Практическое занятие №13. Эффективность коммуникации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Практическое занятие №13. Эффективность коммуникации

2020-12-06 329
Практическое занятие №13. Эффективность коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Определите, трансформация какой известной фразы лежит в основе фрагмента стихотворения И. Бродского. Найдите в тексте другие средства образности и выразительности. Проанализируйте значение словосочетания «часть речи» в данном отрывке:

...Жизнь, которой,

как дареной вещи, не смотрят в пасть,

обнажает зубы при каждой встрече.

2. Охарактеризуйте понятия «коммуникативная неудача», «коммуникативный барьер». Приведите примеры.

3. Заполните таблицу 3, определив, к каким типам шумов, согласно математической модели коммуникации К. Шеннона и У. Уивера, можно отнести следующие, затрудняющие передачу и декодирование сообщения:

звук автосигнализации под окном аудитории во время лекции; звук мобильного телефона во время ответа на экзамене; неудобный стул во время собеседования при приеме на работу; тесная одежда и обувь во время защиты дипломной работы; мечты о предстоящем свидании во время лекции; невозможность открыть текстовый документ в полном объеме из-за неисправности компьютера; нарушение лексической сочетаемости слов; употребление слова в несвойственном ему значении; произнесение слова «реферамбы» вместо «дифирамбы»; неправильное ударение в слове; некорректное использование фразеологизма; использование просторечных слов в дипломной работе.

Включите в каждую колонку 2-3 собственных примера.

 

Таблица 3

Технические (механические) шумы Семантические шумы
   

 

4. Проанализируйте отрывок из повести М. Булгакова «Собачье сердце» (беседа профессора Преображенского и представителей домоуправления) с точки зрения соблюдения (несоблюдения) коммуникантами условий успешности общения и правил коммуникативного кодекса.

Вошедшие потоптались на ковре.

- Мы к вам, профессор, - заговорил тот из них, у кого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся черных волос, - вот по какому делу...

- Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду, - перебил его наставительно Филипп Филиппович, - во-первых, вы простудитесь, а во-вторых, вы наследите мне на коврах, а все ковры у меня персидские.

Тот, с копной, смолк, и все четверо в изумлении уставились на Филиппа Филипповича. Молчание продолжалось несколько секунд, и прерывал его лишь стук пальцев Филиппа Филипповича...

- Во-первых, мы не господа, - молвил наконец самый юный из четверых – персикового вида.

- Во-первых, - перебил и его Филипп Филиппович, - вы мужчина или женщина?

Четверо вновь смолкли и открыли рты. На этот раз опомнился первым тот, с копной.

- Какая разница, товарищ? – спросил он горделиво.

- Я женщина, - признался персиковый юноша и сильно покраснел. Вслед за ним покраснел почему-то густейшим образом один из вошедших - блондин в папахе.

- В таком случае вы можете оставаться в кепке, а вас, милостивый государь, попрошу снять ваш головной убор, - внушительно сказал Филипп Филиппович.

- Я не «милостивый государь», - смущенно пробормотал блондин, снимая папаху.

- Мы пришли к вам, - вновь начал черный с копной.

- Прежде всего, кто это «мы»?

- Мы - новое домоуправление нашего дома, - в сдержанной ярости заговорил черный. – Я – Швондер, она - Вяземская, он – товарищ Пеструхин и Жаровкин. И вот мы...

- Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?

- Нас, - ответил Швондер.

- Боже! Пропал калабуховский дом! – в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович.

- Что вы, профессор, смеетесь? - возмутился Швондер.

- Какое там смеюсь! Я в полном отчаянии! – крикнул Филипп Филиппович, - что же теперь будет с паровым отоплением!

- Вы издеваетесь, профессор Преображенский!

- По какому делу вы пришли ко мне, говорите как можно скорее, я сейчас иду обедать.

- Мы – управление дома, – с ненавистью заговорил Швондер, - пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома.

- Кто на ком стоял? – крикнул Филипп Филиппович, - потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

- Вопрос стоял об уплотнении...<...>

- Я понимаю вашу иронию, профессор, мы сейчас уйдем... Только... Я, как заведующий культотделом дома...

- За-ве-ду-ю-ща-я, - поправил ее Филипп Филиппович.

 

(М. Булгаков. Собачье сердце)

 

Кем и какие нормы этикета (правил поведения) нарушены?

Какие средства невербальной коммуникации использовали участники беседы? Как они характеризуют состояние коммуникантов в течение разговора и какие функции выполняют?

5. Проанализируйте отрывок из романа И. Тургенева «Отцы и дети» (текст из задания №61, спор П. П. Кирсанова и Е. Базарова) по следующей схеме:

а) укажите тип коммуникации, охарактеризуйте ее участников, каналы, определите модель коммуникации, ее характер;

б) используя знания о моделях коммуникации и схемах коммуникативного акта, охарактеризуйте данную коммуникативную ситуацию и данное коммуникативное взаимодействие;

в) определите цель общения и предмет обсуждения;

г) проанализируйте коммуникативные качества речи каждого персонажа;

д) назовите условия достижения успешности общения и правила коммуникативного кодекса, которые соблюдаются героями;

е) какие правила, необходимые для эффективной коммуникации, нарушаются ее участниками? Почему это происходит?

ж) назовите невербальные средства общения, используемые коммуникантами, и формы проявления эмоциональной реакции каждого.

Для анализа может быть также представлен любой другой текст.

Деловая игра.

