Практическое занятие №7. Коммуникационный процесс и его структура — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Практическое занятие №7. Коммуникационный процесс и его структура

2020-12-06 842
Практическое занятие №7. Коммуникационный процесс и его структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практические задания.

1. Раскройте основные понятия: канал, код, коммуникативные барьеры, отправитель, получатель, сообщение, шум, информация, декодирование информации.

2. Прокомментируйте точку зрения канадского ученого Г.М. Мак-Люэна, согласно которой средство и есть сообщение. Что, на ваш взгляд, важнее: содержание сообщения или средство передачи сообщения (алфавит, пресса, электронные СМИ).

3. Повторите значения понятий «рефлекторная реакция (рефлекс)», «научение», «классическое обуславливание», «инструментальное (оперантное) обуславливание», «шейпинг», «научение посредством наблюдения».  Подумайте, как, используя бихевиоральный подход, можно объяснить эффекты воздействия массмедиасообщений. Заполните таблицу, подбирая к видам модификации поведения, изучаемым в бихевиоризме, примеры из сферы массовой коммуникации (список примеров приводится после таблицы 2).

 

Таблица 2

Эффект воздействия Пример с объяснением
Создание условий для безусловно рефлекторной реакции на раздражитель  
Классическое обуславливание  
Рефлекторное обуславливание  
Шейпинг  
Научение посредством наблюдения  

 

Примеры из сферы массовой коммуникации:

1. В телевизионном выпуске новостей показывают операцию по захвату участников террористической группировки. Закадровый голос повествует об их преступлениях, в то время как «картинка» показывает, как под прицелом автоматов со скрученными за спиной руками, в наручниках их ведут в автофургон с решетками на окнах.

2. Сочетание в телевизионной антитабачной социальной рекламе образа сигареты с резким неприятным закадровым звуком.

3. В рекламном блоке один из телевизионных роликов начинается с появления на пару секунд красного фона экрана.

4. Появление в завершающих кадрах телевизионной рекламы крупного плана упаковки рекламируемого продукта, где хорошо видно название марки на этикетке, совместно с джинглом «У-у-у Данон».

5. В телерекламе показаны действия двух покупателей: один из них покупает «обычный порошок» и сталкивается с тем, что он не отстирывает с первого раза пятна на белых брюках. Второй покупатель покупает «Tide» и отстирывает аналогичные пятна на брюках сразу. В заключение ролика показано, как покупатель обычного порошка стоит в чистых брюках с вывернутыми пустыми карманами, а покупатель «Tide» также в чистых брюках подбрасывает на ладони горсть монет.

6. Систематическое сочетание в воскресной аналитической телепередаче «В мире политики» неприятной, какофоничной музыки с изображениями, произнесением фамилий лидеров националистических политических партий, с их партийными символами.

7. Публикация в печатном издании в 15 выпусках (номерах) «романа с продолжением» модного автора.

8. В ходе продвижения нового художественного фильма транслируется серия телевизионных рекламных роликов. Первый ролик серии является тизерным (яркий цветной фон с вопросом: «Вы видели, нет, вы видели это?»), последующие ролики с интервалом в 1–2 дня дают все больше новых подробностей о фильме (более полно раскрывается тема, сюжет, добавляется информация об актерах, режиссере...).

9. Использование эротических образов в рекламе.

10. По телевидению транслируют новый сериал, повествующий о женщине, которая не могла иметь детей, из-за чего от нее ушел муж. Героиня решилась взять ребенка из детского дома. В нескольких сериях описываются трудности, возникшие при адаптации женщины и удочеренной ею девочки к новым условиям жизни. В последних сериях женщина встречает поддержку и одобрение близких, друзей, соседей, находит новую любовь, и, наконец, узнает, что беременна.

11. В каждый субботний выпуск ежедневного печатного издания, распространяемого через сеть киосков «Роспечать», вкладывается купон на покупку с большой скидкой книги популярных писателей серии «Современная классика».

