Позитивные и негативные убеждения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Позитивные и негативные убеждения

2020-12-06 151
Позитивные и негативные убеждения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подразделяя убеждения на позитивные и негативные, следует помнить, что те из них, которые держат человека в подавленном состоянии или заставляют его действовать против своей воли, содержат категоричные «следует» или «должен», что требует от него повиновения и заставляет отказаться от самого себя, от других людей, естественной реакции на ситуацию. В только что приведенном примере убежденность в том, что не следует высказывать ничего отрицательного, не позволяла Джону высказать жене свое мнение. Наоборот, те ценности, которые делают человека счастливым или творчески активным, дают ему свободу быть самим собой, быть с людьми, жить естественно.

Когда вы знаете, какие чувства вызывают у прихожанина подавленное состояние, вы уже представляете себе то «должен», которое стоит за этим чувством. Это — прямой путь к выявлению. Если собеседник переживает чувство беспокойного страха, вы должны спросить: «Чего, по-вашему, "не должно случиться", что пугает вас?». Если же человек испытывает чувство глубокой вины, лучше спросить: «Какой запрет или какую обязанность вы нарушили?». Если человек обижен на кого-то, спросите: «Какой запрет или какую обязанность нарушил(и) этот человек (эти люди)?».

Когда прихожанин осознает убеждения, ставшие причиной его проблем, необходимо помочь ему исследовать их. Это поможет ему понять и почувствовать связь между этими убеждениями и действиями или чувствами. В данном примере Честер сделал это путем неоднократного напоминания о традиции, существовавшей в семье Джона. В результате Джон увидел связь между этой традицией и его отношением к Джейн. Когда прихожанин поймет роль своих мыслей в переживаемых эмоциях и поведении, можно считать, что пастор готов ко 2-й стадии разговора.

Путем выявления пастор побуждает прихожанина назвать мотивы, которые лежат в основе его чувств и действий. При этом надо задавать точные вопросы о мыслях и настроениях, которые были у прихожанина до появления или во время появления проблемы. Как и другие компоненты оценки, выявление тоже помогает прихожанам перейти от 1-й стадии разговора ко 2-й.

УЧАСТИЕ — КРАТКИЙ ОБЗОР И ПРОБЛЕМЫ

Участие со стороны пастора помогает прихожанину исследовать свою проблему. Прихожанину помогают та внимательность, которую пастор выражает посредством позы, а также те данные, которые пастор собирает посредством наблюдения, слушания, уточнения и выявления. Эти данные можно донести до прихожанина с помощью пересказа, обобщения и предположения. Все это вместе помогает и пастору, и прихожанину глубже понять чувства, переживания, действия и мысли прихожанина, что приводит к осознанию причин проблемы (2-я стадия) и к эффективным действиям (3-я стадия).

Тем не менее пасторам и прихожанам часто трудно работать в 1-й стадии, потому что она может оказаться «неудобной». Например, очень трудно серьезно работать над неразрешенной проблемой в то время, когда пастор и прихожанин хотят ее разрешить. Подобным же образом пастору бывает трудно слушать, как прихожанин говорит о переживаниях, которых он сам не понял, о действиях, совершенных по каким-то нездоровым мотивам, или о негативных убеждениях, и не стремиться пролить свет на эти трудности. Особенно больно воспринимать исходящие от прихожанина злобу, беспокойство и вину и работать с этими чувствами. Практически все ошибки в 1-й стадии вызваны тем, что пасторы стараются избегать этих «неудобств», предпочитая отсутствовать, а не присутствовать при разговоре с прихожанами.

Отсутствие

Пастор выражает свое отсутствие по отношению к прихожанину тремя способами: 1) концентрируясь на собственных ожиданиях, 2) делая преждевременные выводы и 3) немедленно переходя к действиям.

Концентрация на собственных ожиданиях. Пастор выражает свое отсутствие, когда обращает все внимание на собственные представления о ситуации, а не на представления прихожанина. Он так усердно старается как можно лучше проделать свою работу, что концентрируется на себе, а не на прихожанине. А поступает он так потому, что считает, будто обязан все делать хорошо, мудро и рационально. Но Благую Весть до прихожанина можно донести простым присутствием.

