Обращение, осуждение и отречение — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Обращение, осуждение и отречение

2020-12-06 97
Обращение, осуждение и отречение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обращение — трудный процесс. Пастор должен бороться с вредными идеями прихожанина и в то же время уважительно относиться к нему, избегая осуждения. С одной стороны, пастор должен выражать свои чувства и мысли (искренность), а с другой — он должен делать все, чтобы в разговоре сохранялась эмпатия. И наконец, в борьбе с вредными идеями прихожанина пастор должен говорить как можно конкретнее и избегать абстрактных рассуждений. И поскольку обращение — трудный процесс, пасторы часто предпочитают ему более простые альтернативные пути — осуждение и отречение. Этот раздел посвящен стилевым различиям между этими тремя способами борьбы с вредными идеями прихожан.

Обращение

Характерная особенность обращения — утверждающий тон. Утверждение предполагает размышление в серьезной, но предварительной манере. Серьезность проявляется двояко: человек выражает мысли ясными, четкими, краткими и конкретными высказываниями; он настойчиво продолжает выражать их до тех пор, пока эти мысли не дойдут до собеседника (но собеседник при этом не обязательно с ними соглашается), а не перескакивает с одной мысли на другую. Предварительность проявляется тогда, когда пастор признается, что ему не все известно относительно создавшейся ситуации, и просит прихожанина помочь ему.

Приведенное ниже высказывание пастора — пример обращения: «Когда вы описывали своего учителя, вы говорили повышенным тоном, быстро, вы нахмурились, сжали кулаки. Мне показалось, что вы рассердились на учителя. Я правильно понял ваши чувства?». Обратите внимание, пастор заканчивает фразами, которые показывают, что ему не все понятно и что он просит прихожанина помочь ему: «Мне показалось...» и «Я правильно понял ваши чувства?». Такой диалог помогает пастору выразить свою искренность и уважение к прихожанину. Обращение предполагает любовь к людям.

Осуждение

Осуждение характеризуется агрессивным способом выражения непонимания. Сильная сторона этого стиля — серьезность в выражении взглядов; слабая сторона — отсутствие предварительности, конкретности, краткости или сочетания этих трех элементов. Прихожанин при этом воспринимает многословный, абстрактный монолог как осуждающий, независимо от того, хотел пастор сделать его таковым или нет. В ситуации, рассмотренной в предыдущем параграфе, пастор мог бы сказать: «Чувства, возникшие у вас в этой ситуации, — вредные, вы знаете, что ни к чему хорошему они не приводят. Они ведут вас в никуда. Вам надо научиться правильно общаться с людьми. Я не хочу вас ничем обидеть, но надеюсь, вы понимаете, о чем я говорю, — потому что вы непременно должны проанализировать эту ситуацию, пока не слишком поздно. Поверьте мне, у меня уже был случай, когда в подобной ситуации ничего нельзя было исправить, — и все потому, что ее не разрешили вовремя. Давайте подумаем о том, как поступить...». Далее пастор старается выработать какой-то план. Хотя этот пастор и утверждает, что у него нет намерения осуждать («Я не хочу вас ничем обидеть»), абстрактность, многословие монолога в совокупности говорят о его неуважении к прихожанину. Осуждение — разговор, в котором царит отчуждение.

Отречение

В отличие от двух других способов, отречение — это такая форма общения, во время которой пастор высказывает свое мнение без всякого интереса и сочувствия к проблемам прихожанина. Такой пастор стремится воздержаться от агрессивного стиля осуждения, подчеркивая предварительный характер разговора и порой не желая даже высказать свои соображения. Таким образом он лишает прихожанина возможности проверить свои взгляды. Отречение отличается следующими признаками: пространные извинения за чье-то мнение или за высказывание, переход от одного наблюдения к другому без их глубокого анализа, полное нежелание бороться с вредными идеями. Например, в ситуации, которую мы описали в предыдущих параграфах, пастор, ведущий беседу в стиле отречения, может ответить так: «Я не знаю, прав я или нет, и прошу вас простить меня за то, что скажу вам, — я не хочу показаться бестактным, но мне интересно, что вы чувствуете по отношению к вашему учителю? Я просто не знаю, что вы думаете?». Пастор может выразиться совсем кратко: «Я так понимаю, что между вами и учителем что-то происходит». Прихожанин отвечает: «У нас все хорошо». После чего пастор говорит: «Да, наверное, я чего-то не понял. Мне было интересно, когда вы говорили про большой объем домашней работы. Вы думаете, что проблема в этом?». Или же пастор может сразу перейти к обобщению, сказав: «Ваш учитель спрашивает других больше, чем вас, и много задает на дом».