Разбейтесь на группы по 5–6 человек и придумайте совместно несколько текстов: сценарий мелодрамы, волшебную сказку, предвыборную речь политика, рекламу стирального порошка. Можно выбрать различные стратегии совместной работы. Например, один из участников может начать, придумать первое предложение, остальные по цепочке добавлять по одному предложению. Либо сначала в группе совместно обсуждается общий замысел текста и распределяются роли в совместной деятельности, а затем каждый выполняет заданную группой часть работы.

После завершения работы обсудите полученный результат, скорректируйте тексты.

Перенесите аналогичную работу в виртуальную среду. Попробуйте совместно сочинять тексты в условиях опосредованного Интернетом общения. Какое программное обеспечение можно использовать для работы? Какова специфика процесса совместного онлайн-творчества? Как особенности Интернет-коммуникации отразились на результатах? Как вам больше понравилось работать – общаясь непосредственно или через сеть?

 

3 Вопросы к экзамену

 

1. Предмет, функции, методы теории коммуникации. Междисциплинарный характер коммуникативного знания.

2. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Развитие технических средств коммуникации.

3. Коммуникативная компетентность. Основные источники её формирования.

4. Проблемы коммуникации в античной культуре.

5. Коммуникативная проблематика в христианской и новоевропейской культуре.

6. Проблема коммуникации в философии XIX в.

7. Проблема коммуникации в философии XX в.

8. Различные подходы к изучению коммуникации (технократический, интеракционный, лингвистический).

9. Основные элементы коммуникационного процесса.

10. Теории массовой коммуникации.

11. Однонаправленные модели коммуникаций.

12. Модели коммуникаций с обратной связью.

13. Структура коммуникационного процесса.

14. Коммуникационная деятельность и коммуникационные каналы.

15. Теория коммуникации: основные понятия и идеи. Классификация теорий.

16. Аудитория и коммуникации. Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории).

17. Аудитория: виды и характеристики. Особенности коммуникации с различными аудиториями.

18. Законы и условия коммуникации.

19. Рассмотрение социальной коммуникации в контексте бихевиоризма, персонализма, экзистенциализма, символического интеракционизма.

20. Информация как основной элемент процесса коммуникации.

21. Проблема информационной безопасности общества. Информационная война, ее технологии.

22. Основные направления и методы обеспечения информационной безопасности общества и личности на современном этапе (информационной экологии).

23. Основные элементы коммуникационного процесса.

24. Коммуникационные барьеры.

25. Информация как основной элемент коммуникативных систем.

26. Определение и типология коммуникационных потребностей.

27. Понятие, виды, уровни и функции межличностного общения.

28. Модели межличностной коммуникации.

29. Семиотика: семантика, синтактика, прагматика. 

30. Классификация знаков. Социальные символы. Коммуникационные знаки.

31. Сравнение вербальной и невербальной коммуникации. Особенности и функции невербальной коммуникации.

32. Кинесика: жесты, мимика и взгляд, позы и походка, контакт глазами.

33. Проблема интерпретации невербального поведения.

34. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе.

35. Структура и динамика, модели коммуникации в малой группе.

36. Становление отечественной теории массовой коммуникации.

37. Научные взгляды на массовую коммуникацию западных (Н.Винер, В.Шрамм, Г.Ласауэлл, П.Лазарсфельд, Р.Мертон, А.Моль, Ю.Хабермас и др.) ученых.

38. Научные взгляды на массовую коммуникацию отечественных (Н.Федоров, П.Флоренский, В.Вернадский, М.Бахтин, Ю.Лотман и др.) ученых.

39. Марксистские и немарксистские (Г.Лебон, Г.Тард и др.) взгляды на массы. Развитие концепций о массах и их месте в культурно-коммуникативных процессах учеными середины и конца XX века (А.Молем, Т.Адорно, М.Хорнхаймером, С.Московичи, Ю.Хабермасом).

40. Сущность массовой коммуникации.

41. Функции и характеристики массовой коммуникации.

42. Монокультурный и поликультурный (или комплементарный) взгляд на коммуникацию.

43. Коммуникативная среда и сферы коммуникации.

44. Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации: исторический, функциональный, системный и др. Частнонаучные методы исследования.

45. Конкретные методы анализа социальной коммуникации: корреляционный, факторный, дисперсионный, контент-анализ, дискурс-анализ и др.

46. Языковая и коммуникативная личность: сущность, модель. Языковая и коммуникативная компетенции.

47. Типы коммуникантов по способности к кооперации в речевом поведении: конфликтный, центрированный, кооперативный. Коммуникативные стили.

48. Понятие политической коммуникации. Структура, средства и модели политической коммуникации.

49. Символика и мифология политической коммуникации.

50. Электоральная политическая коммуникация.

51. Формы деловой коммуникации в организации.

52. Вербальные и невербальные средства в деловой коммуникации.

53. Репрезентативная система в деловой коммуникации.

54. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров.

55. Этика речевой коммуникации.

56. Коммуникация как функция управления организацией.

57. Виды коммуникаций в организациях.

58. Техники поведения человека в эмоциональной ситуации. Типичные ошибки коммуникации в эмоциональном состоянии.

59. Коммуникации в бизнесе, понятие о корпоративной коммуникационной стратегии.

60. Эффективность коммуникации.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Нахимова Е.А. Основы теории коммуникаций: учеб. пособие / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. – 3-е изд., стер. – М.: Наука, 2015. – 164 с. 2. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2017. – 488 с. 3. Чамкин А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 350 с. 4. Гончарова Л.М. Основы теории коммуникации: учеб. пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 352 с. 5. Кожемякин Е.А. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 189 с. 6. Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. – 192 с. 7. Шарков Ф.И. Правовые основы коммуникации: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2017. – 224 с.

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.