Преждевременные выводы. Пастор может отсутствовать и тогда, когда стремится поделиться своей «проницательностью» до того, как закончит исследовать проблему или радость прихожанина. Это и означает делать преждевременные выводы. Пастор начинает слишком рано делать выводы, потому что сразу пытается представить себе проблему в целом и не обращает внимания на собеседника. В своем стремлении делать такие выводы пастор забывает, что отношения с прихожанами строятся в первую очередь через присутствие и только потом — через его проницательность. В примере, который мы привели в начале главы, Сандре пришлось повременить с преждевременным разговором о том, как Патрик понимал молитву и отношение Бога к его чувству злости. Сначала ей надо было выполнить задачу 1-й стадии разговора, закончив ее обобщением.

Немедленный переход к действиям. Такой переход к действиям — это стремление разрешить проблему, не выполнив задачу 1-й стадии разговора. Пастор предпринимает эти усилия для того, чтобы избавить прихожанина (да и себя самого) от боли при работе с еще не разрешенной проблемой. Смысл 1 - ой стадии состоит в том, что переживание и исследование боли, вызванной неразрешенной проблемой, помогают пастору и прихожанину видеть Божью любовь. В уже упомянутом разговоре Патрик в самом начале беседы просил разрешить его проблему, но Сандра сначала делала обобщения, которые помогли ей понять, что же мешает Патрику молиться по-настоящему.

Присутствие направляет внимание пастора на прихожанина, на его чувства, переживания, действия и мысли, а не на самого пастора и не на проблему прихожанина. Внимание, направленное на прихожанина, помогает достичь эмпатии, что определяет взаимополезные отношения.

КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ

Отдельные элементы оценки — обобщение, предположение и выявление — определяют те убеждения, которые лежат в основе чувств и действий, приводящих человека к его проблемам. Они помогают: 1) завершить исследование негативных идей в 1-й стадии разговора и 2) перейти к работе с этими идеями во 2-й стадии. Обобщая, пастор в сжатой форме излагает прихожанину выслушанные от него объяснения, включающие и высказанные прихожанином убеждения. Предполагая, пастор делится своим интуитивным предположением по поводу невысказанных чувств и убеждений прихожанина, чтобы представить себе, какие из них стали причиной проблемы. Выявление — это способ раскрытия тех убеждений, которые стоят за чувствами и действиями прихожанина. Данные, полученные пастором в результате обобщения, предположения и выявления включаются затем в более полное обобщение, показывающее те идеи, которые играют роль в жизни прихожанина.

Упражнения

1. Упражнения на обобщение.

А. Организуйте общение с пастором в учебной группе. После семиминутного разговора с применением своей способности к присутствию сделайте обобщение. Продолжайте обобщать до тех пор, пока собеседник не согласится с вами. Обсудите ваш разговор с прихожанином и наблюдателем (наблюдателями). В заключение запишите свои наблюдения по поводу обобщения.

Б. Прослушайте запись вашего разговора с применением отклика и запишите обобщение, исходя из чувств, переживаний, действий и мыслей прихожанина. Используйте полученное обобщение в следующем разговоре с этим прихожанином.

2. Упражнения на предположение.

А. Формулировка предположения. Обобщите то, что собеседник сказал вам о своей проблеме, как вы делали это в упражнениях 1Аили 1Б. Подумайте, какие существенные чувства или мысли собеседник не раскрыл полностью. Запишите ваше предположение в той форме, в какой вы его хотите высказать. Оцените ваше высказывание по схеме, приведенной в данной главе.

3. Упражнение на выявление.

Обобщите сказанное вам собеседником о своей проблеме так, как в упражнениях 1 и 2. Затем запишите вопросы, с помощью которых вы намерены выявить убеждения, лежащие в основе поведения или чувств прихожанина. Оцените ваше утверждение по схеме, приведенной в данной главе.

4. Упражнения на присутствие.

А. Работа со своими собственными проблемами. Начните либо с выбора проблемы для обсуждения, либо с молитвы. Затем письменно опишите ваши проблемы или радости так, как вы их видите. После этого используйте свою способность к присутствию, чтобы помочь себе исследовать эту проблему или радость в форме диалога между пастором и прихожанином. Обращая внимание на невербальные данные, запишите ваши мысли и чувства относительно решаемой проблемы и ответьте на них, используя свою способность откликаться. В конце оцените убеждения, которые предполагаются вашими ответами «прихожанина».