Если осуждение характеризуется монологом со стороны пастора, то при отречении более активен прихожанин. Поскольку при отречении пастор не проявляет в разговоре искренности, ему трудно помочь прихожанину конструктивно раскрыть себя. Как и при осуждении, при отречении в итоге начинает царить атмосфера отчуждения.

Сравнение трех стилей

Эти три стиля сведены в таблицу 1.

ТАБЛИЦА 1 Сравнение стилей общения

Осуждение Обращение Отречение
Агрессивный Утверждающий Пассивный
Осуждающий Уважительный Неосуждающий
Внушительный Доверительный Отрекающийся
Невыразительный Выразительный Невыразительный
Абстрактный Конкретный Абстрактный
Монолог (пастора) Диалог Монолог (прихожанина)

Когда пастор склоняется к осуждению или отречению, это часто показывает, что он испытывает неразрешенное чувство вины, беспокойства или гнева по отношению к прихожанину, к предмету обсуждения или к динамике разговора. Когда мы разговариваем с прихожанами, очень важно следить за нашими чувствами, переживаниями, действиями и мыслями. К счастью, нам не обязательно полностью разрешать все вопросы, чтобы разговор с прихожанином прошел успешно, однако, если в своей жизни мы решаем проблемы, связанные с чувствами вины, беспокойства или злости, это поможет нам донести до других ту свободу, ту радость и силу, которые этот процесс привносит в нас. Такой опыт побуждает нас использовать стиль утверждения, чтобы поделиться радостью, которую мы уже познали сами.

КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ

Пастор применяет обращение для того, чтобы поделиться с прихожанином своими взглядами и тем самым помочь ему лучше понять его собственные проблемы или радости. Такие приемы обращения, как сообщение, свидетельство, сопоставление и спор, призваны, во-первых, помочь прихожанину понять роль его же убеждений в его чувствах и поведении, а во-вторых, помочь ему принять Благую Весть. Пятый прием — повторение — помогает прихожанину вспомнить все, что он понял из разговора с пастором. Оценка или определение убеждений прихожанина — это процесс присутствия, готовящий к процессу обращения, в ходе которого пастор противостоит вредным идеям или поддерживает полезные идеи.

Процесс

Процесс обращения многим пасторам кажется трудным. Те из них, кто удобно себя чувствует, используя непрямой стиль, испытывают трудности при непосредственной работе с убеждениями прихожанина. Тем же, кому легко работать прямыми методами, трудно из-за своей прямоты приспособиться к более сложному непрямому стилю. Пасторам, которые в беседах с прихожанами часто используют Писание или богословские термины, трудно понять многое из приемов сообщения, свидетельства, сопоставления. А тем, кого затрудняет богословская или библейская лексика, трудно применять ее в ходе спора. Практически у каждого человека возникают трудности с тем, когда и какой прием лучше использовать.

Подобно другим процессам, мастерство обращения возрастает с практикой. Умение ненавязчиво использовать в обращении Писание и богословскую лексику возрастает, если при решении собственных вопросов и проблем мы прибегаем к богословской оценке и спору. Восприятие сообщения, свидетельства и сопоставления как Благой Вести, даже если при этом не используется религиозный язык, постоянно развивает мысль о том, что с прихожанином на его собственном языке говорит Дух Святой. Помните, что язык Писания, который большей частью кажется нам несколько таинственным, когда-то был языком ежедневного общения людей.

Короче говоря, обращение в значительно меньшей степени открытый процесс, чем присутствие. Здесь многое зависит от творческого подхода пастора. Обращение более характерно для пасторского служения, чем присутствие, потому что в него включены богословская оценка и религиозные источники — два ключевых пасторских инструмента.

Упражнения

1. Подготовка к обращению.

Сообщение: Обобщите проблему какого-нибудь человека. Обратите внимание на иррациональную идею, причастную к этой проблеме. Решите, какая информация необходима для того, чтобы исправить эту идею. Запишите какое-нибудь высказывание в той форме, в какой вы передадите его этому человеку. Оцените ваше высказывание по образцам, приведенным в 5-й главе.

Свидетельство: Обобщите проблему какого-нибудь человека. Обратите внимание на иррациональную идею, причастную к этой проблеме. Вспомните ситуацию, в которой вы пытались разрешить такую же или похожую проблему. Запишите какое-нибудь высказывание в той форме, в какой вы передадите его этому человеку. Оцените ваше высказывание по образцам, приведенным в 5-й главе.

