание похвалы, чрезмерная требовательность к себе или осуждение обидчика? Или же он осознает свою вину, верит, что Бог простит его, и поэтому испытывает освобождающую силу примирения?

Приведенное ниже упражнение должно помочь вам лучше понять чувство вины. Выполняя его, вам придется потратить время и вспомнить какой-то случай, перечитать отдельные части предыдущего раздела и придумать аргументы, но сделать это очень важно по одной причине — все остальное в этой модели зависит от того, насколько хорошо вы усвоили тему богословской оценки в решении проблем.

Упражнение

1. Подумайте о какой-нибудь волнующей вас проблеме, в которой чувство вины является главным вопросом ваших от ношений с Богом, а отчаяние — результатом этого чувства. Перечислите чувства, которые помогли вам определить, что вы испытываете именно вину (посмотрите перечень чувств, связанных с виной, в разделе упражнений в конце 2-й главы). Запишите мысли или идеи, которые вызывают это чувство. Затем определите и запишите иррациональные идеи, с которыми связаны ваши мысли.

2. Если, выполняя 1-й пункт упражнения, вы записали какие- то аргументы против иррациональных идей, то какие из них, по-вашему, являются убедительными и полезными? Какие аргументы, основанные на Писании, традиционных взглядах, здравом смысле или собственном опыте, вы могли бы добавить к ним или выдвинуть вместо них?

БЕСПОКОЙСТВО

Беспокойство — это реакция на действительную или воображаемую угрозу в будущем чему-то, что нам дорого, основанная на страхе. Человеку свойственны две характерные черты — способность фантазировать относительно будущего и неспособность уберечь от всех угроз то, что ему дорого. Беспокойство, как и вина, важная черта, поскольку оно побуждает нас защищаться от угроз и обратиться к Богу.

Надежда и страх

Надежда и страх — два альтернативных способа реакции на беспокойство. Надежда — это вера в Божью силу любви, которая освобождает нас от страха за будущее, несмотря на то что мы не можем контролировать это будущее. Надежду нельзя путать с оптимизмом, когда человек верит в то, что все сложится так, как ему хочется. Надежда — это вера в то, что дела пойдут должным образом, хотя, может быть, и не так, как нам хочется. При оптимизме человек отрицает беспокойство, в то время как, надеясь, он сначала испытывает страх, принимает его, полагается на Бога и находит подходящее решение проблемы.

Марта испытала надежду, когда Крис напомнила ей о совете, который она когда-то дала Крис. Тот факт, что сказанное Мартой оказалось для Крис настолько важным, что она запомнила и оценила ее совет, напомнил Марте, что в прошлом Бог давал ей силы и мудрость, помогая преодолевать трудные ситуации. Это дало ей надежду на будущее. Осознание того, что Крис смогла последовать ее совету и тем самым изменить ситуацию к лучшему, положило конец ее отчаянию — она уже знала, что что-то можно предпринять. И хотя она по-прежнему чувствовала беспокойство, в ней уже жила надежда и было достаточно сил для того, чтобы выработать какой-то план.

Страх –это ужас перед беспомощностью и смертью, в основе которого – вера в преходящее. Вместо того чтобы довериться Богу, обуреваемый страхом человек либо сосредоточивается на угрозе, либо стремится обезопасить себя и пытается избежать угрозы. Страх приводит к тому, что человек не способен правильно отреагировать на то, что ему угрожает. Он либо действует совершенно необдуманно, либо уходит от проблемы – это два симптома утраты надежды.

После того как Джуд вышел из палаты, Марта не обрела надежды, достаточной, чтобы побороть беспокойство. Джуд не прислушался к ее чувству беспокойства, а перевел разговор в русло своих проблем. Таким образом, у Марты не было возможности поделиться своим беспокойством и тем самым ослабить это чувство. Наоборот, избегая говорить о ее чувствах, Джуд лишь подтвердил ее опасения относительно того, что с этими чувствами трудно и опасно иметь дело.

Иррациональные идеи

Иррациональные идеи, лежащие в основе страха, акцентируют внимание на том, чего не должно случиться. Ниже представлены три такие идеи, которые, по мнению Хока (1975), Цвемера и Деффенбахера (1984), связаны со страхом.