После того как вы запишете диалог, проанализируйте его, ответив на следующие вопросы: Что вы чувствуете относительно своих проблем после выполнения этого упражнения? Что нового я узнал или что лучше понял при выполнении этого упражнения?

Закончите проверкой ваших ответов «пастора», используя схемы данной главы и повторив материал по присутствию. Запишите, какие новые навыки по присутствию при разговоре вы приобрели.

Б. Тренировка навыков присутствия в учебной группе. Организуйте разговор пастора с прихожанином в учебной группе. После семиминутного разговора (посредник засекает время) сделайте обобщение для обсуждения. После того как собеседник с ним согласится, используйте предположение и выявление, чтобы получить представление об идеях, лежащих в основе чувств или поведения прихожанина. Сделайте окончательное обобщение, которое включило бы и эти идеи. Обсудите разговор с прихожанином и наблюдателями. В конце запишите ваши наблюдения по поводу навыков присутствия.

Часть II

Глава 4

ЭТА ГЛАВА служит своеобразным теоретическим связующим звеном между разговором о присутствии и разговором об обращении. Ее цель состоит в том, чтобы познакомить с богословским подходом, который используется для оценки идей, выявленных в процессе оценки (глава 3), и формулирует богословские аргументы, используемые в обращении (глава 5).

Богословская оценка — это способность рассуждать с точки зрения христианской истины о тех убеждениях, которые обусловливают чувства и действия прихожанина. Богословский спор — это процесс благовестия и противостояния убеждениям, не содержащим Благой Вести. Хотя качество разговора пастора с прихожанином, о важности которого сказано в 1-й части, является главным в сообщении Благой Вести, богословская точка зрения — это уникальный вклад, присущий служению пастора.

Богословская оценка и богословский спор помогают и пастору, и прихожанину. Они помогают прихожанину справиться с проблемами, внося смысл в его переживания, соотнося их с религиозной верой и практикой. Пастору они помогают тем, что выявляют убеждения прихожанина, которым надо противостоять или за которые можно порадоваться, а также показывают, как оспаривать или поддерживать эти убеждения. Кроме того, богословская оценка и богословский спор указывают на религиозные источники, которые могут понадобиться. Важность этих навыков можно рассмотреть на примере разговора, описанного во введении.

ПОСЕЩЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ

Я стадия: Исследование

Разговор начала Крис, поздоровавшись с Мартой и спросив, как она себя чувствует. Марта ответила жалобой на то, как тяжело ей лежать в больнице. Крис сосредоточилась на беспокойстве Марты, пересказав ее мысли и чувства. Скоро им обеим стало очевидно, что Марта, попав в больницу, все время тревожится из-за своих детей. Свой главный тезис она высказала очень эмоционально: «Я не уверена в том, что мой муж может так же заботиться о детях, как я. Я знаю, что мне не стоит волноваться об этом, но не волноваться я не могу».

Крис заметила, что беспокойство о детях стоит у Марты на первом месте, вторым идет чувство вины за это беспокойство. После эмоционального высказывания Марты Крис постаралась уточнить, беспокоится ли Марта потому, что муж не заботится о детях должным образом, ругает их, не умеет проявить к ним должное внимание. Поскольку главной проблемой прихожанина стало его беспокойство, пастор постарался выяснить реальную основу этого беспокойства. Когда Марта убедила Крис, что это не так, Крис сделала обобщение, сказав: «Мне кажется, что самое неприятное в твоем пребывании в больнице — это постоянное беспокойство о том, что твои дети не получают должной заботы от твоего мужа. Твое чувство вины вызвано преувеличенным беспокойством, потому что на самом деле он любит их и может проявить о них заботу. Я права?».

Сделав такое обобщение, пастор затем проверил правильность своей оценки беспокойства и отчаяния. Марта согласилась с обобщением Крис. Отметив, что чувства стали очевидными, но мотивы, которые лежали в основе этих чувств, остались неясными, Крис на этот раз выдвинула предположение. Она спросила: «Мне интересно, веришь ли ты в то, что настоящий христианин не должен испытывать чувство беспокойства?». Марта ответила: «Да, я в это верю. Моя мама любила вспоминать цитату из Писания: "Не беспокойтесь", и я старалась никогда не забывать, что беспокойство — плохое чувство». После пересказа того, что она только что услышала, Крис спросила Марту, почему она тревожится из-за детей. Теперь, когда прояснился мотив, лежавший в основе чувства вины, Крис попыталась понять, чем вызвано чувство беспокойства. После нескольких уточнений Марта сказала: «Я постоянно думаю о том, что с ними может случиться что-то страшное, а меня не будет рядом». Затем Крис сделала еще одно обобщение, куда включила и убеждения, породившие чувства вины и беспокойства Марты. И теперь, когда Крис определила, почему Марта чувствовала себя виноватой и беспокоилась, процесс исследования был завершен, и они смогли перейти ко 2-й стадии разговора.