Сопоставление: Обобщите проблему какого-нибудь человека. Обратите внимание на противоречия в ее или его рассказе. Решите, с каким из этих противоречий надо бороться и почему. Запишите высказывания и в опосредованной, и в прямой форме. Оцените ваши высказывания по образцам, приведенным в 5-й главе.

Спор: Обобщите проблему какого-нибудь человека. Обратите внимание на иррациональную идею, причастную к этой проблеме. Решите, какие убеждения и религиозные источники вы будете использовать при оспаривании этой идеи, и почему вы будете их использовать. Сформулируйте высказывание или диалог с использованием этих убеждений и религиозных источников. Оцените этот спор по образцам, приведенным в 5-й главе.

2. Практическая работа по обращению в группе.

Пастор выбирает прихожанина, с которым готов работать. Если прихожанин согласен, чтобы пастор с ним работал, пастор в разговоре с ним обобщает то, что знает из наблюдений за поступками прихожанина, и то, что услышал от прихожанина по выбранному ими для работы вопросу. При выполнении этого упражнения можно либо обсудить проблему из реальной жизни, о которой уже шел разговор в группе, либо разыграть вымышленную ситуацию.

Например, представьте себе, что пастор и прихожанин — студенты семинарии, изучающие проблемы пасторской заботы. Прихожанин — бывший преподаватель колледжа, который оставил свою работу, чтобы учиться в семинарии.

Пастор говорит: «Я слышал, как вы говорили, что переживаете потерю работы и необходимость повторной учебы в таком солидном возрасте. Вы сказали, что эта ситуация вас сильно злит. Свою злость вы связываете с несколькими обстоятельствами — вы испытываете трудности в служении, вам уже много лет и вам трудно дается этот курс. Так обстоят дела?».

В этом упражнении, после того как пастор и прихожанин обговорят в целом обсуждаемый вопрос, пастор использует один из методов обращения. Затем пастор помогает прихожанину исследовать свою проблему. Спустя минут пять пастор просит прихожанина повторить то, что он понял из разговора о своей проблеме.

Наблюдатель помогает сначала пастору, а потом прихожанину кратко высказать свое мнение. Все трое должны обсудить реакцию на обсуждение проблемы. Особенно важно почувствовать реакцию на обращение и проанализировать сильные и слабые стороны работы с проблемой. Наблюдатель должен следить за тем, чтобы главное внимание пастор и прихожанин уделили методу обращения, а не продолжали дискутировать по поводу проблемы.

3. Практическая работа по обращению вне группы.

Начните с выбора того вопроса, который вы будете анализировать самостоятельно. После того как вы исследуете этот вопрос в письменном диалоге (вы можете использовать упражнение 4А из 3-й главы), примените в этом диалоге методы обращения. В заключение повторите все, что поняли из диалога.

После того как вы запишете свой диалог, поразмышляйте над ним, ответив письменно на следующие вопросы: Как я воспринимаю обсуждаемую проблему или радость? Какие взгляды изменились или укрепились во мне в процессе обсуждения?

В конце проверьте, к каким методам, упоминаемым в 5-й главе, относятся ответы «пастора», и опишите это обращение, осуждение или отречение. Запишите ваши соображения по поводу того, как вы применяете обращение.

Глава 6

Для осуществления перемен опытный пастор использует СЕМЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ. Сам пастор, Писание, традиция, теология и этика, общины завета, молитва и искусство, а также обряды — вот те особые средства, которые пасторы используют для того, чтобы помочь прихожанам отвергнуть вредные идеи и по-новому взглянуть на чувства или поступки, выводящие их из равновесия.

Хотя в данной главе эти источники представлены достаточно полно, серьезное их изучение не следует ограничивать только этой главой, Применение Писания и богословия в спорах по поводу вредных идей описано в 4-й и 5-й главах. В 7-й главе представлена общая стратегия помощи прихожанам в выработке планов действия, где тоже не обойтись без этих источников. Эту же главу мы начнем с вопроса о пасторской теологии перемен, затем поговорим о религиозных источниках и завершим разговором о том, как использовать эти источники на практике.

ПАСТОРСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ПЕРЕМЕН

Способность менять свои взгляды — это дар от Духа Святого, которым мы должны обладать и который должны использовать. Например, Иисус подчеркивал особенность этого дара, говоря ученикам, что Дух «научит вас всему» и «наставит вас на всякую истину» (Ин. 14:26; 16:13). С другой стороны, послания Павла призывают христиан: «...преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2) и «...обновиться духом ума вашего» (Еф. 4:23). Такое противоречие между переменой как даром и переменой как чем-то таким, ради чего человеку надо работать, показано в истории о дне Пятидесятницы, в главе 2 Деяний.