Крайняя обеспокоенность. Крайняя обеспокоенность — это такое состояние, когда человек всецело поглощен чем-то, что кажется ему опасным, страшным и не дает ему покоя.

Эта идея имеет и свою положительную сторону, когда побуждает человека противостоять реальной угрозе, но она становится идолом, если всецело занимает наше сознание. Крайняя обеспокоенность — вредная идея, поскольку зачастую она заставляет человека переоценивать угрозу и предпринимать неоправданные шаги. Такая обеспокоенность порой не дает нам смириться с тем, чего уже нельзя изменить.

Благая Весть призывает нас не беспокоиться, потому что Бог заботится и о птицах, и о траве, и тем более позаботится о нас (Мф. 6:25-32). Мы должны не беспокоиться, а искать «прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Стремление избегать проблем. Стремление избегать проблем — это идея, предполагающая, что куда проще избежать встречи с трудностями, встающими у нас на пути, и не отвечать за их разрешение, чем брать на себя груз ответственности.

Эта идея имеет свою положительную сторону, потому что человек, которому она свойственна, не беспокоится о какой-то проблеме до тех пор, пока не настанет подходящее время для ее решения, но если эта идея для человека становится главной, он начинает вообще избегать проблемы как таковой. Однако такой подход ничего не дает, потому что, когда мы избегаем решения проблемы, это приводит к еще большим проблемам, а мы вдобавок уже не способны справиться с беспокойством, что в свою очередь приводит к страху.

Пассивное счастье. Эта идея схожа со стремлением избегать проблем. Человек при этом думает, что, бездействуя, оставаясь инертным, ни во что не вмешиваясь, можно достичь максимального человеческого счастья и радоваться жизни.

Первостепенное значение приобретают отдых и радость, тогда как важность приложения усилий и серьезного подхода к делу отходит на задний план. Эта идея также бессмысленна, потому что человек может быть по-настоящему счастлив и жить полноценной жизнью, лишь серьезно занявшись каким-то делом. Таким образом, люди, которые ничего не делают, обычно защищают себя (осознанно или неосознанно) от какого-то страха, например, страха неудачи. Такой страх можно победить только с помощью серьезного труда.

В одном отрывке из Писания сказано и о стремлении избегать проблем, и о пассивном счастье — это учение Иисуса о том, что те, кто спасают свои души, те потеряют их, а кто потеряют свои души ради Него, те сберегут их (Мк. 8:34-35 и параллели).

Чувство безопасности

Эти три идеи — крайняя обеспокоенность, стремление избегать проблем и пассивное счастье — становятся для людей идолами, потому что заставляют их путем беспокойства, стремления избегать проблем и самозащиты от страха тратить энергию на то, чтобы жизнь была нестабильной, ценности — ложными, планы — ненадежными. Например, вы считаете, что кто-то не одобрит ваш поступок или что вы не будете абсолютно компетентны в каком-то деле. Вы боитесь, что ваши опасения оправдаются; таким образом, страх того, что эти проблемы станут реальными, приводит к растрате вашей энергии.

Христианская вера, наоборот, побуждает человека доверяться одному-единственному, который верен до конца, — Богу. Различие между этими двумя системами идей хорошо освещено с точки зрения христианского понимания, драматически отражено в апокалипсических строках Нового Завета, где говорится, что Иисус придет, и придет именно тогда, когда человеческая жизнь, человеческие ценности, планы, как и все творение, придут в небывалый упадок (Мк. 13 и параллели, также Отк. 4-22). Таким образом мы избавляемся от своих самых худших опасений и обретаем светлую надежду. Когда мы принимаем Бога как совершенного Творца нашего мира, мы обретаем свободу и смотрим в будущее с надеждой, что проявляется в созидании и творчестве.

Оценка беспокойства

Оценка беспокойства помогает пастору обдумать ответ прихожанина на угрозу. Что является его реакцией — страх или надежда? Такие убеждения, как крайняя обеспокоенность, стремление избегать проблем и пассивное счастье, как правило, усиливают страх. Надежда христиан основана на вере в силу Божьей любви, которая сильнее смерти.