Я стадия: Понимание

Крис, говоря о беспокойстве и смущении Марты, напомнила ей о том, как сама беспокоилась, когда, вынужденная уехать, доверила Марте свое служение. Затем Крис спросила, помнит ли Марта совет, который она дала Крис. Помолчав, Марта заулыбалась и ответила: «Я сказала, что тебе надо научиться доверять нам и в молитве предоставить этот труд Богу». Марта улыбнулась шире и сказала: «Это нечестно — напоминать мне о том, что я сказала». Затем они весело рассмеялись.

От этого смеха чувства вины и беспокойства Марты ослабели. Она решила, что не следует больше так сильно беспокоиться о детях. Подойдя с богословской оценкой к чувствам беспокойства и вины прихожанина, пастор призвал его взглянуть со своей точки зрения на эти чувства, своим вопросом дав понять Марте, что в данной ситуации она беспокоится слишком сильно. Подобно Крис, Марта однажды показала, что та слишком сильно беспокоилась, когда доверяла Марте свое служение. Крис уделила также внимание и чувству вины Марты из-за ее страха, напомнив ей ситуацию, в которой Крис, рукоположенная служительница, тоже испытывала беспокойство. Смех Марты показал, что она согласилась с Крис и изменила свои взгляды.

Я стадия: Действие

Марта спросила Крис: «Что помогло тебе доверять мне после того, как я дала тебе этот совет? Как ты приводила людей к Богу?». Крис ответила: «Я решила молиться за тебя и за всю церковь каждое утро примерно по пятнадцать минут. После того как я около недели молилась так, я успокоилась». Марта немного подумала над этим ответом и решила молиться за своих детей и мужа каждый раз, когда будет просыпаться, утром или днем. По предложению Крис она решила вести запись своих молитв, чтобы обсудить их на следующей встрече. Крис, заканчивая разговор, попросила Марту еще раз просмотреть этот план; когда она обдумала все детали, Крис решила, что можно приступать к его исполнению. Они вместе помолились, при этом Крис вверила Богу чувства вины и беспокойства Марты, говоря о них в контексте духовных сил Божьей власти и прощения. После этого Крис попрощалась с Мартой и ушла.

Таким образом, пастор и Марта взяли на вооружение религиозный источник — молитву, чтобы решить главную проблему — страх, которую удалось выяснить посредством богословской оценки. В качестве источника Крис использовала и завершающую молитву, чтобы Марта, вспомнив о всемогуществе и всепрощении Бога, могла избавиться от отчаяния и страха. Главным в молитве был ответ на богословскую оценку чувств беспокойства и вины.

Этот пример показывает, каким образом богословская оценка и богословский спор помогают организовать разговор пастора с прихожанином. В 1-й стадии Марта и Крис выясняли ситуацию, чтобы выработать богословскую оценку. Затем, во 2-й стадии, Крис увидела, что выявленные убеждения с точки зрения такой оценки являются вредными. И наконец, Марта и Крис выработали план 3-й стадии, чтобы потом обсудить эти нездоровые идеи.

УБЕЖДЕНИЯ И БЛАГАЯ ВЕСТЬ

В этом же разговоре можно увидеть и ту роль, которую убеждения играют в деле благовестия. Убеждения, которые привели Марту к чувствам беспокойства и отчаяния, не давали ей испытать Божье присутствие, всемогущество и всепрощение. Когда же Крис стала работать с этими убеждениями, Марта смогла познать Божье прощение и надежду, и познать настолько, что изменила свое поведение. Благовестие в этом разговоре оказалось основополагающим, потому что оно дало возможность Марте ясно почувствовать и свое отчаяние, и прощение Бога. Перемена в ее поведении в свою очередь дала ей возможность воспринять Благую Весть.