Три тысячи крещенных

Лука пишет, что эти крещения проходили в Иерусалиме в день Пятидесятницы, во время иудейского празднования пятидесятого дня после праздника Пасхи. В городе было полно гостей, пришедших на этот праздник. Ученики Иисуса к тому времени уже много дней пребывали вместе в молитве. В день Пятидесятницы они были исполнены Духом Святым и стали говорить на языках, так что гости из других земель могли понимать каждый на своем языке все то, что говорили ученики. Этот факт удивил собравшихся возле них людей, пробудил интерес. Петр использовал эту возможность для того, чтобы противостоять ложным идеям этих людей об Иисусе и обратиться к ним с Благой Вестью. Многие из слушающих «умилились сердцем» и спросили: «Что нам делать?». Петр сказал им: «Покайтесь (метанойя), и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа». Три тысячи человек вняли этому призыву и крестились. После этого они «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:37,38,42).

В этой истории из главы 2 Деяний перемена оказалась и даром Духа Святого, и тем, ради чего люди работали. В истинности слов Петра слушающих убедил Дух Святой, который «умилил сердца» и побудил их спросить: «Что нам делать?». Но для того чтобы полностью принять эти дары, им пришлось действовать; Петр сказал им, что для того чтобы простились им их грехи и они могли принять Духа Святого, они должны креститься. После крещения они продолжали действовать, дабы укрепить эти перемены: слушали учения апостолов, пребывали в общении, хлебопреломлении, каждый день молились в храме.

В этой истории о крещении трех тысяч человек есть упоминания и о религиозных источниках. Под Писанием подразумевается учение апостолов. Традиция и современная теология и этика, которые разъясняют Писание, являются дополнением к этому учению. Общение апостолов осуществляется пастором и общиной завета. Молитва проходила каждый день в храме. Обряд заключался в крещении и хлебопреломлении.

Таким образом, история о крещении трех тысяч человек показывает роль как духовного дара, так и человеческих усилий в изменении взглядов, а также говорит о важности религиозных источников в обретении человеком нового миропонимания.

Трудность перемен

Изменить поведение человека очень трудно; неважно, скрытое ли это поведение (мысли) или явное (поступки). Поэтому люди стараются избегать изменений в своем поведении. Кавана (1982, р. 240-250) выделяет четыре основные причины, побуждающие людей избегать таких перемен. Во-первых, поиск помощи порождает беспокойство и боль. Во-вторых, это сложный процесс. В-третьих, прежнее поведение кажется важным для того, кто ищет помощи. И в-четвертых, некоторые из тех мотивов, которые побуждают человека искать помощи, не способствуют переменам.

Поиск помощи порождает беспокойство и боль. Перемены порождают беспокойство и боль, потому что прихожанин должен совершить при этом два пугающих его действия: оставить старый путь решения своих проблем и испытать страх, отыскивая новый путь. И то, и другое малоприятно. Например, отец Шон Кейси почувствовал дискомфорт, став администратором, потому что считает, что должен вести себя так, чтобы всем угодить, а администратору порой приходится принимать решения, которые людям не по душе. Он чувствует холодок под ложечкой и рисует в своем воображении самые страшные картины, когда говорит со своим советником о возможной встрече с людьми, негодующими по поводу его решений.

Перемены — сложный процесс. Перемены — сложный процесс, потому что прихожанин должен отказаться от прежнего поведения (скрытого и явного) и начать действовать по-новому. Такой отказ от старого и начало нового представляют определенную сложность, и эта сложность усугубляется сочетанием двух этих сторон. Нэнси Фрателло хотела больше времени проводить в молитвах, но, пытаясь выделить для этого время, она поняла, что вряд ли найдет его для себя, так как всегда соглашалась с людьми, чтобы всем угодить. Чтобы найти подходящее время, ей пришлось отказаться от своей иррациональной идеи о том, что она всем должна угождать. Кроме того, ей надо было помнить о том, что Бог любит ее всегда, решить для себя, кому и в каких случаях ей следует говорить «нет», изменить свой распорядок дня, определить, как поддерживать себя, испытывая дискомфорт от перемен, как следовать новому распорядку и найти подходящее время для молитвы.

Прежнее поведение кажется важным. То прежнее поведение, от которого прихожанину надо отказаться, кажется важным для динамики его жизни. Оно отвечает его психологическим нуждам, помогает сосредоточиться на чем-то важном, успокаивает, привносит душевное равновесие. У Шона и у Нэнси развилось убеждение, что они должны нравиться всем, подобно тому, как маленькие дети стремятся угодить рассерженным родителям. Они с давних пор применяли этот метод во взаимоотношениях с людьми, и он успешно действовал: они угождали людям и не давали развиться чувству беспокойства.