Приведенное ниже упражнение поможет вам лучше понять чувство вины, для того чтобы применять метод метанойи в разговоре с прихожанами. Пожалуйста, остановитесь и проделайте это упражнение, прежде чем продолжать чтение.

Упражнение

1. Подумайте о какой-нибудь волнующей вас проблеме, в которой беспокойство преобладает в ваших отношениях с Богом, а страх является результатом такого чувства. Перечислите чувства, которые помогли вам определить, что вы испытываете именно беспокойство (посмотрите перечень чувств, связанных с беспокойством, в разделе упражнений в конце 2-й главы). Запишите мысли или идеи, которые вызывают это чувство. Затем определите и запишите иррациональные идеи, с которыми связаны ваши мысли

2. Если при выполнении 1-го пункта упражнения вы записали какие-то аргументы против иррациональных идей, то какие из них, по-вашему, являются убедительными и полезными? Какие аргументы, основанные на Писании, традиционных взглядах, здравом смысле ли собственном опыте, вы могли бы добавить к ним или выдвинуть вместо них?

ГНЕВ

Гнев — это типичная реакция отчаявшегося человека на разочарования в прошлом, риск в будущем и трудности в настоящем, которая мешает нам проявить заботу об окружающих. Забота всегда приводит нас к разочарованиям, поскольку люди в разное время по-разному оценивают и себя, и нас. Более того, забота всегда сопряжена с риском, поскольку такой труд может вызвать недовольство нашими взаимоотношениями с людьми и нашими достижениями в процессе нашего труда. К тому же есть и такие трудности, мешающие нашим взаимоотношениям, как ограниченность и слабость нас самих, другого человека, окружающих. Поэтому забота постоянно приводит нас к разочарованию, которое в свою очередь способно породить гнев. В гневе есть своя положительная сторона, поскольку он дает нам дополнительную энергию и представление о том, что нам делать, чтобы наша забота была пронизана любовью.

Любовь и отчуждение

Любовь и отчуждение — две противоположные реакции на прекраснейший инстинкт, присущий человеку, — заботу о ближнем. В последующих рассуждениях любовь — общий термин, подразумевающий все аспекты заботы, сострадания и служения. Отчуждение подразумевает скуку, зависть, боль, вражду, ревность, обиду, печаль.

Любовь — это забота о ближнем, которую человек осуществляет по силе Божьей, несмотря на разочарования в прошлом, риск в будущем и трудности в настоящем. Любовь к ближнему — это плод познания Божьей силы любви и мира. Такое познание Бога превращает нашу естественную заботу, зависящую только от наших добрых чувств и удачных обстоятельств, в любовь, которая проявляется даже при дурных чувствах и неблагоприятных обстоятельствах. И хотя любовь является основой естественной заботы, христианская любовь включает в себя такие компоненты, как воля и поведение; таким образом, нам часто приходится решать (воля) действовать (поведение) по любви даже тогда, когда мы не чувствуем в себе любви.

Крис, пришедшая навестить Марту, показала свою любовь тем, что вникала в чувства Марты. Затем она дождалась подходящего момента, чтобы поделиться своими слабостями и помочь Марте почувствовать, что Бог любит ее. И наконец, она поделилась своей идеей и не заставила, а попросила Марту составить план действий. Крис заключила свою естественную заботу по отношению к Марте в рамки всего того, что необходимо знать и уметь в таких случаях пастору.

Отчуждение — это забота, перешедшая в самозащиту из страха перед будущим, отчаяния в связи с прошлым и неудовлетворенности настоящим. Связь отчуждения с отчаянием и страхом сказывается в том, что с внешними проявлениями злобы часто связаны либо скрытый страх, либо явное отчаяние. Классический пример скрытого под маской злобы страха — это агрессивное поведение человека, который боится других людей. Поэтому отчуждением часто прикрывают свой страх те, кто не хочет открыто в нем признаться. В других случаях люди видят в окружающих какие-то недостатки и реагируют на них, но в себе этих недостатков не замечают. Это типичный пример повышенной восприимчивости к агрессивности окружающих у людей, не осознающих, насколько агрессивны они сами.