12. Появление «шокирующих образов»: кровавых сцен, убийств в фильме или телевизионной передаче.

13. Повышение уровня громкости звука в блоке рекламы, по сравнению с уровнем громкости звука передачи, в которую включен этот блок.

14.  В телевизионном ток-шоу обсуждается проблема жестокого обращения в семье. Разбирается случай супружеской пары, в которой муж в течение 3 лет избивал жену. Зрители в студии и эксперты (психологи, юристы, депутаты Госдумы РФ) резко осуждают поведение мужа и предлагают женщине профессиональную помощь в решении семейной проблемы.

4. Объясните, на каких приемах псевдоаргументации основаны следующие суждения:

1) «Но у этих журналюг ведь одно задание  – что хочешь соври, только депутатов-коммунистов пришей к чему-нибудь плохому» (Что врут про депутата? // Красный путь. 2002. 18 марта); 

2) «Лидер «Яблока» надеется, что 26 марта его поддержит вся некоммунистическая и небандитская Россия» (Явлинский Г. // Аргументы и факты. Спецвыпуск.); 

3) «Вы помните: 10 июля  1991 года Ельцин не пришел на теледебаты. Он меня испугался. Не рискнул вступить в прямой диалог со мной. Американцы ему сказали: «Не ходи. Там Жириновский, потеряешь миллионы голосов». Он испугался. А вы голосуете за него. Вы же видите: человек боится» (Жириновский В. О судьбах России... С. 33). 

Творческое задание №1.

Подготовьте самопрезентацию. Основная задача  – наилучшим образом показать свои профессионально важные деловые и личные качества: профессиональные знания и опыт работы; степень заинтересованности в данной работе; целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей; степень самостоятельности в принятии решений и ответственность за результаты своей работы; способность руководить и готовность подчиняться; способность творчески подходить к решению проблем; степень самокритичности и объективность оценок; умение хорошо говорить и слушать; внешность и манера поведения; честность и порядочность.

Творческое задание №2 (в студенческих группах).

Создайте два медиатекста о вреде курения, рассчитанных на молодежную аудиторию. В одном тексте постарайтесь использовать, преимущественно, убеждающее воздействие, в другом – внушающее. Где целесообразно было бы разместить данные сообщения? Почему? Кому целесообразно приписать авторство этих текстов для того, чтобы они были максимально эффективны?

Ситуационная задача.

У «наивного пользователя» (незнакомого с теориями) также имеются свои представления о том, как устроен коммуникативный процесс. Можно ли разделить таких коммуникаторов на две условные группы: «Слушай, что говорю!» и «Давайте вместе подумаем!»? Какие теоретические подходы это напоминает? Понаблюдайте за руководителями фирм и предприятий, политиками и общественными деятелями, детьми и родителями, предложите свои варианты.

 

Практическое занятие №8. Коммуникационные модели

 

Практические задания.

1. Раскройте основные понятия: источник, сообщение, канал, получатель, шум, кодирование, декодирование, кодирующее устройство, линейная модель, эффект коммуникации, коммуникационный процесс, оратор, речь, слушатель коммуникационная деятельность, коммуникационный канал, коммуникационные явления, биогенные коммуникационные явления), социогенные коммуникационные явления.

2. Опишите основные модели коммуникации. Что есть общего и специфического в моделях? В чем их достоинства и недостатки?

3. Систематизируйте материалы темы в виде схемы по разделам с указанием имен специалистов: основные теории изучения коммуникации, подходы к изучению коммуникации, модели коммуникации.

4. Составьте и охарактеризуйте интеграционную и транзакционную модели коммуникационного процесса.

5. Вам необходимо пригласить на мероприятие День открытых дверей КубГТУ внешнюю и внутреннюю аудиторию. Какую модель коммуникации вы изберете для достижения цели? Обоснуйте свой выбор.