Отсутствие истинных мотивов для перемен мешает переменам. Прихожане часто включаются в этот процесс лишь для того, чтобы показать нецелесообразность перемен, осуществить ранее принятое решение, доказать кому-то свою правоту, выместить на ком-то свою злость, манипулировать другими людьми, доказать, что помочь ничем нельзя, что пастор неправ, доставить кому-то удовольствие. Ни один из этих мотивов не приводит к позитивным переменам. Деметриус Пападопулос пришел с женой Александрой к пастору для того, чтобы поговорить с ним о своих проблемах в семейной жизни. Вскоре пастор Петрос заключил, что Деметриус пришел найти союзника, который поддержал бы его точку зрения, а Александра пришла без всякого повода, потому что считала, что им никто не поможет разрешить их проблемы.

Таким образом, следование модели метанойи — трудный процесс, потому что всегда найдется человек, который не хочет перемен. Такое нежелание является главным препятствием для принятия прихожанином Благой Вести во 2-й стадии разговора и в выработке плана в 3-й стадии. Трудность перемен и универсальность нежелания перемен — это те две причины, по которым столь удивительными кажутся крещение трех тысяч человек и их дальнейшие действия, о чем рассказывает 2-я глава Деяний.

Иррациональные идеи

Из-за множества причин, затрудняющих перемены, люди часто считают, что перемены вообще невозможны. Поэтому они не работают над убеждениями, лежащими в основе их негативных чувств и поступков. Часто к такому состоянию безнадежности приводят рассмотренные ниже иррациональные идеи: эмоциональная безответственность и исторический детерминизм.

Эмоциональная безответственность. Эмоциональное состояние, обусловленное внешним воздействием и при котором человеку трудно контролировать или менять свои чувства, называется эмоциональной безответственностью. Эта идея содержит истину о том, что на определенную внешнюю ситуацию мы обычно отвечаем определенными эмоциями. Ошибочность этой точки зрения состоит в уверенности в том, что внешние ситуации якобы вызывают в нас страдания. Скорее, наши мысли о ситуации, такие, как «Я не могу этого вынести», «Это ужасно», «Это не должно произойти», «Если это произойдет, наступит катастрофа», заставляют нас страдать. Истинность такого взгляда очевидна, когда мы успешно противостоим иррациональным идеям, и наши чувства при этом меняются. Хотя чувства изменить трудно, их можно последовательно трансформировать.

Согласно Евангелию от Марка, главное служение Иисуса состояло в том, чтобы призвать людей к покаянию (Мк. 1:14-15). Этот Его призыв показывает веру Иисуса в то, что мы можем изменить наше поведение и не являемся рабами внешних обстоятельств.

Исторический детерминизм. Это идея о том, что ваше прошлое остается очень важным, и поскольку что-то в прошлом стало влиять на вашу жизнь, это «что-то» неизбежно определит ваши сегодняшние чувства и поступки.

Прошлое, особенно наше детство в семье, оказывает на нас сильное влияние. Такое влияние трудно преодолеть, поскольку мы продолжаем и в настоящем мыслить и поступать так, как научились этому в прошлом (например, отец Шон Кейси и Нэнси Фрателло). Однако повторение старых привычек проецирует силу прошлого на сегодняшнюю жизнь человека. Мы можем побороть эту силу, начав жить по-новому.

Пример такой борьбы можно видеть в главе 5 Евангелия от Иоанна. Иисус спросил человека, который уже тридцать восемь лет лежал возле купальни, хочет ли он исцелиться. В ответ этот человек рассказал ему о неудачных попытках первым войти в воду и исцелиться в прошлом. Иисус, дав ему силы, призвал его встать и идти в настоящем.

Таким образом, эмоциональная безответственность и исторический детерминизм — это примеры ошибочных идей о том, что люди несвободны; эти идеи учат тому, что внешние обстоятельства или исторические прецеденты, или то и другое вместе, определяют нашу жизнь. В противовес этой идее христианская теология напоминает нам, что мы относительно свободны.

Это значит, что мы свободны по-разному реагировать на обстоятельства и прецеденты, но в то же время мы ограничены, поскольку на нас влияют история, привычная реакция и физические возможности. Поэтому при любой попытке поступать иначе, нестандартно, эти факторы надо принимать во внимание. Тем не менее чем больше мы практикуем в себе противодействие этим факторам, тем в большей степени мы становимся свободными.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.