Отчуждение, нежелание или неспособность помогать другим и жертвовать собой проявляются в уходе от окружающих и от самого себя посредством либо агрессивности, либо пассивности. Агрессивное поведение характеризуется стремлением не достичь какой-то цели, а пойти на обострение отношений; потребность человека защитить самого себя приводит к тому, что у него пропадает стремление заботиться о других. Пассивность проявляется в стремлении воздержаться от тех или иных действий вместо того, чтобы достичь определенной цели; это боязнь нанести кому-то обиду или боязнь самим в чем-то разочароваться. Действуя либо агрессивно, либо пассивно, мы никогда не сможем помочь людям в решении их проблем. Самые острые нужды людей получают отклик только тогда, когда мы работаем с ними через активное служение, которое проявляется в любви.

Джуд, первый посетитель Марты в уже известном примере из введения, проявил отчужденность, потому что главное внимание уделил своему разочарованию в докторах, медсестрах, в больнице в целом и не прислушался к чувствам Марты. Возможно, его отчуждение было связано с неразделенным чувством разочарования, а может быть, таким образом он отгородился от чувства беспокойства Марты. Но какой бы ни была причина, Джуд не проникся проблемой Марты, а только лишь осуждал «обидчиков».

Иррациональные идеи

Идеи, способствующие отчуждению, — это любые идеи, с помощью которых человек внушает себе, что ситуация ужасна (Эллис называет их «нагнетающими ужас»).

Осуждение обидчика. Главная иррациональная идея, связанная с отчуждением и отчаянием, это осуждение обидчика. Эта идея состоит в том, что, когда люди (в том числе и вы сами) поступают нечестно и непристойно, вы осуждаете, обличаете их, считаете их плохими, нечестивыми, гадкими. Если же люди в наших глазах по-прежнему представляют большую ценность, это помогает и им, и нам. Подобное отношение к ним заставляет их поступать соответственно и дает нам возможность заботиться о них, помогать им. Обвинение же не оказывает никакой помощи людям. При этом мы требуем, чтобы человек никогда не ошибался, всегда был бы хорошим, был только таким, каким мы его хотим видеть, — то есть требуем от него невозможного. Во-первых, и это самое главное, при осуждении мы совершаем грубую ошибку, потому что судим о человеке в целом на основании тех поступков, которые не нравятся нам. Во-вторых, при осуждении других мы концентрируемся на их ошибках, и нам уже трудно уважать других людей и заботиться о них. И последнее, осуждение — неэффективное средство, поскольку люди при этом склонны защищаться, а не исправлять свои недостатки.

В Евангелии от Иоанна Иисус призывает нас не осуждать, а любить друг друга (15:12), и Он Сам показал такую любовь тем, что отдал Свою жизнь за нас (15:13), обещал, что если мы будем пребывать в Нем и следовать Его заповедям, то принесем плод (15:16), и молился о том, чтобы любовь Отца была в нас (17:26). Связь между любовью к остальным и любовью к самим себе хорошо видна в молитве «Отче наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». (Мф. 6:12,14-15; Л к. 11:4).

Две другие иррациональные идеи, связанные с отчуждением и вызывающие страх и отчаяние, — это восприимчивость к разочарованиям и стремление к совершенству.

Восприимчивость к разочарованиям. Идея, когда весь мир вам кажется ужасным, страшным, катастрофическим в результате того, что вы сильно разочарованы или с вами поступили нечестно, вас обманули, отвергли, — это и есть восприимчивость к разочарованиям.

Важность заботы о себе и своих планах становится главной ценностью, если мы стремимся воспринимать разочарования, нечестные поступки или обман как что-то невозможное, несносное. Как главное качество эта идея вредна по нескольким причинам. У нас всегда есть выбор не считать подобные явления трагедией, поэтому, обладая подобным качеством, мы сами себя злим. А когда мы сами себя злим, то не можем предпринимать эффективных действий. И последнее: когда мы реагируем на события подобным образом, нам трудно смириться с тем, что мы не в силах что-либо изменить.