Писание

При чтении Писания, чтобы иметь возможность испытать Божье присутствие и Его власть, всегда важно иметь правильные представления о Боге. В десяти заповедях важность правильного понимания Бога видна в том, что подавляющее большинство слов относится к первым четырем заповедям, говорящим об отношении человека с Богом, в то время как последние шесть заповедей, посвященные нашим отношениям с ближними, содержат лишь несколько кратких изречений (Исх. 20:1-17; Вт. 5:6-21). Истории о царях Израиля говорят нам, что успех Израиля зависел от поклонения народа истинному Богу и отвержения идолов (1Цар., 2Цар., Шар., 2Пар.). Большие и малые пророки, каждый по-своему, призывали Израиль не поклоняться идолам, которым поклонялись другие народы, и изменить свои представления о Боге (а в итоге и поведение). И мы видим, что еврейские Писания — это непрерывная борьба с идолопоклонством и неправильным пониманием Бога, ведущим к нечестивым поступкам и социальным потрясениям.

В Новом Завете Иисус продолжает пророческое служение, борясь с идолопоклонством, исходящим от лжеучений тех людей, которые выдавали свои идеи за поклонение истинному Богу. Синоптические Евангелия говорят нам, что главным в служении Иисуса был призыв к покаянию (метанойя) (Мк. 1:15; Мф. 4:17; Лк. 5:32). Служение Иисуса было направлено на то, чтобы учить правильному пониманию Бога. Новый Завет говорит также, что последователи Иисуса продолжали учить правильным представлениям о Боге: они учили, проповедовали, писали послания, всей своей жизнью противостояли идолопоклонству и помогали людям принять такое представление о Боге, которое несет им Благую Весть и дает жизнь.

Идолопоклонство

Томас Оуден (1969) показал в своей работе взаимосвязь между идолопоклонством и теми основными чувствами, которые вызывают у нас проблемы. Он дает экзистенциальный анализ взаимоотношений человека со временем, с самим собой, с окружающими, с Богом, с природой и приходит к выводу, что главная проблема, связанная с нашим прошлым, — чувство вины, с нашим настоящим — скука, с нашим будущим — беспокойство. Трудности во взаимоотношениях с самим собой, с окружающими, с Богом, с природой можно определить одним словом — отчуждение. Затем, основываясь на богословской точке зрения, он отмечает, что чувство вины не может противостоять Богу, Который по природе Своей прощает нас. Беспокойство тоже уходит от нас, потому что наше будущее — в руках Бога; скука и отчуждение перед Богом исчезают, потому что силой Своей любви Он дает новую жизнь нашему настоящему. Оуден из этого заключает, что, поскольку Бог дает ответ на наши трудности, вызванные чувством вины, беспокойством, скукой и отчуждением, постоянство этих чувств определяется нашим упорным идолопоклонством — тем, что своими главными ценностями мы делаем что-то незначительное, бесполезное.

Из разговора Крис с Мартой мы знаем, что Марта была в отчаянии из-за неправильного понимания того, что хороший христианин не должен беспокоиться. Она была в отчаянии потому, что ее неверная установка оказалось настолько сильной, что заслонила идею о Божьем даре прощения. В данной ситуации ее собственные представления стали для нее идолом, поскольку именно они, а не Божья любовь и прощение, возобладали. Как повеление от Бога эта истина — «Не беспокойтесь...» — побуждала ее всецело довериться Богу, но как руководящее указание она вызывала в ней чувство вины, потому что довериться Богу в этой ситуации Марте не удавалось. Крис, пастор, донесла до нее Благую Весть, убедив, что ее заслуги зависят не только от этических норм, и помогла ей встать на твердую почву идеи о Божьей любви и всепрощении. Крис рассказала Марте, как она сама, христианская служительница, призванная быть образцом для окружающих, страдала от такого же непонимания; и она рассказала ей об этом так, что Марта сумела восстановить свое собственное представление о Божьем прощении.

Утверждение Оудена о том, что идолопоклонство является причиной устойчивых чувств вины, беспокойства, скуки, отчуждения, можно сравнить с библейской истиной, гласящей, что поклонение идолам — главная проблема человечества. Он показывает, что неправильная вера мешает людям признать всемогущество, всепрощение и любовь Бога. Взгляд Оудена можно принять за основу богословской оценки таких категорий, как чувство вины, беспокойство и злоба (так я обозначу то, что Оуден назвал скукой и отчуждением), о которых пойдет речь в этой главе.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.