6. Составьте диаграмму коммуникационных потоков в студенческой группе, в вузе, в известной Вам организации. Укажите направление коммуникационных потоков и виды сообщений, которыми обмениваются коммуниканты. Каковы, по вашему мнению, выгоды этой коммуникативной структуры? Какие коммуникационные проблемы вы здесь себе представляете? Как они могли бы быть разрешены?

7. Согласно математической модели коммуникации К. Шеннона и    У. Уивера, что будет выступать в качестве источника, передатчика, сигнала, канала, приемника и получателя в следующих ситуациях:

- просмотр телепередачи;

- прослушивание радиопрограммы;

- беседа двух деловых партнеров;

- разговор по мобильному телефону;

- общение в чате.

8. Охарактеризуйте каждую коммуникативную ситуацию с точки зрения всех моделей коммуникации и с учетом всех факторов:

письмо друга, полученное по почте и по электронной почте; разговор двух подруг, одна из которых находится на улице, а другая в супермаркете, по мобильному телефону; SMS-сообщение; разговор двух друзей в трамвае; беседа группы студентов на перемене; рекламный радиоролик; выступление на митинге; выступление на конференции.

Согласно какой модели, на Ваш взгляд, конкретная коммуникативная ситуация описывается наиболее полно и адекватно? Свой ответ аргументируйте.

9. Какие важные компоненты коммуникативного акта не учитываются в четырехкомпонентной модели коммуникационного взаимодействия? Докажите их важность для процесса коммуникации. Свой ответ аргументируйте и проиллюстрируйте примерами. Трансформируйте четырехкомпонентную модель коммуникационного взаимодействия, дополнив ее необходимыми компонентами.

 

Практическое занятие №9. Субъекты коммуникации

 

Практические задания.

1. Выберите событие для построения новостного ряда в 3 предложения (жесткая новость). Укажите: что, где, когда произошло,  как это происходило и почему, что означает данное сообщение.

2. Охарактеризуйте себя как коммуникативную личность. Какие достоинства и недостатки вы можете указать. Можно ли вас назвать эффективным коммуникатором?

3. Проанализируйте имиджевую рекламу (банк, производственное предприятие, образовательное учреждение и т.д.). Какие средства коммуникации в ней используются? С какой целью применяются те или иные символы и образы?

4. Группа разбивается на подгруппы по 3 человека и выбирает какое-либо событие, новость или рекламный сюжет, которые анализируются на предмет используемых мифологических аргументаций. Затем каждая подгруппа организует презентацию продукта групповой работы-списка проявлений мифологий и мифологических аргументаций.

5. Предложите эффективные формы обратной связи между вузом и выпускниками школ.

6. Приведите примеры языковых, стилистических, семантических и других барьеров коммуникации.

7. Приведите конкретный пример успешного коммуникатора. Какие виды взаимодействия с аудиторией он применяет? Как реагирует аудитория на его послания? Почему его общение с аудиторией эффективно?

8. Вам предстоит сделать сообщение студенческой аудитории. Какие механизмы оптимизации деятельности аудитории вы будете использовать и почему?

9. Заполните таблицу, определив, являются ли коммуникацией следующие виды взаимодействия:

автоматическое открывание/закрывание дверей при приближении/удалении человека; снятие домохозяйкой показателей счетчиков воды и газа; заказ холодильником продуктов через Интернет; полет пчел в направлении, указанном движениями пчелы-разведчика; обнюхивание собаками друг друга при встрече; условная стойка служебной собаки при обнаружении взрывного устройства; мурлыканье кошки при ее поглаживании хозяйкой.

10. Придумайте диалоги (беседа друзей, интервью, разговор с начальником и т.п.), в которых бы «встретились» разные типы коммуникантов по способности к кооперации в речевом поведении: конфликтный, центрированный, кооперативный.

Творческое задание.

Разработайте сообщение (новостное, рекламное и т.д.) для различных видов аудитории с учетом ее социальной, профессиональной и иной ориентированности.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.