В Нагорной проповеди Иисус учит нас, что, если мы сильно разочарованы или с нами поступают нечестно, отвергают, это может быть дорогой в Царство Божие (Лк. 6:20-31; Мф. 5:1-12). Например: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их» (Лк. 6:22-23; Мф. 5:12).

Стремление к совершенству. Идея о том, что люди или какие-то явления и обстоятельства жизни должны быть лучше, чем они есть на самом деле, и что ужасно, когда человек не находит удачного выхода из каких-то суровых обстоятельств реальной жизни, — это стремление к совершенству.

Эта идея обладает положительным качеством, побуждая человека делать все как можно лучше, но становится вредной, заставляя думать, что произошла катастрофа, если дела пошли не так, как нам хотелось бы. Эта идея вредна по следующим причинам: 1) мы не имеем права рассчитывать, что дела должны идти именно так, как мы этого хотим; 2) когда другие люди не делают того, что мы хотим, мы начинаем думать, что это плохо для нас; 3) беспокойство о том, что они делают, мешает нам заниматься нашими собственными проблемами; 4) поиск не существующих в природе абсолютно правильных решений проблем не дает нам увидеть множество явных, пусть и несовершенных, но все-таки доступных решений. Таким образом, стремление к совершенству всегда ведет нас к разочарованию. Оно уводит нас от реальности, в которой несовершенны ситуации, несовершенны люди и несовершенны мы сами.

В противовес нашим стремлениям к совершенству послания Нового Завета призывают нас: «За все благодарите...» (1 Фес. 5:18), «Благодаря всегда за все Бога и Отца..,»(Еф. 5:20), «...с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6). Когда мы воздаем благодарность Богу, это дает нам возможность: 1) полнее познать Божий дар милости и надежды; 2) положиться на Божью силу и благодать в решении проблем, связанных с разочарованием; 3) радоваться тому, чему мы можем радоваться; 4) противостоять гневу, который не дает нам видеть и испытывать все, что ценно для человека.

Прошение

Эти три иррациональные идеи — осуждение обидчика, восприимчивость к разочарованиям и стремление к совершенству — являются идолами, поскольку ведут к поклонению ценностям морального совершенства и самозащиты, а не к поклонению Божьим ценностям прощения и самопожертвования. Следовательно, идолопоклонство не дает людям возможности заботиться о ближнем, поскольку получается, что люди, не обладающие моральным совершенством, но претендующие на заботу, для этого служения не подходят. Такой образ жизни — явная противоположность Благой Вести, которая призывает нас любить людей, несмотря на их недостатки, давая таким образом все возможности для заботы о ближнем.

Процесс оценки гнева помогает пастору проанализировать реакцию прихожанина на разочарование. Две альтернативные реакции — отчуждение и любовь. Отчуждение основано на таких идеях, как осуждение обидчика, восприимчивость к разочарованиям и стремление к совершенству. Часто оно служит прикрытием для чувств страха и отчаяния. Любовь — это та забота о ближнем, которую человек осуществляет по силе Божьей; она подкрепляется идеями, несущими в себе Божий мир и надежду.

Приведенное ниже упражнение поможет вам закрепить ваше понимание чувства гнева. Это упражнение важно выполнить по тем же причинам, что и упражнения для закрепления чувств вины и беспокойства.

Упражнение

1. Подумайте о какой-нибудь волнующей вас проблеме, в которой гнев преобладает в ваших отношениях с Богом, а отчуждение является результатом такого гнева. Перечислите чувства, которые помогли вам определить, что вы испытываете именно гнев (посмотрите перечень чувств, связанных с гневом, в разделе упражнений в конце 2-й главы). Запишите мысли или идеи, которые вызывают это чувство. Затем определите и запишите иррациональные идеи, с которыми связаны ваши мысли.

2.Если при выполнении 1 -го пункта упражнения вы записали какие-то аргументы против иррациональных идей, то какие из них, по-вашему, являются убедительными и полезными? Какие аргументы, основанные на Писании, традиционных взглядах, здравом смысле или вашем собственном опыте, вы могли бы добавить к ним или выдвинуть вместо них?

КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ

Как мы уже говорили в начале этой главы, богословская оценка — это искусство размышлять с точки зрения христианской истины об убеждениях, обусловливающих чувства и поступки прихожанина. Она включает в себя определение тех проблем, в которых вина, беспокойство и гнев преобладают в наших отношениях с Богом, а примирение — отчаяние, надежда — страх и любовь — отчуждение являются подкатегориями, которые оказываются главными чувствами прихожан, связанными с их убеждениями. Богословская оценка помогает пастору определить аргументы и религиозные источники, которые он может использовать во 2-й и 3-й стадиях разговора, чтобы противостоять вредным идеям и донести Благую Весть (см. таблицу 1).

ТАБЛИЦА 1

Категория Беспокойство Вина Гнев
Подкатегории Надежда Страх Примирение Отчаяние Любовь Отчуждение

Богословский спор — это процесс благовестия и противостояния убеждениям, которые не содержат Благой Вести. В этой главе мы говорили и о рациональных, и о богословских аргументах, которые необходимо использовать для того, чтобы показать слабые стороны идей, лежащих в основе страха, отчаяния и отчуждения. Здесь, в этой же главе, мы рассмотрели с духовной точки зрения идеи, которые приводят к примирению, надежде и любви (см. таблицу 2).

ТАБЛИЦА 2

Подкатегории/Идеи    
Страх Отчаяние Отчуждение
Крайняя обеспокоенность Ожидание похвалы Осуждение обидчика
Стремление избегать проблем Чрезмерная требовательность к себе Восприимчивость к разочарованиям
Пассивное счастье Осуждение обидчика Стремление к совершенству

Богословская оценка и богословский спор — это приемы, посредством которых пастор вносит в служение заботы уникальный вклад — богословскую точку зрения.

Процесс

Процесс овладения приемами богословской оценки и спора требует терпения, поскольку это самые сложные приемы, представленные в этой книге. Богословская оценка требует, чтобы пастор: 1) отнес главное чувство и убеждение прихожанина к одной из основных категорий (вина, беспокойство и гнев) и соответствующей подкатегории (отчаяние или примирение, страх или надежда, отчуждение или любовь); 2) решил, какому убеждению прихожанина нужно противостоять; и 3) выбрал для этого подходящий аргумент. Богословский спор предусматривает выработку стратегии применения этого аргумента, а затем и прямое противостояние идеям прихожанина.

Как и со всеми остальными способностями, для овладения приемами богословской оценки и богословского спора требуется практика. Особая форма подготовки, которая наиболее эффективна, — это регулярное применение богословской оценки и богословского спора в решении своих собственных проблем, потому что благодаря такому методу вы на себе постигаете этот прием и его преимущества. Практика применения этого приема в решении проблем других людей также необходима для того, чтобы познакомиться с образом мышления других людей; лучше всего это делать в учебных группах. Попрактиковавшись какое-то время в этих методах, вы обнаружите, что овладели интуитивной хваткой, которая позволит вам применять богословскую оценку почти автоматически.

Упражнения

Эти упражнения предназначены для оценки проблем других людей, а также ваших собственных проблем, которая стала результатом выполнения упражнений 4А и 4Б в конце 3-й главы.

1. Упражнение по применению богословской оценки и богословского спора к вашим собственным проблемам.

Просмотрите запись разговора, который состоялся у вас при выполнении упражнения 4А. Определите главные чувства и убеждения, с которыми вам пришлось иметь дело. Отнесите их к одной из трех категорий и к соответствующей подкатегории, сделав соответствующую запись. Например, главное чувство Марты нужно отнести к категории «беспокойство» и подкатегории «страх».

После этого отбросьте аргументы, выдвинутые вами при работе с этими убеждениями, если они не кажутся вам убедительными, и остановитесь на тех, которые оказались убедительными. Выберите наиболее убедительный, на ваш взгляд, аргумент и запишите его на том же «оценочном» листе бумаги. Применяйте этот аргумент каждый раз, когда эта проблема встанет перед вами. Запишите ваши впечатления от этого упражнения.

2. Подготов


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.